Занятие творческого объединения "Театр народной сказки"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Воробьева  Фаина Алексеевна

 Занятие творческого объединения "Театр народной сказки" по теме "Сказки бабушки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severnye_posidelki._zanyatie.gizatullina.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Гизатуллина Ф.А.

МБОУ Варьёганская ОСШ

Занятие кружка «Театр  народной сказки»

Тема:  Сказки бабушки.

Цели:

  • познакомить детей со сказками народов ханты и ненцы;
  • знакомство  с ненецкими именами;
  • развитие кругозора детей;
  • развивать мышление, речь, воображение, творчество;
  • прививать интерес к традициям коренных народов Севера;
  • воспитывать  гордость за свой народ;
  • развитие познавательной активности к изучению своего края.
  • привлечение учащихся к научно-исследовательской работе.

Оборудование: магнитофон и аудиокассета с записью хантыйских

мелодий, презентация на тему «Ненецкие имена», костюмы народов ханты и ненцы, выставка.

Ход занятия.  

 

Чтец.                          В далёком северном краю

                                     Среди тайги, болот.

                                      Смывая времени песок

                                     Река Аган течёт.

                                     И с незапамятных времён

                                     Здесь жил лесной народ.

                                     Он часть вселенной, плоть земли

                                     Своей тропой идёт.

Всех людей мы называем ханты.

Ханты, русский, ненец и узбек.

Потому что это слово ханты

В переводе значит человек.

                   Словно люльку, дверь тяжёлую качни-

                   С другом к нам на посиделки приходи.

                   Соберёмся у хантыйского огня,

                  Зазвучат легенды песни для тебя.

                  С жизнью хантов познакомишься, друг мой,

                  Ты вниманьем посиделки удостой.

      Приветствие учителя:

                                       Я рада видеть вас на нашем занятии.

- А зачем мы сегодня собрались?

- Чем мы будем заниматься?

                                       

Учитель: -    Сегодня будем слушать сказки наших бабушек, вы  познакомите нас со своими сказками, вы расскажет   какие имена вы собрали у людей.

                                         

            - Как называется то место, где мы живём?

           Да, Родина для нас начинается с того места, где мы родились, росли и

     живём.  Где живут наши родители, наши дедушки и бабушки.

            Чтобы любить и знать свою Родину надо изучать историю своего края,

      историю своего посёлка.

 

  - Гордостью нашего посёлка являются люди, которых  мы уважаем и любим. Это наши бабушки.

Слово  бабушке Карымовой Л.А. 

                  - Здравствуйте, ребята.  В руках у меня мой дорогой

                    мешочек, в котором лежат мои песни, сказки, загадки. Сейчас я

                   выну… Мне попалась…сказка.  Идите сюда поближе, слушайте…

Слово   бабушке Айваседа Д.Д. – А я принесла Вам  свою сказку….

Учитель:  Мы послушали сказки. Вам понравилось? А что вам понравилось?

                   Хотите сами рассказать сказку?  Слушайте…

Копчук     Марьяна

Лиса и белка

      Жила – была лиса.  Друзей у неё не было. И захотела она завести себе друга. Шла, шла лиса по лесу и встретила белку. Говорит лиса: «Давай белка дружить».  Белка согласилась.  Всюду они были вместе.  Вместе собирают грибы, вместе гоняются за мышами.  

      Пришла зима. Белка наготовила на зиму себе припасы. И в один день она заметила, что её запасы стали уменьшаться. Решила она подкараулить вора.  Ночью к её кладовой пришла лиса и взяла немного орешек, ягод, грибов. Белка вышла из укрытия и выгнала лису. С тех пор дружба между ними прекратилась.                                    

Кропачева Мария

Мышка, змея и кот

      Жила одна Мышка.  Однажды мышке захотелось что - нибудь  такое вкусное поесть.  Долго она искала еду.  На одном столе  Мышка нашла сыр. Она быстро побежала к сыру.  Но не успела добежать, как её схватила змея. Мышка очень испугалась и запищала. Змея её пожалела и  отпустила.  Зверёк побежал в свою норку. И тут на её пути встал кот. Он  быстро подлетел к мышке и съел её. С тех пор из дома мышки никто не выходит.

Учитель:  У каждого народа кроме сказок есть и песни. На занятиях мы с вами учим песни и сегодня покажем своё умение.

Песня «Шумячаку»

Песня «Хотюути»

 - А сейчас мы продолжим учить песню «Не ңайвашата».

       Не-э ңайвашата – а-а   Пяшитахана

       Не  ңайвашата –а-а   ма-ань камсанамэ-эй.

       Ку-уlкаlи  татя-а-а  мэ-э мяхта татя

       Шатута татя-а-а  ка-асама татяа

Учитель:  В этом году мы начали работу по изучению имён. Сейчас девочки вам представят небольшую свою работу:

       Мы учащиеся  3 класса Варьёганской школы  провели  исследовательскую работу по ненецким именам. Мы проводили опрос  старых людей.

1.   Таня Плигина.

Каждый  человек  имеет  своё  имя. Если  бы  у  нас  не  было  имен, то  как  бы  мы   обращались друг  к  другу?

Каждый  народ (этнос) тоже  имеет  своё  имя.

Имя  народа  называют  этнонимом.  Имя нашего народа «лесные ненцы».

2.  Мария Кропачева

Очень  важно  чтоб  у  каждого  человека  было  имя.

         Каждый  человек  бережно  носит  свое  имя, дорожит  им, старается  на  запятнать  его  дурным  поступком.

       История    ненецких  национальных  имен  корнями  уходит  в  далекое  прошлое.

