Рабочая программа по гражданскому образованию
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по курсу « Гражданское образование» составлена на основе региональной авторской программы курса «Гражданское образование», разработанная С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой, Н.Ю.Яшиной при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу "Гражданское образование" 3 класс | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная школа с. Абабково
Павловского района Нижегородской области
Рассмотрено Руководитель ШМО учителей ____________ /Ю. А. Пугачева/
протокол № __от _______2016г. | Согласовано Зам. директора по УВР ____ / В. А. Карасева/ ______ 2016 г. | Утверждаю Директор школы ___ /Е. В. Журавлева/
Приказ № __от _ 2016 г. |
Рабочая программа
по курсу «Гражданское образование»
3 класс
Составила:
учитель начальных классов
Пугачева Ю. А
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу « Гражданское образование» составлена на основе региональной авторской программы курса «Гражданское образование», разработанная С.К.Тивиковой, Н.Н.Деменевой, Т.Я.Железновой, Н.Ю.Яшиной при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области (Программа курса «Гражданское образование в начальной школе»: 2-3 классы четырёхлетней начальной школы. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006). Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель курса
-создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
Задачи курса
- Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
- Духовно – нравственное развитие ребёнка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.
- Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
- Формирование элементов правовой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка.
- Эстетическое развитие ребёнка, воспитание эмоционально – эстетической отзывчивости.
- Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способности к самопознанию, социальных умений.
- Формирование опыта творческой деятельности и развитие креативности.
- Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
- Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
Общая характеристика курса
Курс гражданского образования рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальных классах.
Курс является интегрированным. Дети получают представления о природе, обществе, человеке. Курс способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учётом идеи развивающего обучения. Предполагается тесная связь курса гражданского образования с обучением различным учебным предметам (окружающий мир, литературное чтение, изо и др.), с внеурочной работой и семейным воспитанием.
В третьем классе особое внимание уделяется взаимосвязанным понятиям: Земля – жители Земли, земляне; Родина, Отечество, государство – гражданин своей страны; Россия, россиянин; Москва, Санкт – Петербург, Нижний Новгород, москвич, петербуржец, нижегородец, житель города, села; семья, член семьи. Таким образом, ребёнок ощущает себя в той или иной роли в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.
Специфика курса определяется тем, что в нём главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентаций, то есть эмоционально – чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу.
Уроки гражданского образования строятся на деятельностной основе. Преобладающими являются формы и методы работы, в рамках которых дети могут проявить свою активность: игры, тренинги, дискуссия, драматизация и разыгрывание ситуации, викторины и отгадывание загадок и кроссвордов, практические работы, работа в микрогруппах, выполнение исследовательских заданий.
Место предмета в базисном учебном плане
В учебном плане на изучение «Гражданское образование» отводится 1 час в неделю (34 часа)
В 3 классе обучение по данному курсу обеспечено учебно – методическим комплектом «Жар-птица».
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков:
- Открытие новых знаний.
- Рефлексия (повторение и закрепление)
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.
Оценка деятельности учащихся
Оценка выставляется только словесная, эмоциональная, здесь нет бальной системы оценивания. За выполненные задания в конце четверти ставится аттестован(а), если задания систематически не выполнялись, то не аттестован(а).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по курсу «Гражданское образование»
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Гражданское образование», к школе; – интерес к предметноисследовтельской деятельности; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России и о своей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: – целостного образа мира; – миролюбия, толерантности, умения понимать других людей на основе отрицания насильственных методов решения конфликтов; – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – чувства сопричастности и гордости за свою Родину и ее народ; – ориентации в поведении на принятые моральные нормы; – представления о красоте природы России, родного края. | Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. | Обучающийся научится: – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – находить в тексте ответ на вопрос; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – воспринимать смысл познавательного текста; – осуществлять синтез как составление целого из частей – строить сообщения в устной форме; – производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; – выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации – проводить сравнение, сериацию, классификацию изученного материала по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). | Обучающийся научится: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другие мнение и позицию; – формулировать собственные мнение и позицию; – уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; – использовать в общении правила вежливости. Обучающийся получит возможность научиться: – строить монологическое высказывание; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другие мнение и позицию; – уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре); – контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – осуществлять взаимоконтроль. |
Обучающийся научится:
– соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
– узнавать объекты, представленные на рисунке;
– воспринимать первичные сведения о Земле как общем доме всех людей;
– узнавать государственные символы (герб, флаг, гимн) России, знать название столицы;
– называть и находить на карте различные города России (Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород) и понимать их значение в истории и современности нашей страны;
– называть некоторые страны, характеризовать особенности жизни людей в них;
– называть адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников;
– вести себя в соответствии с правилами вежливого обращения;
– понимать содержание некоторых статей Всеобщей Декларации прав человека;
Обучающийся получит возможность научиться:
– ориентироваться в учебнике;
– понимать различия между источниками информации о мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет;
– оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах;
– характеризовать Россию как самое большое и многонациональное государство;
– характеризовать историю, культуру, достопримечательности городов (Москва, С.-Петербург, Нижний Новгород), стран (США, Индия, Скандинавские страны, страны Западной Европы, Африки, Китай, Япония)
– адекватно использовать средства устной речи во время инсценировок;
– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных странах мира;
– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность узнать:
– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных, религиозных и культурных традициях людей в различных регионах Земли;
Календарно - тематическое планирование по курсу «Гражданское образование», 3 класс
№ урока п/п | Наименование раздела и темы Темы уроков | Количество часов | Срок прохождения | |
дата | корректировка | |||
1 | В поисках счастья. | 1 | ||
2 | Сохраняя прошлое. | 1 | ||
3 | Мировое древо. | 1 | ||
4 | Моя родословная. | 1 | ||
5 | Наша школьная семейка. | 1 | ||
6 | Я – надежда Отечества. | 1 | ||
7 | Слышу голос из прекрасного далека. | 1 | ||
8 | В кругу родном и тесном. | 1 | ||
9 | Что в сердце бережно храним. Обобщающий урок-экскурсия по «дому-музею». | 1 | ||
10 | Отечество: старое, новое, вечное. | 1 | ||
11 | Отчизны славные сыны. | 1 | ||
12 | Наше государство-Российская Федерация. | 1 | ||
13 | Сто народов-одна страна. | 1 | ||
14 | Законы, по которым мы живем. | 1 | ||
15 | Без праздника нет народа. | 1 | ||
16 | По родной стране. Обобщающий урок – устный журнал. | 1 | ||
17 | Мы и наши соседи. | 1 | ||
18-19 | Аист на крыше. | 2 | ||
20-21 | У янтарного моря. | 2 | ||
22-23 | В горах Кавказа. | 2 | ||
24-25 | Многоцветные краски Востока. | 2 | ||
26 | Фестивальные встречи. Обобщающий урок-праздник. | 1 | ||
27 | Я взрослею. | 1 | ||
28-29 | Таинственный мир знаний. | 2 | ||
30-31 | Пора в путь дорогу. | 2 | ||
32 | Приглашаем в театр. | 1 | ||
33 | Досуг-дело серьезное. | 1 | ||
34 | парк чудес и открытий. Обобщающий урок-праздник. | 1 |
Перечень учебно - методического обеспечения:
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту «Жар птица». Часть I. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2008,- 2 –е изд., испр. и доп..
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Жар птица». Часть I,II. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс "Жар-птица"
В данной публикации представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Гражданское образование (региональный компонент). Планирование создано по комплекту: Тивикова...
Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс "Кораблик"
Предмет Гражданское образование "Кораблик" относится к региональному компоненту. Календарно-тематическое планирование построено на основе комплекта: Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., ...
Методическая разработка раздела учебной программы по гражданскому образованию "Я и моя семья"
Курс "Гражданское образование" разработан авторским коллективом преподавателей кафедры начального образования НИРО С.К.Тивиковой, Н.Н. Деменевой, Т.Я.Жклезновой, Н.Ю.Яшиной....
Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС
Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС, авторы С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева и др....
Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс
В данном материале представлена рабочая программа по гражданскому образованию во 2 классе....
Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс
Рабочая программа разработана на основе программы по гражданскому образованию Нижегородского института развития образования, авторы: С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова,Н. Ю. Я...
Рабочая программа по гражданскому образованию 2,3 классы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лично...