Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение И. С. Никитина "Русь"- гимн родной земле".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Данный урок разработан по последним требованиям ФГОС. Тип урока - урок открытия новых знаний.В разработке указаны формируемые УУД. Исползуется проблемно - диалогический метод обучения, групповая работа, ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_4_klass.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Тема: Стихотворение И.С. Никитина «Русь» - гимн отчей земле.
Цель: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике
- Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.
Воспитательные:
- Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.
- Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.
Развивающие:
- Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.
- Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.
- Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку и непосредственно на уроке.
Здоровьесбеоегающие:
- Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.
Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:
Предметные:
Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос»
Личностные:
Ученик получит возможность
- проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.
- формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Метапредметные:
Познавательные:
Ученик получит возможность
- научиться ориентироваться в своих знаниях,
- находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,
- научится использовать жизненный опыт,
- извлекать информацию из дополнительных источников.
Регулятивные:
Ученик получит возможность:
- определять и формулировать тему и цель урока,
- планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,
- вносить коррективы в план действий.
Коммуникативные:
Ученик получит возможность
- научиться оформлять свои мысли в устной форме,
- слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.
Основные понятия:
Гимн, риторический вопрос, патриотическая лирика.
Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:
- Технология продуктивного чтения.
- Проблемно – диалогическая технология.
- ИКТ технологии
- Метод групповой работы.
Ресурсы:
Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Климанова
Компьютер, проектор, экран.
Толковые словари для работы в группах.
Организация пространства:
Групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа
Ход урока:
1 Мотивирование к учебной деятельности. | Доброе утра, ребята. С каким настроением вы сегодня пришли в школу? Покажите выражением своего лица. От чего вам радостно? Чему вы улыбаетесь? Что вас огорчает? Улыбнитесь друг другу. Мне сегодня радостно от встречи с вами. А ещё я радуюсь и волнуюсь от того, что сейчас нам предстоит встреча с удивительным миром – миром литературы. Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники, у которых есть волшебная палочка. У авторов – это художественное слов. Одним росчерком пера автор может превратить простые слова в необычные и загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл произведения, его идею, которую хотел донести до нас автор. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями. Успехов вам. Итак мы начинаем наш урок. |
2 Актуализация знаний Подготовка к первичному восприятию текста Первичное восприятие. Презентация: «Биография ИС Никитина» | А)(на фоне музыки учитель читает стихотворение о Родине) - О чём вы прослушали стихотворение? - Над какой большой темой мы с вами сегодня начинаем работать? -Что для вас значит слово Родина? - Какие синонимы вы можете подобрать к этому слову? - А сейчас прослушайте ещё несколько четверостиший, попробуйте вспомнить, кто автор этих слов? (учитель читает 2-3 четверостишия из стихотворений И.С. Никитина?) - Молодцы! Это действительно отрывки из известных вам стихотворений И.С. Никитина? - Скажите, с произведением, какого автора мы сегодня снова будем работать? ( На доске открывается портрет ИС Никитина и название стихотворения «Русь») - Сегодня мы познакомимся со стихотворением ИС Никитина «Русь» Б)- Попробуйте предположить, о чём будет стихотворение. Почему вы так думаете? Г)Закройте глаза и прослушайте стихотворение. (Текст стихотворения звучит в аудиозаписи). -Понравилось вам стихотворение? Чем понравилось? -Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? Почему? Д)-Одна из групп, готовясь к сегодняшнему уроку, подготовила презентацию по биографии ИС Никитина. Давайте вспомним ,уже известные нам факты биографии. Будьте очень внимательными, постарайтесь услышать неизвестный нам, пока ещё, факт. ( Группа показывает презентацию, которая заканчивается слайдом: «Стихотворение «Русь» - первое печатное произведение Никитина, появившееся в печати и принёсшее ему известность. - Что нового вы узнали из презентации. |
