Рабочая программа по эрзянскому языку, 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №22» г.о Саранск РМ
СОГЛАСОВАНО руководитель школьного методического объединения С.В.Синидишкина протокол № 1от 9 сентября 2015г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ______________Е.Е.Ивойлова «___»____________2015 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МОУ «СОШ №22» _______________Г.Н. Кучеров «_____»_____________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
по | Эрзянскому языку | |||||||
для |
3 | класса | ||||||
учитель |
Кузьмина Любовь Алексеевна | |||||||
квалификационная категория | высшая | |||||||
учебник | Эрзянский язык. 3 класс (второй год обучения) С.Ю. Дмитриева, О.В. Кочеваткина, Л.Ф. Ломакина | |||||||
2 | 68 |
кол-во часов в неделю кол-во часов в год
2015 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по эрзянскому языку для 3-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Реализацию программы обеспечивают следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 №373) и Федеральный БУП;
- Основная образовательная (общеобразовательная) программа начального общего образования;
- Программа ООП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год;
- Программа по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения). 2-4 классы. – Ковылкино, «Ковылкинская районная типография», 2006. Авторы - Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю.
Место курса в учебном плане
В учебном плане МОУ «СОШ №22» на изучение курса «Эрзянский язык» в 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю)
Цели и задачи
Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов:
воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает формирование у учащихся уважительного отношения к языку, к культуре мордовского народа.
Развивающий компонент – в целенаправленном формировании интеллектуальных и познавательных способностей.
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке.
Задачи обучения:
На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.
Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности,как
- аудирование
- говорение
- чтение
- письмо.
В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, восприятие всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.
Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи происходит параллельно.
Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.
Письменная речь. Ее задачи ограничены выработкой следующих умений: списывание исходного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам, изменение формы слова по образцу); выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений; запись по памяти; запись под диктовку; самостоятельное письменное высказывание ( 1-5 предложений).
Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи.
Произношение. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения.
Лексика. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего ( рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые сочетания, оценочная лексика, реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования.
Грамматика. Основные коммуникативные типы предложения. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.
Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе. Указательная и притяжательная форма имен существительных. Падежи имен существительных.
Имя прилагательное. Прилагательное в сравнительной и превосходной степени.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Местоимения. Личные, притяжательные, указательные.
Послелоги места, направления.
Общая характеристика предмета
Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков.
Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности учащихся, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, поставленных перед учебным предметом «Эрзянский язык».
В процессе ознакомления с новым средством общения у школьников формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности.
Формы организации образовательного процесса:
- творческая деятельность
- самостоятельная деятельность
- практическая деятельность (выполнение упражнений)
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
- тесты
- комплекты заданий
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:
- раздаточный материал для проверочных работ
- тематические тесты
- таблицы
Применяемые технологии:
- Игровые
- Проблемного обучения
- Индивидуального обучения
- Сказкотерапия
- Технология встречных усилий
- «Диалог культур»
- ИКТ - технологии
Виды контроля:
- текущий
- тематический
- итоговый
Формы контроля:
- Индивидуальный опрос
- Самостоятельные работы
- Контрольные работы
- Обобщение в виде тестирования
- Словарные диктанты
Планируемый уровень подготовки учащихся 3 класса на конец учебного года
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Действия в личностном самоопределении (описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников).
Действия смыслообразования (объяснить, для чего я изучаю эрзянский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке).
Действия нравственно-этического оценивания материала (заполнить языковой портфель (портфолио).
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание (определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д.).
• планирование (заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.).
• прогнозирование (предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы).
• контроль (самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале).
• коррекция (выполнить работу над ошибками).
• оценка (сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения).
• саморегуляция (поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы).
Познавательные универсальные учебные действия
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели («Как спросить по-эрзянски, например, который час?», «Как сравнивать предметы на эрзянском языке?»).
- Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
- Осознанное построение речевого высказывания (самостоятельно описать друга/подругу с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план).
- Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
- Рефлексия деятельности по овладению эрзянским языком (обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.).
