Студия "Школа русского языка" 3 класс,2014-2015 уч.год
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа
БДО ГБОУ Школы №879 с углублённым изучением отдельных предметов
Студия
«Школа русского языка»
Преподаватель – Игнатова А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_russkogo_yazyka.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
БДО ГБОУ Школы №879 с углублённым изучением отдельных предметов
Студия
«Школа русского языка»
Преподаватель – Игнатова А.А.
2014 – 2015 год
Пояснительная записка.
Целью языковой адаптации является достижение продуктивности владения языком. Продуктивным является осознанное владение языком во всех ситуациях и сферах общения.
Работа по адаптации детей мигрантов совершается в условиях учебной деятельности, которая является для них основной. Следовательно, первым важнейшим этапом языковой работы является введение реципиента сначала в школьную микросреду, а затем постепенное расширение ее рамок для введения субъекта обучения в русскоязычную культурную среду, во все сферы и ситуации общения.
Цели курса.
Среди главных целей обучения важно выделить следующие:
1) в учебном аспекте – достижение овладения русским языком как средством межличностного общения;
2) в познавательном – приобретение знаний о культуре страны пребывания;
3) в развивающем – работа по становлению и формированию.
Задачи курса.
Процесс работы по адаптации таких детей включает в себя три задачи: диагностический, обучающе-развивающий, коррекционный.
На этапе диагностики при помощи тестов определяется уровень знаний учащихся. В условиях обучения детей мигрантов в российской школе целесообразно выделение двух уровней владения языком – начального и продвинутого. Тестирование учащихся дает возможность определить содержание обучения в конкретных условиях работы с данной категорией учащихся.
Обучающе-развивающий этап предполагает дифференцированную работу в зависимости от уровня владения языком. Так как начальный уровень характеризуется малым (до полного отсутствия) словарным запасом, примитивностью языковых средств, способностью решать самые элементарные коммуникативные задачи, в предлагаемом курсе практического русского языка, предназначенного для языковой адаптации детей мигрантов к обучению в условиях общеобразовательной российской школы, основное внимание уделяется говорению, развитию речи, тематически базирующимся на лингвокультурных реалиях окружающей действительности. Этот вид речевой деятельности является наиболее коммуникативно значимым для данного контингента учащихся в рамках начального этапа обучения. Коррекционный этап решает вопросы уточнения, закрепления, стабильности, сформированности, продуктивности владения русским языком.
Известно, что для успешной адаптации в новой среде, чтобы ребенок мог предпринимать социальные действия, решать различные коммуникативные задачи, он в первую очередь должен адекватно аудировать и говорить. Для детей мигрантов необходим такой межкультурный контакт, как интеграция, т. е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
Ведущий аспект обучения – коммуникативный.
Общая цель обучения – практическое владение русской речью.
Необходимо обратить особое внимание на то, что согласно предлагаемой программе ребенок
– начинает изучать русский язык с нуля;
– сначала учится говорить, а затем – читать и писать;
– в процессе обучения приобретает навыки корректного поведения в типичных ситуациях и представление об основных элементах русской культуры.
Лексический минимум всей программы составляет 1300–1500 единиц и позволяет продолжить обучение на основе стандартных учебников для первого класса российской школы при их минимальной адаптации.
Организация занятий:
Программа предусматривает 1 год обучения. Предусмотрено 28 учебных часов. Длительность занятий составляет 1 занятие 60 минут с необходимыми оздоровительными перерывами, всего 1 раза в неделю.
Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.
Методы и формы обучения
Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения: диалога, беседы, игры, групповой работы, экскурсий, заочных путешествий, чтения детской художественной литературы. Формой проведения становятся нетрадиционные уроки, построенные как: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие.
Учебно – методическое обеспечение дисциплины
При обучении русскому языку как иностранному мы используем методические пособия и учебники, специально разработанные для детей, мало или совсем не говорящих по-русски, методику и литературу, рассчитанную на конкретный возраст учащихся. Обучение начинается не с запоминания отдельных слов, а с многократного проговаривания «конструкций», которые постепенно встраиваются в речь. На их основе происходит обогащение словаря, а также развитие русской устной и письменной речи у ребенка. Данная методика способствует органичному усвоению детьми грамматических конструкций и лексических значений в результате их многократного повторения, используется в разных странах и подтвердила свою результативность.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
и ключевым компетенциям
Программа рассчитана на детей, которые делают «первые шаги» в освоении русского языка, а также на детей, имеющих базовые пассивные знания русского языка. Изучение грамматики не выделяется в самостоятельное направление работы. Она вводится через ситуативно-тематическую организацию учебного процесса, то есть через практику в речи. Перед ребёнком ставится задача выразить определенную мысль или идею, а грамматика становится лишь инструментом ее осуществления. Необходимо обратить особое внимание на то, что согласно предлагаемой программе ребенок
– начинает изучать русский язык с нуля;
– сначала учится говорить, а затем
– читать и писать;
– в процессе обучения приобретает навыки
корректного поведения в типичных ситуациях и
представление об основных элементах русской культуры.
В соответствии с программными требованиями обучения по окончании двухлетнего курса, ребенок сможет:
• Рассказать о себе.
• Понимать обращенную к нему речь учителя и выполнять его требования по ходу занятия.
• Задать вопрос и ответить на него.
• Сформулировать предложение.
• Отдать приказание.
• Дать краткое описание предмета, картинки или действия.
• Понимать небольшие рассказы учителя, сопровождаемые показом картинок, построенные на изучаемом материале и проработанной тематике.
- Лексический минимум всей программы составляет 1000–1200 единиц.
Тематическое планирование студии «Школа русского языка»
№ | Тема | Теория | Практика | |||
1 | Развитие речи. Школа. Я в классе. | 1 | ||||
Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами» | ||||||
2 | Развитие речи. Город. Я на улице. | 1 | ||||
Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом». | ||||||
3 | Развитие речи. Мой дом. Моя семья, родственники. | 1 | ||||
Обобщение, его формы (словесные и несловесные). Игра «Догадайся, что показал». | ||||||
4 | Развитие речи. Мой день. В школе и дома. | 1 | ||||
Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игра «Кто наблюдательнее». Предметы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка. | ||||||
5 | Развитие речи. Время года. 4 сезона. Погода. | 1 | ||||
Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь» | 1 | |||||
6 | Развитие речи. Растительный мир. Дикие растения. Что где растёт? | 1 | ||||
Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы. | 1 | |||||
7 | Развитие речи. Животный мир. Дикие звери, птицы, рыбы, насекомые. | 1 | ||||
Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Согласные – б,в,г,д., Игра «Составь слово» | 1 | |||||
8 | Развитие речи. Мои друзья. Портрет. Характер. | 1 | ||||
К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории: «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку». | 1 | |||||
9 | Развитие речи. Питание. Я за столом. | 1 | ||||
Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко» | ||||||
10 | Развитие речи. Здоровье. Части тела. | 1 | ||||
В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Игра «Раздели слово на части» | ||||||
11 | Развитие речи. Магазин. Я в магазине. | 1 | ||||
Ударение. Обозначение ударения. Игра: «Молоточки». Разучивание скороговорок, чистоговорок | ||||||
12 | Развитие речи. Школа. Я на уроке. Школьная жизнь. | 1 | ||||
Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда это бывает?» Звуки 22буквы. Игра «Составь слово» | ||||||
13 | Развитие речи. Город. Транспорт. | 1 | ||||
В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха» | ||||||
14 | Развитие речи. Мой дом. Где я живу. Моя квартира. | 1 | ||||
Звуковые схемы. Родственные слова. Игра «Доскажи словечко». Проговаривание скороговорок, чистоговорок. | ||||||
15 | Развитие речи. Мой день. Мой распорядок дня. | 1 | ||||
Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной картинке. Слова похожие и разные. Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко» | ||||||
16 | Развитие речи. Время года. Сезонная одежда. | 1 | ||||
Блиц-опрос по изученным буквам. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей. | ||||||
17 | Развитие речи. Растительный мир. Культурные растения. Что где растёт? | 1 | ||||
Чтение слогов и слов с изученными буквами. | ||||||
18 | Развитие речи. Животный мир. Домашние животные. Детёныши животных. | 1 | ||||
Учимся пересказывать текст. | ||||||
19 | Развитие речи. Питание. Что и когда мы едим. | 1 | ||||
Словосочетание ЖИ - ШИ | ||||||
20 | Развитие речи. Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача. | 1 | ||||
Словосочетание ЧА-ЩА | ||||||
21 | Развитие речи. Магазин. В универмаге. | 1 | ||||
Словосочетание ЧУ-ЩУ | ||||||
22 | Развитие речи. Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка. | 1 | ||||
Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука | ||||||
23 | Развитие речи. Школа. Внеклассная и внешкольная работа. | 1 | ||||
Разделительный мягкий знак | ||||||
24 | Развитие речи. Город Москва. | 1 | ||||
Разделительный твёрдый знак | ||||||
25 | Развитие речи. Мой дом. Я жду гостей. Угощение, уборка. | 1 | ||||
Ударные и безударные гласные звуки. | ||||||
26 | Развитие речи. Мой день. Мои любимые занятия. Работа по дому. | 1 | ||||
Безударный гласный звук, проверяемый ударением. | ||||||
27 | Развитие речи. Время года. Игры, спорт. | 1 | ||||
Безударный гласный звук, непроверяемый ударением. | ||||||
28 | Развитие речи. Растительный мир. Мы любим растения. | 1 | ||||
Заключительный урок. Викторина «В стране русского языка» | ||||||
Итого: 28 | 14 | 14 |
Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебным
пособиям:
- Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 7-8 лет: В 2-х частях / Т.Н.Соколова.- М.: Росткнига, 2010.
- Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс / Т.Н.Соколова. – М.: Росткнига, 2009.
- Мастерская речевого творчества: «Играем, мечтаем, рассказываем»: Рабочая тетрадь для 2кл./ Синицын В.А.- М.:Росткнига, 2010.
- Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под редакцией проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики, 2006.
- Учим русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2008. – (Методическая библиотека).
- Углубленное изучение русского языка как родного в начальной школе: Программа для учащихся 1 – 4 классов ОУ с русским языком обучения / Авт. – сост. Л.Н. Голайденко. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте(чтение, письмо) в 1 классе 2014-2015 учебный год .
Интегрированный курс "Обучение грамоте и письму " рассчитан на 184 часа (из них 92 часа-обучение грамоте , 92 часа-письмо)....
Рабочая программа 1 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства
Рабочая программа 1 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства...
Рабочая программа 2 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства
Рабочая программа 2 класс. 2014-2015 М. С. Красильникова МУЗЫКА К вершинам музыкального искусства...
КТП 2 класс 2014-2015 уч.г.
Календарно-тематическое планирование. 2 класс. "Школа 2100"...
Рабочая программа по математике УМК " Школа России" 2 класс 2014-2015 уч.год
Рабочая программа по математике УМК " Школа России" 2 класс 2014-2015 уч.г...
Школьный тур городской олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру 3 класс 2014-2015 уч. год
Школьный тур городской олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру 3 класс 2014-2015 уч. год...