Рабочая программа
рабочая программа по теме

В данном разделе содержится рабочая программа по курсу "Наш край" для 2-4 классов по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_programma_-nash_kray-2-4_klassy.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Чудиновская  основная  общеобразовательная  школа»

Рассмотрено  на  заседании                                                        Утверждаю ____________    (Козырева О.М.)

школьного  методического                                                            Директор МБОУ «Чудиновская  основная                

объединения                 общеобразовательная  школа»

_______________________                  ____________________________

     

Программу составила:

учитель начальных классов

                                                                                                                      Андрианова  Н.В.

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

         Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе программы Харчевниковой Е.Л. «Наш край». 

 

Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы

    Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств  следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

       Вместе с тем, начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития детей, развитой речи, культурного поведения. В этом огромную роль призвана играть социальная этническая самоидентификация человека, т.е. осознание ответа на вопрос “Что есть Родина? и кто я?”

      Школа не должна потерять своего места в складывающейся системе освоения культурного наследия. Поэтому одним из направлений формирования культурно-образовательного пространства  начальной школы должна стать систематическая работа по приобщению учащихся к художественно- эстетическим ценностям родного края, его истории, традициям, культуре.  Главное - вызвать у ребенка теплое чувство сопричастности к родной земле, ее храмам и жилищам, природе, слову.

       Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы Пришвина М.: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».

       

 Цель – Формирование здоровой, активной творческой личности, социально адаптированной и умеющей самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, обладающей гражданским сознанием.

 Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

                                                            Общая характеристика  курса

              Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных  и  предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

Описание ценностных ориентиров содержания курса            

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

     Ценность семьи – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; 

     Ценность природы – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

     Ценность религиозного мировоззрения - формирование на основе межконфессионального диалога представления о вере, духовности, религиозной жизни человека,  толерантности.

     Ценность искусства и литературы -  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Место  курса  в  учебном  плане.

Организационно-педагогические основы обучения

   Данный курс рассчитан на преподавание в 2- 4 классах начальной школы, предназначен для занятий с детьми 7-11 лет, направлен на учащихся, проявляющих повышенный интерес к истории родного края.

Программа рассчитана на 3 года обучения (102 часа).

 Во 2 - 4 классах - 34 часа в год.    Занятия проходят 1 раз в неделю.

Содержание программы

    Программа  содержит три раздела: “Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Посёлок, в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

    Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия посёлка, района, области, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

Обретение идентичности предполагает три направления духовных усилий личности и общества в целом: воссоединение (или идентификация) со своей историей, прошлым; обретение идентичности в настоящем; видение своего будущего. Формирование историко-культурной идентичности происходит в процессе понимания и принятия прошлого, так как оно должно войти в актуальное пространство самосознания человека, должно быть им переработано и усвоено. Идентичность с настоящим – это насыщение актуального социально – культурного пространства образами современников, воплощающих лучшие нравственные качества отечественной культуры. Идентификация с будущим предполагает его предварительное проектное видение в форме национальной идеи.

                         

Данные положения определили структуру программы:

I.  ( 2 класс )  История родного края - путешествуем в Древнюю Русь.

История занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных наук и оказывает существенное влияние на формирование личности. Историческое сознание, историческая память - важнейшие составляющие духовной культуры общества. Благодаря исторической пропедевтике учащиеся получают возможность осознать свою причастность к истории, понять, что и они так же являются носителями исторической памяти, почувствовать, что такое связь времен, связь поколений, познакомиться с благородными образцами служения Отечеству.

Задача программы 2 класса - показать хронотоп развития малой родины в историко-краеведческом и социокультурном аспектах.  На данном этапе работы формируется  отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности. Это отношение выстраивается как открытие субъективно нового в мире культурно-исторических ценностей, побуждающее к самоопределению школьником смысла и содержания накопленного жизненного опыта в историко-культурном пространстве развития своей малой родины и народа.

II.  (3 класс)   Культура моего народа – знакомимся с литературой и искусством родного края.

Приоритетным на этом этапе является погружение в мир музыкальной и художественной культуры родного края, знакомство с культурными традициями прошлого и настоящего своего народа. В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно – творческой деятельности детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя  древнего и трудового города.

