Рабочая программа по риторике. 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Данная программа составлена на основе авторской программы по детской риторике Т.А.Ладыженской (ОС "Школа 2100").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ritorike.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Долгашевой Ирины Валентиновны,
высшей квалификационной категории
по детской риторике
2 «А» класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
«28» августа 2015 г.
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. №373);
- примерной программы начального общего образования по детской риторике;
- авторской программы по детской риторике Т.А. Ладыженской.(Образовательная система «Школа 2100»);
- основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №4 г.Вольска.
Программа адресована обучающимся 2 а класса МОУ СОШ №4 г.Вольска.
Для реализации рабочей программы используется учебник, не включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, но предусмотренный к использованию в образовательном процессе в 2015- 2016 учебном году ( приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. №253):
Т.А.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник. 2 класс./
Н.В.Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина – М.: Баласс,2010.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСРИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений на изучение детской риторики во 2 классе отводится 34 ч. из расчёта 1 ч. в неделю.
Изменения в авторскую программу не внесены.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
\– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
- пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
- отличать подробный пересказ от краткого;
- знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
- пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
- пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
- реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
- при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
- делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Познавательные УУД:
● ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
● находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
● делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
● преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
● оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
● слушать и понимать речь других;
● выразительно читать и пересказывать текст;
● договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
● учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
- характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
- определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
- планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
- осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
- уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
- оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
- анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
- продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
- урок ОНЗ;
- урок развития умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний;
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов всего: 34 часа, в неделю: 1 час.
№пп | Тема урока | Виды деятельности ученика | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Наука риторика Чему учит риторика | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению | |||
2 | Кто? Что? Кому? Кому-кто. Адресат-адресант | Называть адресанта, адресата высказывания . Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) Называть несловесные средства общения . Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях . Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач | |||
3 | Как мы говорим.Темп и громкость.
| ||||
4 | Тон речи. Настроение, чувства и тон говорящего. | Приводить примеры важности общения в жизни людей . Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения. Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях . Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач . | |||
5 | Мимика и жесты Поза Говорящий взгляд | ||||
6 | Учусь слушать. Мы слушаем – нас слушают. | Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач . | |||
7 | Сигнал принят! Слушаю! Слушали, услышали. | Различать повествование, описание, рассуждение . Объяснять, чем они отличаются Различать и уметь анализировать звучащий текст. | |||
8 | Слушаем и выделяем непонятное. Слушаем как говорят. Слушаем на уроке. | ||||
9 | Вежливая просьба Скрытая просьба. Прошу вас. Ненавязчивая просьба. | Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили. Называть речевые формулы вежливой просьбы Характеризовать особенности скрытой просьбы Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы. Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ. Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ. Определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать текст. Выделять опорные слова в тексте. Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам . Выделять незнакомые слова в тексте. Выяснять значение непонятных слов. Определять основную мысль текста. Находить опорные слова, начало и конец текста, структурные части текста. Угадывать сказку по опорным словам. Составлять текст по его частям. Пересказывать последовательно части текста. | |||
10 | Учусь читать и писать. О чём говори шрифт. Рисунки, таблицы, схемы. | ||||
11 | Текст. Тема и заголовок текста. | ||||
12 | Опорные слова. Основная мысль текста. | ||||
13 | Пересказ. Подробный пересказ. | Различать подробный и краткий пересказ. Пересказывать текст подробно . Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста . Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста . Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам . Составлять план текста для пересказа Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили . Называть речевые формулы вежливой просьбы . Характеризовать особенности скрытой просьбы Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения | |||
14 | Краткий пересказ. | Определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать текст. Выделять опорные слова в тексте. Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам. Различать подробный и краткий пересказ. Пересказывать текст подробно. Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста. Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста. Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам. Составлять план текста для пересказа. | |||
15 | План. Текст и план. | ||||
16 | Согласие или отказ | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ . Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ . Оценивать степень вежливости отказа . Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н). Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ . риводить примеры важности общения в жизни людей Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения Различать повествование, описание, рассуждение . Объяснять, чем они отличаются Выделять незнакомые слова в тексте . Выяснять значение непонятных слов . Определять основную мысль текста . | |||
17 | Отказывай, не обижая. | ||||
18 | Ответы на отказ. | ||||
19 | Типы текстов. | ||||
20 | Рассуждение | Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать Называть части рассуждения . Вводить в рассуждение убеждающие примеры . Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон. Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников . Различать точные и неточные рассуждения . | |||
21 | Примеры и правило в рассуждении | ||||
22 | Ссылка на правило, закон. | ||||
23 | Точные и неточные объяснения. | ||||
24 | Подведем итоги | ||||
25 | Описание. Понятие об описании. | Определять тему, основную мысль описания . Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли Определять в тексте его описательный фрагмент . Cочинять загадку, в основе которой лежит описание | |||
26 | Признаки предметов. Основная мысль текста - описания | ||||
27 | Описание в объявлении | ||||
28 | Описание в объявлении | ||||
29 | Загадки - описания | ||||
30 | Сочини загадку | ||||
31 | Музыкальная страница | ||||
32 | Невыдуманный рассказ. Было или придумано? | Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком . Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика . Реализовывать рассказ о случае из своей жизни. Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П). Разыгрывать риторические игры | |||
33 | Части рассказа | ||||
34 | Хочу вам рассказать |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- УМК:
1.Т.А.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник. 2 класс./
Н.В.Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина – М.: Баласс,2010.
2. Интернет-ресурсы:
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа» : http:// lyceum8.com
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru
3. Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru
4. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru
5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok
6. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193
3. Наглядные пособия:
4. Информационно-коммуникативные средства:
1. Веселая азбука от Кирилла и Мефодия (CD).
2. Детский энциклопедический словарь (CD).
5. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
6. Учебно-практическое оборудование:
1. Аудиторная доска.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения) – М.: Просвещение, 2011.
3. Авторская программа по детской риторике Т.А. Ладыженской. (Образовательная система «Школа 2100»,);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
рабочая программа по риторике 1 класс
в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по риторике для 3 класса
Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике, 3 класс
Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыжен...