Конспект урока по кубановедению по теме: Произведения представителей литературы Кубани. «Любовь к родной земле в стихах поэтессы Успенского района Л.М. Рословой»
план-конспект урока (4 класс) на тему
Урок содержит авторский материал поэтесы Успеского района Рословой Л.М. В котором отражены моменты литературы и искусства Кубани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_kubanovedeniyu_7.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
специальная (коррекционная) школа – интернат,
для детей с ограниченными возможностями здоровья
ст – цы Николаевской Краснодарского края
Произведения представителей литературы Кубани.
«Любовь к родной земле в стихах поэтессы Успенского района
Л.М. Рословой»
Составитель:
Сергунцова Светлана Юрьевна
учитель начальных классов
ГКСОУ школы - интерната
2011 год
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с произведениям писателей и поэтов Кубани и традицией кубанских народов;
- познакомить с замечательным песенным наследием;
- прививать интерес к художественному слову. Красоте поэтических образов, сравнений.
Коррекционно - развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать связную речь, словарный запас, кругозор, внимание, мышление, память;
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости, патриотизма, любви к «Малой родине»;
- воспитывать интерес к произведениям народного искусства;
- воспитывать чувство уважения к нашим предкам;
- воспитывать патриотизм, гордость за свой край;
- воспитывать прилежание, аккуратность.
Тип урока: сообщение новых знаний
Форма урока: мультимедийный урок.
Оборудование:
Надпись «Устное народное творчество».
Мультимедийный экран, компьютер, диск со слайдами
- Рушники, вещи, вышитые кубанскими мастерицами;
- магнитофон;
-аудиозаписи песен;
- словарные слова на карточках;
иллюстрации к загадкам.
Фотографии Рословой Л.М.
Словарные слова:
Интегрированный
Пословица
Закличка
Потешка
Рушник
Аппликация
Ход урока:
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинать пора урок.
Наш урок – он необычный
Не совсем, для вас привычный
Тут и музыка и пенье
И стихов красивых чтенье
А называется такой урок – интегрированным (трудное слово)
И так, наш дорогой дружок
Готов ли ты начать урок?
Внимание своё настрой!
Ты слушай, отвечай и пой!
На уроке у нас присутствуют гости. Мы улыбнулись вам, и вы улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы желаем вам, чтобы вы сегодня справились со всеми заданиями, и в конце урока получили хорошие оценки. Этот урок мы проведем вместе с Л.М.Рословой.
2. Речевая гимнастика.
На уроках мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить и петь.
О чем надо помнить, чтобы речь была яркой и понятной для других?
(надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать при чтении, четко выговаривать звуки).
Для этого необходимо проводить речевые и музыкальные разминки:
Упражнения на дыхание.
«Ах, снежинка, как красива!
Кто её слепил на диво?»
Речевая работа: Не по тропе, а около,
Катилось «О» и охало»
О – охало,
О – охало
Не по траве, а около
Кран обходится без рук,
Вместо рук, у крана – крюк.
Музыкальная распевка:
Я иду домой,
Ты идешь со мной, кто из нас быстрей?
3. Проверка домашнего задания.
Речь точная, правильная, выразительная – это красивая речь. Такая речь встречается в литературных произведениях.
Проверим домашнее задание.
4.Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир литературы и искусства Кубани, но сначала давайте вспомним, что мы узнали о нашем крае из прошлых уроков.
- Какие моря омывают кубанскую землю? /Чёрное и Азовское /
- Чем богата наша земля? /чернозёмами, полезными ископаемыми …/
- Как называют кубанскую землю? /жемчужиной России/
Вглядитесь в просторы земли кубанской и вы откроете для себя чудесный мир, дарованный природой и преобразованный трудом и умом человека – труженика- творца.(Слайд №5 – 8)
Звучит песня «Песнь о Николаевской» слова Л.М.Рословой (Слайд№9)
1.Красивая кубанская станица
Раскинулась привольно над рекой.
Ну, как станицей нашей ни гордиться –
С судьбою удивительной такой71
Живут тут люди честный, прямые,
С открытою и щедрою душой,
Готовые за матушку – Россию
Пожертвовать своею головой.
Припев: Непокорная, непокладистая
Наша гордая – Николаевская!
2.В сороковые черная лавина
Пыталась хлеб кубанский потоптать.
