комментарии к слайдам
методическая разработка (4 класс) на тему

Комментарии к презентационной работе о музыкальном инструменте - крезь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommentarii_k_slaydam.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Комментарии к слайдам

1 слайд

Титульный

2 слайд

 Крезь  струнный щипковый инструмент. Имеет корпус из еловых досок в виде полукруга длиной у основания до 830 мм, с небольшими выступами на концах и выемкой в середине. От 14 до 24-32-38 жильных струн,  которые натянуты между фигурным деревянным струнодержателем и колками. Есть внутренние резонирующие струны, натянутые внутри корпуса для улучшения качества звучания (резонирующие струны встречаются не во всех инструментах).

Доски для крезя «закаливались»: вымачивались в горячей воде несколько раз и сушились до трех лет; затем отшлифовывались. Гнутые, они крепились под углом к деке с помощью клея или деревянных штифтов. Цвет, как правило, был темно-коричневый, но иногда натурального цвета древесины — желто-коричневый. Покрывали конопляным маслом, которое предварительно кипятили. Цвет получался желтый, и в дерево не проникала влага. Темный цвет инструмент приобретал, как правило, в результате хранения и использования в родовом святилище куале при открытом огне, или при хранении на чердаке дома. Струны изготовлялись из сухожилия, овечьих, бараньих и коровьих кишок, а также из конского волоса; позднее применялись струны из лески и металла. Согласно легенде, крезь изготовлялся из ели, в которую ударила молния; заготовки для инструмента выдерживали в течение трех лет, «чтобы звучало звонче». На изготовление отдельных деталей использовали ель, сосну, березу, осину, пихту.

3 слайд

Разновидности  крезей.

Распространенным в прошлом был струнный инструмент типа гуслей - крезь. Мастерили его из древесины разных пород деревьев в форме полукруга.

Различали обычный, повседневный Крезь и ритуальный - Быдӟым крезь, на котором играли обрядовые мелодии во время общественных молений.

Пыж-крезь. Инструмент реконструирован по подставке найденной при раскопках городища Иднакар в слое X века.

Имеет форму лодки. У удмуртов, как и у многих других народов, лодка - емкий символ: это и детская колыбель, и знак ухода в иной мир, и общение с другой - водной - стихией. Форма определила звук: он теплый альтовый и в сочетании с басовым большим крезем создает приятный дуэт.

Ымкрезь язычковый пластинчатый варган. Долгое время считалось, что материалом для изготовления служила бронза. Однако результаты спектрального и физического анализа показали, что инструмент изготовлен из меди, покрытой сверху методом напыления свинцом и оловом.

Исполнитель удерживал инструмент зубами, об этом свидетельствуют повреждения по краям, правой рукой взявшись за площадку, отводил (отгибал) часть ымкрезя на себя, таким образом, освобождая язычок, и при помощи левой руки ударял по язычку, извлекая звук, который усиливался полостью рта и дыхания. Звучание язычка сопровождается обертонами, путем движения языка в полости рта и усилением дыхания. Однако основной тон, соответствующий длине и толщине язычка, прослушивается непрерывно. Можно предположить, что инструмент являлся культовым, так как для его изготовления использовался дорогой по тому времени материал. Возможно, инструмент находил применение и в быту.

4,5

слайд

История возрождения народного инструмента началась еще 25 лет назад, во время раскопок средневекового удмуртского городища Иднакар в слое X в. Тогда археологи обнаружили костяную подставку - часть какого-то струнного музыкального инструмента. Его корпус имел сферичную форму, а струны были металлические, точнее, серебряные. Первым мастером-профессионалом и музыкантом-крезистом стал Сергей Кунгуров, выпускник Петрозаводской консерватории. На основе подставки из Иднакара и существующих образцов он восстановил все виды инструмента, усовершенствовал их, освоил как исполнитель, начал обучать детей - в республиканском интернате для одаренных детей и в музучилище, выпустил учебник, организовал оркестр народных инструментов с ансамблем крезистов.

6 слайд

Археологические находки Иднакара в музее Кузебая Герда

7

слайд

Термин крезь распространен по всей территории проживания удмуртов, но в южной и северной традициях под этим термином кроются разные явления музыкально-песенной культуры. На юге республики это слово имеет преимущественно «инструментальный» характер, обозначая какой-либо музыкальный инструмент: хордофон типа гуслей (южные, завятские удмурты); струнный щипковый инструмент типа домбры (закамские удмурты); гармошку или вообще любой музыкальный инструмент (центральные, южные удмурты). Среди удмуртов и бесермян, проживающих на севере Удмуртии, этот термин имеет значение жанра вокальных импровизаций без текста.  «Словами» в крезе являются служебные части речи (частицы, междометия, союзы).

8

слайд

Быдӟым Крезь является  жреческим инструментом. Он использовался в основном в религиозных целях, люди пытались устремиться к Богу своими мелодиями. Исполнял на нем крезчи, участвовавший в родовых молениях, обряде «Гырыны потоп», ритуале выбора жрецов (васясь), хранители Великого Святилища.

Второй – бытовой крезь, выполнял несколько функций, сакральную - оберег жениха и невесты, и эстетическую - сопровождение пения и плясок во время свадебного обряда.

 Еще один обряд Мудор сюан – обряд перенесения родовой святыни воршуда из семейной куалы к отделившемуся сыну – проводился летом, об этом пишет этнограф Гаврилов Б.: «Сын идет в куалу, и взяв  из-под котла горсть золы, завертывает в белую  чистую холстину. Домой они идут с музыкой и песнями, причем жена взявшего воршуд берет в рот  медную монету и до своего двора не вынимает ее изо рта. Вышедши из ворот  хозяина воршуда, она пляшет под звуки гуслей, то же делает среди улицы и у своих ворот».

9

слайд

Ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экзотические фрукты и овощи" (презентация и методический комментарий)

Данная презентация предназначена для ознакомления детей с экзотическими фруктами и овощами, которые редко либо никогда не встречаются в нашей стране. К презентации дан методический комментарий,в котор...

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени» с комментариями по формированию УУД.

    Тип урока: комбинированный    Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информаци ...

комментарии к презентации по разделу"Страницы всемирной истории"

Презентация к урокам окружающего мира  в 4 классе по теме "Страницы всемирной истории"сопровождается подробными комментариями учителя....

Смыслоразличительная роль запятой, видеоурок с аналитическим комментарием

Урок по модифицированной программе Н.В. Максимовой в форме коммуникативной ситуации позволяет ученикам наблюдать за явлением однородности и выявить смыслоразличительную роль запятой в предложении...

Презентация "Система заданий по формированию регулятивных УУД на уроках математики в 1 классе", комментарий к слайдам

Данный материал поможет учителю при подготовке к урокам по теме "Слагаемые.Сумма", можно использовать как выступление на педсовете, семинаре....