Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе программы по гражданскому образованию Нижегородского института развития образования, авторы: С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова,
Н. Ю. Яшина. Программно-методическое обеспечение учебного предмета: учебник "Жар-птица", тетрадь "Жар-птица" (авторы С. К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т. Я. Железнова, Н. Ю. Яшина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_grazhdanskomu_obrazovaniyu.docx | 428.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы « Гражданское образование в начальных классах» С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой, Н.Ю.Яшиной, планируемых результатов начального общего образования.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Курс гражданского образования в начальных классах рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальной школе и граждановедения в основной.
Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода» и др.
Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления их мировоззрения, возникновения в их сознании необходимых ценностных ориентаций.
Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК «Кораблик» и «Жар-птица» связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее.
^ На втором году обучения по данному курсу и УМК «Жар-птица» главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми, кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека - воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.
^ Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
^ Общая характеристика курса
Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, практически не представленные в других учебных предметах начального образования.
Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания построены на основе связей с обучением грамоте, а также чтением, природоведением, математикой и др. Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа.
В УМК «Жар-птица»( 3 класс) также выделены четыре тематических блока, соответствующие четырем учебным четвертям:
Тепло родного очага.
Над российскими просторами.
Живем мы по соседству.
Из страны детства в мир взрослых.
Внутри блока (четверти) учащимся предложены отдельные темы, содержательно связанные друг с другом. Все они отражают различные грани данного тематического раздела. Сначала рассматривается общий вопрос, выводящий на осмысление темы в целом. А затем следует более конкретный материал, позволяющий дать образное и разноплановое представление об отдельных частях целого, составляющих обобщенное понятие. Таким образом, учащиеся познают конкретное как единство в многообразии. Этот подход является характерным для развивающего обучения.
^ Место курса «Гражданское образование» в учебном плане
Курс «Гражданское образование» рассчитан на 68 ч. Во 2 классе на изучение гражданского образования отводится 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе также 34 ч. ( 1 ч. в неделю, 34 учебные недели ).
Содержание курса
Каждый тематический блок рассматривается в течение четверти в соответствии с определенной логикой: общее представление о теме - его конкретизация - обобщение. В зависимости от функции, места и роли урока внутри тематического блока выделяются следующие типы уроков: урок введения в тему, урок углубления темы, урок обобщения темы.
^ Уроки введения в тему намечают перспективу ее развития на последующих уроках, дают общее первоначальное представление о теме, часто философского, мировоззренческого плана (например, вводится понятие «мир» в разных значениях этого слова)
Введение в тему опирается на три основных момента:
1) выявление первоначальных представлений детей и понимания ими темы;
2) активизация социального, жизненного и эмоционального опыта ребенка под углом зрения новой проблемы (темы);
3) создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на художественно-эстетический материал урока и эмоционально проживая его, осознают основную идею урока и выходят на перспективные линии присвоения главных ценностных ориентации всего тематического блока.
Уроки введения в тему специфичны, что обусловлено особенностями содержания каждого тематического блока, его местом в программе, связью с предшествующими и последующими знаниями.
Так, в I четверти два урока введения в тему. Первый урок «Земля общий дом для всех людей»- это введение в содержание всего курса гражданского образования. Его цель - осознание ребенком себя как человека, живущего на планете Земля. Урок «Отечество» открывает тему «Наша Родина - Россия» и направлен на осознание учащимся себя гражданином своей страны.
^ Уроки углубления темы составляют большинство в каждой четверти. На этих уроках конкретизируются основные идеи четверти и общее представление о теме, полученное учащимися на уроках введения в тему. Школьники обращаются к различным частным аспектам темы, рассматривают ее отдельные ракурсы.
Так, в I четверти после вводных уроков следует знакомство с городами России и своей «малой родиной».
К таким урокам дети специально готовятся, приходят с новыми впечатлениями, полученными при наблюдении за окружающим миром, знакомстве с художественными и научно-популярными текстами, в беседах с родителями или другими взрослыми и т п. Все это позволяет им в конкретных образах представить и осмыслить главную идею четверти.
^ Уроки обобщения темы в курсе имеют игровой характер, это уроки-праздники. Например, в I четверти - «Ярмарочная карусель», во II четверти - «Разноцветный новогодний хоровод». Игра позволяет создать эмоциональную атмосферу, стимулирует и активизирует накопленный на уроках эмоционально-нравственный опыт детей, закрепляет полученные теоретические знания в непосредственной деятельности. Дети в непринужденной атмосфере, в естественной для них игровой ситуации показывают свое понимание темы.
На уроках обобщения не дается новой информации, а лишь систематизируются уже имеющиеся знания и представления. В учебнике для подготовки учащихся к таким урокам имеются специальные игровые странички с заданиями и вопросами.
Уроки обобщения предполагают не только установление содержательных связей с предыдущими уроками, но и перспективных связей с темой следующей четверти. Содержание и организация итоговых уроков могут варьироваться в зависимости от особенностей детей, их заинтересованности проблемой, от местных условий, региональных особенностей.
^ Структура урока гражданского образования
Каждый урок, независимо от его типа, должен иметь свою внутреннюю структуру и логику. Особенно важно выстроить эмоциональную драматургию урока. Поскольку курс гражданского образования предполагает не столько внедрение определенных ценностей и знаний в сознание ребенка, сколько организацию условий для их проживания и присвоения как основы нравственного формирования, то принципиально значимым на уроке является создание эмоциональной включенности ребенка в содержание урока.
Началом служит эмоциональное введение в мир урока, конкретной темы. Это может быть создание первоначального образа с помощью эмоциональных различных средств, и в первую очередь средствами искусства (музыки, живописи, литературы и др.). Например, художественное чтение учителем отрывка из сказки, рассказа, стихотворения, создающего образы, соответствующие теме урока. В дальнейшем, по ходу урока, первоначальные образы развиваются и углубляются на основе имеющихся у детей и вновь получаемых знаний. Может использоваться и игра, и проблемные вопросы, и интересные для детей задания. Например, игра «Устами младенца» (объясни слово).
На каждом уроке предполагается определенная эмоционально-смысловая кульминация как самая яркая его вершина. Это может быть притча или стихотворение, прочитанное учителем или подготовленные учащимися, представление выставки рисунков, звучание музыкального произведения, сюрприз, который появляется из ларца и т. п. Кульминация может быть заранее предусмотренной, но может возникнуть незапланированно в ходе урока.
Важна эмоциональная целостность урока, которая может быть достигнута с помощью стихотворного или музыкального обрамления. Поэтому не менее значимым является продуманное его завершение, в результате которого у ребенка должен остаться эмоциональный образ урока. Для этого можно использовать пословицу или цитату из стихотворения, в концентрированном виде обобщающие весь урок (например:
«Где родился, там и пригодился», «Люблю тебя, Петра творенье!»).
Урок гражданского образования не имеет жестко заданной структуры. Он, однако, включает несколько обязательных компонентов, последовательность и соотношение которых могут быть различны:
- эмоциональное введение в мир урока;
- информационная часть: чтение научно-популярных текстов, рассказ учителя, обмен информацией в парах или группах, рассказы детей, работа со словарем учебника, со статьями Всеобщей декларации прав человека и др.;
- чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение;
- восприятие зрительного ряда, работа с иллюстрациями;
- выполнение развивающих (интеллектуальных и практических) заданий, которые приводятся в тетради, учебнике или предложены учителем;
- выполнение коммуникативных заданий.
Таким образом, в процессе проведения урока сочетается работа с учебником, тетрадью, сообщение учителем сведений, его рассказ и чтение текстов, организация различных видов деятельности детей (игровой, трудовой) в рамках учебной. При этом важно чередование этих элементов, разнообразие форм и методов работы, переход от информационной части урока к эмоционально-чувственной и коммуникативной, от игровой и практической деятельности - к учебной и наоборот.
Важна гибкость структуры урока, которая зависит от специфики изучаемой темы, особенностей класса, наличия необходимого оборудования и оснащения урока. Предполагается творческое отношение учителя и к отбору материала урока и его построению. Но наиболее значимым является организация активной деятельности младших школьников на уроке, стимулирование их творчества; создание эмоционального отношения к теме. Особую роль играет и характер взаимодействия учителя и учащихся, учитывающий задачу становления младших школьников как субъектов учебной и других видов деятельности и основанный на уважении к ребенку, на сотрудничестве детей с учителем и друг другом.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Курс гражданского образования в начальных классах рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальной школе и граждановедения в основной.
Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности. Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода» и др.
Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления их мировоззрения, возникновения в их сознании необходимых ценностных ориентаций.
Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК «Кораблик» и «Жар-птица» связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее.
На втором году обучения по данному курсу и УМК «Жар-птица» главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми, кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека - воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.
^ Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
Общая характеристика курса
Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, практически не представленные в других учебных предметах начального образования.
Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания построены на основе связей с обучением грамоте, а также чтением, природоведением, математикой и др. Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа.
В УМК «Жар-птица»( 3 класс) выделены четыре тематических блока, соответствующие четырем учебным четвертям:
Тепло родного очага.
Над российскими просторами.
Живем мы по соседству.
Из страны детства в мир взрослых.
Внутри блока (четверти) учащимся предложены отдельные темы, содержательно связанные друг с другом. Все они отражают различные грани данного тематического раздела. Сначала рассматривается общий вопрос, выводящий на осмысление темы в целом. А затем следует более конкретный материал, позволяющий дать образное и разноплановое представление об отдельных частях целого, составляющих обобщенное понятие. Таким образом, учащиеся познают конкретное как единство в многообразии. Этот подход является характерным для развивающего обучения.
^ Место курса «Гражданское образование» в учебном плане
Курс «Гражданское образование» рассчитан на 68 ч. Во 2 классе на изучение гражданского образования отводится 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели), в 3 классе также 34 ч. ( 1 ч. в неделю, 34 учебные недели ).
^ Содержание курса
Каждый тематический блок рассматривается в течение четверти в соответствии с определенной логикой: общее представление о теме - его конкретизация - обобщение. В зависимости от функции, места и роли урока внутри тематического блока выделяются следующие типы уроков: урок введения в тему, урок углубления темы, урок обобщения темы.
^ Уроки введения в тему намечают перспективу ее развития на последующих уроках, дают общее первоначальное представление о теме, часто философского, мировоззренческого плана (например, вводится понятие «мир» в разных значениях этого слова)
Введение в тему опирается на три основных момента:
1) выявление первоначальных представлений детей и понимания ими темы;
2) активизация социального, жизненного и эмоционального опыта ребенка под углом зрения новой проблемы (темы);
3) создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на художественно-эстетический материал урока и эмоционально проживая его, осознают основную идею урока и выходят на перспективные линии присвоения главных ценностных ориентации всего тематического блока.
Уроки введения в тему специфичны, что обусловлено особенностями содержания каждого тематического блока, его местом в программе, связью с предшествующими и последующими знаниями.
^ Уроки углубления темы составляют большинство в каждой четверти. На этих уроках конкретизируются основные идеи четверти и общее представление о теме, полученное учащимися на уроках введения в тему. Школьники обращаются к различным частным аспектам темы, рассматривают ее отдельные ракурсы.
^ Уроки обобщения темы в курсе имеют игровой характер, это уроки-праздники. Игра позволяет создать эмоциональную атмосферу, стимулирует и активизирует накопленный на уроках эмоционально-нравственный опыт детей, закрепляет полученные теоретические знания в непосредственной деятельности. Дети в непринужденной атмосфере, в естественной для них игровой ситуации показывают свое понимание темы.
На уроках обобщения не дается новой информации, а лишь систематизируются уже имеющиеся знания и представления. В учебнике для подготовки учащихся к таким урокам имеются специальные игровые странички с заданиями и вопросами.
Уроки обобщения предполагают не только установление содержательных связей с предыдущими уроками, но и перспективных связей с темой следующей четверти. Содержание и организация итоговых уроков могут варьироваться в зависимости от особенностей детей, их заинтересованности проблемой, от местных условий, региональных особенностей.
Календарно-тематическое планирование учебного материала по гражданскому образованию.
