Рабочая программа кружка "Кубанская вышивка"
рабочая программа по теме
Рабочая программа на два года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kubansk.kruzhka_vyshivka.docx | 44.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Кубанская вышивка»
Ты любишь вышивать? Постичь искусство это
Поможет красота. Взгляни скорей вокруг:
Природа так свежа, залита морем света!
Трудись и вышивай, не покладая рук.
Евгения Краснова
1.Пояснительная записка
Важной составляющей воспитательной системы в школе является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. В системе нравственного и эстетического воспитания учащихся, в процессе обучения в школе, важная роль следует отводить народному и декоративно-прикладному творчеству. Занятия в кружке «Кубанское вышивка» нацелены на изучение и использование веками накопленного опыта народа, в котором всегда соединяются и польза, и красота. Через народное искусство осуществляется связь времен и поколений.
Простые, на первый взгляд, и в то же время прекрасные художественные творения народных мастеров помогают привить любовь к родному краю, учат видеть и любить природу, ценить народные традиции и обычаи Кубани, уважать труд взрослых. Благодаря произведениям народного и декоративно-прикладного искусства в сознании учащихся формируются представления о красоте и добре.
Программа курса «Кубанская вышивка» предназначена для учащихся 2–4-х классов образовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.
Программа курса рассчитана на 2года-68 часа(1 час в неделю).
Цель программы:
- углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,
- систематизация знаний о различных приемах вышивки,
- развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
- создание иллюстративного материала “Кубанская вышивка”,
- освоение приемов вышивки гладью и крестом,
- выполнение творческого проекта.
Новизна программы заключается в представлении творческого проекта, выполненного по индивидуально разработанной композиции.
Формы проведения занятий:
- Демонстрация изделий.
- Занятия с элементами лекций.
- Практические занятия.
- Самостоятельная работа с литературой.
- Работа над проектом.
Наглядность:
- Таблицы: орнаменты, простейшие швы, гладь,крест.
- Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.
- Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
- Уметь вышивать на пяльцах
- Начинать и заканчивать работу без узлов.
- Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
- Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
- Выполнять работу простой гладью, теневой, двусторонней.
- Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
- Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
- Виды ручной вышивки.
- Историю и традиции вышивки.
- Способы нанесения рисунка на ткань.
- Способы закрепления нитей.
- Способы выдергивания нитей.
- Способы зашивок.
- Применение мережек, свободных швов.
Способы оценивания результативности учащихся:
- Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
- Выполнение заданий.
- Защита проекта.
Программа способствует
- повышению интереса к культурным традициям родного края;
- развитию познавательной и творческой активности детей;
- формированию нравственных ценностей;
- расширению политехнических знаний; -повышению культуры общения детей;
- укреплению веры детей в свои способности.
Прогнозируемые результаты
На занятиях кружка дети ознакомятся с историей кубанской вышивки . Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.
