«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС» (посредством УМК «Перспектива», «Школа России»).
опыты и эксперименты
Проектная деятельность – универсальное средство развития человека.
В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 109.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС»
(посредством УМК «Перспектива», «Школа России»).
В начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Следовательно, одной из задач является формирование УУД.
Проблема: Технология «Проектная деятельность» будет ли способствовать формированию развития самостоятельности, инициативности учащихся на уроке?
Цель: Научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве с помощью применения технологии проектная деятельность обучения на уроках в рамках реализации ФГОС второго поколения в начальной школе посредством УМК «Перспектива», «Школа России».
Гипотеза: Если применять технологию проектной – деятельности обучения в учебном процессе, то можно сформировать УУД. Развить познавательную деятельность при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы.
Объект: формирование УУД на основе технологии проектной деятельности обучения.
Предмет: формирование УУД на основе технологии проектной – деятельности обучения на уроках в начальной школе.
Задачи:
1.Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме и определить теоретические основы проектного метода обучения
2.Организация учебного процесса с помощью технологии проектная деятельность обучения.
а) формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении;
б) формирование исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений;
в) формирование УУД:
г) повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
Сроки реализации: 1 год
Этапы работы по теме самообразования:
- Подготовительный этап
- Провести входную педагогическую диагностику у учащихся
- Сделать выводы, выявить пробелы
- Теоретический этап
- Изучить литературу по теме
- Разработать материал для уроков с элементами проектной деятельности обучения и составить подборку тем проектов по учебным предметам в 4 классе.
- Практический этап
- Провести промежуточную диагностику
- Организация учебного процесса с использованием технологии проектной деятельности обучения.
- Экспериментально апробировать уроки с элементами проектной деятельности обучения. Выполнить запланированные проекты по учебным предметам в 4 классе.
- Провести итоговую диагностику
- Подвести итоги, сделать выводы
Список использованной литературы:
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
- Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации - Волгоград – 2012 М. Ю. Шатилова, Н. И. Селезнева, Н. И. Ильина
- Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю- [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/
- Метод проектов в начальной школе - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://www.nachalka.com/proekty
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. — 2004. — № 46
- Безруков В.И. Проектирование и управление педагогическими системами. Педагогика 2005, №3
Теоретическая часть:
Метод проектов заинтересовал меня потому, что его основная идея состоит в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Главное достоинство проектного метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся. Не секрет, что уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе низкий. Часто дети не могут следовать прочитанной инструкции, т.е. не способны внимательно прочитать текст, выделить последовательность действий, а затем выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием. Редкий учитель может похвастать, что его ученики легко переносят знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Наша задача сформировать у детей умение добывать, интегрировать и применять знания в новых ситуациях. Подготовить ребят к жизни в современных условиях, когда одним из самых важных умений будет умение найти информацию переработать её и использовать в определённых целях. Применение проектной деятельности в образовательном процессе позволяет интегрировать знания из разных областей при решении какой либо – проблемы. Тут самое время вспомнить о проблемном методе обучения и проблемной ситуации лежащей в его основе. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность у учащихся. Высшим уровнем реализации проблемного обучения и является проектная деятельность, которая подразумевает учение, через открытия, через расширение проблемных ситуаций. В основе проектной деятельности лежит проблема, интересная для ребёнка, вызванная его потребностями, и потому участие в проекте – замечательная возможность для каждого ученика реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности. Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проектную деятельность можно считать здоровьесберегающей технологией
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе.
1.1. Понятие «Проектная деятельность»
Проектная деятельность – универсальное средство развития человека.
В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
Личностно ориентирована;
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».
Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности». Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до метапредметных, внепредметных и внешкольных; проектирование по составу участников: индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное.
Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учителю же учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся.
Учебный проект с точки зрения учителя это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Чем проект отличается от творческой работы? В проектной деятельности самое главное – выявление потребности, которая должна быть удовлетворенна в ходе работы. Если в формулировке темы проекта не обозначена проблема, а просто дано задание изготовить некий объект, то это не проектная деятельность, а самостоятельная творческая работа.
Чем проект отличается от реферата? Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. Проект должен содержать предмет поиска.
Результат проектной деятельности для учащихся – конкретный продукт (информационный или осязаемый). Результат проектной деятельности для педагога – изменение уровня сформированности уровня УУД, которые демонстрирует школьник в ходе проектной деятельности.