Дошли герои наши до Берлина,
Заставив зверя в логове дрожать.
И честь, и дружбу мы беречь умеем,
Кто с миром – гость для нас родной,
А если вдруг обидеть, кто посмеет –
Узнать цену шашечки литой.
Припев:
3.Традиции казачьи сохраняем,
И заповеди прадедов мы чтим,
И свадьбы по обычаем справляем,
И в храме Божьем деток мы растим.
Красивая кубанская станица
Раскинулась привольно над рекой.
Ну, как станицей нашей не гордиться –
С судьбою удивительной такой?!
5.Обобщение изученных произведений..
Кубань начинается с поля – раздольного и неоглядного. От донских степей до хребтов Кавказа, словно чаша, слегка наклонённая навстречу влажным ветрам Черноморья, раскинулись просторы хлебного поля. Кубань богата не только широкими нивами, быстрой и своенравной рекой, давшей имя своему краю, лесами, горами, но и замечательными людьми, среди которых есть писатели и поэты,
композиторы, художники. Именно они воспевали и продолжают воспевать в своих произведениях наш любимый, родной край. (Слайд №10)
Уголок земли – так называет поэтесса свою «малую родину», где она росла, познавала мир, училась и работает.
3.Основная часть. (Слайд №11 -13)Детские
Любовь Михайловна Рослова родилась в селе Маламино Успенского района. В детстве была любознательной и музыкальной девочкой. Любила музыку и песни и
пела всегда: и в детском саду и в школе. Мама отдала её учится в Успенскую музыкальную школу, по классу баяна. Училась Люба охотно и часто, уже наигрывала на музыкальном инструменте пела вместе со своими одноклассниками. (Слайд №10)
Закончив школу, в 1975 году Люба пришла работать в Николаевскую специальную школу – интернат пионер – вожатой и музыкальным работником. Дети сразу же полюбили её и охотно занимались с ней музыкой.
Стихи Люба начала писать ещё в школе. А, работая, с детьми интерната, литературные способности помогали ей составить сценарий, придумать песенку для того, или иного персонажа.
В 1990 году она заканчивает Ставропольское училище культуры и искусств по классу академического пения и продолжает работать в школе учителем музыки. (Слайд№14)
Особенно любит Любовь Михайловна – кубанские казачьи песни. Их она распевает со своими питомцами, а так же сама пишет песни о станице, казак и казачка, Успенском районе.
Когда в нашу школу приехал известный композитор Кубани, Виктор Гаврилович Захарченко, он одобрил творчество Любовь Михайловны и с удовольствием принял от неё в подарок её авторский сборник стихов и песен. (Слайд№15 -16)
Славная телепередача «Играй, гармонь!» возрождает по всей нашей матушке России народное пение, игру на гармонике, балалайке и других народных инструментах. Ведут эту передачу замечательные музыканты Настя и Захар Заволокины, да ансамбль народной песни «Частушка». Съёмки этой передачи прошли недавно и на земле легендарной Тамани и в них приняла участие наша землячка Людмила Ефимовна Масякина, где она исполнила песню Л.М. Рословой «Играй, гармонь». Фрагмент этой передачи мы с вами сейчас и посмотрим.
(показ передачи «Играй, гармонь»)(Слайд №17)
Любовь Михайловна является Почетным работником общего образования Российской федерации и уважаемым человеком в станице.
4.Знакомство со стихами.(Слайд№18)
Учитель: В ее стихах звучит любовь к родной земле, к родному краю. Одно из своих стихотворений она назвала «Я казачонок». Послушайте его.
Ученик 1:
Я Казачонок
Давным – давно была война
Где дед мой воевал
Дымилась, корчилась земля,
И плавился металл.
Играя шашкой, мчался полк,
Круша фашистов смело.
Вручил папаху генерал
За доблестное дело.
Папаху дед берег всю жизнь –
Реликвия святая.
Казачья доблесть, смелость, честь –
Наука не простая.
Вот потому я и решил,
Что стану казачонком.
И что не буду никогда
Капризным я ребенком.
Мой дед тому меня учил:
«Вперед и не сдаваться!»
И от геройства своего никак не зазнаваться.
Я ездить научусь верхом
И шашкой овладею.
Для счастья Родины своей
Я сил не пожалею!
Цвети, родимая Кубань!
Будь щедрой и богатой.
Ведь за тебя стоят всегда
Стеною казачата!
5.Беседа по содержанию стихотворения
Учитель:
Как называет родную землю поэтесса? (Она говорит: цвети родимая Кубань.)
Что представляет Любовь Михайловна Рослова, когда говорит о родной земле?
Почему она пишет, ведь за тебя стоят всегда. Стеною казачата!
Что слышится постоянно в этом стихотворении? (Любовь к родине, родной земле.)
Поэзия Любовь Михайловны Рословой разнообразна. Она творческий человек. Но сколько в ее стихах любви к людям, природе. В стихотворении поэтессы звучит надежда на лучшую жизнь. (Слайд№19)
(Звучит музыка и запись.)
Победная.(слова Л.М.Рословой)
1.Едут, едут кони
По родной станице
С выправкой гвардейской
Едут казаки
Пыль за ними следом
Клубится, клубится
Едут, едут кони, кони
Степняки
2.Распрягают коней
Гривы им расправят
Да душистым сеном
Станут их кормить
Да в казачьих песнях
Удаль будут славить
Потому, что битв кровавых
Не забыть
3.Кровушку пролили
За Кубань родную,
За поля пшеницы,
За родимый край.
На знаменах принесли
Славу удалую.
Расцветай и здравствуй
Наш победный май!
4.Едут, едут кони
По родной станице
С выправкой гвардейской
Едут казаки
Пыль за ними следом
Клубится, клубится
Едут, едут кони, кони
Степняки.
Ученики 2:
Былое
Вошли в истории немеркнущей страницей
Героев подвиги, родившихся в станицах
Казаки вольные вовек не знали рабства,
Пример достойный мужества и братства.
И отец, и дед, и прадед,
Поголовно все без льгот,
Несли воинскую службу
За Россию и народ.
Все традиции хранились,
И героями гордились,
И на стенах куреней
Фотографии висели казаков да их коней.
Поименно все их звали,
Про них пели, поминали,
А про удаль казака
Слава шла во все века.
Башлык и бурка, да сверкающий клинок,
Стремительная конная атака,
За курень родной, за простор полей –
Удалая лихая драка.
Он вырыл лунку, обложил кураем,
И до последнего патрона дрался,
И никогда ни под каким огнем,
Ни под каким обстрелом не сдавался!
И на Кубани враг увидел силу,
Способную загнать его в могилу.
Солдат немецкий так домой писал:
Все то что я о казаках слыхал,
Совсем бледно пред ужасом сегодня.
Казаки, шашки, крики, кони –
Все заставляет нас дрожать,
И хочется одно: бежать, бежать!
Казак, как вихрь, сметающий преграды,
И, как возмездие, его бояться надо!»
Возвращались войны в станицы,
Ад пройдя, от смерти уцелев,
Им цветы бросали девки – озорницы,
Матери и жены подавали хлеб.
И с родней, у куреней родимых
Заводили долгий разговор.
Согреваясь у сердец любимых,
Слушали гармошек перебой.
Беседа по содержанию (Слайд№11)
Учитель:
- Как описывает казаков в стихотворении поэтесса?
- В чем восхваляет писательница казаков?
- Что они делают на земле? (Они несли воинскую службу)
- О чем предупреждает она? Найдите в тексте и прочитайте.
- Прочитайте слова, где звучит призыв к разуму, к миру.
- Понравилось вам это стихотворение?
- Что в нем вам понравилось?
(Тем, что призывает любить и беречь свою землю, жить в мире.)
Учитель: Волнует Любовь Михайловну Рослову и то, что происходит на планете. В своем стихотворении «Шиповник» она обращается к людям. Призывает задуматься над тем, что происходит на Земле. Предупреждает о том, что Земля может отомстить, если не остановить происходящее на Земле зло. Она призывает к разуму человека. В своем стихотворении она пишет: «Шиповник». Она говорит. Что нужно жить в согласии и мире. Давайте послушаем это стихотворение.
Ученик3: Шиповник
Красавица казачка в станице прожила,
От глаз её прекрасных немели все, бывало.
Пришла любовь к дивчине, влюбилась в казака
- Простого и сердечного степного паренька.
Два сердца полыхали от счастья и огня,
Беда не миновала, и, оседлав коня,
Ушел казак на службу, с невестою постясь.
И плакали старушки, украдкою крестясь.
Невесте на прощанье кинжал он подарил:
- Дождись меня, родная, любимой говорил.