2.Таблица тематического распределения количества часов
№ | Тема | Часы | Теория | Практика |
1год обучения | ||||
1 | Вводное занятие. Понятие декоративно – прикладного искусства. Техника безопасности на занятиях. | 2 | 2 | |
2 | Виды вышивок, их использование в казачьем быту. | 1 | 1 | |
3 | Инструменты и материалы для вышивания. Техника безопасности в работе с инструментами. | 2 | 1 | 1 |
4 | Цветовой круг, орнамент | 2 | 1 | 1 |
5 | Подготовка салфетки для вышивки | 2 | 2 | |
6 | Закрепление нити. | 2 | 1 | 1 |
7 | Технология выполнения простых украшающих швов. | 7 | ||
7.1 | Простейшие швы (вперед иголку, назад иголку). | 2 | 2 | |
7.2 | Стебельчатые швы. | 2 | 2 | |
7.3 | Тамбурный шов и его варианты. | 3 | 1 | 2 |
8. | Счётные швы. | 9 | ||
8.1 | Гобеленовый шов. | 3 | 1 | 2 |
8.1 | Шов крест. | 3 | 3 | |
8.3 | Шов козлик. | 3 | 3 | |
9. | Гладевые швы. | 9 |
| |
9.1 | Виды глади | 3 | 1 | 2 |
9.2 | Технология выполнения глади | 5 | 2 | 3 |
Итог: | 34 | 11 | 23 | |
2 год обучения | ||||
10 | Повторение выполнения простых украшающих швов. | |||
10.1 | Простейшие швы (вперед иголку, назад иголку). | 1 | 1 | |
10.2 | Стебельчатые швы. | 2 | 2 | |
10.3 | Тамбурный шов и его варианты. | 2 | 2 | |
10.4 | Вышивка салфетки изученными швами. Работа над проектом. | 4 | 1 | 3 |
11. | Счётные швы. | |||
11.1 | Гобеленовый шов. | 2 | 1 | 1 |
11.2 | Шов крест. | 2 | 2 | |
11.3 | Шов козлик. | 2 | 2 | |
11.4 | Вышивка салфетки изученными швами. Работа над проектом. | 4 | 1 | 3 |
12. | Гладевые швы. | |||
12.1 | Виды глади | 2 | 1 | 1 |
12.2 | Технология выполнения глади | 3 | 3 | |
12.3 | Плоская гладь. | 6 | 1 | 5 |
12.4 | Вышивка узора гладью. Работа над проектом. | 4 | 4 | |
Итог: | 34 | 5 | 29 |
3.Содержание учебного материала
Вводное занятие. (2)
Понятие декоративно – прикладного искусства.
История появления вышивки на Руси. Из истории западноевропейской вышивки.
Знакомство с одеждой кубанского казачества. Вышивка в одежде.
Виды вышивок, их использование в быту. (1)
Виды вышивки (вышивка гладью, крестом).
Инструменты и материалы для вышивания (2)
Ткань для вышивки. Нитки мулине, иглы для вышивки гладью, наперсток, линейка.
Изготовление шкатулки для рукоделия.
Цветовой круг, орнамент (2)
Правила подбора цветовых сочетаний. Растительный орнамент. Центрический орнамент.
Составление композиции. (2)
Композиция в вышивке.
Принципы построения композиции для вышивки
Способы перевода рисунка на ткань.(2)
Перевод через копировальную бумагу.
Перевод рисунка методом припорашивания. Увеличение и уменьшение рисунка.
Закрепление нити. ( 2)
Способы закрепления нити. Закрепление нити в начале работы
Закрепление нити в конце работы
Технология выполнения простых украшающих швов. (30)
Шов вперёд иголку. Шов шнурок. Шов змейка.
Шов назад иголку без пропуска ткани, строчка.
Шов назад иголку с пропуском ткани, пунктир.
Простой стебельчатый шов. Стебельчатый шов.
Шов «Россыпь». Применение стебельчатого шва.
Тамбурный шов. Цепочный шов. Шов косичка. Узелки-навивы.
Петельный шов. «Дырочки».
Счётные швы. (6)
Гобеленовый шов. Шов козлик. Шов крест.
Гладевые швы. (42)
Владимирский верхошов. Полугладь.
Полтавская гладь. Белая гладь.
Выпуклая гладь. Старинная русская гладь.
Тамбурная гладь. Лёгкая гладь. Трёхстежковая рисовальная гладь.
Гладь навивом. Художественная цветная гладь.
Сочетание цветов. Атласная гладь.
Гладь внахлест. «Листик в раскол». Плоская гладь – полоска.
Плоская гладь - закругленный фрагмент.
Прорезная гладь. Подкладной шов, или «восьмерки».
Плоская гладь - заостренный фрагмент. Базовая плоская гладь.
Изготовление эскиза, схемы узора. Работа над проектом. (3)
Хроматические, ахроматические цвета. Цветовая гармония. Изготовление схемы из растительных орнаментов
Составление схем, шаблонов. Подготовка эскиза рисунка к вышивке.