1.2. Особенности проектной деятельности в начальной школе
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира который его окружает. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новы вопросы ребёнка исследователя. Проектная деятельность и есть один из путей реализации исследовательского обучения.
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, так как успешный самостоятельный творческий поиск – показатель глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.
Принципиальное отличие проектной деятельности от других форм организации совместной учебной деятельности - детская инициатива: ребёнок начинает действовать по собственному внутреннему побуждению и вносить в совместную деятельность изменения, которые становятся критерием субъектного действия ученика.
Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы – (это важно для меня лично) мотивация Цель проекта «Зачем?» Целеполагание (мы делаем проект) Задачи проекта «Что?» Постановка задач (для этого мы делаем). Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов, (мы это можем делать) планирование Результат «Что получится?» Ожидаемый результат(как решение проблемы). С помощью учебного проекта мы создаем условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся.
Проектная деятельность в начальной школе отличается от проектной деятельности в среднем и старшем звене. Проекты выполняемые, учениками младших классов, минимальной сложности, не такие трудоёмкие и информационно насыщенные, как у старшеклассников. Младших школьников обучают лишь основам проектирования. Проектно – исследовательский метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшего его реализации. Поэтому исполнение проектов должно быть доступно детям. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, и поэтому ученик испытывает желание работать над проектами, чтобы закрепить свой успех.
1.3. Проектная деятельность. УУД.
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию УУД:
- личностных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.
-коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.
-познавательных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.
- регулятивных – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:
- по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево - игровые, творческие;
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения)
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
1.4. Этапы подготовки проекта.
Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле «пять П»:
- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.
- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.
- презентация – публичное предъявление результатов проекта.
«ШЕСТОЕ П» Портфолио ученика.
Семь шагов проектной деятельности. Этапы работы над проектом
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый школьниками комплекс действий по разрешению значимой для учащихся проблемы Проект начинается с замысла. Чтобы проделать путь от замысла к его практическому осуществлению следует сделать семь последовательных шагов
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Работу над проектом модно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов решения проблемы – решение проблемы.
Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Оценка проектной деятельности.
Система оценивания проекта позволяет установить степень подготовленности учащихся, достигнутую в проектной деятельности, а так же отдельные качества приобретённых знаний, сформированных УУД.
Критерии оцениваются по десятибалльной шкале, что позволяет более точно судить о проектной работе, легко ранжировать качества приобретённых знаний, сформированных УУД. Уровень исполнения проекта устанавливается по сумме набранных баллов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Существуют критерии которые с одной стороны нельзя не учитывать, а с другой, невозможно измерить количественно, например удовлетворённость участием в проекте. Как измерить субъективные ощущения детей, их желание продолжить опыт участия в проектах? Удовлетворённость может быть выявлена в процессе рефлексии, на основе самооценки: «Что было хорошо и почему?», «Что хотелось бы осуществить в будущем?» и т.п. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
При авторитарном обучении (учитель – руководитель, ученик – исполнитель) дети вынуждены приспосабливаться к «раздвоённому существованию»: то, что важно в школе, отнюдь не совпадает ни с тем, что им действительно интересно, ни с тем, что требуется в реальной жизни.
Работая в режиме образовательного проекта, дети начинают понимать, что любые самостоятельно добытые знания, источником которых является их личный опыт, не менее актуальны, чем знания, почерпнутые только из учебников.
« Скажи мне и я забуду
Покажи мне, и я запомню
Вовлеки меня и я научусь»
(Китайская пословица)
Актуальность.
При составлении рабочих программ по предметам столкнулась с тем, что ребята начали знакомиться со словом «проект» во время уроков.
Метод проектов заинтересовал меня потому, что его основная идея состоит в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Главное достоинство проектного метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся. Не секрет, что уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе низкий. Часто дети не могут следовать прочитанной инструкции, т.е. не способны внимательно прочитать текст, выделить последовательность действий, а затем выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием. Редкий учитель может похвастать, что его ученики легко переносят знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Наша задача сформировать у детей умение добывать, интегрировать и применять знания в новых ситуациях. Подготовить ребят к жизни в современных условиях, когда одним из самых важных умений будет умение найти информацию переработать её и использовать в определённых целях. Применение проектной деятельности в образовательном процессе позволяет интегрировать знания из разных областей при решении какой либо – проблемы. Тут самое время вспомнить о проблемном методе обучения и проблемной ситуации лежащей в его основе. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность у учащихся. В течение последних двух лет работаю над темой «Проблемно - диалоговое обучение в начальной школе в современных условиях», в этом году моя тема изменилась и теперь моя тема звучит так: «Проектная деятельность в начальной школе в условиях ФГОС». Эти две темы тесно взаимосвязаны, имеют общие методы, нацелены на один результат: высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся.
