Конспект урока по кубановедению по теме «Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох». 4 класс. УМК "Школа России".
план-конспект урока (4 класс)
Конспект урока по кубановедению по теме «Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох». 4 класс. УМК "Школа России".
Краткое описание: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цели урока: познакомить с историей нашего края, особенностями быта и культуры людей в разные периоды истории Кубани. Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок кубановедения в 4 классе. "Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох." | 150.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по кубановедению по теме «Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох». 4 класс. УМК "Школа России".
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Пинчук Анна Васильевна, МБОУ СОШ № 7 г. Анапа, имеющаяся первая категория.
Предмет: Кубановедение
Класс: 4
Тема урока. «Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох»
Краткое описание: изучение и первичное закрепление нового материала.
Оборудование:
- мультимедийная установка; ноутбук, презентация к уроку; учебники по кубановедению, наглядности на доску,
- Кубановедение. Учебник для 4 класса начальной школы/ М. В. Мирук, Е.Н. Еремнко, Т. А. Науменко, Н, Я. Паскевич – М.: Перспективы образования, 2016 г.;
Цели урока: познакомить с историей нашего края, особенностями быта и культуры людей в разные периоды истории Кубани. Сопоставлять предметы быта различных эпох, находить отличия и сходства с предметами кубанского быта. Лепить образцы посуды различных времён. Представлять современные вещи в качестве данного вида источников для будущих исследователей.
Тип урока: комбинированный.
Методы работы: словесный, наглядный, метод контроля и самоконтроля.
Место проведения: кабинет начальных классов.
Формируемые УУД:
Регулятивные: осуществляют пошаговый действий; понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск средств для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; логические – выполняют контроль логические действия (анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения; дают оценку действий
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
II.Актуализация опорных знаний.
- Какую науку называют «наукой лопаты» или "наукой о битых горшках", ты узнаешь, если в правильном порядке расставишь буквы в клетки.
- Разгадайте еще один ребус. (История)
- Давайте еще раз повторим, что такое история? Что такое археология? (Археология - наука, изучающая прошлое людей по вещественным историческим источникам. Исто́рия— область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.)
- Как называют учёных, которые занимаются археологическими раскопками? (Археологи)
- Какая же связь между археологией и историей? (Науки, изучающие прошлое.)
- Сегодня на уроке кубановедения мы окунёмся в историю Кубани, нашего родного края.
III. Проверка домашнего задания
- Изучая прошлую тему, вы столкнулись с архитектурой Кубани. Вспомните, в чём сходства, и в чём различия жилищ меотов и казаков? (Сходства: в обеих постройках глиняные побеленные стены с соломенной крышей. Различия: у меотов более скудное хозяйство, чем у казаков; у казаков была печь и два жилых помещения, у меотов же маленький огонь посреди жилища, из-за которого коптятся стены, а у тех же казаков стены внутри дома так же побелены, как снаружи; в хате казака уютнее, больше бытовых приборов.
IV. Изучение нового материала.
- Вспомните, как раньше назывался наш город – курорт? (Горгиппия.)
- В наше время Анапа выглядит настолько стильным и современным курортом, что туристы, особо не увлекающиеся историей, даже не подозревают, что раньше здесь находился древнегреческий город Горгиппия, один из самых богатых городов Боспорского царства. Возведён он был во второй половине VI века до н.э. и успешно процветал около десяти веков, пока во время одного из набегов враги не сожгли его дотла, и жизнь в нём медленно угасла. (Видеоролик)
- Кто заселял территорию Горгиппии? (Поначалу тут проживали представители племени синдов, а уже потом поселились греки.)
- Горгиппия была поделена на кварталы, в каждом из которых жила определённая категория населения. Дома простых жителей города были возведены из глины. Более богатые обитатели при строительстве своих жилищ использовали камень, обожжённые кирпичи и черепицу. Окна домов затягивали бычьими пузырями. На первых этажах, вероятнее всего, размещались торговые лавки, ремесленные мастерские. В одной из раскопок в подвале дома, нашли 26 амфор с зерном и рассыпанные на полу монеты. Возможно, это была лавка торговца. Лучше всех сохранились кварталы гончаров: во время раскопок были найдены многочисленные амфоры, посуда, статуэтки, из чего можно сделать вывод, что в Горгиппии была развита корапластика. (Корапластика – искусство изготовления терракотовых статуэток.)
