Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс (модуль "Основы православной культуры")
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Зятина Людмила Сергеевна

Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс тема "Храм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse_khram.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы православной культуры»

Тема урока:

«Храм»


Цель урока:
Формирование представления о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

Задачи:

Познакомить с понятием «православный храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям; духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.

Ключевые понятия урока: храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь, канун, престол, купол, звонница

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

- Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация.

- Видеоэкскурсия «Храм».

- Приложение 1, 2



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовите

льный

1.1.Организационный момент

1. Приветствие

2. Эмоциональный настрой:

Учитель показывает детям радиоприемник и спрашивает, что произойдет, если он его включит. Учитель включает радиоприемник. И что же? Раздается шум!
Что нужно сделать, чтобы что-то услышать? Настроиться на нужную волну! Вот и мы давайте настоимся на нужную волну.

  1. Приветствие
  2. Настраиваются на работу:

Дети высказывают свои предположения: будет играть музыка, будет говорить радиоведущий и т.д.

1.2.Актуализация знаний

1.Подведение к теме урока

Тема нашего урока заключена в загадке:

На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.

2.Формулировка темы урока

  1. Что мы можем узнать на уроке о храме?

Маршрутный лист

1. Отгадывают загадку – определяют тему урока.
2. Участвуют в формулировке темы и целей урока

(раскрыть понятие «храм», познакомиться с внешним и внутренним строением храма, роль храмов в истории православных христиан …)

2.Основной

2.1.Словарная работа

Что в вашем понимании можно назвать «храмом»?

Все свои помыслы и представления о высшей Красоте, любви и добре связывали наши предки с образом Храма – воплощением Царства Божия на Земле.
                                                      Л.А. Рапацкая

Как вы понимаете это высказывание?

Рассмотрим понятие по словарям Даля и Ожегова.

Ожегов: 

1. Здание для богослужения, церковь.

2.Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.).

Даль: 

1.стар. хоромы, жилой дом, храмина.

2.Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь.

1.Опираясь на личный опыт, объясняют понятие.  (дом, в котором происходит молитва, дом Божий и т.д.)

2.Работа со словарем

2.2.Изучение нового материала

Беседа:

 ???Кто из вас видел православный храм?

Среди иллюстраций найдите православный храм (показ иллюстрации)

???В чем отличие храма от других строений? Какие внешние атрибуты вы можете выделить? Вы правы, у храма обязательно должны быть: купол,  крест, перед входом – икона.

Рассказ учителя:

Под словом «Храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему, или только часть здания, служащая для той же цели. Это греческое слово (кириаки) означает «жилище Господне» и пришло к нам после принятия христианства.

   Каждый храм имеет свое имя, в зависимости от того священного события или лица, в память которых он построен. Например, храм Воскресения Христова, храм Успения Богородицы, храм Пресвятой Троицы, храм святителя Николая Чудотворца и т. п. Так первый храм на Руси, упоминаемый в Повести временных лет в 10 веке, носил имя почитаемого пророка Илии.  

В храме нет ничего лишнего. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. Попробуем разобраться в символике храма.

Рассмотрите иллюстрации.

???Похожи ли храмы друг на друга?

Выделим основные отличия:

1. Посмотрите на представленные схемы и назовите, какие формы имели православные храмы? Как вы думаете, почему?

           Форма: (иллюстрации)

Форма храмов в виде корабля получила широкое распространение. Православный храм, с точки зрения своего назначения, является «ковчегом» спасения для верующих людей. Но на Руси строили храмы и в форме креста – основание спасения людей, круга – символа вечности Церкви, восьмиугольника - символизирующего Вифлеемскую звезду.

2. Какое внешнее отличие вы видели у храмов?
          Количество куполов

???Как вы думаете, с чем связано разное количество куполов на храме?

А ещё количество куполов имеет символический смысл:

1 - купол символизирует единство Бога,

2 – двойная природа Иисуса Христа (Божественная и человеческая),

3 – Святая Троица,

5 – Христос и 4 апостола евангелиста,

13 – Христос и 12 учеников.

???Как вы думаете, почему крест венчает главу храма?

Еще один важный атрибут Храма – колокол.

???Как вы считаете, с какой целью звонят в колокола?

1.Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт.

2.Выделяют основные атрибуты: купола, кресты, колокол и т.д.

3.Изучают материал на основе рассказа учителя и наглядного материала.

4.Проводят анализ иллюстраций, делают выводы об основных отличиях:

Форме

Дети отмечают, что храмы имели форму:

  • Восьмиугольника;
  • Корабля;
  • Креста;
  • Круга

Количество куполов – выдвигают свои предположения.

Учащиеся отмечают различное количество куполов на храмах (1,3,5,13) и то, что связано это с размерами храмов

Крест – символ спасения у христиан.

Возвестить о начале службы; в честь церковного праздника…

Физминутка

Виртуальная экскурсия в храм

Чтобы лучше разобраться в строении храма, предлагаю вам совершить экскурсию в храм.

(учитель рассказывает сам или слушают автора)

Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь. 

