рабочая программа умники и умницы 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

пояснительная записка

тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_4klass.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.                                                                                                          Сенека младший,                                                                                                                                                      римский писатель и философ

Рабочая программа  курса «Юным умникам и умницам» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального образования.  на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей», О.Холодовой, лауреата конкурса "Грант Москвы" в области науки и технологии в сфере образования), / М.: РОСТ, 2013 г./, учебно-методического комплекса курса  «Развитие познавательных способностей»:

  • О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). 4 класс Рабочая тетрадь в 2-х частях. - М.: РОСТ  , 2014.
  • О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). 4 класс.  Методическое пособие для учителя. - М.: РОСТ книга, 2014

 В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Цель курса:

 – развитие познавательных способностей (различных видов памяти, внимания воображения) и УУД, сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук), двигательной сферы

Задачи курса: 

  • формировать общеинтеллектуальные умения;
  • формировать способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  •  формировать умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  •  развивать пространственное восприятие и сенсомоторную координацию;
  •  формировать самосознание и самоконтроль

 

Занятия по РПС отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. То есть принципиальной задачей предлагаемого курса выступает именно развитие познавательных способностей и УУД, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо усваивают учебный материал в классе, а также некоторого снижения самооценки у детей, отличающихся учебными успехами за счет прилежания и старательности.

На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Ожидаемые результаты формирования УУД

умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

Познавательный аспект

  • Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
  • Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
  • Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

  • Развитие речи.
  • Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
  • Развитие сенсорной сферы.
  • Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов: 

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;

 сравнивать между собой предметы, явления;

  •  обобщать, делать несложные выводы;
  •  классифицировать явления, предметы;
  •  определять последовательность событий;
  •  -судить о противоположных явлениях;
  •  давать определения тем или иным понятиям;
  •  определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  •  выявлять функциональные отношения между понятиями;
  •  выявлять закономерности и проводить аналогии.  

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В 4 КЛАССЕ ( 36 ЧАСОВ)

месяц

№ занятия

Тема

занятия

Развиваемые способности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Выявление уровня развития познавательных процессов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

2

Развитие концентрации внимания

Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

3

Тренировка внимания

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

4

Тренировка слуховой памяти

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

5

Тренировка зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

6

Поиск закономерностей

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

7

Совершенствование воображения

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

8

Развитие быстроты реакции, мышления

Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Н

О

Я

Б

Р

Ь

9

Развитие концентрации внимания

Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

10

Тренировка внимания

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

11

Тренировка слуховой памяти

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

12

Тренировка зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

13

Поиск закономерностей

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

14

Совершенствование воображения

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

15

Развитие быстроты реакции, мышления

Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

16

Развитие концентрации внимания

Развитие концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

Я

Н

В

А

Р

Ь

17

Тренировка внимания

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

18

Тренировка слуховой памяти

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

19

Тренировка зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

20

Поиск закономерностей

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

21

Совершенствование воображения

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

22

Развитие быстроты реакции, мышления

Развитие быстроты реакции

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

23

Развитие концентрации внимания

Тренировка  концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

24

Тренировка внимания

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

М

А

Р

Т

25

Тренировка слуховой памяти

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

26

Тренировка зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

27

Поиск закономерностей

Развитие логического мышления

Обучение поиску закономерностей

Развитие умения решать нестандартные задачи

28

Совершенствование воображения

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

29

Развитие быстроты реакции, мышления

Развитие быстроты реакции, мышления

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

А

П

Р

Е

Л

Ь

30

Развитие концентрации внимания

Тренировка  концентрации внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

31

Тренировка внимания

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

32

Тренировка слуховой памяти

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

М

А

Й

33

Тренировка зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

34

Выявление уровня развития познавательных процессов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

35

Совершенствование воображения

Совершенствование воображения

Развитие наглядно-образного мышления

Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

36

Выявление уровня развития познавательных процессов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

  • О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). 4 класс Рабочая тетрадь в 2-х частях. - М.: РОСТ  , 2014.
  • О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). 4 класс.  Методическое пособие для учителя. - М.: РОСТ книга, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-4 КЛАССЫ

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной.Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для ...

Рабочая программа "Умники и умницы". 1 класс.

Рабочая программа "Умники и умницы" 1 класс по курсу "РПС" О. Холодовой "Юным умникам и умницам" (информатика, логика, математика)....

рабочая программа Умники и умницы 4 класс

с тематическим планированием...

рабочая программа Умники и умницы 4 класс

с тематическим планированием...

внеурочная деятельность рабочая программа " Умники и умницы " 3 класс Цыбаева И.Ю.

разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятельности " Умники и умницы  " 3 класс  ( Цыбаева И.Ю)...

Рабочая программа "Умники и умницы". 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы". 3 класс...