Конспект урока по курсу «Севастополеведение» в 3 классе (внеурочная деятельность) Тема: «Герои Первой обороны Севастополя»
план-конспект урока (3 класс) на тему
Конспект урока по курсу «Севастополеведение»
(внеурочная деятельность)
Тема:
«Герои Первой обороны Севастополя»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geroi_pervoy_oborony.docx | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по курсу «Севастополеведение»
в 3-Б классе
(внеурочная деятельность)
Тема:
«Герои Первой обороны Севастополя»
Урок разработан
учителем начальных классов
ГБОУ «СОШ №29»
Якименко Т.Д.
(учитель 1 категории)
Используемые технологии:
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная деятельность.
Формы работы:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые.
г. Севастополь
2015г.
Тема. Герои Первой обороны Севастополя
Цель: ознакомление учащихся с героями Первой обороны Севастополя.
Задачи:
а) обучающие:
- обобщить знания учащихся о Первой обороне Севастополя,
- познакомить учащихся с героями Первой обороны Севастополя,
- углублять знания по истории родного города,
- учить пользоваться разнообразными источниками при подготовке к уроку,
- учить обобщать, делать выводы;
б) развивающие:
- развивать умение связно и последовательно передавать полученную
информацию,
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
в) воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к родному городу и его истории,
- воспитывать любовь к книге и чтению.
Оборудование: пособие по курсу «Севастополеведение» 3 класс «Мой
любимый город Севастополь», презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Психологический настрой на работу.
Упражнение «Капельки тепла». Учитель говорит детям:
- Подумайте о чём-то добром, улыбнитесь, «подышите» улыбкой в ладошки.
Сдуйте с ладошек капельки тепла и подарите их, вместе с улыбкой, своим
одноклассникам.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Игра «Что общего?»
Учащимся демонстрируется ряд памятников Севастополя: Памятник
затопленным кораблям, Панорама, храм святого Николая. Слайд 2.
- Какое историческое событие, значимое для города Севастополя, объединяет
эти памятники? (Первая оборона Севастополя 1854 – 1855 г.г.)
2. Беседа.
- Когда началась Первая оборона Севастополя? (13 сентября 1854 г.)
- Сколько дней продолжалась Первая оборона Севастополя? (349 дней)
- Какой памятник наглядно отображает события обороны Севастополя 1854 –
1855 г.г. (Панорама «Оборона Севастополя 1854 – 1855 г.г.)
III. Постановка проблемной ситуации.
- Чьё имя лишнее в следующем логическом ряду? Почему?
На доске портреты В. А. Корнилова, П. С. Нахимова, В. И. Истомина и А. В.
Суворова. (Лишнее имя А. В. Суворова). Он один из основателей Севастополя.
А В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин – руководители Первой
обороны Севастополя.) Слайд 3.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
IV.Сообщение темы урока.
Сегодня мы будем говорить о героях, которые с беззаветным мужеством и
непреклонной стойкостью защищали наш город во время Первой обороны.
Тема нашего урока: «Герои Первой обороны Севастополя». Слайд 4.
V. Изучение нового материала.
1.Словарная работа
Игра: «Отгадайте слово»: первая буква слова стоит после буквы «вэ» в алфавите, вторая после «дэ», третья между «пэ» и «эс», четвёртая перед «пэ», а пятая перед «ка». (Герой)
- Ребята, как вы думаете, кто такой герой?
Геро́й (от др.-греч., «доблестный муж, предводитель») — человек
исключительной смелости и доблести. Слайд 5.
2.Рассказ учителя с элементами беседы.
Первая оборона Севастополя продолжалась с 13 сентября 1854 года по 30
августа 1855 года и длилась 349 дней. Гарнизон города и его жители с
беззаветным мужеством и самопожертвованием героически защищали свой
город. В историю навсегда вошли имена руководителей обороны, учеников
М. П. Лазарева.
Выполнение задания в учебнике.
- Впишите в клеточки фамилии руководителей Первой обороны Севастополя,
Учеников М. П. Лазарева. (с. 40)
Владимир Алексеевич Корнилов. Слайд 6.
Он более двадцати лет отдал Черноморскому флоту и Севастополю, верой и правдой служил своему Отечеству. А в сентябре 1854 года был назначен начальником штаба Севастопольского гарнизона. М.П.Лазарев писал о своём ученике так: «Контр- адмиралов у нас много, но легко ли избрать такого, которому без опасения можно было бы в критических обстоятельствах доверить и честь флага, и честь нации?»