- Построение логической цепи суждений (сказать, какое у меня любимое время года и почему).
- Установление причинно-следственных связей (прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков).
- Синтез – составление целого из частей (составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем).
- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.).
- Управление поведением партнера (контролировать партнера при составлении диалога; проверить и оценить работу соседа).
- Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.).
Изучение эрзянского языка в 3 классе (второй год обучения) должно предоставить учащимся возможность:
- правильно произносить звуки, слова, словосочетания, предложения;
- соблюдать интонацию основных типов предложения;
- овладеть наиболее употребительной лексикой;
- понимать устную речь, основное содержание несложных текстов;
- участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и диалог на определенную тему;
- строить краткие высказывания, воспроизводить наизусть произведения детского фольклора;
- составлять небольшие тексты по предложенной теме.
С целью реализации права на образование детей с ОВЗ с учетом их возможностей здоровья и психофизических особенностей, обучение и коррекция развития таких детей, обучающихся в обычном классе ОУ общего типа осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ. К детям с ОВЗ осуществляется индивидуальный подход с учетом их психофизических особенностей, так как эти дети обучаются в одном классе с детьми, не имеющими нарушения развития (Щетинин Владислав, Калядин Иван – 3 А кл, Лазарева Виктория - 3 Б кл.), на основании Письма МОиН РФ от 18.04.08г.; АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами»
Содержание программы
№п\п | Наименование раздела, темы | Содержание раздела, темы | Лексический материал | Речевые образцы | всего часов | из них | ученик научится | |
теорет. | практ. | |||||||
1 | Наша школа | Занятия в школе. Моя учительница. Временные понятия. Счет до 100. Порядковые и количественные числительные. | Течи, ванды, валске,исяк, чокшне, чиньгуншкат. | Течи середа. Ванды молян экскурсияв. Валске мон стян, оршан, туян школав. | 6 | 6 | считать до 100, отвечать на вопросы «зяро», «зяроце», «зярдо», работать в паре, составлять диалог | |
2 | Я и моя семья | Термины родства. Домашние обязанности. Семейные праздники. | Термины родства. Сыре,од. Шлямс, нардамс, кандомс, витемс, анокстамс. | Монь авам… Монь тетям… Мон лездан кудосо. Монь чачомачим… | 6 | 5 | 1 | составлять высказывания о членах семьи, об обязанностях в семье, работать в паре, составлять диалог |
3 | Мои друзья . | Рассказ о друге. Наши игры и занятия. | Ялга, оя, вейсэ, налксемс, лездамс, идемс. | Монь ялгам… Минь вейсэ тонавтнетяно, налксетяно… | 4 | 4 | составлять портрет-описание, рассказ о совместных занятиях, работать в паре, составлять диалог | |
4 | Мой дом
| Описание. Кто живет в нашем доме? | Тесэ, тосо, вакссо, икеле, удало, кудо, кенкш,вальма, покш, сэрей. | Мон эрян… Минек кудонок… | 4 | 4 | составлять рассказ о своем жилище по образцу, отечать на вопросы «косо», «кодамо», «зярдо», работать в паре, составлять диалог | |
5 | Я и мое здоровье | Распорядок дня. Одежда, обувь. Утренняя гимнастика. Мой любимый вид спорта. | Шумбрачи, ванстомс, карсемапель, оршамопель. | Мон ванстан… | 8 | 7 | 1 | составлять сообщение о распорядке дня, о занятиях физкультурой и спортом по заданному образцу, работать в паре, составлять диалог |
6 | Дикие и домашние животные | Описание диких и домашних животных. Какую пользу они приносят человеку. | Ракша, скал, реве, сея, туво, алаша, сараз, атякш, идем, лезэ. | Ракшатне кандыть лезэ. Скалось максы ловсо. Вирьсэ эри… | 6 | 5 | 1 | описывать животных, составляя предложения или небольшие тексты |
7 | Мир вокруг нас. Времена года | Лето. Летние каникулы. Летом в лесу, на речке. Летний отдых. Осень. Дары осени. Осенние заботы. Подготовка к зиме. Зима. Первый снег. Зимние забавы детей. Зимние праздники. Весна. Пробуждение природы. Весенние хлопоты. Мамин праздник. | Кизэ, сексь, теле, тундо, Пиземе, варма, ендол, пурьгине, лов, якшамо. экше, маней, пси, лембе, тикше, чувто, лей, эрьке, пире, пакся, умарь, кстый эмежть, нармунь | Сась сексь. Ушосонть ( маней, пси, лембе, пиземе, варма, пурьгине…). Минь мольтяно (экшелямо, кстыень кочкамо; вирев, лей чирев, паксяв, пирев…) | 22 | 19 | 3 | составлять высказывание о каждом времени года по заданному образцу, рассказывать об изменениях в природе, работать в паре, составлять диалог |
8 | Моя малая Родина
| Наш город. Саранск – столица нашей республики. Города Мордовии. Природа нашего края. Заповедники Мордовии. Экскурсия в краеведческий музей. | Ош, веле, прявт, ламо, сэрей, покш, тиринь, вечкемс, ванстомс. | Мон эрян… Минек ошось(велесь)… Монь тиринь мастором… | 7 | 7 | отвечать на вопросы «кодамо», «косо», составлять небольшой текст по теме « Мой город», «Моя деревня» | |
Культурное наследие
| Традиции и обычаи мордовского народа. Устное народное творчество мордвы: сказки, загадки, считалки, пословицы и поговорки, календарно-обрядовый фольклор. Писатели Мордовии – детям. Журнал « Чилисема». | Сказки, загадки, считалки, пословицы и поговорки, календарно-обрядовый фольклор эрзянского народа | Вирьава, ведь- ава, паксява, вармава, толава. | 5 | 5 | воспроизводить по памяти небольшие стихотворения на эрзянском языке, произведения устного народного творчества (считалки, загадки, сказки) | ||
итого | 68 | 62 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
по эрзянскому языку в 3 А классе
№ урока | Темы |
Виды деятельности учащихся | Дата план. | Дата фактич. | Работа с детьми с ОВЗ |
1 четверть (18 ч) | |||||
1 | Здравствуй, школа! | - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - развивать интерес к эрзянскому языку; - определять цель деятельности на уроке; - быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и переводить предложенный текст; - задавать и отвечать на вопросы; – находить ответы на вопросы в тексте; - вступать в учебный диалог; – учиться работать в паре, группе; - читать мордовские народные сказки и произведения мордовских писателей; - составлять рассказ о любимом домашнем животном; - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам; | осуществлять индивидуальный подход в обучении: упрощённый материал на уроках, помощь учителя при выполнении самостоятельных работ, индивидуальный критерий оценки, индивидуальное домашнее задание | ||
2 | Дни недели | ||||
3 | В школе | ||||
4 | Я ученик | ||||
5 | Сколько? | ||||
6 | Который? | ||||
7 | Осень наступила. | ||||
8 | Подарки осени. | ||||
9 | Дикие животные. | ||||
10 | Поговорим о диких животных | ||||
11 | Домашние животные | ||||
12 | Поговорим о домашних животных | ||||
13 | Домашние птицы | ||||
14 | Животные и птицы | ||||
15 | Писатели Мордовии | ||||
16 | В школьной библиотеке | ||||
17 | Мордовские народные сказки. | ||||
18 | Мой дом. | ||||
2 четверть (14 ч) | |||||
19 | Встреча гостей | – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и переводить предложенный текст; - составлять рассказ о своей семье; – находить ответы на вопросы в тексте; - вступать в учебный диалог; - проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков; - наблюдать сезонные изменения в природе; - воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора; - узнавать о национальных традициях и праздниках мордовского народа; |
| ||
20 | Угощение. | ||||
21 | Моя семья. | ||||
22 | Моя бабушка | ||||
23 | Мои младшие брат и сестра | ||||
24 | Помощники. | ||||
25 | Приготовление пищи. | ||||
26 | Моя семья | ||||
27 | Приход зимы | ||||
28 | Зима | ||||
29 | Холодная зима | ||||
30 | Зимние забавы | ||||
31 | Новогодний праздник | ||||
32 | Зимние праздники | ||||
3 четверть (20 ч) | |||||
