Региональный компонент в патриотическом образовании младших школьников
статья (4 класс)
В статье раскрывается значимость регионального компонента в патриотческом образовании младших школьников, приводятся примеры из опыта работы: организация праздников, экскурсий, сочинения, викторины.
Также предлагаются технологические премы реализации регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_regionalnyy_komponet_v_patrioticheskom_obrazovanii_mladshih_shkolnikov.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный компонент в патриотическом образовании
младших школьников
Базовыми ориентирами при определении целей регионального компонента в патриотическом образовании должны быть ценностные установки, провозглашенные Конституцией РФ и национальной доктриной образования: права и свобода человека, любовь и уважение к Отечеству, равноправие и самостоятельность народов, культура межличностных и межэтнических отношений, исторически сложившееся государственное единство, бережное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее развитие детей, самореализация личности.
В «Концепции гражданского образования в общеобразовательной школе» (автор Л.Н. Боголюбов) отмечено, что изучение регионального компонента содержания образования позволяет успешнее решать задачи гражданского образования и воспитания школьников, формирования у них патриотизма. В современных условиях весьма плодотворной представляется реализация гражданского и нравственного потенциала идеи малой Родины как первого шага в формировании патриотического мироощущения, его «корневой системы», в приобщении к истории и подвигам предков.
Региональный компонент – часть содержания и процесса образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры; педагогически отобранный материал, раскрывающий типичное и особенное в социально-экономическом, политическом и духовном развитии конкретного региона; представлена система знаний о культурных, исторических и социальных ценностях, отражающая самобытность того или иного народа, его этнические идеалы. Именно это позволяет решать задачи адаптации, социализации личности школьника в условиях социокультурной среды своего региона.
Необходимость развития интересов младших школьников к региональному содержанию связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе, уважении к национальным традициям своего и других народов.
В содержание регионального компонента в начальной школе следует отбирать факты и понятия, способствующие формированию самоидентификации младших школьников: год рождения родного города (села), его история; известные люди, прославившие свой край и Отчизну; символика (флаг, герб), знание культурных особенностей своего народа и народов-соседей, уважение к ним как условие жизни в многонациональном мире.
Методически правильное использование учителем начальных классов на уроках и внеурочной деятельности местного, близкого и понятного материала, формирует толерантность, мировоззрение, культуру межличностного и межнационального общения, гражданственность и патриотизм.
Региональный компонент имеет большое общепедагогическое значение. Добытый методом наблюдений и самостоятельных работ учащихся, такой материал оживляет процесс воспитания на уроке и делает его интересным, помогает глубже осмыслить новые научные понятия, изменяет качественную характеристику знаний, расширяет возможности восприятия окружающей действительности и обеспечивает связь обучения с жизнью уже на начальном этапе обучения.
Включение региональных сведений в содержание учебного материала по всем предметам, а также использование их на занятиях факультативов способствуют последовательному формированию у младших школьников понятия «малая Родина», обеспечивают полноту знаний о ней, расширяют кругозор учащихся.
Кроме того, НРК способствует формированию патриотических чувств: - почитанию места своего рождения, любовь и заботу о своем доме;
- уважение к своим предкам, любовь и терпимость к землякам, желание им помогать позволяет осуществлять конкретные каждодневные дела для улучшения состояния малой Родины, ее приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями);
- взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Воспитывающее воздействие регионального компонента возможно усилить за счет максимального использования традиций. Для каждого первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, вклада семьи в развитие региона.
Так, например, в практике работы был организован праздник «Моя семья» совместно с родителями. Каждая семья исполнила песню, нарисовала герб семьи. Готовясь к мероприятию, дети узнавали от родителей, бабушек и дедушек о своих предках и рисовали генеалогическое древо. Приносили вещи, которые передавались из поколения в поколение. Это была и книга с металлическими застёжками, и поздравительные открытки начала ХIХ века, и вышитые салфетки, и посуда из серебра. Дети все вещи рассматривали, трогали руками. Но самое главное, они испытывали чувство радости от общения друг с другом.
Изучение истории семьи, составление родословных не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и родителей, но и является первым шагом в познании Родины, ее традиций, истории.
Работа по изучению истории республики и города помогает детям много узнать, а главное - полюбить маленький уголок своей Родины, мир своего детства. Особая роль здесь отводится экскурсиям, как средству привития любви к родине, к природе. Так, например, для наблюдения за жизнью улиц, дети получили задания: обратить внимание на архитектуру зданий, зеленый наряд, музеи, мемориальные доски, памятники. Было ещё одно, необычное на первый взгляд, задание: проследить, как «трудится» улица. «Присмотритесь внимательно, ребята, как трудится улица, вернее, люди на улице. И здесь вы увидите заботу Родины о нас с вами». Эти экскурсии проводятся систематически.
После экскурсий и походов можно предложить выразить свои впечатления в рисунках, сочинениях, выступлениях, провести викторину или конкурс «знатоков» своего края. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой родной край, надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. Особая роль отводится воспитанию младших школьников на примерах изучения жизни знаменитых земляков, а Мордовии есть чем гордиться, это и знаменитые художники, скульпторы, писатели и др.
В технологическом аспекте реализация регионального компонента как важнейшее условие эффективности процесса патриотического воспитания предполагает:
- конкретизацию целей и задач патриотического воспитания в соответствии с региональными особенностями и возможностями конкретного образовательного учреждения;
- разработку личностно-ориентированных средств взаимодействия общепедагогических принципов, актуализированных региональной социокультурной ситуацией;
- включение в содержание учебно-педагогического процесса местного культурно-исторического опыта, норм, традиций, способов и стилей жизнедеятельности;
- обогащение общепедагогических форм и методов опытом народной педагогики, местных национально-этнических и профессиональных общностей, способствующим формированию самобытной личности человека - носителя неповторимой культуры региона.
Таким образом, региональный компонент служит важнейшим фактором, определяющим направленность процесса гражданского воспитания на формирование не абстрактно представляемой личности, а на индивидуальный личностный рост человека как представителя своей общины, города, края, республики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
Национально-региональный компонент в экологическом образовании младших школьников (1-4 классы)
Чтобы сохранить и приумножить богатства нашего края нужно воспитывать у наших детей бережное отношение к окружающему миру с малых лет....
Развитие профессиональной готовности учителя к реализации национально-регионального компонента начального общего образования в системе повышения квалификации
Подготовка педагогических работников в вопросах регионального содержания образования, повышения их компетентности в методах и формах реализации данного содержания – реальность и необходимость современ...
Использование регионального и этнокультурного компонента при обучении математике младших школьников
Статья на тему "Использование регионального и этнокультурного компонента при обучении математике младших школьников" содержит теоетический и практический материалы. Изучая специальную ...
Участие в региональной НПК «Математическая функциональная грамотность младшего школьника: формирование и оценка»
Роль Яндекс.Учебника в формировании математической функциональной грамотности младших школьников...
статья "Развитие внимание у младших школьников, как основного компонента успешности учебной деятельности младших школьников.»
В данной статье описывается значимость развития внимания у младших школьников, рассказывается о свойствах внимания, приводятся упражнения на развитие внимания...
Национально-региональный компонент как метод формирования у школьников базовых компетенций
Реализация НРК в школе-интернате...