Конспект комплексной образовательно – музыкальной деятельности. Тема: «Как жили в старину».
план-конспект на тему

знакомство дошкольников с предметами русского быта, срусским национальным костюмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx21.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект комплексной образовательно – музыкальной деятельности

Тема: «Как жили в старину».

Цель: 

Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе ознакомления с предметами и бытом старины.

Задачи:

  • Дать элементарные представления о жизни русского народа в старину с опорой на опыт детей.
  • Прививать интерес к истории и традициям русского народа. 
  • Формировать элементарные представления об изменении быта на примере истории предметов обихода.
  • Обсуждать с детьми информацию о предметах, выходящих за пределы привычного для них ближайшего окружения.
  • Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением.

Создание среды для организации и проведения НОД:

- презентация «Русская изба»

 макет русской печки

- люлька, сундук, скатерть и другие старинные предметы быта

- русские национальные  костюмы

 -платки и картузы.

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, слайдов с изображением русской печи, посуды, предметов обихода, слушание колыбельных песен.

Ожидаемые результаты:

Формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Овладение необходимыми умениями и навыками в соответствии с возрастом.

Развитие игровой деятельности.

Ход:

Ведущий: Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся все вместе.
(Дети здороваются)

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины, о наших предках. Кто такие предки?

Дети: Это люди, которые жили много-много лет назад.

Ведущий: Правильно, наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как жили люди в старину.

  Просмотр  слайдов с предметами быта. (Дети отвечают на вопросы по содержанию слайдов)

Ведущий: Все сюда вы посмотрите,
Что же это мне скажите?
Дети: Это прялка.
Ведущий: Правильно. Раньше люди пряли на ней самодельную пряжу, затем
вязали из нее теплые вещи. Чтобы получить пряжу, они вращали это 
колесо. Вот и предлагаю вам раскрутить его, но оно не простое, а 
волшебное - это колесо истории. Давайте раскрутим его, произнесем 
волшебные слова и посмотрим, что же произойдет.
Ведущий: 
Колесо крутись, вертись,
Что  раньше было - покажись!

Хозяюшка: (кружась, входит хозяюшка Пелагея)

Ох, устала я, устала,
Весь денек я  хлопотала.

Хлопотала  я, трудилась,

Детвора ко мне явилась.

Ну-ка,  детки, подойдите,

Кто вы, милые, скажите?

Ведущий:  Ты, хозяйка, не спеши,
Как зовут тебя, скажи?

Хозяюшка Пелагея: Пелагея звать меня,

Как я рада вам, друзья!
Ведущий: Мы крутили колесо истории, хотели узнать о том, как в старину жили люди. 
Хозяюшка Пелагея: С давних пор на всей Руси все люди были вежливыми, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, здорово ли живешь, доброго здоровья.  Вот так.…  Давайте и мы с вами поздороваемся друг с другом и поклонимся, как в старину. (Кланяются друг другу, здороваются.)              

Хозяюшка Пелагея:  Проходите в мою горницу, усаживайтесь на лавочку, да отгадайте загадку:

Зимой много ест,

Летом много спит,

Внутри огонь горит.

Из трубы дым валит,

Кашу варит, блины жарит. ( Ответы детей)

Хозяюшка Пелагея:  Самая главная была в доме  печь. О ней говорили «Печь -  всему голова», голова — значит самая главная. Почему же печь самая главная?  (Ответы детей) Да, дети, печь и накормит и обогреет. Печку топили дровами, каждый день в ней готовили еду, а какой посудой для приготовления в печи пользовались?

Дети: Чугунками, сковородками, горшками.

Хозяюшка Пелагея: Правильно, молодцы! На печи можно было и спать. А еще печь лечила: если дети пришли с улицы мокрые, что с ними может случиться?

Дети: Могут простудиться.

Хозяюшка Пелагея: Правильно. Уложат родители простуженного ребенка на печку, она его прогреет лучше горчичников — простуда и пройдет. Вот почему говорили: «Печь нам - мать родная», она греет, сушит, лечит, кормит. Такую печь делали только в России (русских деревнях), в некоторых деревнях и в наше время есть печка. Ребята, а в каких сказках встречается русская печка?

Дети: «Гуси - лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой»,  «Заюшкина избушка».

Хозяюшка Пелагея:  А вот перед нами детская колыбелька, её сделали из дерева. Ребята, почему детские колыбельки такие красивые? Правильно, чтобы ребёнок радовался, видя вокруг себя красивое. А ещё детям пели колыбельные песни.

Ведущий: А наша Ксения знает колыбельную песню и споет её для тебя и ребят.  ( Девочка исполняет  песню)

Ведущий - Посмотрите, какой большой стол посредине избы стоит.

Хозяюшка Пелагея: Чем  он покрыт?  (обратить внимание на вышивку, кто делал красивые скатерти.)

А почему стол такой большой?

Дети: Потому что была большая семья.

Хозяюшка Пелагея: В избе жила большая семья, бабушка с дедушкой, их дети и внуки. Около стола ставили длинные лавки, на которых размещалась за обедом вся семья.

Ведущий:  Дети, а где вы дома храните свои вещи?

Дети: В шкафу.

Хозяюшка Пелагея: Раньше все свои вещи люди хранили в вот таких сундуках.

А в моем сундуке  есть для вас сюрприз (достает шапочки-маски комара и мухи).

 Становитесь в хоровод,

спляшем «Как у наших у ворот».

 ( Хороводная игра «Как у наших у ворот»)

Ведущий: Посмотрите, как одета Пелагея.  Скажите ребята, отличается ее наряд от современной одежды ваших мам? Какую одежду носят ваши мамы? (Ответы детей)

Хозяюшка Пелагея:  Сегодня на мне  надет русский народный костюм, в такой одежде ходили давным-давно.

И у  детей одежда была  не такая, как у вас. Хотите посмотреть? Аленушка, Иванушка! (Под музыку заходят школьники, одетые в народные костюмы и рассказывают о них.). 

Девочка: Основными частями женского костюма были рубаха и сарафан.
Рубаха – из белого полотна, украшена вышивкой. Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. На голове у меня головной убор, который называется кокошник. А еще голову украшали лентами, венками и повязками.

Мальчик: Основными частями мужского костюма были - косоворотка, порты, онучи, лапти. Характерной особенностью русской рубахи был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка.  Косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета. Вниз костюма надевали брюки – порты, на ноги наматывали онучи и обували лапти. Всю одежду подпоясывали поясом-кушаком. 

Хозяюшка Пелагея:  Русский народ умел не только трудиться, но и отдыхать. В праздники они пели русские народные песни, частушки, танцевали, играли на русских музыкальных инструментах. На праздник все надевали красивую одежду: мальчики надевали кепки, украшенные цветами, а девочки накидывали на плечи самые красивые платки. (Дети надевают кепки и платки)

Давайте и мы с вами как в далекие времена повеселимся и исполним русскую народную песенку.

Дети вместе с воспитателем и  Пелагеей исполняют русскую народную песню «Два веселых гуся».

Хозяюшка Пелагея: А теперь, детвора, поиграть пришла пора.

Дети становятся парами и играют в русскую народную игру «Золотые ворота» 

Хозяюшка Пелагея: Ох, ребятушки, заговорила я вас. А ведь не красна изба углами, а красна пирогами.

Вы давно бубликов не ели?

Вы бубликов захотели?

Напекла я их поесть

Сотен пять, а может шесть.

Угощение на славу,

А ребятам на забаву.

(Угощает детей бубликами, прощается и уходит за ширму)

Ведущий: И нам, ребята, пора возвращаться. Покрутим прялку, скажем вместе:

Колесо вертись, крутись!

Детвора, домой вернись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема: Моя малая родина.

внеурочная деятельность по программе Мой край...

Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» 2 класс

Познакомить учащихся с произведением Аксаков С.Т. «Аленький цветочек», у совершенствовать навыки чтения и пересказа, развивать устную речь детей, обогащать словарный запас учащихся; Развиват...

Конспект урока 3 класс на тему "Настрою гусли на старинный лад".

Познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре....

Конспект урока по изобразительному искусству, тема: «Картина-натюрморт «Русская старина» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о композиции натюрморта, формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов.Планируемые...

Конспект занятия по миру деятельности. Тема: "Алгоритм сравнения объектов" (УМК "Перспектива")

Планируемые результаты:Личностные:формировать представление о том, что такое план;           Познавательныенаучиться использоваться планЦель: уз...

Конспект занятия по миру деятельности. Тема: "Учусь составлять план" (УМК "Перспектива")

Планируемые результаты:Личностные:формировать представление о том, что такое план;           Познавательныенаучиться использоваться планЦель: уз...

Конспект непосредственно-образовательной совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию «Сказка мыльных пузырей»

                    "Сказка мыльных пузырей" Расширение представления детей о веществах и их свойствах в ходе исследования, прим...