Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс "Жар-птица"
рабочая программа (3 класс) на тему
В данной публикации представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Гражданское образование (региональный компонент). Планирование создано по комплекту: Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту «Жар-птица». Часть I. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2008. Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Жар-птица. Учебник». Часть I,II. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2008.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
рассмотрена согласована утверждена
на заседании школьного заместитель директора приказом от______________№____
методического объединения школы по УР
учителей начальных классов ______________Л.Ю.Сазонова
Протокол от_____________№___ «_____»____________2013 г.
Рабочая программа
по гражданскому образованию
3 класс
Составитель: О.П.Пешехонова
г. Саров
- 2013 –
Структура рабочей программы
- Введение.
- Пояснительная записка.
- 2.1. Значение гражданского образования в школьном образовании.
2.2. Цель и задачи рабочей программы.
2.3. Основания к выбору содержания рабочей программы (УМК).
- Организация общеобразовательного процесса (график прохождения материала).
- Требования к уровню подготовки учащихся по классам и выпускников.
- Содержание обучения (тематические блоки с указанием количества часов).
- Система оценивания.
- Поурочное тематическое планирование.
- Литература.
Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Гражданское образование в начальных классах» включен в региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области в качестве национально-регионального компонента. Этот учебный предмет ориентирован на воспитание младшего школьника как гражданина и патриота своей страны, что соответствует основным положениям государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
Пояснительная записка
Курс создает условия для нравственного развития, становления духовной сферы и правовой культуры личности. Основой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой — уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода» и др.
Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образовании, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления у них мировоззрения, возникновения необходимых ценностных ориентации. Курс гражданского образования является пропедевтическим, он создает базу для усвоения истории и граждановедения в основной школе.
Цель гражданского образования в начальной школе — создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
З а д а ч и к у р с а
1. Создание условий для становления у детей ценностных ориентации на основе системы общечеловеческих ценностей.
2. Воспитание патриота своей страны и гражданина мира.
3. Нравственное развитие ребенка: его сознания, чувств, поведения.
4. Формирование правовой культуры.
5. Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.
6. Формирование ребенка как субъекта учебной деятельности.
7. Развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
8. Формирование элементов творческой деятельности и развитие креативности.
9. Развитие образного и логического мышления.
10. Создание условий для приобретения ребенком опыта познания самого себя.
Организация общеобразовательного процесса
В неделю – 1 час, 34 недели – 34 часа в год
Требования к уровню подготовки учащихся
Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в других учебных предметах начального образования.
Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями и другими взрослыми. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому, предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания, построены на основе связей с литературным чтением, природоведением, математикой и др.
Содержание обучения
На втором году обучения по данному курсу и УМК «Жар-птица» главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми, кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека — воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.
В 3 классе каждый тематический блок изучается в течение одной четверти и имеет образное название.
ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА (9 ч.)
НАД РОССИЙСКИМИ ПРОСТОРАМИ (7 ч.)
ЖИВЕМ МЫ ПО СОСЕДСТВУ (10 ч.)
ИЗ СТРАНЫ ДЕТСТВА В МИР ВЗРОСЛЫХ (8 ч.)
Система оценивания
Оценка выставляется за ответы на уроке, за творческие работы, проверочные работы и тестовые работы.
Литература
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту «Жар-птица». Часть I. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2008.
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Жар-птица». Часть I,II. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2008.
Согласовано на МО Утверждаю
учителей начальных классов зам.директора по УР
Протокол № _ от _________ 2013 г _______________________
«____»____________2013г.
Поурочное тематическое планирование
по курсу «Гражданское образование»
3 класс
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
I четверть «Тепло родного очага» | 9 часов | ||
1 | В поисках счастья | 1 | |
2 | Сохраняя прошлое | 1 | |
3 | Мировое дерево | 1 | |
4 | Моя родословная | 1 | |
5 | Наша школьная семейка | 1 | |
6 | Я-надежда Отечества | 1 | |
7 | Слышу голос из прекрасного далёка | 1 | |
8 | В кругу родном и тесном | 1 | |
9 | Что в сердце бережно храним. Обобщающий урок – экскурсия по «дому-музею» | 1 | |
II четверть Над российскими просторами | 7 часов | ||
10 | Отечество старое, новое, вечное | 1 | |
11 | Отчизны славные сыны | 1 | |
12 | Наше государство – Российская Федерация | 1 | |
13 | Сто народов – одна страна | 1 | |
14 | Законы, по которым мы живём | 1 | |
15 | Без праздника нет народа | 1 | |
16 | По родной стране. Обобщающий урок – устный журнал | 1 | |
III четверть «Живём мы по соседству» | 10 часов | ||
17 | Мы и наши соседи | 1 | |
18-19 | Аист на крыше | 2 | |
20-21 | У янтарного моря | 2 | |
22-23 | В горах Кавказа | 2 | |
24-25 | Многоцветные краски Востока | 2 | |
26 | Фестивальные встречи. Урок-праздник | 1 | |
IV четверть Из страны детства в мир взрослых | 8 часов | ||
27 | Я взрослею | 1 | |
28-29 | Таинственный мир знаний | 2 | |
30-31 | Пора в путь-дорогу | 2 | |
32 | Приглашаем в театр | 1 | |
33 | Досуг – дело серьёзное | 1 | |
34 | Парк чудес и открытий. Обобщающий урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс "Кораблик"
Предмет Гражданское образование "Кораблик" относится к региональному компоненту. Календарно-тематическое планирование построено на основе комплекта: Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., ...
Методическая разработка раздела учебной программы по гражданскому образованию "Я и моя семья"
Курс "Гражданское образование" разработан авторским коллективом преподавателей кафедры начального образования НИРО С.К.Тивиковой, Н.Н. Деменевой, Т.Я.Жклезновой, Н.Ю.Яшиной....
Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС
Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС, авторы С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева и др....
Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс
В данном материале представлена рабочая программа по гражданскому образованию во 2 классе....
Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс
Рабочая программа разработана на основе программы по гражданскому образованию Нижегородского института развития образования, авторы: С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова,Н. Ю. Я...
Рабочая программа по гражданскому образованию 2,3 классы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лично...
Рабочая программа по гражданскому образованию
Рабочая программа по курсу « Гражданское образование» составлена на основе региональной авторской программы курса «Гражданское образование», разработанная С.К.Тивиковой, Н.Н.Де...