Внеурочное занятие "Почемучка" по теме: "Природа Хакасии".
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочное занятие "Почемучка" по теме: "Природа Хакасии". | 24.22 КБ |
ПРИЛОЖЕНИЕ А.Свердлова "Жарки" | 13.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Природа Хакасии
Цель: познакомить учащихся с появлением на хакасской земле цветов жарков на основе сказки А.Л.Свердловой “Жарки” и хакасских легенд.
Постановка цели предполагает следующие задачи:
- обеспечить ситуации эмоционального переживания на уроке;
- прививать любовь к малой родине;
- воспитывать бережное отношение ко всему окружающему;
- воспитывать детей патриотами своего родного уголка, родной земли;
- формировать внутреннюю потребность изучать свой край.
Оборудование: мультимедиа, слайды “Природа Хакасии”, словарь С.И.Ожегова, энциклопедии, книга А.Л.Свердловой “Сказки для сына”, хакасские легенды, стихи хакасских поэтов Я.А.Тиспирекова, Н.Е.Тиникова, В.Г.Майнашева о жарках, музыка.
Ход урока
Оргмомент (5 мин)
Повторение темы пошлого занятия
- Какой главный вывод вы запомнили с прошлого занятия?
(Курить – здоровью вредить!)
- Может быть кто – то из вас желает показать свои рисунки?
1. Вступительное слово учителя
- Я рада сегодня встрече с вами, потому что нам предстоит окунуться в мир красоты и чуда растительного мира родной хакасской Земли. А с собой мы, как всегда, возьмём
# У-Н-В=3 - У(улыбку)-Н(настроение)-В(веру в свои силы)= а результат Здоровье!
2. Вхождение в тему.(5 мин)
(Показ слайдов “Природа Хакасии” (подтаёжный пояс), звучит музыка.)
Учитель: Я иду, вольно ступаю по родной хакасской земле! Ласковый ветер приносит запах хвойных деревьев, медовых цветов и трав. И я жадно вдыхаю его полной грудью. А сколько у нас красивых уголков природы!?! Я иду по родной Земле! Что вы увидели на слайдах?
Дети: Деревья - лёгкие планеты, сочную траву, землю-кормилицу, сказочные горы, задумчивое небо, голубые небеса, широкие бескрайние поля, великую тайгу, зелёные луга, хоровод цветов, горный воздух, прозрачную и прекрасную воду.
-Антуан де Сент-Экзюпери так сказал о воде: “Нельзя сказать, что ты необходима, ты сама жизнь”.
Учитель: И луг зелёный жарким летом, и утренняя заря...
А если взять всё вместе это, то это всё - Хакасия моя.
Всё, что вы увидели можно назвать одним словом, каким?
Дети: Всё, что мы увидели, называется природа.
Учитель: Какие слова притягиваются к слову природа и создают своеобразное магическое поле?
- Сейчас мы поиграем с вами в игру "Мировидение слова природа".(5 мин)
# (На доске записано слово природа, дети подбирают на определённую букву слова, характеризующие природу.)
П (Прекрасная, Прелестная, Певучая, Переменчивая, Полезная, Погибающая,
Премудрая, Праздничная, Потрясающая и т. д.)
Р (Разная, Радостная, Раненая, Радуга, Разграбленная...)
И (Интересная, Интригующая, Изумительная, Изящная...)
Р (Родная, Райская, Редкая...)
О (Обворожительная, Очаровательная, Ослепительная, Обиженная...)
Д (Дикая, Дорогая, Добрая, Духовная, Друг...
А (Ароматная).
3. Работа над новым материалом.
а) (5 мин) Учитель: На слайдах вы увидели фото, на которых были изображены растения.
- Остановимся на слове цветок.
- Сейчас мы проведём в игру "Кто знает цветковые растения Хакасии"
- Тот, кто назовёт цветок Хакасии, получает жетон.
Дети: Герань луговая, лютик, бадан, ветреница, аир, одуванчик, Иван да Марья, адонис весенний, гвоздика полевая, мать и мачеха, кровохлёбка, саранка, василёк и т.д.
Учитель: Когда я произношу слово цветок, что вы ЧУВСТВУЕТЕ?
Дети: Я чувствую: теплоту, энергию солнца, ласку, доброту, поцелуй природы, бархатную ткань, друга, любовь, я - единое целое...
Учитель: Когда я произношу слово цветок, что вы ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ?
