рабочая программа по эрзянскому языку 4 класс
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Программа составлена на основе программы Вальчук Е.В., Дмитриевой С.Ю. методистов МРИО, «Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erz._yaz._4_kl.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Болотниковская основная общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена на заседании РМО учителей мордовского (мокшанского, эрзянского) языка Руководитель РМО _________ Пучкина В.В./ Протокол №1 от 26 августа 2014г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Болотниковская ООШ» ____________/О.В. Ваняшкина/ № приказа____________ «______»___________2014 |
Рабочая программа
учебного предмета « Эрзянский язык»
в 2 классе
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Пучкина Валентина Васильевна учитель эрзянского языка
2014 год
Пояснительная записка
Основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.
Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность;
Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно – поисковому творчеству;
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно – коммуникативные потребности учащихся.
Программа составлена на основе программы Вальчук Е.В., Дмитриевой С.Ю. методистов МРИО, «Программы по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения).
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «Эрзянский язык».
В процессе ознакомления учащихся с новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В результате изучения эрзянского языка в начальной школе учащиеся должны:
В области говорения:
- уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
- уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
- кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
- воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.
В области аудирования:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.
В области чтения:
- овладеть техникой чтения вслух;
- читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма:
- писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец).
Третий год обучения у детей формирует навыки и умения общения на эрзянском языке, составляющие основу коммуникативной компетенции в устной речи (говорение и аудирование), при этом рецептивное усвоение второго языка превышает объем продуктивного, что означает приоритет формирования умений понимать иноязычную речь на слух. Осуществляется целенаправленная работа по развитию основных механизмов аудирования (оперативной памяти, слухового внимания, речевого слуха и др.), а также по формированию умений аудирования как компонента устно-речевого общения (в условиях диалогического общения на элементарном уровне) и как самостоятельного вида деятельности с разным уровнем проникновения в содержание высказывания.
Дети должны уметь распознавать в речи и воспроизводить:
- существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- глаголы в 1 и 3 лице единственного и множественного числа, настоящего времени; повелительная и побудительная форма глаголов (тонавтнян, сёрмады, стяк, озадо, панжинк книганк);
- прилагательные в единственном и множественном числе (отвечающие на вопросы: Кодамо?, Кодат?);
- местоимения притяжательные, вопросительные, указательные, личные в единственном и множественном числе (кие?, кить?, мезе?, мезть?, кода?, косо?, зяро?, те, неть, мон, тон, сон, минь, тынь, сынь, монь, тонь, сонзэ, минек, тынк, сынст);
- числительные количественные от 10 до 100;
- частицы да, нет, не, частица не с глаголами (да, арась, аволь, а);
- наречия места (тесэ, тосо);
- послелоги (марто, лангсо);
- простое повествовательное предложение со знаменательным глаголом в 1 и 3 лице единственного числа настоящего времени;
- простые предложения, распространенные за счёт однородных членов предложения и / или второстепенных членов предложения;
- вопросительные предложения с вопросительным словом;
- утвердительные, отрицательные предложения
Тематическое планирование
учебного материала
№ | Содержание | Количество уроков | Контрольные |
1 | Моя школа.
| 5 часов | |
2 | Я и моя семья.
| 15 часов
| 1 |
3 | Профессии. | 4 часа. | |
4 | Мои друзья. | 4 часа. | |
5 | Мир вокруг меня. | 22 часа | 1 |
6 |
Моя малая Родина. | 8 часов | |
7 | Культурное наследие. | 10 часов
| |
Итого | 68 часов
| 2 |
Содержание программы
Моя школа. 5 часов.
День Знаний – самый радостный праздник. Первый звонок. Первый урок. Рассказ о любимом учебном предмете. Объяснение почему нравится тот или иной предмет.
Я и моя семья. 15 часов.
Названия членов семьи. Место учёбы, работы. Вечер в семье. Интересы и увлечения членов семьи. Совместный просмотр телепередач. Походы в лес за грибами и ягодами. Беседы. Ведение домашнего хозяйства в сельской местности. Работа в саду и огороде. Правильное питание. Приготовление пищи.
Профессии. 4 часа.
Названия профессий. Особенности профессий. Кем я хочу быть, когда вырасту. Почему?
Мои друзья. 4 часа.
Рассказ о своём друге. Совместные увлечения. Посещение кружков. Переписка. Рассказы интересных историй.
Мир вокруг меня. 22 часа.
Лето. Названия летних месяцев. В лесу. Деревья и кустарники леса. Обитатели леса. Труд хлебороба. Бережное отношение к хлебу. Осень. Названия осенних месяцев. Подготовка к зиме. Зима. Названия зимних месяцев. Зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. О зимних праздниках мордовского народа. Весна. Названия весенних месяцев. Весенние праздники. Международный женский день. Праздник 9 мая. Чествование ветеранов. Весенние заботы в саду и огороде. Отдых.
Моя малая Родина. 8 часов.
Города и сёла нашей республики. Районы, районные центры Мордовии. Государственные символы Мордовии. Наши знаменитые земляки. Заповедные места нашей республики. Исчезающие животные и растения. Необходимость охраны исчезающих животных и растений. Экскурсия по достопримечательным местам города (села).