3 Постановка учебной задачи | ( учитель открывает следующий слайд презентации, на котором записаны слова критика Олега Лагунского) -Критик Олег Лагунский так писал о стихотворении «Русь»: «Когда читаешь «Русь» - особенно вслух,- обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть ГИМН отчей земле! - Прочитайте ещё раз высказывание Олега Лагунского? Как он называет стихотворение «Русь? - Над каким вопросом мы будем работать сегодня на уроке? + Можно ли стихотворение «Русь» назвать гимном отчей земле и почему? - Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос? +Прочитать стихотворение ещё несколько раз. +Вспомнить значение слова «гимн» +Поработать над содержанием стихотворения. + Провести словарную работу. +Разделить стихотворение на смысловые части. - Вот мы и определили план действий, которые помогут нам достичь цели урока: ответить на поставленный вопрос. |
4 Решение учебной проблемы Физкультурная минутка | 1)-Я предлагаю вам поработать парами с толковым словарём. -На какой вопрос мы сможем ответить, используя толковый словарь? + Что такое гимн. (дети работают в парах, выписывая в тетрадь значение слова, затем озвучивают) +Гимн- хвалебная песня. + Гимн- торжественная песня, принятая как символ государственного единства. - Итак, мы с вами выяснили, что же такое гимн. Над каким вопросом далее будем работать? + Какие признаки гимна можно увидеть в стихотворении»Русь» 2)- А сейчас, объединитесь в группы, в которых вы работали при подготовке к уроку. - Прочитайте стихотворение самостоятельно. Обсудите в группах вопросы, которые вам предложены. Запишите ответы на вопросы в тетрадь. (дети работают в группах несколько минут, затем каждая группа озвучивает свои ответы на вопросы) (вопросы записаны на карточках и раздаются группам для работы) -Что напоминает стихотворение по характеру стихосложения? + Стихотворение напоминает народную песню. Как называется такая стихотворная форма? + Стихотворение написано былинным стихом. - Почему для своего стихотворения поэт выбрал именно такую форму стихосложения? +Былинный стих звучит напевно, протяжно, как народная песня. + Былины воспевали русских богатырей, их подвиги. Поэт воспевает страну, могучую, как богатыри, сильную, могучую. - Дополни предложение: Стихотворение Никитина «Русь» похоже на …. + Стихотворение «Русь» похоже на песню. (на доске открывается запись: Стихотворение «Русь» - песня). 3)- Продолжим работу в группах. Прочитайте стихотворение ещё раз, разделите его на смысловые части, дайте название каждой части (группы работают, озвучивают количество частей, название) - Сколько частей у вас получилось? +Получилось 3 смысловые части. А)- Прочитаем 1 часть. (читает представитель одной из групп). - Все ли согласны, что именно здесь заканчивается 1 часть? Чему она посвящена? + Описывается природа Руси. - Стихотворение начинается описанием природы. Прочитаем вслух это описание +(читает представитель любой группы). - Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег? + Одновременно это увидеть нельзя. - Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины. Какой образ пытается создать автор для своих читателей? + Поэт стоит так описание природы для того, чтобы показать каоую огромную территорию занимает Русь. Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой. - найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатление от природы Руси. + Широка, ты Русь…… - Какие чувства испытывал когда писал эти строки? + Любовь к родной русской природе, почитание, гордость. - Какие у вас возникли чувства при чтении этой части стихотворения? +Радости от ощущения прелести природы…….. - Что же воспевает автор в этой части стихотворения? +Воспевает красоту русской природы. (под первой записью на доске открывается запись: Стихотворение «Русь» - воспевает красоту русской природы. Б)- Прочитаем вслух вторую часть. + Все ли согласны, что здесь заканчивается 2 часть? Чему она посвящена? +Эта часть посвящена истории России. - Прочитаем первые четыре строфы этой части. + -Что заметили необычного? + Эти строфы представляют собой вопросительные предложения - Как вы думаете, требуют ли эти вопросы ответа? + +Ответ ясен из смысла стихотворения, из дальнейшего текста. - Ребята, такие вопросы, ответ на которые ясен и автору и читателю, называются риторическими. Утверждение, в форме риторического вопроса, включенное в текст, становится более весомым и значимым. Прочитайте эти строфы ещё раз, передавая голосом значимость и весомость утверждений. - Назовите, исторические события, о которых пишет ИС Никитин во 2 части стихотворения. + Татаро – монгольское нашествие, борьба с литовскими захватчиками, война 1812 года. - Готовясь к уроку, вы работали в группах и подготовили исторические справки в форме электронной презентации об исторических событиях, описанных в стихотворении. Слово группам. 1 группа. На полях своих, Под курганами, Положила ты Татар полчища. ( справка – презентация о Татаро – монгольском нашествии на Русь) 2 группа. Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок Ляху гордому (справка – презентация о борьбе с литовскими и польскими завоевателями). 3 группа. И давно ль было, Когда с запада Облегла тебя Туча тёмная. (справка – презентация об Отечественной войне 1812 года). - Из ваших презентаций мы увидели, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад. - Какое ещё историческом событие 20 века мы можем увидеть за стоками стихотворения? + Отечественную войну 1941 -1945 года. - Автор стихотворения не указывает точной даты, но пишет о том, что «… в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки. Этим он выражает уверенность в том, что и впредь, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины. - Что же воспевает автор в этой части стихотворения? + Он воспевает силу, стойкость русского народа, преданность своей Родине. ( на доске открывается третья запись: Стихотворение «Русь» - воспевает силу, стойкость, мужество русского народа. В) Прочитаем 3 часть стихотворения. + - Чему она посвящена? Что в ней воспевается. + В ней описывается богатство родной земли. + Гостеприимство русского народа. +Открытость страны для тех, кто придёт с добром. + Славится Русь. ( на доске открывается запись: Стихотворение «Русь» - воспевает величие Руси. - Прочитайте две последние строфы стихотворения. + Что значит, для поэта любить Русь? +Любить природу Руси +Любить русский народ. + Знать и помнить историю своей Родины. - Вот мы с вами и разобрали новое стихотворение ИС Никитина «Русь» Какой вопрос мы поставили для себя в начале урока? + Можно ли стихотворение «Русь» назвать гимном отчей земле и почему? - Можете ли вы теперь ответить на поставленный вопрос. + Можем. Г)- Продолжите в группах фразу: Стихотворение «Русь» можно назвать гимном отчей земле потому что…….. (дети работают в группах, высказывают своё мнение, аргументируя ответ, используя запись на доске.) + стихотворение «Русь» можно назвать гимном отчей земле, потому что оно звучит как величальная песня. + В нём прославляется природа Руси + Прославляется историческое прошлое Руси + Прославляется мужество и стойкость народа. + Воспевается величие Руси. |
Первичное закрепление с проговариванием | - Мы с вами ответили на поставленный вопрос и доказали, что стихотворение «Русь» - это гимн родной земле. Как должен звучать гимн? + Торжественно, величаво. - Прочитайте стихотворение, донося до слушателя идею, что это стихотворение является гимном родной земле. + |
Самостоятельная работа в тетради. | - А теперь подумайте, какие качества помогли молодому поэту ИС Никитину написать такое стихотворение? Запишите свой ответ на вопрос в тетради. (дети работают и озвучивают свои ответы) + Любовь к Родине и народу. + Гордость за свою Родину. + Знание исторических событий. |
Включение в систему знаний | - Сегодня на уроке вы познакомились ещё с одним стихотворением ИС Никитина. Я буду рада, если это стихотворение получит отклик в вашей душе и станет одним из ваших любимых. - Подумайте, что хотел передать ИС Никитин своим стихотворением нам – своим потомкам? + - Именно поэтому, это стихотворение можно назвать патриотическим. Теперь, я думаю, вы сможете узнать и другие стихи, относящиеся к патриотической лирике. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. | - наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог нашей работе. - Кто из ребят помогал вам сегодня работать в группах, в чём заключалась эта помощь? + - Продолжите предложенные на доске фразы: Сегодня на уроке я узнал…. На уроке я понял….. На уроке я почувствовал….. Мне урок (не) понравился, потому что…… ( желающие озвучивают написанное) + |
Дифференцированное домашнее задание. | 1)Подготовить выразительное чтение стихотворения ИС Никитина «Русь» 2) написать мини сочинение – рассуждение о том, как наша жизнь связана с историческим прошлым и будущим России. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение В. Маяковского «Тучкины штучки".
Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чурако...
Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение Давида Самойлова «Красная осень».
Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова и презентация. Предмет. Литературное чтение, 4 кл...
Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс...
Конспект урока литературного чтения по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Данная разработка поможет учителю начальных классов провести урок литературного чтения в 3 классе(Школа России)...
Конспект урока литературного чтения по теме «Стихотворения С.А. Есенина о Родине»
Произведения русских поэтов всегда занимали особое место в литературном чтении. Красота природы, Родины, образ русского народа - это все в стихотворениях С.Есенина о Родине....
Разработка урока литературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи» 4 класс
Подробная разработка технологической карты урокалитературного чтения по теме: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение п...