Притвор -  славянское слово, которое означает «перед дверями»

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. В храме много икон у которых православные молят о здравии своих близких. Икона это изображение Бога, Божией Матери, святых или какого-то религиозного сюжета.  

За умерших ставят свечи и молятся у столика, который называется канун. На нем мы видим распятие и место для 40 свечей.

???Что нового вы встретили во время экскурсии? Что вам уже было знакомо?

??? Как вы думаете, какое значение имеет храм в жизни православного христианина?

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Принимают участие в игре «Храм», совершая последовательное путешествие по храму и знакомясь с основными религиозными предметами и атрибутами.

Работа с текстом. Находят ответ на поставленный вопрос

2.2.Закрепление

Рассмотрите иллюстрации. Соедините картинки с соответствующими понятиями

Коллективная работа

Раздел «Это интересно»:

Храмы-памятники

Множество древних храмов является памятниками далеких побед.

Одним из первых мемориальных храмов в Древней Руси стал храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским в память победы над волжскими булгарами и в честь убитого в сражении сына — Изяслава.

В 1380 году после победы над татарами на Куликовом поле князем Дмитрием Донским в память погибших воинов строится в Москве храм во имя Всех Святых "что на Кулишках".

Наиболее известным в мире московским храмом, «лицом» российской столицы является собор Василия Блаженного (называемый так по имени святого, похороненного на месте храма), или храм Покрова на Рву. Покровский храм был построен в середине 16 века в ознаменование победы русского войска над Казанским ханством, в то время входившим в Золотую Орду. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в день Покрова Божией Матери, и закончился победой русских воинов, после чего царь Иван Грозный издал указ о строительстве собора, чтобы увековечить эту славную победу и выразить благодарность небесным покровителям.

Казанский собор в Петербурге, построенный в 1736 году специально для чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, с 1813 года становится мемориалом в память побед над Наполеоном.

После Крымской войны 1853-1856 годов в Севастополе по повелению императора Александра II построены два храма-памятника в составе мемориального комплекса "Братское кладбище защитникам обороны Севастополя 1854-1855 гг." и музея обороны Севастополя на Малаховом кургане.

Владимирский собор назван "собором адмиралов".

Можно предложить детям подобрать материал заранее и выступить с ним.

Давайте проверим, как вы запомнили материал. Выполните задание:

Используя подсказки, вставьте пропущенные слова.

Работа в группах

3.Заключи

тельный

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Как учит Церковь, сердце каждого христианина должно быть обителью Бога, Его храмом.  Воцерковляясь, т.е. приучаясь жить в Церкви, христианин очищает  свое сердце от грехов, приводит его в порядок по подобию православного храма, чтобы оно стало достойным пребывания в нём Господа.

Рефлексия        -

Метод незаконченного предложения.

Что мы с вами интересного и нужного вынесли с урока.

Закончите предложения.

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

Дом.задание по выбору:

  1.  Вылепить из пластилина макет любого православного храма
  2. Сформулировать правила поведения в храме.
  3. Подготовить сообщение о храме-памятнике

На партах листочки с предложениями.

По окончании работы листочки сдаются.

 

        

        


Приложение 1

Какое значение имеет храм в жизни православного христианина?

Выделите главное.

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению, молиться со всею Церковью «о всех и за вся». Так рождалось чувство духовного единения, общности, которую именовали православным миром.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, старинные рукописи, древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

        


Приложение 2

Используя подсказки, вставьте пропущенные слова.

алтарь, звонница, иконостас, канун, корабль, крест, купол, панихиды, паперть, Царские, притвор, иконы

ОБ УСТРОЙСТВЕ ХРАМА

Храм Божий даже внешне отличается от обычных зданий. Часто храм имеет в основании форму                 , ибо им Спаситель избавил людей от власти диавола. Нередко храм устраивается в виде                         , потому что Церковь ведет людей по бурному морю жизни к тихой пристани Царства Небесного. Иногда в основании лежит круг – знак вечности, или восьмиугольная звезда, так как Церковь направляет людей к спасению подобно путеводной звезде.

Здание храма венчает                 , изображающий небесный свод, и глава, на которой ставится крест.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или                          , то есть стенообразное сооружение, на котором висят колокола. Колокольный звон зовет верующих на молитву и возвещает о важнейших моментах богослужения.

Внутри православный храм имеет три части. Первая часть –                  – символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В третьей части – __________ – в первые века христианства стояли оглашенные, то есть люди, которые готовились к Таинству Крещения. Также стоять в притворе посылали тяжко согрешивших. Перед входом в храм устраивается возвышенная площадка –                 .

Алтарь – это самая важная часть храма. Само слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник»; он и устраивается обычно на возвышении.

Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется                            . В нем трое врат. Средние, самые большие, называются                  вратами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей.

В храме имеется еще                 , то есть невысокий стол с изображением Распятия и местом для свечей. Перед ним служатся заупокойные богослужения –                         .

На стенах храма находятся ___________. Перед ними возжигают лампады и свечи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.

Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология  деятельностного метода обучения, технология ...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры". Тема "Пасха"

Цель. Формирование уважительного отношения к культурным традициям, на примере православного праздника «Пасха»....