Дети: Я представляю поляны цветов, любимый цветок, подарок маме или учителю, яркие краски, красивую музыку...
Учитель: Маленький Принц, у которого на планете росла всего одна роза, не мог сдержать своего восторга: “Как вы прекрасны!” “Мой цветок наполнил благоуханием всю планету”.
- А хотите узнать, что представляю я?
Дети: Конечно!
(Звучит музыка, идёт показ слайдов "Цветы Хакасии")
Учитель: Лето! Я на лугу, где-нибудь на опушке леса, в горах или в долине реки. Дует ласковый ветерок, колышет траву. А в ней - ЦВЕТЫ! Насколько тянется луг, или опушка - настолько видны и цветы. Они самые разные: белые, жёлтые, красные, голубые...! Боже! Какая красота!!!
б) (10 мин) Сегодня мы соприкоснёмся с чудом появления на хакасской земле одного удивительного цветка. А какого - догадайтесь сами, с помощью моих подсказок.
- Как называется сказочная птица необыкновенной красоты с ярко светящимися перьями?
Дети: Жар-птица. (П.П.Ершов. “Конёк-Горбунок” Это, слышь ты, не пожар, Это свет от птицы Жар...)
Учитель: А что обозначает слово Жар?
Дети: Горячие угли без пламени; повышенная температура тела; горячий, сильно нагретый воздух; рвение, пыл, задать жару.
- А сейчас, поиграем в волшебников, присаживайтесь за свои парты, и раскрасьте лист бумаги тем цветом, каким представляете себе – ЖАР.
Учитель: Какими красками вы нарисовали Жар?
Дети: Нарисовали красными, жёлтыми, оранжевыми, сочными, волшебными, необычными.
- Вы – настоящие волшебники!
Учитель: Кто догадался, как называется этот цветок?
Дети: Жарок.
(Останавливаю слайд на фото с жарком)
Учитель: Найдём значение слова жарок в словаре С.И.Ожегова.
- Жарок – травянистое растение семейства лютиковых с ярко-желтым цветком.
в) (10 мин) (не позже, чем за 15 мин до конца) - А теперь давайте, не шумя и не толкаясь, образуем кружок из стульчиков.
Учитель: А сейчас мы познакомимся со сказкой нашей землячки из Хакасии Антонины Леонтьевны Свердловой “Жарки”. Её она посвятила своему сыну.
Сказка из книги А.Л.Свердловой “Сказки для сына” (на протяжении чтения звучит музыка, идёт показ слайдов "Горнотаёжный пояс").
- Расселись удобно, настроили глазки.
Вот наступает время сказки.
(Читаю)
Учитель: Что вдохновило автора написать эту сказку?
Дети: Красота природы, любовь к родному краю...
Учитель: Что можно сказать об авторе этой сказки?
Дети: Добрая, ласковая, нежная, горячо любит родину, свою землю, восхищается красотой Хакасии...
Н.З. (не позже, чем за 10 мин до конца)
- Существуют легенды появления на земле жарков. У меня есть такая легенда, но в ней пропущены слова. Я предлагаю вам поиграть, стать писателями и восстановить легенду.
Легенда. Жил - был бедный пастух Саян, пас он байский скот с утра до …(вечера). Однажды на отару напала стая …(волков). Еле отбил Саян байский скот, но сам пострадал от волков. Истекая кровью, полз он к озеру Шира, которое славилось своей целебной …(водой). Еле- еле добрался пастух, где стал лечить свои раны. Выжил! А по его следу, где капали капли крови, появились цветы, которые народ назвал …(жарками). Идут века, пламенеют жарки в лесах …(Хакасии).
- Молодцы, получилось у вас быть писателями, восстановили легенду.
9. Итог урока.(5 мин)
_ А теперь давайте послушаем ребят, которые к сегодняшнему занятию, должны были выучить стихи.
Ученик: Если я сорву цветок.
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Ученица: Пора бы человечеству понять, богатства у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять, она, как мы, такая же живая
- Природа учит человека, наполняет ощущением прекрасного. Сегодня мы узнали тайну появления на земле жарков, посмотрели в их добрые лица, доверчивые прекрасные глаза, полюбовались цветами, подружились с ними, а значит, стали чуточку добрее, мудрее, красивее!
Домашнее задание.
- Ну а дома, если хотите, можете рассказать сказку и легенду о появлении жарков на земле родителям, сестре, брату или сочинить свою сказку о цветах Хакасии.
(Пусть жарок вас согревает | Помогает вам по жизни |
Литература.
1. Мифы и легенды хакасов. Сост.. пер. П.А.Троякова-Абакан: Хакасское кн. Из-во, 1995.-184с.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Антонина Свердлова
ЖАРКИ
Высоко-высоко в горах, где солнце поднималось раньше, чем на всей Земле, жили люди, могучие, словно кедры. Славились там старики своей мудростью, юноши - силой и умом, девушки - красотой и нежностью, а все вместе -трудолюбием и силой души, которая зовется любовью к родной земле, к родным горам и звонкоголосым рекам. Помогали люди друг другу, вместе радовались и печалились вместе. Гордились люди своей неподкупностью, своей добротой, но больше всего - вождем своего племени - славным Саяном.
Был у Саяна конь, огненный, словно полуденное солнце. Несется он по горной долине, звонко цокают кованые копыта, рыжая грива развевается над земными травами, словно жаркое пламя костра. Бег легкий, стремительный, солнце трепещет огнем гриву коня, разгорается, не тает. Звали коня Жар-конь. Добрым и ласковым был он со всеми, но больше всего любил огненноволосую дочь Саяна — Зорину. Хороша была Зорина, трепетная, как осинка, стройная, как березка, волосы длинные, шелковистые, рыжие, как червонное золото в солнечный день. Бывало, звонким голосом крикнет Жар-коня, и несутся они вдоль косогоров, и ветер переплетает огненную гриву коня с золотыми волосами Зорины.
То ли сороки где протрещали, то ли ветер кому-то сказал, но узнал о горном племени степной хан Кулемей и повелел стереть с лица земли гордое племя, а Жар-коня с Зориной привести ему силой. Потемнело небо от пыли, поднятой ногами степняков, да не спали люди Саяна. Встали на защиту родных гор все, от мала до велика, а впереди сам Саян и дочь его Зорина на огненном коне. Бьются они день и ночь, недели и месяцы, но тают силы защитников гор, а к хану Кулемею подходят все новые.
И встал Саян во весь свой могучий рост и крикнул так, что посыпались камни с утесов: «Вставайте, свободные люди! Последний бой впереди! А если кому-то жизнь дорога, уходите горными тропами за перевалы!» Поднялись люди, но мало их было, и трусов средь них не нашлось. Грянул бой, последний, решающий. Один за другим падали люди, тяжело ранен храбрый Саян, кровь Зорины смешалась с кровью Жар-коня, но не сдаются, пощады не просят, отступают медленно, разя врагов направо и налево. Затих враг, притаился. Упал последний воин. Лег на землю Саян, дочери шепчет: «Прости, земля родная, что сберечь не смог, прости, доченька, если чем обидел». А сам гриву коня прощальным жестом гладит. Сложил руки гордый Саян и окаменел, заплакала и разлилась ясной зарей над отцом непокоренная Зорина, а конь поднял голову и заржал звонко-звонко, словно подавая сигнал врагу: «Вот он я, возьмите».
Обрадовались враги, побежали: впереди - Кулемей, а следом - все войско ханское. Бежит Жар-конь, кровь из ран капает. А враги уже несутся, ничего не видя, оружие бросают, вперед торопятся. И не увидели, как подбежал конь к отвесной скале и прыгнул, а следом - воины ханские. Погибли все, ни один живым не остался.
А ранней весной зацвели в горах цветы небывалые, жарками назвали их в память о Жар-коне и тех людях, которые погибли, но погибли свободными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1. познакомит...
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
1.Конспект урока в 1 классе по теме: Природа и мы. Практическая работа: Составление памятки правильного поведения в природе (ОС «Школа 2100».)
Тема: Природа и мы. Практическая работа: Составление памятки правильного поведения в природе.Цели: формировать умения правильного поведения в природе; умения работать в пар...
Конспект урока окружающего мира на тему: Природа в опасности. Охрана природы!
Учебник А. А. Плешакова...
Урок – закрепление по окружающему миру в 3 классе по теме: “Природа в опасности. Охрана природы!”
Урок – закрепление по окружающему миру в 3 классе по теме: “Природа в опасности. Охрана природы!&rdquo...
Внеурочные занятия "Дикие животные Хакасии"
Мероприятие направлено на формирование интереса и любви к природе родного края, бережного отношения к природе. В ходе занятия дети познакомятся с фауной Хакасии, а также выполнят задания на определени...