Рабочая программа по риторике. 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Данная программа составлена на основе авторской программы по детской риторике Т.А.Ладыженской (ОС "Школа 2100").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ritorike.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Долгашевой Ирины Валентиновны,                                        

  высшей   квалификационной   категории

по  детской риторике

2 «А»  класс

                                                                                                   Рассмотрено на заседании

                                                                                               педагогического совета

                                                                                       Протокол № 1   от

                                                                                           «28» августа  2015 г.

2015 -  2016  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Настоящая рабочая программа составлена на основе:

     

 - требований Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г. №373);

 -  примерной программы начального общего образования по детской риторике;

 - авторской программы по детской  риторике   Т.А. Ладыженской.(Образовательная система «Школа 2100»);

 - основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №4 г.Вольска.

        Программа адресована обучающимся 2 а  класса МОУ СОШ №4 г.Вольска.

        Для реализации рабочей программы используется учебник, не включённый в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, но предусмотренный к использованию в образовательном процессе в 2015- 2016 учебном году ( приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. №253):

Т.А.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник. 2 класс./

Н.В.Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина – М.: Баласс,2010.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСРИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

        Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

        Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений на изучение детской риторики во 2 классе отводится 34 ч. из расчёта 1 ч. в неделю.

            Изменения в авторскую программу не внесены.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Личностные результаты:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

\– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
  • пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
  •  отличать подробный пересказ от краткого;
  •  знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
  •  пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
  •  пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  •  реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
  •  реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
  •  при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
  •  делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

 Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

● учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

  • характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
  • определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
  • планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;
  • осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
  • уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;
  • оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА

 2 класс (34 часа)

ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

  • урок ОНЗ;
  • урок развития умений и навыков;
  • урок обобщения и систематизации знаний;

КАЛЕНДАРНО  - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов всего: 34 часа,  в неделю: 1 час.

№пп

         Тема урока

Виды деятельности

ученика

Дата

проведения

Примечание

план

факт

1

Наука риторика

Чему учит риторика

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению

2

Кто? Что? Кому?

 Кому-кто.

Адресат-адресант

Называть адресанта, адресата высказывания .

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия)

Называть несловесные средства общения .

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях .

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач

3

Как мы говорим.Темп и громкость.

 

4

Тон речи. Настроение, чувства и тон говорящего.

Приводить примеры важности общения в жизни людей .

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности,  извинения.

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях .

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач .

5

Мимика и жесты Поза

Говорящий взгляд

6

Учусь слушать. Мы слушаем – нас слушают.

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач .

7

Сигнал принят! Слушаю! Слушали, услышали.

Различать повествование, описание, рассуждение .

Объяснять, чем они отличаются

Различать  и уметь анализировать звучащий текст.

8

Слушаем и выделяем непонятное. Слушаем как говорят. Слушаем на уроке.

9

Вежливая просьба

Скрытая просьба. Прошу вас. Ненавязчивая просьба.

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.

Называть речевые формулы вежливой просьбы

Характеризовать особенности скрытой просьбы

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы.

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ.

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ.

 Определять тему и основную мысль текста.

Озаглавливать текст.

Выделять опорные слова в тексте.

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам .

 Выделять незнакомые слова в тексте.

Выяснять значение непонятных слов.

Определять основную мысль текста.

 Находить опорные слова, начало и конец текста, структурные части текста.

Угадывать сказку по опорным словам.

Составлять текст по его частям.

Пересказывать последовательно части текста.

10

Учусь читать и писать. О чём говори шрифт. Рисунки, таблицы, схемы.

11

Текст. Тема и заголовок текста.

12

Опорные слова. Основная мысль текста.

13

Пересказ. Подробный пересказ.

Различать подробный и краткий пересказ.

Пересказывать текст подробно .

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста .

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста .

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам .

Составлять план текста для пересказа

 Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили .

Называть речевые формулы вежливой просьбы .

Характеризовать особенности скрытой просьбы

Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения

14

Краткий пересказ.

Определять тему и основную мысль текста.

Озаглавливать текст.

Выделять опорные слова в тексте.

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам.

Различать подробный и краткий пересказ.

Пересказывать текст подробно.

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста.

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста.

Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам.

Составлять план текста для пересказа.

15

План. Текст и план.

16

Согласие или отказ

 Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ .

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ .

Оценивать степень вежливости отказа .

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ .

 риводить примеры важности общения в жизни людей

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения

 Различать повествование, описание, рассуждение .

Объяснять, чем они отличаются

Выделять незнакомые слова в тексте .

Выяснять значение непонятных слов .

Определять основную мысль текста .

17

Отказывай, не обижая.

18

Ответы на отказ.

19

Типы текстов.

20

Рассуждение

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать

Называть части рассуждения .

Вводить в рассуждение убеждающие примеры .

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон.

Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников .

Различать точные и неточные рассуждения .

21

Примеры и правило в рассуждении

22

Ссылка на правило, закон.

23

Точные и неточные объяснения.

24

Подведем итоги

25

Описание. Понятие об описании.

 Определять тему, основную мысль описания .

Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли Определять в тексте его описательный фрагмент .

Cочинять загадку, в основе которой лежит описание

26

Признаки предметов. Основная мысль текста - описания

27

Описание в объявлении

28

Описание в объявлении

29

Загадки - описания

30

Сочини загадку

31

Музыкальная страница

32

Невыдуманный

рассказ. Было или придумано?

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком .

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика .

Реализовывать рассказ о случае из своей жизни.

Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).

Разыгрывать риторические игры

33

Части рассказа

 34

Хочу вам рассказать

ПЕРЕЧЕНЬ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. УМК:

1.Т.А.Ладыженская. Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник. 2 класс./

Н.В.Ладыженская, Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина – М.: Баласс,2010.

2. Интернет-ресурсы:

1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа» : http:// lyceum8.com

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru

3. Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru

4. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok

6. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193

3. Наглядные пособия:

4. Информационно-коммуникативные средства:

1. Веселая азбука от Кирилла и Мефодия (CD).

2. Детский энциклопедический словарь (CD).

5. Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Интерактивная доска.

6. Учебно-практическое оборудование:

1. Аудиторная доска.

Список  литературы

1. Федеральный  государственный образовательный стандарт  начального общего образования.

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.  (Стандарты второго поколения) – М.: Просвещение, 2011.

3. Авторская программа по детской  риторике   Т.А. Ладыженской. (Образовательная система «Школа 2100»,);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по риторике 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по риторике  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

рабочая программа по риторике 1 класс

в данной программе представлена пояснительная записка по курсу, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по риторике для 3 класса

  Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего ...

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа по риторике, 3 класс

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и составлена на основе авторской программы по риторике Т.А. Ладыжен...