Всего - 34 часа
По учебному плану в неделю 1 час
№ п/п | Тема | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Скорректир. Сроки прохождения | Страницы учебника |
1 четверть (8 часов) | |||||
Тепло родного очага. ( 8 часов) | |||||
1. | В поисках счастья. | 1 ч. | 07. 09. | С. 8- 10 | |
2. | Сохраняя прошлое. | 1ч. | 14. 09. | С. 11- 13 | |
3. | Мировое древо. | 1 ч. | 21. 09. | С. 14- 16 | |
4. | Моя родословная. | 1 ч. | 28. 09. | С. 17- 20 | |
5. | Наша школьная семейка. | 1 ч. | 05. 10. | С. 21- 24 | |
6. | Я – надежда Отечества. | 1 ч. | 12. 10. | С. 25- 28 | |
7. | Слышу голос из прекрасного далёка. | 1 ч. | 19. 10. | С. 29-31 | |
8. | В кругу родном и тесном. | 1 ч. | 26. 10. | С. 32- 34 | |
2 четверть (8 часов). | |||||
Тепло родного очага (1 час) | |||||
9. | Что в сердце бережно храним. Обобщающий урок по «дому-музею» | 1 ч. | 09. 11. | С. 39 41 | |
Над Российскими просторами (7 часов) | |||||
10. | Отечество: старое, новое, вечное. | 1 ч. | 16. 11. | С. 44- 47 | |
11. | Отчизны славные сыны. | 1 ч. | 23. 11. | С. 48- 52 | |
12. | Наше государство – Российская Федерация. | 1 ч. | 30. 11. | С. 53 -55 | |
13. | Сто народов – одна страна. | 1 ч. | 07. 12. | С. 56- 59 | |
14. | Законы, по которым мы живём. | 1 ч. | 14. 12. | С. 60 - 63 | |
15. | Без праздника нет народа. | 1 ч. | 21. 12. | С. 64 - 67 | |
16. | По родной стране. Обобщающий урок. | 1 ч. | 28. 12. | С. 68- 70 | |
3 четверть. ( 10 часов). | |||||
Живём мы по соседству (10 часов). | |||||
17. | Мы и наши соседи. | 1 ч. | 18. 01. | С. 6 - 9 | |
18. | Аист на крыше. | 2 ч. | 25. 01. 01. 02 | С. 10 – 13 С. 14 - 17 | |
19. | У янтарного моря. | 2 ч. | 08. 02. 15. 02. | С. 18 – 21 С. 22 - 25 | |
20. | В горах Кавказа. | 2 ч. | 22. 02. 01. 03. | С. 26 – 29 С. 30 - 33 | |
21. | Многоцветные краски Востока. | 2 ч. | 08. 03. 15. 03 | 15. 03. | С. 34 – 37 С. 38 - 42 |
22. | Фестивальные встречи. Обобщающий урок- праздник. | 1 ч. | 21. 03. | С. 44 - 45 | |
4 четверть (8 часов). | |||||
Из страны детства в мир взрослых (8 часов) | |||||
23. | Я взрослею. | 1 ч. | 05. 04. | С. 48 - 51 | |
24. | Таинственный мир знаний. | 2 ч | 12. 04. 19. 04 | С. 52 – 55 С. 56 - 59 | |
25. | Пора в путь-дорогу. | 2 ч. | 26 .04. 03. 05. | С. 60 – 63 С. 64 - 67 | |
26. | Приглашаем в театр. | 1 ч. | 10. 05. | С. 68 - 71 | |
27. | Досуг – дело серьёзное. | 1 ч. | 17. 05. | С. 72 - 75 | |
28. | Парк чудес и открытий. Обобщающий урок- праздник. | 1 ч. | 24. 05. | С. 76 - 77 | |
Всего | 34 ч. | ||||
^Требования к уровню подготовки учащихся
(планируемые результаты обучения)
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
^ Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
^ Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
^ Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Программно- методическое обеспечение учебного процесса.
Для учащихся:
Учебник «Жар-птица». Тетрадь «Жар-птица».
тетрадь “Жар-птица” для 3, 4 класса:
С. К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Н.Ю. Яшина, Т.Я. Железнова.
Для учителя:
Методические рекомендации для учителя “Уроки гражданского образования в начальных классах: Методические пособия к учебному комплекту “Жар-птица”:
мультимедийные пособия к учебникам “Кораблик” и “Жар-птица”:
Весь курс (34часа) оснащён наглядно-иллюстративным материалом по рекомендациям авторов с использованием компьютерных и информационных технологий, разработанных Кузнецовой Э.Е.
Курс гражданского образования представлен в двух вариантах программ:
1) Учебная программа “Гражданское образование в начальных классах”. 2-4 классы начальной школы. Н.Новгород, 2013 г. Сертифицирована экспертным советом НИРО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс "Жар-птица"
В данной публикации представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Гражданское образование (региональный компонент). Планирование создано по комплекту: Тивикова...
Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс "Кораблик"
Предмет Гражданское образование "Кораблик" относится к региональному компоненту. Календарно-тематическое планирование построено на основе комплекта: Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., ...
Методическая разработка раздела учебной программы по гражданскому образованию "Я и моя семья"
Курс "Гражданское образование" разработан авторским коллективом преподавателей кафедры начального образования НИРО С.К.Тивиковой, Н.Н. Деменевой, Т.Я.Жклезновой, Н.Ю.Яшиной....
Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС
Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС, авторы С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева и др....
Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс
В данном материале представлена рабочая программа по гражданскому образованию во 2 классе....
Рабочая программа по гражданскому образованию 2,3 классы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лично...
Рабочая программа по гражданскому образованию
Рабочая программа по курсу « Гражданское образование» составлена на основе региональной авторской программы курса «Гражданское образование», разработанная С.К.Тивиковой, Н.Н.Де...