Лишь только пыль осела, и конь невидим стал,
Как атаман станичный к дивчине той пристал.
Мол, будь моей женою, укутаю парчой,
Но гордо отказала казачка в свадьбе той
И злоба захлестнула богатого сынка
Похитил он дивчину, подговорил дружка.
Назначили день свадьбы, пирушка уж была.
Но девушка сбежала от свадьбы, от стола.
В слезах простясь с любимым, упала на кинжал.
И ручеек багряный на землю побежал.
На том же самом месте огромный вырос куст
Наряден, как невеста, прекрасен, свеж и густ
Атаман увидел, хотел его сломить,
Но руку уколовши, о том решил забыть.
А осенью покрылся куст ягодой рясной.
Бродила там старушка нехоженой тропой.
Вдруг слышит, кто – то шепчет: ты ягоду сорви,
И немощь и болезни ты ею утоли!
Шипов моих не бойся, они от злых людей
Настой из этих ягод – волшебный чародей.
Так и растет шиповник в степях и у дорог,
И всем он помогает, кто слаб и занемог:
Не знаю, быль иль сказку тут сочинил народ…
Печальна та легенда и за душу берет.
Беседа по содержанию.
Учитель:
-Как описывает казачку в стихотворении поэтесса?
(красавица казачка. Все немели от её красоты)
-В чем упрекает писательница людей?
Что они плохое делают на земле?
( От злых людей, убивают друг друга.)
-О чем предупреждает она? Найдите в тексте и прочитайте.
-С кем сравнивает землю Любовь Рослова? (С человеком, которому трудно дышать)
-Понравилось вам это стихотворение?
-Что в нем вам понравилось? (Тем, что призывает любить и беречь свою землю, жить в мире.)
На стихи Любовь Михайловны Рословой написана музыка, и поются песни.
« Успеночка» - одна из таких песен. В ней ярко выражено любовь к родному району.
(Исполняется песня Успеночка.)
«Успеночка» (слова Л.М.Рословой)
1.На границе Ставрополья
Наш район живет;
Хлебных тут полей раздолье,
Славный тут народ.
И в аулах, и в станицах
Прославляют труд.
А какие песни наши казаки поют!
Припев:
Успеночка, успеночка.
Родимая сторонка.
Тут казачата бравые,
Задорные девчонки!
2.расцветают пышным цветом
По весне сады.
И роднее места нету
Этой красоты.
Возрождается Россия –
Православный край.
Наши корни, наша сила –
Матушка Кубань!
Припев:
7.Итог урока:
С произведениями какой кубанской поэтессы мы познакомились? (Л,М,Рословой)
О чем или о ком ее стихи? (о природе, о жизни, о земле, о казаках и казачках и т.д.)
Понравились вам стихи?
Что в них понравилось?
8. Заключение:
В своем творчестве поэтесса, верно, уловила ритм и поэзию народной песни Кубани.
Кубань ей даёт радость и светлость, душевную теплоту. Духовная сила казачьего края постоянно ощущается в ее стихах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение И. С. Никитина "Русь"- гимн родной земле".
Данный урок разработан по последним требованиям ФГОС. Тип урока - урок открытия новых знаний.В разработке указаны формируемые УУД. Исползуется проблемно - диалогический метод обучения, групповая работ...
Конспект урока по кубановедению на тему: «Радетели земли кубанской».
Разработка урока по кубановедению для 4 класса. Прививает чувства гордости за свой край и его жителей....
Конспект урока по кубановедению на тему: «Радетели земли кубанской».
Разработка урока по кубановедению, которая помогает привить чувство гордости за свой край и его жителей. Раскрыть образцы нравственного и ратного служения Кубани. Воспитывать любовь к родине, родному ...
Конспект урока по кубановедению по теме «Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох». 4 класс. УМК "Школа России".
Конспект урока по кубановедению по теме «Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох». 4 класс. УМК "Школа России".Краткое описание: изучение и первичное закр...
План-конспект урока по кубановедению на тему "История Кубани в символах"
Тема урока «История Кубани в символах» Цели урока:Познакомить детей с официальной символикой Кубани и ее историей возникновения.ОбразовательныеПознакомить с символами Кубани, значение...
Конспект урока по кубановедению по теме "Любимые занятия"
Конспект урока по кубановедению по теме "Любимые занятия"...