Задача программы 3 класса – погружение в мир музыкальной и художественной культуры малой родины и  создание  у детей  эмоционально-образной картины своего края .

III. (4 класс)  «Мое Отечество сынами славится!» 

          Все аспекты программы этого года рассматриваются через показ человека, его сущности, его деятельности для посёлка, для будущего. Это поможет воспитать в учащихся гордость за принадлежность к человеческому роду, за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.

           Задача программы 4 класса - создание образовательной среды,  позволяющей раскрыть перед учащимися на примере жизненного пути выдающихся земляков прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека.

Формы контроля

       В качестве основных форм при  освоении  данной программы рекомендуются следующие формы контроля:

Тестирование

Непосредственное участие младших школьников в:

- праздниках;  - конкурсах;  - олимпиадах;

- социальных  проектах  ( коллективных творческих делах)

Устные выступления учащихся (подготовка  небольших сообщений и выступления с докладом)

Анализ продуктов творческой деятельности ребенка

Основным критерием результативности  освоения программы «Наш край» выступает  критерий сформированности  у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям   малой родины, показателями которого можно считать:

наличие устойчивого интереса  к  процессу освоения культурно-исторического наследия;

активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;

широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);

овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством  и   т.п.)

Предполагаемые результаты реализации программы

   Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу.

  Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

  Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с  другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.

        К концу обучения учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп;

- правила поведения на занятиях; экскурсиях, в походах;

- правила общения,

-о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к истории и культуре;

- осознать свою причастность к истории, понять, что и они являются носителями исторической памяти;

 - познакомиться с благородными образцами служения Отечеству;

-знать о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;

-  о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;

  •  культурные традиции прошлого и настоящего своего народа;
  •  Символику; 

- выдающихся земляков;

- историю своего имени, семьи, посёлка, края;

-культурные и промышленные предприятия;

-профессии,

-растительный и животный мир края;

-  способы ориентирования на местности и элементарные правила выживания в лесу

Уметь

-  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

-соблюдать дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);

-  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах деятельности

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;          -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию

 - готовить небольшие сообщения, доклады, рассказывать об истории семьи, посёлка, края;

 - ориентироваться на местности;

- различать лекарственные растения          

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- управлять другими людьми и брать на себя ответственность за других людей.

 - заниматься благотворительной, природосберегающей и природоохранной деятельностью;

 -  интервьюировать и проводить опросы общественного мнения;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами

-иметь первоначальный  опыт самореализации в различных видах деятельности,

  -участвовать в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах, олимпиадах;

- использовать накопленные знания на уроках окружающего мира

Календарно-тематическое планирование занятий «Наш  край»( 34 ч)

2  класс     Путешествие в Древнюю Русь 

«...Откуда есть  пошла земля Русская…»

(монах Нестор. Повесть временных лет.

 Начальная русская летопись)

Дата

Тема

I. Славяне, Русь, Владимирская земля (7 ч)

1-2

Княжества Руси. Владимир-столица Древней Руси. Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах- основатели древнего города Владимир

3

Урок-экскурсия: Золотые ворота Древней Руси. Грозные дни татарской осады (диорама обороны города от нашествия Батыя).

4

Наш  Вязниковский край – часть земли Владимирской

5

Урок- путешествие по родной деревне.

6-7

Моя родословная  - летопись  семьи

II  Герои земли Владимирской, их нравственный подвиг ( 6 ч)

8

Былинные герои Древней Руси. Илья Муромец-страж земли русской

9

Посещение выставки «Русская былина»

10

Что такое житие? Сказание о Петре и Февронии.

11

Андрей Боголюбский.

12

13

Александр Невский.

Изучаем геральдику: орден А. Невского, герб г.Владимира, герб родного посёлка.

                       III Праздники христианской  Руси ( 9 ч)

14

Круг светлых дней. Понятие церковного года(календаря). Земледельческий календарь.

15

Осенины. Обрядовые песни.

16

Рождество Христово. Традиции праздника.

17

Масленица. Народные игры.

18

Пасха.

