рабочая программа кружка "Умники и умницы"
рабочая программа (2 класс) по теме

Овсянникова Марина Николаевна

 рабочая программа кружка "Умники и умницы" для 2 класса может быть использована во внеурочной деятельности по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_umniki_i_umnitsy.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 18»

       

                                       

Рабочая программа

внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

«Умники и умницы»

2 «А» класс

Направление: общеинтеллектуальное

Форма организации: клуб

Возраст: 6,5 - 11 лет

Срок реализации: 4 года

Составитель:  учитель начальных классов

Овсянникова Марина  Николаевна


Старый Оскол

Пояснительная записка

                    Рабочая   программа внеурочной деятельности клуба «Умники и умницы» для учащихся 2 «А» класса составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности для учащихся 6,5-11 лет, автор  Руднева В.Т., рекомендованной к использованию в практической деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении  «Гимназия № 18», принята решением педагогического совета школы, протокол от 23.06.2011, №10.

     Направление программы — общеинтеллектуальное.

     При реализации программы внеурочной деятельности клуба «Умники и умницы» в рамках реализации ФГОС образовательная  деятельность, осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения   основной образовательной программы начального общего образования

Новизна данной программы состоит в использовании различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.

В начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций -  обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения.

          Актуальность программы обусловлена потребностью восполнить недостаток эмоциональной, творчески активной и познавательной деятельности у наших детей. 

           Общие цели начального общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» заключаются  развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий.

          Логика изложения, содержание и количество часов данной рабочей программы полностью соответствуют авторской программе внеурочной деятельности и требованиям государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу изменения не внесены.

Целью реализации данной рабочей программы во 2 «А» классе является развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий. 

Задачи:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности предполагает дополнительный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации – 4 года. Программа клуба «Умники и умницы»  предназначена для обучающихся   начальной  школы,   интересующихся предметом математика, информатика, а также одаренных детей 6,5-11 лет. Направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по направлению «Математика». В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, направленные на познание закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. Осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Овладение элементами  математической логики позволяет ребёнку совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.  Занятия проводятся 1 раз в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Занятия проводятся во внеурочное время.

Форма организации курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» - клуб.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуально- групповые;
  •  индивидуальные;
  •  работа в парах;
  • фронтальная работа.

Формы проведения занятий:

  • диалог;
  • справочное бюро;
  • круглый стол;
  • беседа;
  • игра;
  • смотр знаний;
  • олимпиада;
  • заочное путешествие.

Подведение итогов реализации данной рабочей программы будет осуществляться в форме  смотра знаний (определения уровня развития внимания, восприятия, воображения, мышления) на конец учебного года.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения курса «Умники и умницы» является формирование следующих умений:

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
  • учиться планировать учебную деятельность;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
  • работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
  • определять успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
  • делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию в литературе;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу на занятиях и в жизни.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности за второй год обучения являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь:

  • делать умозаключения из двух суждений, сравнивать,  устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
  • делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы,  по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,  решать задачи на логику;
  • называть противоположные по смыслу слова; решать задачи,  решать задачи на смекалку;
  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
  • составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
  • проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
  • объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
  • обоснованно делать выводы, доказывать;
  • обобщать математический материал;
  • находить разные решения нестандартных задач.


     Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
 

К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:

  • составлять, моделировать и штриховать предметы;
  • находить закономерность;
  • классифицировать предметы, слова;
  • определять истинность высказываний;
  • делать выводы, простейшие умозаключения.
  • уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
  • делать выводы, простейшие умозаключения;
  • решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.

Учебный план

п/п

Разделы программы

Количество часов

1 год

2 год

3 год

4 год

1.

Внимание

11

11

11

11

2.

Память

9

10

10

10

3.

Воображение

4

4

4

4

4.

Логическое мышление

8

9

9

9

Итого:

33

34

34

34


Учебно-тематический план (второй год обучения)

п/п

Разделы программы и темы занятий

Характеристика учебной деятельности учащихся

Часы учебн. времени

Сроки прохождения

Примечание

Теория

Практика

План

Факт

1

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 -  слушать и понимать речь других.

- читать и пересказывать текст.

 - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

-описывать признаки предметов и  узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов;

 -сравнивать между собой предметы, явления;

 -обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

 -определять последовательность событий;

 -судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание.

Объяснять  значение слов и выражений. Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

 Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять  значение слов и выражений. Различать  предметы по цвету, форме, размеру. Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

   Объяснять  закономерности.  Выделять черты сходства и различия..Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их  признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Беседа

1

3.09

2

Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задачи.

Игра

1

10.09

3

Тренировка внимания учащихся. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей  рассуждать.

Беседа с элементами игры

1

17.09

4

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Диалог

1

24.09

5

Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задачи.

Игра

1

1.10

6

Поиск закономерностей.

Беседа

1

8.10

7

Развитие быстроты реакции.

Игра

1

15.10

8

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Игра, диалог

1

22.10

9

Тренировка внимания. Корригирующая гимнастика для глаз.

Беседа, игра

1

5.11

10

Тренировка слуховой памяти.

Игра

1

12.11

11

Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка.

Игра

1

19.11

12

Поиск закономерностей.

Круглый стол

1

26.11


13

Совершенствование воображения.  Ребусы.

Игра

1

3.12

14

Многоугольники. Многогранники.

Публичное выступление

1

10.12

15

Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задания.

Работа в группах

1

17.12

16

Развитие концентрации внимания.

Игра

1

24.12

17

Тренировка внимания. Веселая переменка.

Игра

1

14.01

18

Тренировка слуховой памяти.

Диалог, игра

1

21.01

19

Тренировка зрительной памяти.  Корригирующая гимнастика для глаз.

Круглый стол

1

28.01

20

Поиск закономерностей.  Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Игра

1

4.02

21

Совершенствование воображения. Ребусы.

Игра

1

11.02

22

Развитие быстроты реакции.

Беседа

1

18.02

23

Тренировка концентрации внимания.

Игра

1

25.02

24

Тренировка внимания. Веселая переменка.

Игра

1

4.03

25

Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.

Игра

1

11.03

26

Тренировка зрительной памяти.

Работа в парах

1

18.03

27

Поиск закономерностей.

Беседа

1

1.04

28

Совершенствование воображения. Веселая переменка.

Игра

1

8.04

29

Развитие быстроты реакции.

Публичное выступление

1

15.04

30

Развитие концентрации внимания.

Игра

1

22.04

31

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Игра

1

19.04

32

Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи.

Работа в группах

1

6.05

33

Тренировка зрительной памяти. Корригирующая гимнастика для глаз.

Игра

1

13.05

34

Поиск закономерностей. Числовые закономерности.

Игра

1

20.05


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание рабочей программы клуба "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:

Задания на развитие внимания  11ч

Различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Задания, развивающие память 10ч

Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения.

Задания на развитие и совершенствование воображения  4ч

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Задания, развивающие мышление  9ч

Задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА   

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

% обеспеченности

по требованиям

фактически

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Авторская программа «Умники и умницы» Руднева В.Т., 2011

Д

1

100%

2

Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 2 клас в 2-х частях.- М., РОСТ, 2013

Д

26

100%

3

Холодова О. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 2класс.-М., РОСТ,2013

Д

1

100%

Печатные пособия

1

Комплект таблиц «Математика»

Д

1

100%

Информационно-коммуникационные средства

1

ЭОР

Д

В наличии

100%

2

Математическое лото «Сложение и вычитание»

П

6

100%

3

Математическое лото «Доли»

П

6

100%

Технические средства обучения

1

Компьютер

Д

1

100%

2

Мультимедийный проектор

Д

1

100%

3

Экспозиционный экран

Д

1

100%

4

Принтер лазерный

Д

1

100%

5

Сканер

Д

1

100%

Экранно-звуковые пособия

1

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности)

Д

В наличии

100%

Оборудование кабинета

1

Ученические столы  1 местные с комплектом стульев.

Ф

26

100%

2

Стол учительский с тумбой

Д

1

100%

3

Стол компьютерный

Д

1

100%

4

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

2

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"

          Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои инте...

Рабочая программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-4 КЛАССЫ

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной.Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для ...

Рабочая программа Умники и умницы 1класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, тематического планирования, требований к знаниям учащихся и литературы....

Рабочая программа "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 3 класса...

рабочая программа умники и умницы 4 класс

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа "Умники и умницы". 1 класс.

Рабочая программа "Умники и умницы" 1 класс по курсу "РПС" О. Холодовой "Юным умникам и умницам" (информатика, логика, математика)....

Рабочая программа Умники и умницы

Программа по внеурочной деятельности...