В  прошлом  по  неписанному  закону  у  ненцев  каждый  род  имел  свои  имена, которыми  другой  род  не  мог  воспользоваться.

Если  традиция  нарушалась, то  только  по  разрешению  членов  того  рода, чье  имя  было  заимствовано.

Большинство родителей  нарекали  своих  детей  сразу  после  рождения, другие  какое-то  время  спустя.

Детям  давали  имена – прозвища, с  помощью  которых  мать  и  другие  родственники  ласкали младенцев, играя  с  ними, усыпляя  их.

3.  Юдина Нэлли

У  многих  из  нас  есть  два  имени:

Одно  домашнее, этим  именем  называют  нас  родители, близкие, друзья.

Другое – официальное, которое  записывают  в  документе  о  рождении.

      У наших    предков  каждый  человек  имел  два  имени – родовое  и  личное.

      В  наречении  имени,  были  свои  особенности:

  • детей  называли в честь  какого-то  события,
  •  в  честь какого-то  родственника,
  • связанными с природными  явлениями  примечательными  в  этот  день,
  • связанными с особенностями его  внешнего  вида  или  его  поведения.
  • Иногда  первое нежное  обращение   матери,  могло  стать  именем( В этом  случае  говорили:» Во  сне  имя  нашла».

4. Плигина Таня

Наши  предки  считали, что  есть  счастливые  имена  и  несчастливые.

Несчастливым  именем считали то , которое   дали  ребенку,  когда  ребенок  плакал, отказывался  есть, беспокоился.   Тогда  родственники  начинали  искать  другое  имя.

5. Кропачева Мария

«…. Жил  ненец  Анет, исполнилось  ему 25  лет  и  полюбил  он       красавицу  Шаму  и  они  поженились, любя  друг  друга  и   родился  у  них  первый  сын.

К  ним  в  чум  приехал  гость -русский  геолог –Кузнецов  Василий  Григорьевич. Отец  и  мать  молодые,  счастливые  обратились  к  нему  чтобы  дать  имя   любимому  сыну,  он  ответил: «Он  будет  самым  драгоценным  человеком  в  тайге и  назовем его   для  будущих  поколений   именем  драгоценного  зверька  в  Сибири,  «СОБОЛЕМ».

6.  Юдина Нэлли

«Татени» - Первого  ребёнка  ждали  мальчика,  а  родилась  девочка.  Когда  отцу,  сказали,  что  родилась  девочка, а  не  мальчик. Он  произнёс «пусть  будет  Татени»,  дословный  перевод  «пусть  будет  девочка».  Со  временем  имя  перешло  в  имя  Атени»…

7. Кропачева Мария

  « Ляху»-танцующий. Так  его  тоже  бабушка  назвала, она,  когда  его  подняла  на  руки  взяв под  мышки, ножки  у  него  были  как  бы  немного  косолапенькие, т.е. согнулись, она  сказала  вот  «ляху».

8. Плигина Таня

  « Кыльчи» – так  его  назвала  бабушка так  как, он,  когда  родился,  у  него не  было  волос  на  голове,  а  лоб  его  был  большой  и  высокий.

 Айваседа  Василий Соболевич  - это мой дедушка.

9.  Юдина Нэлли

«Чеклю» – зависший. Из  рассказа Атени  Соболевны Казамкиной, - «Мама  рассказывала,  что  он  болел  часто, к  ним  часто  приезжали  шаманы  лечить  его. Потом  когда  приехал  один  шаман,  он его  продевал  через  чумовые  палки, таким   способом его  лечили  продевая  время  от  времени  через  чумовые  палки».

Данные  сведения,  находятся  в   архиве  музея посёлка.   Вот что там написано:  имя  Теклю  происходит  от  ненецкого  Чеклю («зависший»). Когда  он  был  маленьким, то  цеплялся  за  жерди  чума,  зависал,  на  них  раскачиваясь. Этого  делать  было  нельзя, так  как  к  жердям  относятся, как  к  огню  почтительно».

10.  Кропачева Мария

Манкашета – дословный  перевод «сейчас, подожди, я  скажу». Иуси  Манкашета Аккавна.

Таллё – «таллоне»-  всё  время  разговаривает.

               

Учитель:   У нашего края есть своя история, которая жива памятью – памятью, сохранившейся в самом народе в национальных промыслах,   в деревянных строениях, в музыкальных инструментах, песнях, легендах, в сердцах людей, населяющих эту землю.

 

 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"По сказочным тропинкам"внеклассное занятие по русским народным сказкам

Разработка внеклассного занятия по русским народным сказкам...

Развитие творческой личности средствами театральной деятельности. Сценарий сказки «Куйгорож».Пьеса по мотивам мордовской народной сказки.

Театральная деятельность, помогает решить многие педагогические вопросы. Поэтому, перед выбором репертуара на год я обращаю внимание на  сложившуюся обстановку, актуальну...

Курс «В гостях у сказки» Конспект занятия для 1 класса Украинская народная сказка «Колосок»

Технологическая карта, конспект занятия, текст сказки "Колосок"...

Презентация к логопедическому занятию. Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"

Презентация к логопедическому занятию Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"...

Логопедическое занятие . Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"

Логопедическое занятие по развитию связной устной речи на материале сказки...

Конспект открытого занятия «Лепка эвенской народной сказки»

Задачи занятия: 1.Обучающие: дать знания об образе жизни коренных народов Севера, о птицах и животных, обитающих на Севере2. Развивающие: развивать творческие способности, фантазию, воображение у...

Конспект учебного занятия. Тема : Русская народная сказка "Лиса и Журавль"

Конспект учебного занятия по чтению 4 класс . Сказка "Лиса и журавль"...