19-20

Новые традиции праздников: праздник первого огурца, гусиные бои (26 февраля), праздник народных ремесел (19 июля, Троица), национальный фестиваль "Русская сказка" (25 февраля)

21-22

Готовим праздник

IV. Крестьянское жилище и утварь ( 8 ч)

23

Особенности архитектуры и украшений избы. Связь мотивов деревянной резьбы с народными верованиями.

24

Изучаем интерьер русской избы: печь-кормилица - душа крестьянского дома. Крестьянская мебель. Красный угол. Связь быта с фольклором.

25

Крестьянская утварь. Посуда (глиняная, деревянная, плетеная;)  назначение и особенности посуды каждого вида

26

Крестьянский двор - совокупность жилых и хозяйственных построек с  прилегающим участком. (Хлев, конюшня, птичник, сенник, кладовая; в подклети - погреба, ледники, сарай; обособленно стояли баня, колодец, амбар, их назначение и особенности).

27

Экскурсия в  музей.  ( экспозиция «Русская изба»)

28

Урок-презентация  детских рисунков «Русская изба»/«Теплый дом».

29-30

Семейный вечер «Скатерть-самобранка». Знакомство с русской кухней и традициями русского чаепития.

V. Крестьянская одежда ( 4ч)

31

Общая особенность русского костюма. Выявление местных различий.   Практическое назначение народного костюма: будничный и праздничный; девичий, женский, старушечий.

32

Ознакомление с основными частями праздничной одежды. Женский головной убор - органическое завершение ансамбля национального русского костюма.  Красота русской женщины в национальном костюме, запечатленная в полотнах  известных художников XIX в. и XVIII в.: И.П. Аргунов, А.Г. Венецианов, В.И. Суриков, К. Маковской, В. Васнецов и др.

33-34

Урок-экскурсия в краеведческий музей

Календарно-тематическое планирование занятий «Наш  край»( 34 ч)

3 класс      Культура моего народа – знакомимся с литературой и искусством родного края.

 «О, светло светлая и красно

 украшенная, земля Русская!

 Многими красотами

 прославлена ты…»

( Слово о погибели земли русской.

 Неизвестный автор времен княжения

                                                   владимирского князя Ярослава Всеволодовича )

Дата

Тема

I. Красота природы  родного края  ( 16 ч)

Природа в городе.

1

Экскурсия-наблюдение за природой

2

Рисование по наблюдениям экскурсии

3

Экология  села

4

Природные памятники Владимирской области

Что растет  в поле и на огороде.

5

Лекарственные растения края.

6

Лекарственные растения края.

7

Растения края, занесенные в Красную книгу

8

Растения края, занесенные в Красную книгу

Животный мир Владимирской области

9

Животный мир Владимирской области

10

Животные  края, занесенные в Красную книгу

Природа нашего края в стихах и рассказах

11

Знакомство с творчеством писателей С.Никитина.

12

Знакомство с творчеством писателей И.Симонова

13

Знакомство с творчеством писателей В.А. Солоухина

14

Поэты  и  писатели  из  Вязников

Природа нашего края в произведениях  художников В.Юкина, К.Бритова, В.Кокурина,  Н.Модорова и др.

15

Художники  Владимирской  земли.

16

Творчество  мстёрских  мастеров.

II. Красота рукотворная  (  17 ч)

Певческая и музыкальная культура  родного края

17

Народные  песни  Владимирской  земли.

18

Колокольный  звон  России

Красота  и симметрия  

19 - 21

Каменное  зодчество  края

Знакомство с храмами и церквями ( Кидекша -Церковь Бориса и Глеба; Владимир -Никитская церковь, Успенский собор, Дмитриевский собор; Золотые ворота; Боголюбово- Церковь Покрова на Нерли,  архитектурные постройки Боголюбовского монастыря; Суздаль- архитектура Покровского монастыря и т.д.)

22

Деревянное зодчество края 

Музей деревянного зодчества  г. Суздаль

23 - 25

Декоративно-прикладное искусство малой родины.

Произведения народных умельцев малой родины

( мстерские вышивальщицы;  лаковая миниатюра Мстеры, Палеха, Холуй; изделия из хрусталя;  гороховецкая деревянная игрушка; карабановские ситцы; владимирская, александровская гладь, иконопись, гончарный промысел, владимирские рожечники т.п.)

Создаем  красоту сами

26 - 27

Готовим выставку творческих работ.

                      Азбука и первые книги на Руси и в нашем городе.

28

Кирилл и Мефодий - учителя славян, составители славянской азбуки.

29

Рукописная книга . Новые буквы и  цифры. Русские буквари.

30

Дни славянской письменности и культуры на владимирской земле

Книги  писателей и поэтов Владимирского края

31

Творчество  поэта-песенника А.И. Фатьянова

32-33

Писатели  и  поэты  Владимирской  земли

III. Обобщение  изученного  ( 1 ч)

34

Обобщение  изученного  за  год.

Календарно-тематическое планирование занятий «Наш  край»( 34 ч)

4  класс        Славься, Отечество!

 

"Моё Отечество сынами славится!"

Дата

Темы урока

Элементы содержания

Жизненный подвиг наших земляков ( 5 ч)

1-5

Наш край в годы Великой Отечественной войны  (изучение нового материала)

Великая Отечественная война 1941 – 1945 г. Уроки имеют патриотическую направленность

Вклад наших земляков в развитие науки и культуры ( 9 ч)

6

М.П. Лазарев – известный мореплаватель. (Комбинированный урок)

Великие открытия наших земляков. Работа с учебником и картой.

7

Братья Столетовы: выдающийся физик и известный генерал (Комбинированный урок)

8

Д. И. Виноградов – фарфоровых дел мастер. (Комбинированный урок)

9

История нашего города (деревни) (Урок - исследование)

Обсуждение вопроса: «В каком городе, деревне, стране ты живешь?»  «О чем рассказывают улицы нашего города?»

10 -13

Известные спортсмены, музыканты, художники, писатели и поэты Владимирской области. (Комбинированный урок)

Культурная жизнь нашего края. А.В.Суворов – великий полководец. И.С.Куликов – художник. Ученик Репина. Стихи Фатьянова. Н.Д Сысоев – известный владимирский краевед. Т.А.Андреева – художник, поэтесса. Вязниковцы – Герои Советского Союза.

14

Почетный гражданин. (Комбинированный урок)

Культурные и экономические центры области ( 7 ч)

15 - 16

Культурные и образовательные центры нашего города (деревни) (Урок - исследование)

Культурные центры нашей области (г. Вязники). Карты и планы, как исторические источники. Обсуждение вопроса: «Что такое музей?» Путешествие по открыткам и иллюстрациям.

17

Городская (сельская) библиотека.  Библиотека семейного чтения. (Урок – экскурсия)

Беседа о значении книг в жизни каждого человека.

18

Праздники в БЦ "Интеллект" (Урок – практика)

19-20

Предприятия Владимирской области. Их вклад в развитие экономики России. (Комбинированный урок)

Работа с текстом в учебнике (возможен видеосюжет)

21

Местное производство, их вклад в развитие Владимирской области. (Урок - исследование)

Работа с фотографиями, открытками.

Кем быть? ( 8 ч)

22-23

Многообразие профессий. Знакомство с современными профессиями. (изучение нового материала)

Обсуждение вопроса: «Все работы хороши – выбирай любую!»

24-25

Что я знаю о профессиях моих родителей. (Комбинированный урок)

Пословицы загадки о труде.

26

Династии (Комбинированный урок)

Награды и грамоты в твоей семье.

27-28

Встречи с интересными людьми. Знакомство с профессиями востребованными на рынке труда. (Урок - практика)

Встреча с родителями, выпускниками, поступающими в ВУЗы

29

Сюжетно-ролевые игры. Деловая игра.

Разыгрывание сценок; деловая игра; викторина.

Я – гражданин России ( 5 ч )

30

Наш край в судьбе России. (Комбинированный урок)

Путешествие по карте Владимира.

31

Путешествие по Золотому кольцу (Урок – путешествие)

32-33

Я – гражданин России (Изучаем геральдику: г. Владимира, герб родного города). (Комбинированный урок)

Работа с текстом

34

Краеведческая мозаика  (Урок - игра)

Викторины, конкурсы по теме: «Знаешь ли ты свой край?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...