Работа над проектом «Подарок маме»
Практическое занятие: Выполнение простых украшающих швов. (3)
Выполнение украшающих швов на основе шва «вперед иголку».
Выполнение украшающих швов на основе шва «назад иголку»
Вышивка салфетки простыми украшающими швами: стебельчатым, тамбурным, петельным.
Практическое занятие: Художественная цветная гладь. (4)
Художественный облик цветной глади.
Выполнение элементов двусторонней и цветной художественной глади.
Изучение техники вышивки с вливанием тонов.
Вышивка салфетки художественной гладью.
Защита проекта. (1)
Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ.
5.Материальное обеспечение:
- нитки мулине, шерстяные;
- иглы для вышивки гладью.
- наперсток;
- линейка;
- ножницы;
- ткань для вышивки (габардин);
- канва для вышивки крестом АИДА;
- пяльцы, клей ПВА; копировальная бумага.
- дополнительные аксессуары.
6.Используемая литература:
- Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар, 1999.
- Иванова А. Ручное вышивание. 2005 г.
- Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.
- Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар: Сов. Кубань,1999.
- Технология. Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы/под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2008.
- Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.
- Журнал “Украинская народная вышивка”.
- Интернет ресурсы: http://www.passion.ru/needlework/glad.htm
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания Школьного методического объединения учителей начальных классов № __ от ________________ 201___ года Руководитель ШМО _________________/ Метлицкая А.А./ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР МАОУ СОШ №18 _____________/Падалка Н.Г./ Дата ________________ 201_ г. |
4.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Часы | Дата план | Дата факт |
1.Вводное занятие. Понятие декоративно – прикладного искусства. 2 | ||||
1 | История появления вышивки на Руси. Из истории западноевропейской вышивки. | 1 | ||
2 | Знакомство с одеждой кубанского казачества. Вышивка в одежде. | 1 | ||
2.Виды вышивок, их использование в быту. 1 | ||||
3 | Виды вышивки (вышивка гладью, крестом). | 1 | ||
3.Инструменты и материалы для вышивания: 2 | ||||
4 | Ткань для вышивки. Нитки мулине, иглы для вышивки гладью, наперсток, линейка. | 1 | ||
5 | Изготовление шкатулки для рукоделия. | 1 | ||
4 Цветовой круг, орнамент 2 | ||||
6 | Правила подбора цветовых сочетаний | 1 | ||
7 | Растительный орнамент.Центрический орнамент. | 1 | ||
5.Составление композиции. 2 | ||||
8 | Композиция в вышивке. | 1 | ||
9 | Принципы построения композиции для вышивки | 1 | ||
6. Способы перевода рисунка на ткань.2 | ||||
10 | Перевод через копировальную бумагу. | 1 | ||
11 | Перевод рисунка методом припорашивания. Увеличение и уменьшение рисунка. | 1 | ||
7.Закрепление нити.2 | ||||
12 | Способы закрепления нити. Закрепление нити в начале работы | 1 | ||
13 | Закрепление нити в конце работы | 1 | ||
8.Технология выполнения простых украшающих швов. 30 8.1Простейшие швы (вперед иголку, назад иголку).10 | ||||
14-15 | Шов вперёд иголку. | 2 | ||
16-17 | Шовшнурок. | 2 | ||
18-19 | Шов змейка. | 2 | ||
20-21 | Шовназад иголку без пропуска ткани, строчка. | 2 | ||
22-23 | Шов назад иголку с пропуском ткани, пунктир. | 2 | ||
8.2 Стебельчатые швы. 8 | ||||
24-25 | Простой стебельчатый шов. | 2 | ||
26-27 | Стебельчатый шов. | 2 | ||
28-29 | Шов «Россыпь». | 2 | ||
30-31 | Применение стебельчатого шва. | 2 | ||
8.3. Тамбурный шов и его варианты. 12 | ||||