- Кто из вас догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (Тема нашего урока: «Вещи рассказывают о прошлом.»)
-Что такое амфора? (Амфора – это древнегреческий сосуд с узким горлом и двумя ручками для хранения воды, масла, зерна.)
- Еще можно было найти, так называемые кратеры и другую керамическую посуду. Это древнегреческие сосуды с широким горлом и двумя ручками на ножке. Она красноватого цвета и расписана черным лаком.
Но вот, что удивительно! Такую посуду находят и там, где жили меоты. Их по суда по форме напоминает древнегреческую. Но меотские мастера не владели секретами обжига , поэтому их посуда была серого цвета.
Античная амфора Меотский кувшин Казачий кувшин
- Перечислите, какие предметы находили при раскопках?
- В своих рабочих тетрадях впишите названия данных сосудов.
- Когда началось заселение Горгиппии?
- Из чего строились дома в Горгиппии?
-Чем занимались жители?
- Работа в парах. Итак, посмотрите на вашу ленту времени, нарисуйте на ней орнамент. Помните, что вы должны работать в парах, сообща.
V. Физминутка.
Встаньте из-за парт. Повторяйте движения за мной.
Мы идём, идём, идём.
В руках лопату несём.
Раз копнём, два копнём, три копнём.
В руки кисточку возьмём.
Раз махнём, два махнём, три махнём.
Находку ценную найдём.
VI. Включение нового знания в систему знаний
- Скажите, а какие у вас есть старинные вещи и что вы можете о них рассказать?
- Как вы думаете, где должны храниться старинные вещи? (Для этого люди придумали музеи. На территории нашего края их достаточно много. В нашем городе тоже есть такой музей – «Археологический музей «Горгиппия».)
- У кого есть интересные факты о данном музее? Археологический музей в Анапе открыт в 1977 году. В раскопе вы увидите мощеные дороги, древние жилые кварталы, остатки крепостных стен, предметы и орудия, связанные с виноделием. Ну, а экспонаты в самом здании музея и вовсе приведут вас в восторг и изумление - целая коллекция античной скульптуры (бронза, мрамор), скульптурные группы, посуда, монеты, украшения и многое другое, извлеченное из земли и наглядно повествующие о тех далеких временах, нравах, обычаях, культурных пристрастиях, возможно, предков теперешних местных жителей.
VII. Практическая работа.
- Интересно наблюдать за работой мастера, а ещё интереснее – научиться делать что-то самому. Представьте себя мастером. Возьмите в руки пластилин и вылепите образцы древнегреческой, меотской или казачей посуды.
- Мастера всегда пели за работой. Как вы думаете, почему они это делали? Что пели мужчины, девушки, женщины? (Пока звучит песня – мастерят, закончилась песня – закончилась работа. Слаженнее и быстрее идет работа. Военные, исторические песни; лирические песни).
VIII. Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Ребенок закрашивает любой палец и показывает лист классу.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – для меня было недостаточно…
- За что бы вы себя могли похвалить?
IX. Итог урока
- Вот и подошёл к концу наш исторический урок.
- Какие новые слова услышали?
- Что они обозначают?
- О чём могут рассказать вещи?
- Какую роль играют вещи в жизни человека?
- А для чего это надо помнить?
Наш урок - это наша с вами маленькая история. На память о нём у нас останется ваша посуда. Давайте устоим выставку - ярмарку. Всем спасибо за урок. До свидания!
X. Домашнее задание
Сходи в краеведческий музей и подготовь проекты «Что есть в прабабушкином сундучке?», «Тайны прадедушкиного чемодана». Зарисуй или сфотографируй старинную вещь и рядом расположи современную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей» 1 класс УМК " Школа России".
План-конспект урока русского языка по теме " Большая буква в именах и фамилиях людей" Умк " Школа России" включает в себя игровую форму работы, а также сведения из ономастики...
Конспект урока "Контрольная работа по теме: «Приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел" (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: повторение и закрепление пройденного материала.Планируемые результаты: Предметные:- знать приёмы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел;- уметь применять приёмы ...
Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые ре...
Конспект урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов "Ещё мама» 2 ч." (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осознание детьми смысла названия рассказа «Ещё мама».Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: продолжение работы над произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; осознание детьми смысла рассказа и выполнение пересказа.Планируемые ...
Конспект урока по математике на тему: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число и совершенствования нав...