Рабочая программа по родному (марийскому) языку и литературному чтению для 4 класса
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по родному (марийскому) языку и литературному чтению для 4 класса включает пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка, основное содержание, календарно- тематическое планирование | 69.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа | -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерста образования РБ № 824 от 06.05.2014 г.); - Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; - Учебный план МБОУ СОШ села Бахтыбаевомуниципального района Бирский район Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год для 1, 2, 3, 4 классов ( приказ №68 от 30.08.2014 г.) - Календарный учебный график учебного процесса на 2014-2015 учебный год МБОУ СОШ села Бахтыбаевомуниципального района Бирский район Республики Башкортостан (приказ №70 от 22.08 2014 г.) - Положение о рабочих программах по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям) МБОУ СОШ села Бахтыбаево муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (приказ №73 от 01.09.2014 г.). -Приказ МБОУ СОШ села Бахтыбаево муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 01.09.2014 г. №79 « О перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году» - Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ с. Бахтыбаево муниципального района Бирский район Республики Башкортостан УМК «Школа 2100» |
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания | Рабочая программа по родному языку для 4 класса разработана на основе примерной программы по марийскому языку и литературному чтению: 1-4 классы/ С.Д.Дмитриев, А.М.Ефремов. - Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2011. |
Сведения об УМК | П.Е.Емельянов,Е.А.Рыбакова.Учебник «Лудшаш книга»,4класс.-Йошкар-Ола:ГУП «Марий полиграфическо-издательский комбинат»,2001 г; В.М.Дмитриева, С.Д.Дмитриев.Учебник «Марий йылме», 4 класс.-Й.-Ола.: «Марий полиграфическо-издательский комбинат,1993 г. |
Цель и задачи учебного предмета | Целио бучения марийскому языку: - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения). -освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике марийского языка; -развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка». -воспитание стремления совершенствовать свою речь. Цели программы:познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников; Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Задачи курса марийского языка и литературного чтения : -формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке; -формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; -развитие патриотического чувства к родному языку и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части марийской национальной культуры; -расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей, овладение грамматическим строем речи; -овладение орфографией и пунктуацией, развитие орфографической и пунктуационной зоркости; -овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов; -создание условий для творческого развития личности; . Задачи программы: развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. |
Общая характеристика учебного предмета | В начальном обучении предмет «родной марийский язык и литературное чтение» занимает одно из ведущих мест, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Родной язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении родного языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Язык- это средство общения и воздействия , хранения и усвоения знаний. Он является средоточением духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. Знание родного языка помогает обучающимся уважать свою семью, любить свою историю, Родину. Родной язык способствует глубокому изучению других языков. Учитывая намеченную цель, задачу, требования Госстандарта, учитель начальных классов должен использовать новые технологии обучения. При обучении родному языку осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне. Специфика начального курса марийского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. В классе есть обучающиеся VII и VIII видов . На уроках марийского языка при обучении этих детей особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др. Трудности формирования графических навыков у учащихся часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста. Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания. |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспита- ние любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков. |
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования | Рабочая программа предназначена для 4 класса общеобразовательных учреждений и школ с изучением марийского языка и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Всего на изучение родного марийского языка и литературного чтения в начальной школе отводится 105 учебных часов (3 ч. в неделю). |