32-33 | Тамбурный шов. | 2 | ||
34-35 | Цепочный шов. | 2 | ||
36-37 | Шов косичка. | 2 | ||
38-39 | Узелки-навивы. | 2 | ||
40-41 | Петельный шов. | 2 | ||
42-43. | «Дырочки». | 2 | ||
9. Счётные швы. 6 | ||||
44-45 | Гобеленовый шов. | 2 | ||
46-47 | Шов козлик. | 2 | ||
48-49 | Шов крест. | 2 | ||
10. Гладевые швы. 42 | ||||
10.1Виды глади . 14 | ||||
50-51 | 2 | |||
52-53 | 2 | |||
54-55 | 2 | |||
56-57 | 2 | |||
58-59 | 2 | |||
60-61 | 2 | |||
62-63 | 2 | |||
10.2 Технология выполнения глади. 18 | ||||
64-65 | 2 | |||
66-67 | 2 | |||
68-69 | 2 | |||
70-71 | Художественная цветная гладь. | 2 | ||
72-73 | Сочетание цветов. | 2 | ||
74-75 | Атласная гладь. | 2 | ||
76-77 | Гладь внахлест. | 2 | ||
78-79 | «Листик в раскол». | 2 | ||
80-81 | Плоская гладь – полоска. | 2 | ||
10.3 Плоская гладь.10 | ||||
82-83 | Плоская гладь - закругленный фрагмент. | 2 | ||
84-85 | Прорезная гладь. | 2 | ||
86-87 | Подкладной шов, или «восьмерки». | 2 | ||
88-89 | Плоская гладь - заостренный фрагмент. | 2 | ||
90-91 | Базовая плоская гладь. | 2 | ||
11.Изготовление эскиза, схемы узора. Работа над проектом. 3 | ||||
92 | Хроматические, ахроматические цвета.Цветовая гармония.Изготовление схемы из растительных орнаментов | 1 | ||
93 | Составление схем, шаблонов. Подготовка эскиза рисунка к вышивке. | 1 | ||
94 | Работа над проектом «Подарок маме» | 1 | ||
12.Практическое занятие: «Выполнение простых украшающих швов». 3 | ||||
95 | Выполнение украшающих швов на основе шва «вперед иголку». | 1 | ||
96 | Выполнение украшающих швов на основе шва «назад иголку» | 1 | ||
97 | Вышивка салфетки простыми украшающими швами: стебельчатым, тамбурным, петельным. | 1 | ||
13.Практическое занятие: «Художественная цветная гладь». 4 | ||||
98 | Художественный облик цветной глади. | 1 | ||
99 | Выполнение элементов двусторонней и цветной художественной глади. | 1 | ||
100 | Изучение техники вышивки с вливанием тонов. | 1 | ||
101 | Вышивка салфетки художественной гладью. | 1 | ||
14 .Защита проекта. 1 | ||||
102 | Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ. | 1 | ||
| Всего: | 102 | 28 | 74 |
5.Материальное обеспечение:
- нитки мулине, шерстяные;
- иглы для вышивки гладью.
- наперсток;
- линейка;
- ножницы;
- ткань для вышивки (габардин);
- канва для вышивки крестом АИДА;
- пяльцы, клей ПВА; копировальная бумага.
- дополнительные аксессуары.
6.Используемая литература:
- Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества. Краснодар, 1999.
- Иванова А. Ручное вышивание. 2005 г.
- Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.
- Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. Краснодар: Сов. Кубань,1999.
- Технология. Учебник для учащихся 6 классов общеобразовательной школы/под редакцией В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2008.
- Журнал “Цветы”. Мастер-класс по вышивке/авт. Хелен М. Стивенс, 2006.
- Журнал “Украинская народная вышивка”.
- Интернет ресурсы: http://www.passion.ru/needlework/glad.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Программа кружка "вышивка лентами"
Данная программа по вышивке лентами способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и края....
Программа кружка «Вышивка для души»
Вышивка — один из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Занятие вышивкой вызывает у воспитанников большой интерес. Кружковые занятия при правиль...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чувашская вышивка"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чувашская вышивка"...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...