Высшим уровнем реализации проблемного обучения и является проектная деятельность, которая подразумевает учение, через открытия, через расширение проблемных ситуаций. В основе проектной деятельности лежит проблема, интересная для ребёнка, вызванная его потребностями, и потому участие в проекте – замечательная возможность для каждого ученика реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности. Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проектную деятельность можно считать здоровьесберегающей технологией
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе.
Целью явилось: Научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве с помощью применения технологии проектная деятельность обучения на уроках в рамках реализации ФГОС второго поколения в начальной школе посредством УМК «Перспектива», «Школа России».
Гипотеза: Если применять технологию проектной – деятельности обучения в учебном процессе, то можно сформировать УУД. Развить познавательную деятельность при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы
Для реализации цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1.Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме и определить теоретические основы проектного метода обучения
2.Организация учебного процесса с помощью технологии проектная деятельность обучения.
а) формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении;
б) формирование исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений;
в) формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.
г) повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
Сроки реализации: 1 год
Этапы работы по теме самообразования:
- Подготовительный этап
- Провести входную педагогическую диагностику у учащихся
- Сделать выводы, выявить пробелы
- Теоретический этап
- Изучить литературу по теме
- Разработать материал для уроков с элементами проектной деятельности обучения и составить подборку тем проектов по учебным предметам в 4 классе.
- Практический этап
- Провести промежуточную диагностику
- Организация учебного процесса с использованием технологии проектной деятельности обучения.
- Экспериментально апробировать уроки с элементами проектной деятельности обучения. Выполнить запланированные проекты по учебным предметам в 4 классе.
- Провести итоговую диагностику
- Подвести итоги, сделать выводы
- Раскроем подробнее теоретический и практический этапы.
На теоретическом этапе была изучена методическая и научная литература:
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
- Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации - Волгоград – 2012 М. Ю. Шатилова, Н. И. Селезнева, Н. И. Ильина
- Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю- [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/
- Метод проектов в начальной школе - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://www.nachalka.com/proekty
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. — 2004. — № 46
- Безруков В.И. Проектирование и управление педагогическими системами. Педагогика 2005, №3
Анализировала программу. Осуществила подборку тем проектов по учебным предметам в 4 классе.
УМК «Перспектива», «Школа России», работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика. И поэтому темы детских проектных работ в 4 классе выбирала из содержания учебных предметов. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Помощниками учащихся являются учитель, родитель.
МАТЕМАТИКА
I четверть Наши проекты: «О бесконечности натуральных чисел. Что такое квадрилиоон».
II четверть Наши проекты: «Задачи расчёты»
III четверть Наши проекты: «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.
IV четверть Наши проекты: «Геометрия вокруг нас»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
1. Наши проекты. «За страницами учебника».
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1.Творческий проект на тему «Нам не нужна война»
2.Литературная сказка.
3.Мы идём в музей.
На практическом этапе. Организация учебного процесса с использованием технологии проектной деятельности обучения.
Проведение уроков с элементами проектной деятельности обучения. Выполнение запланированных проектов по учебным предметам в 4 классе.
Результаты проектного обучения. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников. Формирует УУД.
- личностные – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.
-коммуникативные – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.
-познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.
- регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:
- по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево - игровые, творческие;
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения)
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Этапы подготовки проекта.
Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле «пять П»:
- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.
- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.
- презентация – публичное предъявление результатов проекта.
Семь шагов проектной деятельности.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый школьниками комплекс действий по разрешению значимой для учащихся проблемы Проект начинается с замысла. Чтобы проделать путь от замысла к его практическому осуществлению следует сделать семь последовательных шагов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Оценка проектной деятельности.
Система оценивания проекта позволяет установить степень подготовленности учащихся, достигнутую в проектной деятельности, а так же отдельные качества приобретённых знаний, сформированных УУД.
Критерии оцениваются по десятибалльной шкале, что позволяет более точно судить о проектной работе, легко ранжировать качества приобретённых знаний, сформированных УУД. Уровень исполнения проекта устанавливается по сумме набранных баллов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Существуют критерии которые с одной стороны нельзя не учитывать, а с другой, невозможно измерить количественно, например удовлетворённость участием в проекте. Как измерить субъективные ощущения детей, их желание продолжить опыт участия в проектах? Удовлетворённость может быть выявлена в процессе рефлексии, на основе самооценки: «Что было хорошо и почему?», «Что хотелось бы осуществить в будущем?» и т.п. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
ВЫВОД: При авторитарном обучении (учитель – руководитель, ученик – исполнитель) дети вынуждены приспосабливаться к «раздвоённому существованию»: то, что важно в школе, отнюдь не совпадает ни с тем, что им действительно интересно, ни с тем, что требуется в реальной жизни.
Работая в режиме образовательного проекта, дети начинают понимать, что любые самостоятельно добытые знания, источником которых является их личный опыт, не менее актуальны, чем знания, почерпнутые только из учебников.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.Статистика по выполнению комплексной работы учениками в 4 классе
Уровень | Количество | Процент |
Достаточный | 15 | 100 % |
Недостаточный | 0 |
2.Статистика по выполнению стандартизированной контрольной работы по математике учениками в 4 классе
Уровень | Количество | Процент |
Повышенный | 8 | 53,3 % |
Базовый | 7 | 46,7 % |
Недостаточный | 0 |
Отметка | Количество | Процент |
5 | 8 | 53,3 % |
4 | 5 | 33,3 % |
3 | 2 | 13,3 |
2 | - | -- |
1 | - | - |
2.Статистика по выполнению стандартизированной контрольной работы по русскому языку учениками в 4 классе
Уровень | Количество | Процент |
Повышенный | 2 | 13,3 % |
Базовый | 13 | 86,7 % |
Недостаточный | 0 |
Отметка | Количество | Процент |
5 | 2 | 13,3 % |
4 | 8 | 53,3 % |
3 | 5 | 33,3 % |
2 | - | -- |
1 | - | - |
Участие детей в конкурсах, викторинах, марафонах, исследовательских работах | |
1.Всероссийский конкурс «Фантазируй и Твори» 2. Всероссийский марафон «Путешествие по России» - 3 призёра; Всероссийский марафон «Мир вокруг нас. Птицы» . 3. Всероссийский марафон «Весёлая математика» 4. Международный проект «Новый урок» 5.Всероссийский конкурс «Путешествие Маши в страну Знаний (Знайландию)» 6. Всероссийский конкурс «На неведомых дорожках» 7.16 Районная научная конференция ШАГ В БУДУЩЕЕ 8.Международный конкурс «Безопасный мир» | 1.1 победитель 2. 7 призёров 3. 5 призёров 4. 2 победителя, 2 призера. 5. 2 призёра 6. 2 призёра 7. 1 призёр 8.15 участников |
ВПР (Всероссийские проверочные работы) | |
Русский язык | Качество 80% Успеваемость 100% |
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВИДЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
- По целям и задачам.
а) Практико-ориентированный проект.
Ц е л ь: Проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современно науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.
Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.
г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
- По предметно-содержательной области.
а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
- По характеру контактов между участниками.
а) Внутриклассные;
б) внутришкольные;
в) региональные;
г) межрегиональные;
д) международные.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
- По продолжительности.
а) Мини-проекты могут укладываться в один урок.
б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели, Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Этапы работы над проектом
№ п/п | Наименование этапа работы под проектом |
1 | 2 |
1. | Поисковый |
- Моделирование идеальной (желаемой) ситуации; - анализ имеющейся информации; - определение и анализ проблемы; - определение потребности в информации; - сбор и изучение информации | |
2. | Аналитический |
- Постановка цели проекта: - определение задач проекта; - определение способа разрешения проблемы; - анализ рисков; - составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ; - анализ ресурсов; - планирование продукта; - анализ имеющейся информации; - определение потребности в информации; - сбор и изучение информации | |
3. | Практический |
- Выполнение плана работ; - текущий контроль | |
4. | Презентационный |
- Предварительная оценка продукта; - планирование презентации и подготовка презентационных материалов; - презентация продукта | |
5. | Контрольный |
- Анализ выполнения проекта; - оценка продукта; - оценка продвижения |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Оценка проектной деятельности
Количество набранных балов | Уровень исполнения проектов |
До 60 | Низкий уровень |
61 – 80 | Средний уровень |
81 – 100 | Выше среднего уровня |
101 - 120 | Высокий уровень |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Критериальные показатели проектных работ учащихся
Критерий | Характеристика критерия |
Полнота реализации проектного замысла | Обсуждение ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем. Дети сами делают окончательный, проявляя инициативу в выборе проблемы, решение которой станет темой проекта. |
Знания | Объём и глубина знаний по теме. |
Осведомлённость | Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом. |
Самостоятельность | Выполнение этапов проектной деятельности самими учащимися без непосредственного участия учителя. |
Креативность | Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта, оригинальность мышления. |
Качество оформления | Оценивается аккуратность, с которой выполнена работа, оригинальность замысла и воплощения, умения использовать технические средства. |
Структурированность | Степень упорядочности целесообразности действий при выполнении и оформлении проекта. |
Интегративность | Связь различных источников информации и областей знаний в единой проектной работе. |
Осознанность | Понимание проблемы, выбора темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы. |
Сотрудничество | Умение работать в команде, считаться с мнением других, стремление помогать другим для достижения общего результата, активность, инициативность, способность взять на себя ответственность. Умение слушать, вести беседу, убеждать, отстаивать свою точку зрения, контролировать свои эмоции. |
Коммуникативность | Способность чётко, понятно, грамотно и последовательно описывать результаты своей деятельности. |
Аргументированность | Логичность доводов, приводимых ребёнком как доказательство правильности его действий и выводов, убедительность рассуждений. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Алгоритм формирования проектной деятельности
Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Так, на этапе презентации используются презентационные элементы проектной деятельности, на этапе вычленения проблемы – элементы проблематизации (аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выявления проблемы для ее последующего рассмотрения и решения). При формилировании цели проекта необходимо владеть умениями целеполагания, при планировании деятельности в рамках проекта – умениями составлять план и т.д.
Проектные умения дифференцируют по уровням сложности:
- базовый уровень;
- продвинутый уровень;
- высший уровень.
Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществлять дифференцированный подход к проектному облучению. В проектном обучении могут быть дифференцированно поставлены:
- высокие цели (для отдельных учащихся или групп учащихся);
- цели продвинутого уровня (для большинства учащихся);
- базовые цели (для всех учащихся).
Рассмотрим проектные умения по уровням сложности.
№ п/п | Проектное умение | Уровни сложности | ||
Базовый | Продвинутый | Высший | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Проблематизация | - формировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему | - выделить и сформули-ровать проблему из множества проблем; - рассмотреть проблему под разными углами зрения; - сформулировать проблему с определенной позиции; - произвести сужение проблемы путем огра-ничения пространства и (или) времени в ситуации, породившей проблему. | - из нескольких рядоположенных проблем выбрать главную. Обосновать выбор. |
2. | Целеполагающие | - формулировать цель деятельности по заданному результату; - формулировать цель деятельности по решению проблемы | - выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь; обосновать выбор; - провести уточнение цели с учетом имеющихся средств ее достижения; - провести распределение общей групповой цели между членами группы | - ранжировать цели по срокам достижения, по масштабам предполагаемых результатов, по принадлежности (личные, групповые); - сделать сужение и расширение цели |
3. | Планирование | - формулировать задачу, исходя их формулировки цели | - планировать поэтапное достижение цели; - формулировать задачи и предлагаемые результаты для каждого этапа; - планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов | - составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков, исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов; - выполнять графическое представление этого планирования |
4. | Рефлексия | - анализ результата по практической важности; - анализ результата по соответствию цели; - рефлексия по представленной задачи и личных возможностей ее решения | - анализ результата по социальной значимости; - анализ результата по степени решения проблемы; - рефлексия результатов решения проблемы | - анализ результата по оптимальности затрат |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Памятка педагогу, руководящему
исследовательской (проектной) деятельностью учащихся
- Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций.
- Не сдерживайте инициативы детей.
- Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
- самостоятельно выявлять проблемы;
- прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности как условие реализации ФГОС начального образования
Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов 15.05.2015г....
Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе....
Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека ор- ганизовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить п...
Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях, с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...
Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования
В данном материале представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №12" по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования....
Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования
Презентация иллюстрирует сообщение по теме "Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС о...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...