33 | Зима | – слушать и понимать речь других; – читать и переводить предложенный текст; - задавать и отвечать на вопросы; - вступать в учебный диалог; - учиться работать в паре, группе; - работать со словарём; - выразительно читать стихотворения; - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - читать мордовские народные сказки; - развивать интерес к эрзянскому языку; - проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков; - наблюдать сезонные изменения в природе; - знакомиться с достопримечательностями г. Саранска; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; | осуществлять индивидуальный подход в обучении: упрощённый материал на уроках, помощь учителя при выполнении самостоятельных работ, индивидуальный критерий оценки, индивидуальное домашнее задание | ||
34 | Одежда и обувь | ||||
35 | Одежда и обувь | ||||
36 | Здоровье | ||||
37 | Я и мое здоровье | ||||
38 | Береги здоровье | ||||
39 | Внимание, дорога! | ||||
40 | Мордовские народные сказки | ||||
41 | Здоровье | ||||
42 | Мой родной язык | ||||
43 | Родная страна | ||||
44 | Саранск- столица Мордовии | ||||
45 | Моя Родина | ||||
46 | Весна пришла! | ||||
47 | Природа весной | ||||
48 | Мамин праздник | ||||
49 | Весенние заботы | ||||
50 | В поле | ||||
51 | На огороде | ||||
52 | Весна | ||||
4 четверть (16 ч) | |||||
53 | Эрзянский национальный костюм | - читать по ролям; - выразительно читать стихотворения; - составлять рассказ-описание друга по плану; - сравнивать и группировать слова по лексическим темам; - играть в мордовские народные игры; - проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков; - наблюдать сезонные изменения в природе; - узнавать о национальных традициях и праздниках мордовского народа; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; - узнавать об истории своей Родины; - знакомиться с достопримечательностями г. Саранска; - знакомиться с фольклорными произведениями мордовского народа; - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам; |
|
| |
54 | Обычаи и традиции мордовского народа |
| |||
55 | Верования древней мордвы |
| |||
56 | Мои друзья. |
| |||
57 | Дружба. |
| |||
58 | День рождения. |
| |||
59 | Домашние животные – наши друзья |
| |||
60 | Я и мои друзья |
| |||
61 | Наша Родина |
| |||
62 | Наша Родина в годы Великой Отечественной войны |
| |||
63 | Лето - славная пора |
| |||
64 | Природа летом |
| |||
65 | Летний дождь |
| |||
66 | Летом в лесу |
| |||
67 | Летние каникулы |
| |||
68 | Я умею говорить на эрзянском языке |
|
Календарно-тематическое планирование
по эрзянскому языку в 3 Б классе
№ урока | Темы |
Виды деятельности учащихся | Дата план. | Дата фактич. | Работа с детьми с ОВЗ | |||||
1 четверть (18 ч) | ||||||||||
1 | Здравствуй, школа! | - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - развивать интерес к эрзянскому языку; - определять цель деятельности на уроке; - быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради; - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и переводить предложенный текст; - задавать и отвечать на вопросы; – находить ответы на вопросы в тексте; - вступать в учебный диалог; – учиться работать в паре, группе; - читать мордовские народные сказки и произведения мордовских писателей; - составлять рассказ о любимом домашнем животном; - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам; | осуществлять индивидуальный подход в обучении: упрощённый материал на уроках, помощь учителя при выполнении самостоятельных работ, индивидуальный критерий оценки, индивидуальное домашнее задание | |||||||
2 | Дни недели | |||||||||
3 | В школе | |||||||||
4 | Я ученик | |||||||||
5 | Сколько? | |||||||||
6 | Который? | |||||||||
7 | Осень наступила. | |||||||||
8 | Подарки осени. | |||||||||
9 | Дикие животные. | |||||||||
10 | Поговорим о диких животных | |||||||||
11 | Домашние животные | |||||||||
12 | Поговорим о домашних животных | |||||||||
13 | Домашние птицы | |||||||||