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) | Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире; формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу; Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения как на родном, так и иностранном языке в пределах доступных и соответствующих возрасту речевых ситуаций, коммуникативных потребностей ребёнка и его языковых способностей; формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы, межличностные отношения, учебную и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры; усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, коммуникация информации; сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации. Предметные результаты: А. В сфере коммуникативной компетенции: языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические); говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
Б. В познавательной сфере: формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы); умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказывание по изученной тематике; умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа; осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля. В. В ценностно-ориентационной сфере: восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми; ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями народа и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни; Г. В эстетической сфере: знакомство с образцами родной детской литературы, образцов поэзии, фольклора и народного литературного творчества; формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций; развитие эстетической оценки образцов родной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения. Д. В трудовой сфере: умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении; готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда; |
Предпочтительные формы контроля | Формами контроля учащихся являются, как традиционные - самостоятельные работы, тестирование, контрольные работы, так и современные – творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, проекты, а также внеурочная деятельность учащихся (участие в олимпиадах, творческих конкурсах). Личностные результаты не подлежат оценке и проверке. Метапредметные результаты выявляются в ходе проверки коммуникативных умений. Объектом итоговой оценки достижений учащихся 4 класса являются только предметные результаты обучения. Объектами контроля являются основные составляющие коммуникативной компетенции: говорение, чтение, письмо. |
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем | Основные формы:индивидуальная, групповая,парная,коллективная. Основные технологии: проблемное обучение , игровая технология , объяснительно-иллюстративная, обучение развитию критического мышления., ИКТ. Методы обучения: словесный, исследовательский, частично – поисковый, эвристический, ситуационный, видеометод, учебная дискуссия,упражнения, практический метод, познавательные игры,обучающий контроль. |
Основное содержание учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся | В результате изучения марийского языка и литературного чтения в четвёртом классе дети научатся:
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
|
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы | В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по марийскому языку и литературному чтению должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по марийскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения марийскому языку в четвёртом классе. Основные виды письменных работ по марийскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по марийскому языку в третьем классе:способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков. Диктант «5» - нет ошибок;«4» - 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;«3» - 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных, работа написана небрежно;«2» - более 5 орфографических ошибок. Грамматическое задание «5» - нет ошибок;«4» - ученик правильно выполнил ¾ заданий;«3» - ученик правильно выполнил не менее ½ заданий;«2» - не справился с большинством заданий. Контрольное списывание «5» - безошибочное аккуратное выполнение работы;«4» - 1 орфографическая ошибка и 1 исправление; 2 исправления;«3» - 2 орфографические ошибки и 1 исправление; 3-4 исправления;«2» - более 2 орфографических ошибок; более 4 исправлений. Словарный диктант «5» - безошибочное аккуратное выполнение работы;«4» - 1 орфографическая ошибка и 1 исправление; 2 исправления;«3» - 2 орфографические ошибки и 1 исправление; 3-4 исправления;2» - более 2 орфографических ошибок; более 4 исправлений. Тест «5» - верно выполнено 5/6 заданий;«4» - верно выполнено 3/4 заданий ;«3» - верно выполнено 1/2 заданий ;2» - верно выполнено менее 1/2 заданий. Изложение «5» - правильно и последовательно воспроизведён авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления;«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются 1-2 фактических и речевых неточностей, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления;«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления;«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. Сочинение : «5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления;«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются 1-2 фактических и речевых неточностей, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления;3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления;«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли, нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. |
Календарно- тематическое планирование
дата | №ур. | дата | № ур. | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Примечания |
Лит. чтение | Язык | |||||
1 четверть | ||||||
4.09/ 2014 | 1 | Предложений. Главный да второстепенный член – влак. Каласыме цель дене предложений – влакын турло лиймышт. | Закрепление понятий «подлежащее», «сказуемое», «главные члены предложения», «грамматическая основа предложения Выразительное чтение предложений, различных по цели высказывания и по интонации. | |||
5.09 | 1 | Марийский фольклор. Песни, частушки. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. | |||
8.09 | 2 | Марийский фольклор. Пословицы, загадки. | Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. | |||
11.09 | 2 | Интонаций шот дене предложений – влакын турло лиймышт | Наблюдение за различной интонацией при чтении предложений. | |||
12.09 | 3 | Марийский фольклор. Сказки. | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. | |||
15.09 | 4 | Природа – наше богатство. Лето. Б.Данилов | Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. | |||
18.09 | 3 | Диктант «Шортньо шыже» | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. | |||
19.09 | 5 | Осень. | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. | |||
22.09 | 6 | Теле. С.Чавайн | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. | |||
25.09 | 4 | Мут сочетаний | Знакомство с понятием «словосочетание». | |||
26.09 | 7 | Зимой. А.Мокеев | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. | |||
29.09 | 8 | Народные обычаи. | Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). | |||
2.10 | 5 | Мут сочетаний | Знакомство с понятием «словосочетание». | |||
3.10 | 9 | Народные обычаи и обряды. | . Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. | |||
6.10 | 10 | Вкус хлеба. В.Иванов | Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. | |||
9.10 | 6 | Мутын составше. | Систематизация представлений учащихся о частях слова. Подбор однокоренных слов. Сравнение и анализ состава слов. Упражнение в разборе слова по составу. | |||
10.10 | 11 | Известные люди мари - М.Казаков | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. | |||
13.10 | 12 | Известные люди мари – С.Г. Чавайн | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. | |||
16.10 | 7 | Ойлымаш ужаш-влак. | Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Определение частей речи в тексте. Группировка слов по заданному признаку | |||
17.10 | 13 | Известные люди мари – А.В. Григорьев | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. | |||
20.10 | 14 | Сергей Суворов (очерк) | Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. | |||
23.10 | 8 | Ойлымаш ужаш-влак. Икымше чырыкыште тунеммым тергыме грамматический заданиян контрольный диктант. | Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Определение частей речи в тексте. Группировка слов по заданному признаку. | |||
24.10 | 15 | Народы финно-угорской группы. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры | |||
27.10 | 16 | Олень (финская сказка) | Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. . | |||
30.10 | 9 | Текст. Ужаш – влак кокласе кыл. | Обобщение знаний об именах собственных, правилах оформления предложений на письме. Делить текст на предложения; выбор подходящей к предложению схемы. | |||
Лит.чт. 16 ч | Язык 9 ч | |||||
2 четверть | ||||||
6.11 | 1 | Текстын турло лиймыже. Повествований, описаний, шонкалымаш. | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. | |||
7.11 | 1 | Король и соловей (эстонская легенда) | . Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. | |||
10.11 | 2 | Сурай (мордовское сказание) | . Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. | |||
13.11 | 2 | «Текст» тема почеш контрольный диктант. | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. | |||
14.11 | 3 | Моя карелия. Яакко Ругоев | Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. | |||
17.11 | 4 | Флейта (перевод с удмуртского) | Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. | |||
20.11 | 3 | Главный да второстепенный член – влак. Дополнений. | Знакомство с понятием «дополнение» | |||
21.11 | 5 | Произведения хантов и манси | Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. | |||
24.11 | 6 | Доброта души и внимание – бесценны. И.Михайлов. | Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
27.11 | 4 | Второстепенный член – влак. Определений. | Знакомство с понятием «второстепенные члены предложен | |||
28.11 | 7 | Народ мари – мастера и таланты. | Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. | |||
1.12 | 8 | Марийские богатыри. | Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. | |||
4.12 | 5 | Второстепенный член – влак. Умландарыше член. | Знакомство с понятием «второстепенные члены предложен | |||
5.12 | 9 | Произведения звестных марийских писателей и поэтов Никандр Лекайн «Рита-садовод» | . Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).. | |||
8.12 | 10 | Известные марийские писатели и поэты Василий Юксерн | Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. | |||
