рабочая программа кружка "Умники и умницы"
рабочая программа (2 класс) по теме
рабочая программа кружка "Умники и умницы" для 2 класса может быть использована во внеурочной деятельности по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_umniki_i_umnitsy.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 18»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
художественно-эстетического направления
«Умники и умницы»
2 «А» класс
Направление: общеинтеллектуальное
Форма организации: клуб
Возраст: 6,5 - 11 лет
Срок реализации: 4 года
Составитель: учитель начальных классов
Овсянникова Марина Николаевна
Старый Оскол
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности клуба «Умники и умницы» для учащихся 2 «А» класса составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности для учащихся 6,5-11 лет, автор Руднева В.Т., рекомендованной к использованию в практической деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 18», принята решением педагогического совета школы, протокол от 23.06.2011, №10.
Направление программы — общеинтеллектуальное.
При реализации программы внеурочной деятельности клуба «Умники и умницы» в рамках реализации ФГОС образовательная деятельность, осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Новизна данной программы состоит в использовании различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций - обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения.
Актуальность программы обусловлена потребностью восполнить недостаток эмоциональной, творчески активной и познавательной деятельности у наших детей.
Общие цели начального общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» заключаются развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий.
Логика изложения, содержание и количество часов данной рабочей программы полностью соответствуют авторской программе внеурочной деятельности и требованиям государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу изменения не внесены.
Целью реализации данной рабочей программы во 2 «А» классе является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Рабочая программа общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности предполагает дополнительный уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации – 4 года. Программа клуба «Умники и умницы» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся предметом математика, информатика, а также одаренных детей 6,5-11 лет. Направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по направлению «Математика». В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, направленные на познание закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. Осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Овладение элементами математической логики позволяет ребёнку совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Занятия проводятся во внеурочное время.
Форма организации курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» - клуб.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуально- групповые;
- индивидуальные;
- работа в парах;
- фронтальная работа.
Формы проведения занятий:
- диалог;
- справочное бюро;
- круглый стол;
- беседа;
- игра;
- смотр знаний;
- олимпиада;
- заочное путешествие.
Подведение итогов реализации данной рабочей программы будет осуществляться в форме смотра знаний (определения уровня развития внимания, восприятия, воображения, мышления) на конец учебного года.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «Умники и умницы» является формирование следующих умений:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- учиться планировать учебную деятельность;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства;
- определять успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в литературе;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу на занятиях и в жизни.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса внеурочной деятельности за второй год обучения являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн -ринги; Математические турниры и т.д.)
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- составлять, моделировать и штриховать предметы;
- находить закономерность;
- классифицировать предметы, слова;
- определять истинность высказываний;
- делать выводы, простейшие умозаключения.
- уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
- делать выводы, простейшие умозаключения;
- решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
1. | Внимание | 11 | 11 | 11 | 11 |
2. | Память | 9 | 10 | 10 | 10 |
3. | Воображение | 4 | 4 | 4 | 4 |
4. | Логическое мышление | 8 | 9 | 9 | 9 |
Итого: | 33 | 34 | 34 | 34 |
Учебно-тематический план (второй год обучения)
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Характеристика учебной деятельности учащихся | Часы учебн. времени | Сроки прохождения | Примечание | ||
Теория | Практика | План | Факт | ||||
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. | - оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). - слушать и понимать речь других. - читать и пересказывать текст. - совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). -описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями; -выявлять закономерности и проводить аналогии. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Объяснять значение слов и выражений. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. Объяснять значение слов и выражений. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений. Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. Выделять черты сходства и различия..Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Узнавать предметы по их признакам. Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками. Ориентироваться в пространстве листа. Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. Излагать свои мысли ясно и последовательно. Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Называть предметы по описанию. Демонстрировать способность переключать, распределять внимание Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Составлять и преобразовывать фигуры. | Беседа | 1 | 3.09 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Логически – поисковые задачи. | Игра | 1 | 10.09 | |||
3 | Тренировка внимания учащихся. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | Беседа с элементами игры | 1 | 17.09 | |||
4 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | Диалог | 1 | 24.09 | |||
5 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задачи. | Игра | 1 | 1.10 | |||
6 | Поиск закономерностей. | Беседа | 1 | 8.10 | |||
7 | Развитие быстроты реакции. | Игра | 1 | 15.10 | |||
8 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | Игра, диалог | 1 | 22.10 | |||
9 | Тренировка внимания. Корригирующая гимнастика для глаз. | Беседа, игра | 1 | 5.11 | |||
10 | Тренировка слуховой памяти. | Игра | 1 | 12.11 | |||
11 | Тренировка зрительной памяти. Веселая переменка. | Игра | 1 | 19.11 | |||
12 | Поиск закономерностей. | Круглый стол | 1 | 26.11 |
13 | Совершенствование воображения. Ребусы. | Игра | 1 | 3.12 | |||
14 | Многоугольники. Многогранники. | Публичное выступление | 1 | 10.12 | |||
15 | Развитие быстроты реакции. Логически – поисковые задания. | Работа в группах | 1 | 17.12 | |||
16 | Развитие концентрации внимания. | Игра | 1 | 24.12 | |||
17 | Тренировка внимания. Веселая переменка. | Игра | 1 | 14.01 | |||
18 | Тренировка слуховой памяти. | Диалог, игра | 1 | 21.01 | |||
19 | Тренировка зрительной памяти. Корригирующая гимнастика для глаз. | Круглый стол | 1 | 28.01 | |||
20 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | Игра | 1 | 4.02 | |||
21 | Совершенствование воображения. Ребусы. | Игра | 1 | 11.02 | |||
22 | Развитие быстроты реакции. | Беседа | 1 | 18.02 | |||
23 | Тренировка концентрации внимания. | Игра | 1 | 25.02 | |||
24 | Тренировка внимания. Веселая переменка. | Игра | 1 | 4.03 | |||
25 | Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи. | Игра | 1 | 11.03 | |||
26 | Тренировка зрительной памяти. | Работа в парах | 1 | 18.03 | |||
27 | Поиск закономерностей. | Беседа | 1 | 1.04 | |||
28 | Совершенствование воображения. Веселая переменка. | Игра | 1 | 8.04 | |||
29 | Развитие быстроты реакции. | Публичное выступление | 1 | 15.04 | |||
30 | Развитие концентрации внимания. | Игра | 1 | 22.04 | |||
31 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать. | Игра | 1 | 19.04 | |||
32 | Тренировка слуховой памяти. Логически – поисковые задачи. | Работа в группах | 1 | 6.05 | |||
33 | Тренировка зрительной памяти. Корригирующая гимнастика для глаз. | Игра | 1 | 13.05 | |||
34 | Поиск закономерностей. Числовые закономерности. | Игра | 1 | 20.05 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание рабочей программы клуба "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
Задания на развитие внимания 11ч
Различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Задания, развивающие память 10ч
Упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения.
Задания на развитие и совершенствование воображения 4ч
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Задания, развивающие мышление 9ч
Задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число | % обеспеченности | |
по требованиям | фактически | |||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1 | Авторская программа «Умники и умницы» Руднева В.Т., 2011 | Д | 1 | 100% |
2 | Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 2 клас в 2-х частях.- М., РОСТ, 2013 | Д | 26 | 100% |
3 | Холодова О. Юным умникам и умницам. Методическое пособие, 2класс.-М., РОСТ,2013 | Д | 1 | 100% |
Печатные пособия | ||||
1 | Комплект таблиц «Математика» | Д | 1 | 100% |
Информационно-коммуникационные средства | ||||
1 | ЭОР | Д | В наличии | 100% |
2 | Математическое лото «Сложение и вычитание» | П | 6 | 100% |
3 | Математическое лото «Доли» | П | 6 | 100% |
Технические средства обучения | ||||
1 | Компьютер | Д | 1 | 100% |
2 | Мультимедийный проектор | Д | 1 | 100% |
3 | Экспозиционный экран | Д | 1 | 100% |
4 | Принтер лазерный | Д | 1 | 100% |
5 | Сканер | Д | 1 | 100% |
Экранно-звуковые пособия | ||||
1 | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности) | Д | В наличии | 100% |
Оборудование кабинета | ||||
1 | Ученические столы 1 местные с комплектом стульев. | Ф | 26 | 100% |
2 | Стол учительский с тумбой | Д | 1 | 100% |
3 | Стол компьютерный | Д | 1 | 100% |
4 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | Д | 2 | 100% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои инте...
Рабочая программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-4 КЛАССЫ
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной.Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для ...
Рабочая программа Умники и умницы 1класс
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, тематического планирования, требований к знаниям учащихся и литературы....
Рабочая программа "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 3 класса...
рабочая программа умники и умницы 4 класс
пояснительная запискатематическое планирование...
Рабочая программа "Умники и умницы". 1 класс.
Рабочая программа "Умники и умницы" 1 класс по курсу "РПС" О. Холодовой "Юным умникам и умницам" (информатика, логика, математика)....
Рабочая программа Умники и умницы
Программа по внеурочной деятельности...