Во время обороны В. А. Корнилов лично осматривал самые горячие участки. 5
октября 1854 года он был смертельно ранен на Малаховом кургане. На
следующий день В. А. Корнилов был похоронен в склепе Владимирского
собора, рядом с М. П. Лазаревым. На месте гибели адмирала был установлен
памятник. На нём начертаны последние слова героя: «Отстаивайте же
Севастополь!» В честь погибшего адмирала Малахов курган иногда называют
Корниловским бастионом.
Владимир Иванович Истомин Слайд 7 в полной мере проявил свои воинские умения и личное мужество уже в Синопском морском сражении 18 ноября 1853 г., в котором сошлись русская и турецкая эскадры. В этом сражении Владимир
Иванович, командовал 120-пушечным кораблём "Париж". За доблесть при
Синопе Истомин 28 ноября 1853 г. был произведен в контр-адмиралы.
После затопления 14 сентября 1854 года большей части Черноморского флота
в Севастопольской бухте Истомин сошел на берег и стал одним из главных
организаторов обороны Севастополя. Ему была поручена наиважнейшая,
четвертая оборонительная дистанция, опиравшаяся на Малахов курган. Не зная
ни сна, ни отдыха, Владимир Иванович находился на передовых позициях,
ободряя и вдохновляя своих подчиненных личным примером. Бесстрашие его
удивляло даже бывалых севастопольцев. 7 марта 1855 г., в день, когда
противник вел интенсивный обстрел русских позиций, Владимир Иванович
пал, сраженный ядром в голову. Смерть контр-адмирала Истомина стала
большой потерей для защитников Севастополя и всего русского флота. Герой
Севастополя, покрытый кормовым флагом "Парижа", был похоронен в соборе
святого Владимира, рядом с могилами адмиралов Лазарева и Корнилова. На
месте гибели В. И. Истомина выложили крест из ядер. Он сохранился до наших
дней, только дополнен обелиском с лаконичной надписью: «Здесь убит ядром в
голову 7 марта 1855 года контр-адмирал В. И. Истомин».
Павел Степанович Нахимов служил в Черноморском флоте с 1834 года , был
командиром линейного корабля «Силистрия».В1845 году произведён в контр-
адмиралы и назначен командиром бригады кораблей. В 1852 был назначен
начальником флотской дивизии. Слайд 8.
Во время Крымской войны, командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов
в штормовую погоду обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота
в Синопе, и, умело проведя всю операцию, разгромил их в Синопском
сражении 1853 года.
С февраля 1855 года, после затопления флота, по назначению
главнокомандующего, П. С. Нахимов защищал южную часть города. В дни
обороны он поддерживал в осаждённом городе порядок, заботился о жителях и
раненых. Появляясь в самых опасных местах, личным примером укреплял дух
защитников города.
28 июня 1855 года, во время одного из объездов передовых укреплений, П. С.
Нахимов был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане.
Скончался 30 июня 1855 года. Похоронен в склепе Владимирского собора в г.
Севастополе.
В честь выдающегося русского флотоводца 18 ноября 1898 года к 45-летию
Синопского сражения на центральной площади города был установлен
памятник П. С. Нахимову. С1957 года площадь носит имя прославленного
адмирала, героя Синопского сражения и Первой обороны Севастополя.
3.Физкультминутка «Капитаны». Учащиеся повторяют за учителем
движения только в том случае, если учитель называет слово «капитаны». Если
слово не прозвучало, дети пропускают движение. Кто допустил ошибку,
садится на своё место.
4. Рассказ учителя с элементами беседы.
К началу обороны Севастополя ни один из бастионов, разработанных ещё в
30-е годы, не был полностью готов. В середине августа 1854 года в Севастополь
прибыл Эдуард Иванович Тотлебен. Слайд 9. Именно под его началом была
создана система оборонительных укреплений, органично сочетающихся с
рельефом местности. Бастионы представляли собой оборонительные
укрепления пятиугольной формы, как правило, со рвом впереди. Для их
возведения использовали мешки и корзины с песком, камень, жерди, любой
подручный материал. Пространство между бастионами защищалось
траншеями, редутами и артиллерийскими батареями. Бастионы имели
нумерацию с востока на запад.
Среди других имён героических защитников Севастополя в особом ряду стоит
имя штабс-капитана Александра Васильевича Мельникова, который
руководил контрминными работами перед четвёртым бастионом. Слайд 10.
Французы планировали произвести подрыв русских укреплений с помощью
пороховых зарядов, заложенных в подземных галереях. Русские инженеры
наметили ответные действия. Они выкопали ров перед четвёртым бастионом.
Затем пробили 22 колодца и вывели от них 22 галереи по 30 метров каждая
навстречу неприятелю. Закладывая пороховые заряды, они взрывали и
разрушали подкопы и галереи французов. Работать приходилось в невероятно
трудных условиях: согнувшись в три погибели, в сырости и духоте. Недаром
А. В. Мельников получил прозвище «обер-крот». Ведь этот 35-летний человек
практически не покидал своего боевого поста под землёй.
Выполнение задания в учебнике.
- Посчитайте, сколько всего метров под землёй вырыли сапёры под
руководством «обер-крота» А. В. Мельникова?
Подвиг защитников Севастополя увековечил в знаменитых «Севастопольских
рассказах» великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Слайд 11. Он
прибыл в осаждённый Севастополь 7 ноября1854 года, в должности
подпоручика артиллерии. С 1апреля по 15 мая воевал на 4-м бастионе, а затем
был переведён на Бельбекские позиции, где он командовал артиллерийским
взводом. Во главе этого подразделения Лев Николаевич участвует в боевых
действиях до конца военной кампании.
В 1928 году в память о пребывании Толстого на 4-м бастионе и к 100-летию со
дня его рождения на Историческом бульваре была установлена мемориальная
плита. А в 1955 году состоялось открытие памятника Л. Н. Толстому.
Выполнение задания в учебнике.
- К какой дате установили памятник?
- В каком году родился Л. Н. Толстой?
VI. Обобщение и систематизация изученного материала.
1.Работа в группах.
Создание проектов «Герои Первой обороны Севастополя.
Каждая группа выбирает себе героя, о котором будет готовить проект в виде стенгазеты на листе А-3.
2.Демонстрация и защита проектов.
Оценка работ учителем и учащимися.
3.Блиц-опрос.
- Когда началась первая оборона Севастополя?
- Кто был назначен начальником штаба Севастопольского гарнизона?
- Назовите имя героя, командовавшего 120-пушечным кораблём "Париж",
принимавшем участие в Синопском сражении.
- Какой памятник является символом города Севастополя? В честь какого
события его установили?
- К какой годовщине Первой обороны Севастополя его установили?
- Сколько лет исполнилось памятнику в сентябре этого года?
- Где были захоронены адмиралы М. П. Лазарев, В. А. Корнилов, П. С.
Нахимов, В. И. Истомин?
- Кто возглавил строительство оборонительных укреплений в Севастополе?
- Кто получил прозвище «обер-крот»? Почему?
- Какому известному русскому писателю, участнику Первой обороны
Севастополя, установлен памятник на Историческом бульваре?
VII. Подведение итогов.
1.Игра «Микрофон».
Передавая друг другу микрофон, ученики должны дополнить любое
предложение:
- Сегодня я узнал на уроке впервые…
- Меня сегодня удивило…
- До урока я думал иначе…
- Лучше всего на уроке я запомнил…
- Самым тяжёлым для меня оказалось…
- С этого урока я ухожу с… Слайд 12.
2.Упражнение «Дополни предложение».
- Я горжусь тем, что я живу в городе Севастополе, потому что…
VIII.Рефлексия.
Учитель:
- Кому сегодня на уроке было интересно, прикрепите на доску солнышко, а
кому многое было не совсем понятно, прикрепите вопросительный знак?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы мировых религиозных культур")
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»Модуль: «Основы мировых религиозных культур»Тема урока: «Семья».Цель: дать представление об отношении к семье традиционных религий России.Зад...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы православной культуры")
Урок по курсу ОРКСЭ (Модуль "Основы православной культуры") 4 класс....
Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы православной культуры")
Конспект урока по теме "Храм"...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы православной культуры")
Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс тема "Храм"...
Презентация к уроку по курсу «Севастополеведение» в 3 классе (внеурочная деятельность) Тема: «Герои Первой обороны Севастополя»
Презентация к уроку по курсу «Севастополеведение»...
Конспект-урок по риторике "Лесть, похвала, комплимент" (внеурочная деятельность)
Цель: Путем литературного исследования дать понятия: похвала, лесть, комплимент и учить различить ихЗадачи:1.Сформировать понятие «комплимент», "похвала", "лесть"...
Конспект урока по музыке во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Первый международный конкурс П.И. Чайковского.
Конспект урока по музыке во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Первый международный конкурс П.И. Чайковского....