11.12 | 6 | «Ушанле пий» изложений | Письменный пересказ текста. Запись текста с соблюдением всех изученных правил орфографии и пунктуации. | |||
12.12. | 11 | Произведения известных марийских писателей и поэтов Йыван Кырля. | Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. | |||
15.12 | 12 | Произведения известных марийских писателей и поэтов Валентин Колумб. | Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. | |||
18.12 | 7 | Кокымшо чырыкыште тунеммым иктешлымаш. | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. | |||
19.12 | 13 | Произведения известных марийских писателей и поэтов Макс Майн « Первая книга» | . Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). | |||
22.12 | 14 | Произведения известных марийских писателей и поэтов Макс Майн «Краюшка хлеба» | Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. | |||
25.12 | 8 | Кокымшо чырыкыште тунеммым тергыме грамматический заданиян контрольный диктант | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. | |||
26.12 | 15 | Произведения известных марийских писателей и поэтов Миклай Казаков «Именем Валентина Колумба» | . Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). | |||
29.12 | 16 | Произведения известных марийских писателей и поэтов Миклай Казаков «Политехническое занятие» | . Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). | |||
Лит. 16 ч | Язык 8ч | |||||
3 четверть | ||||||
15.01 | 1 | А.С.Пушкин «Ск. о спящей царевне….» | Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев | |||
16.01 | 1 | Распространённый да распространённый огыл предложений – влак. | Знакомство с понятиями «распространённые и нераспространённые предложения». | |||
19.01 | 2 | Распространённый да распространённый огыл предложений – влак. | Знакомство с понятиями «распространённые и нераспространённые предложения». | |||
22.01 | 2 | А.П.Чехов. Ванька. | ||||
23.01 | 3 | «Теле толмым вучышна» сочинений. | Составление устного рассказ; сопоставление содержания своего рассказа и рассказов одноклассников. | |||
26.01 | 4 | Икгай членан предложений – влак. | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» | |||
29.01 | 3 | А.П.Гайдар. Горячий камень. | . Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). | |||
30.01, | 5 | Икгай подлежащиян предложений – шамыч. | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» | |||
2.02 | 6 | Икгай сказуемыян предложений – шамыч. | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» | |||
5.02 | 4 | Н.Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. | . Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. | |||
6.02 | 7 | Икгай дополнениян предложений. | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» | |||
9.02 | 8 | Икгай определениян предложений. | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» | |||
12.02 | 5 | М.Твен. Приключения Тома Соера | Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. | |||
13.02 | 9 | Икгай умландарыше членан предложений | Знакомство с понятием «однородные члены предложения» | |||
16.02 | 10 | «Икгай членан предложений – влак» тема почеш контрольный диктант. | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. | |||
19.02 | 6 | В.Гюго. Гаврош. Д.Родари. Как пахнет работа? | . Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. | |||
20.02 | 11 | Простой да сложный предложений. | Различение простых и сложных предложений | |||
27.02 | 12 | Сложносочинённый предложений. | Знакомство с понятием «сложносочинённое предложение» | |||
26.02 | 7 | Л.Н.Толстой. Маленькая птичка. | . Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. | |||
2.03 | 13 | «Мыйын авам (ковам, туныктышем)» сочинений. | Составление устного рассказ; сопоставление содержания своего рассказа и рассказов одноклассников. | |||
6.03 | 14 | Сложноподчинённый предложений. | Знакомство с понятием «сложноподчинённое предложение» | |||
5.03 | 8 | К.И.Чуковский. Радость. | Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. | |||
9.03 | 15 | «Чоялык» изложений. | Систематизация представлений учащихся о роли суффикса в слове. Упражнение в выделении суффикса в словах. Подбор однокоренных слов | |||
13.03 | 16 | Сложный предложений (иктешлымаш). | Систематизация знаний о сложных предложениях. | |||
12.03 | 9 | И. А. Крылов. Лисица и виноград. | Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. | |||
16.03 | 17 | Кумшо чырыкыште тунеммым иктешлымаш | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. | |||
20.03 | 18 | Кумшо чырыкыште тунеммым тергыме грамматический заданиян контрольный диктант. | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. | |||
Лит.чт. 9 ч | Язык 1 8ч | |||||
4 четверть | ||||||
2.04 | 1 | В.Ўпымарий. Йолагай и Пулагай. | . Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. | |||
3.04 | 1 | Вияш ой. | Упражнение в нахождении собственных ошибок и развитие умения корректировать собственную работу | |||
6.04 | 2 | Вияш ой. | Запись слов с изученными орфограммами. Объяснение выбора написания слов. | |||
9.04 | 2 | В.Ижболдин. Паяш улыбается. | . Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. | |||
10.04 | 3 | Предупредительный диктант. | Запись теста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов. | |||
13.04 | 4 | Вияш ой | Упражнение в нахождении собственных ошибок и развитие умения корректировать собственную работу, объясняя правильный выбор написания слов, предложений. | |||
16.04 | 3 | А.Новиков. Мешок с обманом. | Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. | |||
17.04 | 5 | Лум мут, пале мут, глагол. | Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Определение частей речи в тексте. Группировка слов по заданному признаку | |||
20.04 | 6 | Олмештыш мут. | Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Определение частей речи в тексте. Группировка слов по заданному признаку | |||
23.04 | 4 | В.Исенеков. Отремонтировал трактор. | . Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. | |||
24.04 | 7 | Олмештыш мутын числа, лица да падеж дене вашталтмыже. | Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. | |||
27.04 | 8 | Олмештыш мут (иктешлымаш). | Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Определение частей речи в тексте. Группировка слов по заданному признаку. | |||
30.04 | 5 | В.Исенеков. Из-за варенья… | Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. | |||
4.05 | 9 | «Олмештыш мут» тема почеш контрольный диктант. | Запись теста под диктовку, выделение изученных орфограмм. Объяснение выбора написания слов. | |||
8.05 | 10 | Чот мут. | Упражнение в нахождении собственных ошибок и развитие умения корректировать собственную работ | |||
7.05 | 6 | З.Краснов. Игра в слова. | Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. | |||
11.05 | 11 | Шотлымо да радам чот мут. | Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Определение частей речи в тексте. Группировка слов по заданному признаку | |||
15.05 | 12 | Наречий. | Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Определение частей речи в тексте. Группировка слов по заданному признаку | |||
14.05 | 7 | Б.Данилов. Спаренный колокольчик. | Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев | |||
18.05 | 13-14 | Верым, жапым, кузе лиймым ончыктышо наречий. | Наблюдение за самостоятельными и служебными частями речи. Определение частей речи в тексте. Группировка слов по заданному признаку | |||
22.05 | 15-16 | Нылымше чырыкыште тунеммым иктешлымаш. | Систематизация представлений учащихся о пройденных темах. | |||
21.05 | 8 | ..Игры… | Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. | |||
26.05 | 17-18 | Идалык мучко тунеммым иктешлымаш. | Систематизация представлений учащихся о пройденных темах | |||
29.05 | 19-20 | Итоговый контрольный паша. | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. | |||
28.05 | 9 | Обобщение изученного за год. | Упражнение в нахождении собственных ошибок . | |||
Лит.чт. 9 ч | Язык 16ч | |||||
Всего | часов | за | год | |||
50(ч.) | 55(ч.) |
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
1) С.Д. Дмитриев «Марий йылме»: 4 - ше класслан учебник. - Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2005.
2) П.Е. Емельянов, В.В. Крылов «Лудшаш книга»: 4 - ше класслан учебник. - Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2003
Технические средства обучения:
классная магнитная доска;
персональный ноутбук с принтером и ксероксом;
мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике предмета;
интерактивная доска.
Использованная литература:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985.
2. Кузьмин, М. Н. Национальная школа: направления совершенствования структуры и содержания образования [Текст] / М. Н. Кузьмин. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», Серия «Федеральная программа развития образования», 2003. – 240 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федеральногогосударственного образовательного стандартаначального общего образования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока родного (марийского) языка и литературного чтения.
Тема урока "Мом тунемнет - тудым шке кидет дене ыште". Проведение урока по трбованиям нового стандарта, использование элементов инновационных технологий....
разработка урока родного (марийского) языка и литературного чтения.
Тема урока "Молан тунемнет - тудым шке кидет дене ыште". Проведение урока по трбованиям нового стандарта, использование элементов инновационных технологий....
рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе для 1 класса по программе Сынбулатовой Ф.Ш., Давлетшиной М.С.
рабочая программа по родному (башкирскому) языку и литературе ( алифба + башкирский язык и литература) для 1 класса по программе Сынбулатовой Ф.Ш., Дәүләтшиной М.С., 3 часа в неделю...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" и "Литературное чтение". 1 класс.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» и «Литературное чтение» составлена для 1 класса общеобразовательных организаций с родным (нерусским) языком обучения в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа учебного курса русского языка (письмо), литературного чтения (чтение) в 1 классе.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Горецкого В.Г. по учебнику «Азб...
Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, но...
Рабочая программа по родному русскому языку и литературному чтению
Рабочая программа по «Родному (русскому) языку и литературному чтению» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального об...