Культурное наследие. 10 часов.
Художники Республики Мордовия. Творчество Ф.В.Сычкова. Великий скульптор – С.Д.Эрьзя. Писатели Мордовии. Мордовская детская литература.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование раздела и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
планируемая | фактически | |||||
1 | Здравствуй, школа! | Урок формирования новых знаний | 1 | Слушание, чтение, перевод | ||
2 | День Знаний | Комбинированный урок | 1 | Слушание, чтение, перевод | ||
3 | В школе | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
4 | Люблю учиться | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
5 | Из школьной жизни | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
6 | На реке | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
7 | Летний дождь | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
8 | Лето | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
9 | Летом в лесу | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
10 | Дары леса | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
11 | Жители леса | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
12 | Хлеб наше богатство | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
13 | Хлеб — всему голова | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
14 | Золотая осень | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
15 | Животные осенью | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
16 | Поздняя осень | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
17 | Наша дружная семья | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
18 | Моя семья | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
19 | Занятия членов семьи | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
20 | Дома | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
21 | День рождения | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
22 | Еда | Комбинированный урок | 1 | Слушание, рассуждение | ||
23 | Приготовление пищи | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
24 | Продукты | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
25 | Работа | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
26 | Трудолюбие | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
27 | Кем быть? | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
28 | Профессии | Урок-лекция | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
29 | Красавица зима | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
30 | Зимние забавы | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
31 | Животные зимой | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
32 | Зимние праздники | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
33 | Рождество | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
34 | Мои друзья | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
35 | Наши увлечения | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
36 | Наше свободное время | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
37 | Дружба | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
38 | Скульптор С.Д.Эрьзя | Комбинированный урок | Перевод, ответы на вопросы | |||
39 | Художники Мордовии | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
40 | Рисование | Урок изучения нового | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
41 | Творчество Ф.В.Сычкова | Урок закрепления | 1 | Чтение, перевод | ||
42 | Писатели Мордовии | Урок изучения нового | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
43 | Мордовские детские писатели | Урок закрепления | 1 | Чтение, перевод | ||
44 | Детские журналы | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
45 | Защита Отечества | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
46 | Поговорим о маме | Комбинированный урок | Чтение, перевод | |||
47 | Наше историческое прошлое | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
48 | Родная сторона | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
49 | Символика Мордовии | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
50 | Фёдор Фёдорович Ушаков | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
51 | Наши знаменитости | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
52 | Охрана природы | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
53 | Наша природа | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
54 | Приход весны | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
55 | Яркие краски весны | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
56 | Сад и огород | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
57 | Фрукты и овощи | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
58 | Наши крылатые друзья | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
59 | Работа в саду и огороде | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
60 | Наш сад | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
61 | День Победы | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
62 | Помни их имена | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
63 | Весенние заботы | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
64 | Хлеб – наше богатство | Комбинированный урок | 1 | Чтение, перевод | ||
65 | Домашнее хозяйство | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
66 | В селе | Комбинированный урок | 1 | |||
67 | Уход за домашними животными | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы | ||
68 | Наше культурное наследие | Комбинированный урок | 1 | Перевод, ответы на вопросы |
Материально-техническое обеспечение
-портреты композиторов, писателей, художников Мордовии;
-плакаты;
-карта Мордовии
-компьютер
Учебно-методическое обеспечение
Учебник «Эрзянский язык». 4 класс (3 год обучения).
С.Ю. Дмитриева. О..В. Кочеваткина.
Дополнительная литература
- Абрамов К.Г. Сын эрзянский. М., 1976.
- Астрадамов В.И., Ворсобина Л.И. Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988.
- Атянин Ф.С. Богатырская трава: Рассказы, сказки, повести. – М., 1964.
- Балашов В.А. Бытовая культура мордвы: традиции и современность. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.
- Бахмустов С.Б., Лаптун В.И. Разорванное ожерелье. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.
- Бочкарев В.П. Поклонимся тем годам. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.
- Брыжинский А.И., Пашутина О.В., Чернов Е.И. Писатели Мордовии: Библиографический указатель. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001.
- Брыжинский В.С. Серебряные цепочки. Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы в авторском изложении и сценарной разработке. Книга для учителя и руководителя художественного творчества детей и молодежи. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002.
- Брыжинский В.С. Серебряные цепочки. Эрзянские и мокшанские народные игры и хороводы в авторском изложении и сценарной разработке. Книга для учителя и руководителя художественного творчества детей и молодежи. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по эрзянскому языку для 1 класса
Важодемань программась тонавтнема предметэнть «Эрзянский язык и литературное чтение на эрзянском языке» теезь Федеральной государственной общеобразовательной стандартонь началь...
Рабочая программа по эрзянскому языку 4 класса.
Рабочая программа по эрзянскому языку 4 класса....
Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс.
Рабочая программа по эрзянскому языку. 3 класс....
Рабочая программа по эрзянскому языку для 2 класса
Рабочая программа для учащихся 2 класса школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся...
Рабочая программа по эрзянскому языку для 3 класса
Рабочая программа по эрзянскому языку для учащихся 3 класса школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся....