Рабочая программа
рабочая программа по теме
В данном разделе содержится рабочая программа по курсу "Наш край" для 2-4 классов по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_programma_-nash_kray-2-4_klassy.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чудиновская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании Утверждаю ____________ (Козырева О.М.)
школьного методического Директор МБОУ «Чудиновская основная
объединения общеобразовательная школа»
_______________________ ____________________________
Программу составила:
учитель начальных классов
Андрианова Н.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и на основе программы Харчевниковой Е.Л. «Наш край».
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Вместе с тем, начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития детей, развитой речи, культурного поведения. В этом огромную роль призвана играть социальная этническая самоидентификация человека, т.е. осознание ответа на вопрос “Что есть Родина? и кто я?”
Школа не должна потерять своего места в складывающейся системе освоения культурного наследия. Поэтому одним из направлений формирования культурно-образовательного пространства начальной школы должна стать систематическая работа по приобщению учащихся к художественно- эстетическим ценностям родного края, его истории, традициям, культуре. Главное - вызвать у ребенка теплое чувство сопричастности к родной земле, ее храмам и жилищам, природе, слову.
Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы Пришвина М.: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».
Цель – Формирование здоровой, активной творческой личности, социально адаптированной и умеющей самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, обладающей гражданским сознанием.
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Общая характеристика курса
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность семьи – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Ценность природы – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
Ценность религиозного мировоззрения - формирование на основе межконфессионального диалога представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности.
Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Место курса в учебном плане.
Организационно-педагогические основы обучения
Данный курс рассчитан на преподавание в 2- 4 классах начальной школы, предназначен для занятий с детьми 7-11 лет, направлен на учащихся, проявляющих повышенный интерес к истории родного края.
Программа рассчитана на 3 года обучения (102 часа).
Во 2 - 4 классах - 34 часа в год. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Содержание программы
Программа содержит три раздела: “Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Посёлок, в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия посёлка, района, области, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Обретение идентичности предполагает три направления духовных усилий личности и общества в целом: воссоединение (или идентификация) со своей историей, прошлым; обретение идентичности в настоящем; видение своего будущего. Формирование историко-культурной идентичности происходит в процессе понимания и принятия прошлого, так как оно должно войти в актуальное пространство самосознания человека, должно быть им переработано и усвоено. Идентичность с настоящим – это насыщение актуального социально – культурного пространства образами современников, воплощающих лучшие нравственные качества отечественной культуры. Идентификация с будущим предполагает его предварительное проектное видение в форме национальной идеи.
Данные положения определили структуру программы:
I. ( 2 класс ) История родного края - путешествуем в Древнюю Русь.
История занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных наук и оказывает существенное влияние на формирование личности. Историческое сознание, историческая память - важнейшие составляющие духовной культуры общества. Благодаря исторической пропедевтике учащиеся получают возможность осознать свою причастность к истории, понять, что и они так же являются носителями исторической памяти, почувствовать, что такое связь времен, связь поколений, познакомиться с благородными образцами служения Отечеству.
Задача программы 2 класса - показать хронотоп развития малой родины в историко-краеведческом и социокультурном аспектах. На данном этапе работы формируется отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности. Это отношение выстраивается как открытие субъективно нового в мире культурно-исторических ценностей, побуждающее к самоопределению школьником смысла и содержания накопленного жизненного опыта в историко-культурном пространстве развития своей малой родины и народа.
II. (3 класс) Культура моего народа – знакомимся с литературой и искусством родного края.
Приоритетным на этом этапе является погружение в мир музыкальной и художественной культуры родного края, знакомство с культурными традициями прошлого и настоящего своего народа. В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно – творческой деятельности детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя древнего и трудового города.
Задача программы 3 класса – погружение в мир музыкальной и художественной культуры малой родины и создание у детей эмоционально-образной картины своего края .
III. (4 класс) «Мое Отечество сынами славится!»
Все аспекты программы этого года рассматриваются через показ человека, его сущности, его деятельности для посёлка, для будущего. Это поможет воспитать в учащихся гордость за принадлежность к человеческому роду, за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.
Задача программы 4 класса - создание образовательной среды, позволяющей раскрыть перед учащимися на примере жизненного пути выдающихся земляков прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека.
Формы контроля
В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы контроля:
Тестирование
Непосредственное участие младших школьников в:
- праздниках; - конкурсах; - олимпиадах;
- социальных проектах ( коллективных творческих делах)
Устные выступления учащихся (подготовка небольших сообщений и выступления с докладом)
Анализ продуктов творческой деятельности ребенка
Основным критерием результативности освоения программы «Наш край» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:
наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т.п.)
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
К концу обучения учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; - правила поведения на занятиях; экскурсиях, в походах; - правила общения, -о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к истории и культуре; - осознать свою причастность к истории, понять, что и они являются носителями исторической памяти; - познакомиться с благородными образцами служения Отечеству; -знать о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; - о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; |
- выдающихся земляков; - историю своего имени, семьи, посёлка, края; -культурные и промышленные предприятия; -профессии, -растительный и животный мир края; - способы ориентирования на местности и элементарные правила выживания в лесу |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели; -соблюдать дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.); - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах деятельности | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию | - готовить небольшие сообщения, доклады, рассказывать об истории семьи, посёлка, края; - ориентироваться на местности; - различать лекарственные растения |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. - управлять другими людьми и брать на себя ответственность за других людей. | - заниматься благотворительной, природосберегающей и природоохранной деятельностью; - интервьюировать и проводить опросы общественного мнения; - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами | -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах деятельности, -участвовать в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах, олимпиадах; - использовать накопленные знания на уроках окружающего мира |
Календарно-тематическое планирование занятий «Наш край»( 34 ч)
2 класс Путешествие в Древнюю Русь
«...Откуда есть пошла земля Русская…»
(монах Нестор. Повесть временных лет.
Начальная русская летопись)
№ | Дата | Тема |
I. Славяне, Русь, Владимирская земля (7 ч) | ||
1-2 | Княжества Руси. Владимир-столица Древней Руси. Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах- основатели древнего города Владимир | |
3 | Урок-экскурсия: Золотые ворота Древней Руси. Грозные дни татарской осады (диорама обороны города от нашествия Батыя). | |
4 | Наш Вязниковский край – часть земли Владимирской | |
5 | Урок- путешествие по родной деревне. | |
6-7 | Моя родословная - летопись семьи | |
II Герои земли Владимирской, их нравственный подвиг ( 6 ч) | ||
8 | Былинные герои Древней Руси. Илья Муромец-страж земли русской | |
9 | Посещение выставки «Русская былина» | |
10 | Что такое житие? Сказание о Петре и Февронии. | |
11 | Андрей Боголюбский. | |
12 13 | Александр Невский. Изучаем геральдику: орден А. Невского, герб г.Владимира, герб родного посёлка. | |
III Праздники христианской Руси ( 9 ч) | ||
14 | Круг светлых дней. Понятие церковного года(календаря). Земледельческий календарь. | |
15 | Осенины. Обрядовые песни. | |
16 | Рождество Христово. Традиции праздника. | |
17 | Масленица. Народные игры. | |
18 | Пасха. | |
19-20 | Новые традиции праздников: праздник первого огурца, гусиные бои (26 февраля), праздник народных ремесел (19 июля, Троица), национальный фестиваль "Русская сказка" (25 февраля) | |
21-22 | Готовим праздник | |
IV. Крестьянское жилище и утварь ( 8 ч) | ||
23 | Особенности архитектуры и украшений избы. Связь мотивов деревянной резьбы с народными верованиями. | |
24 | Изучаем интерьер русской избы: печь-кормилица - душа крестьянского дома. Крестьянская мебель. Красный угол. Связь быта с фольклором. | |
25 | Крестьянская утварь. Посуда (глиняная, деревянная, плетеная;) назначение и особенности посуды каждого вида | |
26 | Крестьянский двор - совокупность жилых и хозяйственных построек с прилегающим участком. (Хлев, конюшня, птичник, сенник, кладовая; в подклети - погреба, ледники, сарай; обособленно стояли баня, колодец, амбар, их назначение и особенности). | |
27 | Экскурсия в музей. ( экспозиция «Русская изба») | |
28 | Урок-презентация детских рисунков «Русская изба»/«Теплый дом». | |
29-30 | Семейный вечер «Скатерть-самобранка». Знакомство с русской кухней и традициями русского чаепития. | |
V. Крестьянская одежда ( 4ч) | ||
31 | Общая особенность русского костюма. Выявление местных различий. Практическое назначение народного костюма: будничный и праздничный; девичий, женский, старушечий. | |
32 | Ознакомление с основными частями праздничной одежды. Женский головной убор - органическое завершение ансамбля национального русского костюма. Красота русской женщины в национальном костюме, запечатленная в полотнах известных художников XIX в. и XVIII в.: И.П. Аргунов, А.Г. Венецианов, В.И. Суриков, К. Маковской, В. Васнецов и др. | |
33-34 | Урок-экскурсия в краеведческий музей |
Календарно-тематическое планирование занятий «Наш край»( 34 ч)
3 класс Культура моего народа – знакомимся с литературой и искусством родного края.
«О, светло светлая и красно
украшенная, земля Русская!
Многими красотами
прославлена ты…»
( Слово о погибели земли русской.
Неизвестный автор времен княжения
владимирского князя Ярослава Всеволодовича )
№ | Дата | Тема |
I. Красота природы родного края ( 16 ч) | ||
Природа в городе. | ||
1 | Экскурсия-наблюдение за природой | |
2 | Рисование по наблюдениям экскурсии | |
3 | Экология села | |
4 | Природные памятники Владимирской области | |
Что растет в поле и на огороде. | ||
5 | Лекарственные растения края. | |
6 | Лекарственные растения края. | |
7 | Растения края, занесенные в Красную книгу | |
8 | Растения края, занесенные в Красную книгу | |
Животный мир Владимирской области | ||
9 | Животный мир Владимирской области | |
10 | Животные края, занесенные в Красную книгу | |
Природа нашего края в стихах и рассказах | ||
11 | Знакомство с творчеством писателей С.Никитина. | |
12 | Знакомство с творчеством писателей И.Симонова | |
13 | Знакомство с творчеством писателей В.А. Солоухина | |
14 | Поэты и писатели из Вязников | |
Природа нашего края в произведениях художников В.Юкина, К.Бритова, В.Кокурина, Н.Модорова и др. | ||
15 | Художники Владимирской земли. | |
16 | Творчество мстёрских мастеров. | |
II. Красота рукотворная ( 17 ч) | ||
Певческая и музыкальная культура родного края | ||
17 | Народные песни Владимирской земли. | |
18 | Колокольный звон России | |
Красота и симметрия | ||
19 - 21 | Каменное зодчество края Знакомство с храмами и церквями ( Кидекша -Церковь Бориса и Глеба; Владимир -Никитская церковь, Успенский собор, Дмитриевский собор; Золотые ворота; Боголюбово- Церковь Покрова на Нерли, архитектурные постройки Боголюбовского монастыря; Суздаль- архитектура Покровского монастыря и т.д.) | |
22 | Деревянное зодчество края Музей деревянного зодчества г. Суздаль | |
23 - 25 | Декоративно-прикладное искусство малой родины. Произведения народных умельцев малой родины ( мстерские вышивальщицы; лаковая миниатюра Мстеры, Палеха, Холуй; изделия из хрусталя; гороховецкая деревянная игрушка; карабановские ситцы; владимирская, александровская гладь, иконопись, гончарный промысел, владимирские рожечники т.п.) | |
Создаем красоту сами | ||
26 - 27 | Готовим выставку творческих работ. | |
Азбука и первые книги на Руси и в нашем городе. | ||
28 | Кирилл и Мефодий - учителя славян, составители славянской азбуки. | |
29 | Рукописная книга . Новые буквы и цифры. Русские буквари. | |
30 | Дни славянской письменности и культуры на владимирской земле | |
Книги писателей и поэтов Владимирского края | ||
31 | Творчество поэта-песенника А.И. Фатьянова | |
32-33 | Писатели и поэты Владимирской земли | |
III. Обобщение изученного ( 1 ч) | ||
34 | Обобщение изученного за год. |
Календарно-тематическое планирование занятий «Наш край»( 34 ч)
4 класс Славься, Отечество!
"Моё Отечество сынами славится!"
№ | Дата | Темы урока | Элементы содержания |
Жизненный подвиг наших земляков ( 5 ч) | |||
1-5 | Наш край в годы Великой Отечественной войны (изучение нового материала) | Великая Отечественная война 1941 – 1945 г. Уроки имеют патриотическую направленность | |
Вклад наших земляков в развитие науки и культуры ( 9 ч) | |||
6 | М.П. Лазарев – известный мореплаватель. (Комбинированный урок) | Великие открытия наших земляков. Работа с учебником и картой. | |
7 | Братья Столетовы: выдающийся физик и известный генерал (Комбинированный урок) | ||
8 | Д. И. Виноградов – фарфоровых дел мастер. (Комбинированный урок) | ||
9 | История нашего города (деревни) (Урок - исследование) | Обсуждение вопроса: «В каком городе, деревне, стране ты живешь?» «О чем рассказывают улицы нашего города?» | |
10 -13 | Известные спортсмены, музыканты, художники, писатели и поэты Владимирской области. (Комбинированный урок) | Культурная жизнь нашего края. А.В.Суворов – великий полководец. И.С.Куликов – художник. Ученик Репина. Стихи Фатьянова. Н.Д Сысоев – известный владимирский краевед. Т.А.Андреева – художник, поэтесса. Вязниковцы – Герои Советского Союза. | |
14 | Почетный гражданин. (Комбинированный урок) | ||
Культурные и экономические центры области ( 7 ч) | |||
15 - 16 | Культурные и образовательные центры нашего города (деревни) (Урок - исследование) | Культурные центры нашей области (г. Вязники). Карты и планы, как исторические источники. Обсуждение вопроса: «Что такое музей?» Путешествие по открыткам и иллюстрациям. | |
17 | Городская (сельская) библиотека. Библиотека семейного чтения. (Урок – экскурсия) | Беседа о значении книг в жизни каждого человека. | |
18 | Праздники в БЦ "Интеллект" (Урок – практика) | ||
19-20 | Предприятия Владимирской области. Их вклад в развитие экономики России. (Комбинированный урок) | Работа с текстом в учебнике (возможен видеосюжет) | |
21 | Местное производство, их вклад в развитие Владимирской области. (Урок - исследование) | Работа с фотографиями, открытками. | |
Кем быть? ( 8 ч) | |||
22-23 | Многообразие профессий. Знакомство с современными профессиями. (изучение нового материала) | Обсуждение вопроса: «Все работы хороши – выбирай любую!» | |
24-25 | Что я знаю о профессиях моих родителей. (Комбинированный урок) | Пословицы загадки о труде. | |
26 | Династии (Комбинированный урок) | Награды и грамоты в твоей семье. | |
27-28 | Встречи с интересными людьми. Знакомство с профессиями востребованными на рынке труда. (Урок - практика) | Встреча с родителями, выпускниками, поступающими в ВУЗы | |
29 | Сюжетно-ролевые игры. Деловая игра. | Разыгрывание сценок; деловая игра; викторина. | |
Я – гражданин России ( 5 ч ) | |||
30 | Наш край в судьбе России. (Комбинированный урок) | Путешествие по карте Владимира. | |
31 | Путешествие по Золотому кольцу (Урок – путешествие) | ||
32-33 | Я – гражданин России (Изучаем геральдику: г. Владимира, герб родного города). (Комбинированный урок) | Работа с текстом | |
34 | Краеведческая мозаика (Урок - игра) | Викторины, конкурсы по теме: «Знаешь ли ты свой край?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...