Конспект урока 3 класс на тему "Настрою гусли на старинный лад".
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме

Байжуменова Оксана Юрьевна

Познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass.odt20.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад. Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе.»

Цель деятельности:  Познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре и сравнить песню Баяна из оперы «Руслан и Людмила» и песню Садко из оперы-былины «Садко».

Тип урока: Открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Расширять знания учащихся о народном музыкальном инструменте — гусли.

Метопредметные:

  1. Развивать вокально-хоровые навыки: интонация, дикция.

Личностные:

  1. Воспитать музыкальную культуру, любовь к народной музыке.

Оборудование: Доска, экран, компьютер, проектор, музыкальны центр, портреты: М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков.

Ход урока.

Этап урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

УУД

1

Организационный момент.

1

-Здравствуйте ребята, меня зовут Оксана Юрьевна, некоторое время я буду проводить у вас уроки музыки!

Дети приветствуют.

Р: Организовывать свое место рабочее место под руководством учителя.

2

Изучение нового материала.

15

-Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси. Послушайте музыкальный фрагмент и определите, что это за инструмент (гусли). А кто такие гусляры?

Гусляры на Руси занимали особое положение. Эти люди и развлекали князя и народ, и рассказывали истории о днях минувших, и рассуждали о том, как устроен мир. Могли при случае и колдовать, своей особой, поэтической магией. Они же и хранители древних законов и предписаний. Считалось, что если гусляр перед исполнением какого-либо важного дела спел песнь, то этому делу обеспечена удача. Гусляров очень уважали, считали честью для себя их принимать. Скажите пожалуйста, как вы думаете что такое былины? Былины — это один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказатели исполняли былина под игру на гуслях. О чем рассказывается в былинах? О важных событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли Русской. Сейчас мы с вами послушаем былину про Добрыню Никитича.

Гусли, удивительный инструмент, он попал ещё в несколько опер. Михаил Иванович Глинка в своей опере «Руслан и Людмила» использовал гусли, на этом инструменте играл сказитель Баян. Сейчас мы с вами послушаем песню Баяна.

Еще один композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу, взяв за основу былину о Садко! Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами. Это не просто былина, а сказка. Садко попал в подводное царство, встретился с Морским Царём, его дочерями. Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. В опере показаны события: спор гусляра с новгородскими купцами, чудесное появление в Ильмень - озере золотых рыбок, подаренных Морским царём Садко за его песни. Опера открывается вступлением, рисующим образ моря, который проходит через всё произведение. Садко, бедный гусляр решает отправиться в путешествие за счастьем. Он идёт на пир к купцам за помощью, но оказавшись у новгородской братчины отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Садко выгоняют с пира, и он приходит к Ильмень - озеру. Что чувствует в душе Садко? (он обижен и раздосадован).  Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается лёгкий ветерок, и на озере появляется Морская царевна. Дальше действие происходит на пристани. Садко спорит с купцами, что выловит из Ильмень - озера рыбу золото - перо и выходит победителем из спора. Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие. Посещая разные земли Садко просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Мы с вами услышим музыкальные портреты гостей: Варяжского (поёт о Скандинавии) , Индийского( поёт об Индии), Веденецкого (поёт об итальянском городе Венеции). Что можно сказать о характере музыки Варяжского гостя? (Суровая, мужественная, величественная музыка.) Как охарактеризовал Римский-Корсаков Индийского гостя? (Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий. Музыка медленная, плавная, чарующая. ) Определите характер музыки Веденцкого гостя. (Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный.) Но вскоре наступает время расплаты за путешествие с Морским царём. Садко попадает на морское дно. Вскоре оказывается в родной стороне, благодаря морской царевне.

Сегодня мы послушаем песню Садко, а потом сравним с песней Баяна. Скажите мне пожалуйста какая мелодия в песне Садко? А какая мелодия в песне Баяна? Какое настроение она передает? В каком темпе Баян и Садко поют свои песни? А кто исполняет эти песни? Девушка или мужчина?

Дети слушают, отвечают, анализируют, отгадывают.

П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

П: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия.

К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

3

Физминутка

5

-Ребята, встаем из-за парт,  и делаем не большую зарядку!

Молодцы ребята, садитесь.

Дети повторяют движения.

Л: Освоение личностного смысла учения.

4

Пение.

15

А теперь мы с вами не много попоем. Песню, которую мы с вами будем учить написал Александр Ермолов. Сейчас мы с вами ее послушаем и вы мне скажите как бы вы ее назвали? Александр Ермолов эту песню назвал «Веселая песенка». Давайте теперь все вместе выучим 1 куплет и припев.

ВХР

Методы и приемы

1. Интонационные:

-повтор одного звука;

-нисходящее движение мелодии;

-скачки на вверх: Ч5.

-собственный показ;

-помощь инструмента;

- показ звуковысотности;

-хормейстерский жест.

2. Дикционные:

-окончание фраз словами с согласной.

-собственный показ.

Молодцы!

Дети слушают, отвечают, запоминают мелодию и текст песни.

П: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

К: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

5

Итог

4

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины О каком музыкальном древнем русском народном инструменте сегодня говорили?(О гуслях.)

С каким жанром русской народной музыки мы сегодня с вами познакомились? С какой былиной сегодня мы с вами познакомились? Чем отличается песня Баяна от песни Садко?

Спасибо за урок, до свидания!

Дети отвечают на поставленные вопросы, анализируют.

Л: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «природа», «семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока музыки «Настрою гусли на старинный лад…» 3 класс

Тема урока: «Настрою гусли на старинный лад…»Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знанийЦель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных ск...

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....

Конспект урока "Настрою гусли на старинный лад.."

Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад.." поможет в работе учителям, работающим по программе "Школа России"....

Урок в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад"

Презентация к уроку в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад"  по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___________________________________________________________________________ Класс миллионов. Класс миллиардов.

Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"....