14 | Животные и птицы | |||||||||
15 | Писатели Мордовии | |||||||||
16 | В школьной библиотеке | |||||||||
17 | Мордовские народные сказки. | |||||||||
18 | Мой дом. | |||||||||
2 четверть (14 ч) | 16.11. | |||||||||
19 | Встреча гостей | – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – слушать и понимать речь других; – выразительно читать и переводить предложенный текст; - составлять рассказ о своей семье; – находить ответы на вопросы в тексте; - вступать в учебный диалог; - проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков; - наблюдать сезонные изменения в природе; - воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора; - узнавать о национальных традициях и праздниках мордовского народа; |
| |||||||
20 | Угощение. | |||||||||
21 | Моя семья. | |||||||||
22 | Моя бабушка | |||||||||
23 | Мои младшие брат и сестра | |||||||||
24 | Помощники. | |||||||||
25 | Приготовление пищи. | |||||||||
26 | Моя семья | |||||||||
27 | Приход зимы | |||||||||
28 | Зима | |||||||||
29 | Холодная зима | |||||||||
30 | Зимние забавы | |||||||||
31 | Новогодний праздник | |||||||||
32 | Зимние праздники | |||||||||
3 четверть (20 ч) | ||||||||||
33 | Зима | – слушать и понимать речь других; – читать и переводить предложенный текст; - задавать и отвечать на вопросы; - вступать в учебный диалог; - учиться работать в паре, группе; - работать со словарём; - выразительно читать стихотворения; - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - читать мордовские народные сказки; - развивать интерес к эрзянскому языку; - проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков; - наблюдать сезонные изменения в природе; - знакомиться с достопримечательностями г. Саранска; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
| осуществлять индивидуальный подход в обучении: упрощённый материал на уроках, помощь учителя при выполнении самостоятельных работ, индивидуальный критерий оценки, индивидуальное домашнее задание | |||||||
34 | Одежда и обувь | |||||||||
35 | Одежда и обувь | |||||||||
36 | Здоровье | |||||||||
37 | Я и мое здоровье | |||||||||
38 | Береги здоровье | |||||||||
39 | Внимание, дорога! | |||||||||
40 | Мордовские народные сказки | |||||||||
41 | Здоровье | |||||||||
42 | Мой родной язык | |||||||||
43 | Родная страна | |||||||||
44 | Саранск- столица Мордовии | |||||||||
45 | Моя Родина | |||||||||
46 | Весна пришла! | |||||||||
47 | Природа весной | |||||||||
48 | Мамин праздник | |||||||||
49 | Весенние заботы | |||||||||
50 | В поле | |||||||||
51 | На огороде | |||||||||
52 | Весна |
| ||||||||
4 четверть (16 ч) | ||||||||||
53 | Эрзянский национальный костюм |
- читать по ролям; - выразительно читать стихотворения; - составлять рассказ-описание друга по плану; - сравнивать и группировать слова по лексическим темам; - играть в мордовские народные игры; - проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков; - наблюдать сезонные изменения в природе; - узнавать о национальных традициях и праздниках мордовского народа; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; - узнавать об истории своей Родины; - знакомиться с достопримечательностями г. Саранска; - знакомиться с фольклорными произведениями мордовского народа; - фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам; |
|
| ||||||
54 | Обычаи и традиции мордовского народа |
| ||||||||
55 | Верования древней мордвы |
| ||||||||
56 | Мои друзья. |
| ||||||||
57 | Дружба. |
| ||||||||
58 | День рождения. |
| ||||||||
59 | Домашние животные – наши друзья |
| ||||||||
60 | Я и мои друзья |
| ||||||||
61 | Наша Родина |
| ||||||||
62 | Наша Родина в годы Великой Отечественной войны |
| ||||||||
63 | Лето - славная пора |
| ||||||||
64 | Природа летом |
| ||||||||
65 | Летний дождь |
| ||||||||
66 | Летом в лесу |
| ||||||||
67 | Летние каникулы |
| ||||||||
68 | Я умею говорить на эрзянском языке |
|
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебники учебник: Дмитриева С.Ю. Эрзянский язык.3 класс: учебник для русскоязычных учащихся.- Саранск: Мордов. кн .изд-во , 2014.-144 с. | К
| Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ |
Печатные пособия | ||
Таблицы: Карта Республики Мордовия, Государственные символы
| Д | |
Технические средства обучения | ||
Магнитная аудиторная доска. Экспозиционный экран. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Караоке-центр. | Д | |
Экранно-звуковые пособия | ||
Мультимедийное электронное издание «Живи, родной язык!» Мультимедийное электронное издание «Сказки финно-угорских народов» Слайд-презентация «Зима. Весна. Лето. Осень» Слайд-презентация «Овощи и фрукты» Слайд-презентация «Домашние и дикие животные» Слайд-презентация «Лес. Деревья» Слайд-презентация «Поле» | Д
| |
Натуральные объекты | ||
Экспонаты Музея этнографии (220 шт) по темам: «Мордовская изба», «Одежда», «Обувь», «Посуда и утварь», «С/х инвентарь», «Промысловый инвентарь» | Д | |
Игры и игрушки | ||
Кукла в национальном костюме, деревянные и глиняные игрушки. | ||
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Подставки для книг. | Ф К | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Литература 1. Вальчук Е. В., Дмитриева С. Ю., Программы по изучению эрзянского языка в началь ных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй, третий годы обучения), Ковылкинская районная типография, 2006г. 2. Русско-эрзянский словарь.- Саранск: Типография «Красный октябрь» , 2012 г. 3. Мордвась, очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа, Мордов. кн. изд-во,2006 г. 4. Изобразительное искусство Мордовии.- Саранск, 1984. 5. А. М. Шаронов, Масторава (мордовский эпос), Саранск, 2010 г. 6. Люлякина С.М. Евкст.- Саранск,-1993. 7. Н. Ф. Мокшин, А. С. Лузгин, Мордовский народ в истории и культуре Российского государства, Саранск: Мордов. кн. изд-во,2012 г. 8. Мордовские народные сказки, Саранск: Мордов. кн. изд-во,2006 г. 10. Степан Эрзя: Альбом. Саранск: Мордов. кн. изд-во,1987 г. 11. Мордовия. Народное искусство: Альбом. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985 г. 12. Мордовия на рубеже веков, Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2000 г. 13. Мордовский народный костюм/ Альбом, Саранск: Мордов. кн. изд-во,2007 г. 14. Федот Васильевич Сычков: Альбом. Саранск, 2010 г. 15. Д.В.Цыганкин. Занимательная грамматика. Саранск,1988. 16. Ютко шкасто: Для младшего и среднего возраста. Саранск,1994. Электронные ресурсы: |
http://nsportal.ru/kuzmina-lyubov-alekseevna
http://www.edurm.ru/ (Мордовский Республиканский образовательный портал)
http://www.library.saransk.ru/fu/erz.php (Поволжский центр культур финно-угорских народов)
http://chilisema.ru/journal (Журнал «Чилисема»)
http://www.erzan.ru/ (Культурно-образовательный портал»Эрзянь ки»)
http://erziana.my1.ru/ (Эрзянский литературный сайт)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по эрзянскому языку для 1 класса
Важодемань программась тонавтнема предметэнть «Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке» теезь Федеральной государственной общеобразовательной стандартонь началь...
Рабочая программа по эрзянскому языку 4 класса.
Рабочая программа по эрзянскому языку 4 класса....
Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс.
Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс....
рабочая программа по эрзянскому языку 4 класс
Программа составлена на основе программы Вальчук Е.В., Дмитриевой С.Ю. методистов МРИО, «Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному ...
Рабочая программа по эрзянскому языку для 2 класса
Рабочая программа для учащихся 2 класса школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся...
Рабочая программа по эрзянскому языку для 3 класса
Рабочая программа по эрзянскому языку для учащихся 3 класса школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся....