Исследовательская работа "Деревенская ласточка"
творческая работа учащихся на тему
Исследовательская работа "Деревенская ласточка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_derevenskaya_lastochka.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАРАГХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
___________________________________________________
671642, Республика Бурятия, с. Барагхан, ул. Ленина, 35. Факс: 8-301-49-92-2-94, тел.: 92-2-96; 92-2-94
Районный конкурс-месячник охраны и сохранения природы
Исследовательская работа «Всемирные дни наблюдения птиц»
Деревенская ласточка
Автор: Очирова Эржэн, ученица 6 класса
Барагханской СОШ Курумканского р-на
Домашний адрес: с. Барагхан,
ул. Комсомольская, 40 - 1
Телефон: 8-301-49-92-6-90
Руководитель: Очирова Валентина
Намуевна
Телефон: 8-924-753-11-65
Барагхан
2011
Оглавление:
- Введение.
- Сведения о ласточках
а) виды ласточек;
б) места обитания
3. Наблюдение за ласточкой
а) размножение
б) питание
4. Человек и ласточка. Забота человека о птицах:
а) защита и охрана птиц
б) легенды, истории о ласточках.
5. Заключение.
Введение
Однажды летом мы с бабушкой сидели на крыльце своего дома. И вдруг услышали щебетание птиц. Это были ласточки. Бабушка очень обрадовалась и рассказала, что каждый год прилетала ласточка и лепила гнездо под крышей нашего старого амбара. Дети очень радовались прилету «своей» ласточки и с восторгом встречали ее. И еще бабушка сказала: «Когда ласточки гнездятся у кого-то под крышей дома, есть поверье, что они приносят в дом счастье, удачу». Мы с бабушкой долго наблюдали за ласточками, слушали их радостное щебетание. Под конец бабушка грустно добавила: «Сейчас ласточек стало совсем мало, куда они исчезли – неизвестно». С тех пор я очень заинтересовалась этими удивительными птицами: чем питаются эти птицы, когда выводят своих птенцов, куда они улетают осенью, а самое главное – почему ласточки своим прилетом стали реже радовать людей?
Цель моей работы:
На основе собственных наблюдений и фактов, взятых из книг, газет написать рассказ о жизни ласточек.
Задачи исследования:
- Прочитать научно-популярную и художественно-публицистическую литературу о ласточках;
- Вести наблюдение за ласточками;
3. Исследовать, какие причины повлияли на уменьшение численности деревенских ласточек;
4. Выявить меры по охране и защите деревенских ласточек
В Бурятии гнездятся 3 вида ласточек: деревенская ласточка, городская ласточка и береговая. В своем докладе я хочу рассказать именно о деревенской ласточке.
Ласточка – изящная, нарядная птица. Верх тела сине-стального цвета с фиолетовым отливом, такого же цвета и широкая полоса на груди. Лоб, горло и брюшко ржаво-коричневые. Хвост резковильчатый за счет длинных крайних рулевых перьев. Самка похожа на самца.
Ласточка очень ловка в воздухе. Длинный вильчатый хвост и придает деревенской ласточке верткость в полете, позволяет ей делать самые неожиданные повороты «на всем ходу». Почему у ласточки раздвоен хвост? Об этом нам учительница поведала древнюю сказку:
«Когда-то давно семь солнц освещали небесный свод. Жара от них стояла такая, что земля трескалась. Все живое стало вымирать, изнывая под палящими лучами. И тогда люди обратились к могучему богатырю Эркей-мэргэну. «Сбей с неба эти огненные диски стрелами, ведь ты не знаешь промаха в стрельбе», - сказали они ему. Эркей-мэргэн согласился. Более того, он торжественно поклялся, что если не собьет семь солнц с небесной вышины, то отрубит себе большой палец и, считая, что недостоин, быть человеком, превратится в степного тарбагана.
И вот Эркей-мэргэн садится на коня, мчится быстрее ветра. На полном скаку первой стрелой сбивает первое солнце, второй стрелой – второе солнце. Уже шесть солнц сбил отважный мэргэн, достает седьмую стрелу. Только он нацелился в седьмое солнце, как между солнцем и богатырем пролетела ласточка. Рассерженный Эркей-мэргэн послал стрелу в ласточку, и попал ей в хвост. Стрела рассекла ласточкин хвост надвое. Зато ласточка для людей спасла солнце: в седьмое, последнее, солнце меткий богатырь не попал.
В наказание себе, согласно клятве, Эркей-мэргэн отрубил большой палец на обеих руках, а сам превратился в степного тарбагана.
С той поры светит на земле оставшееся солнце. Оно раньше никогда не заходило. Но, испугавшись выстрела богатыря, оно метнулось за гору, а показалось только на следующее утро. И дальше ввело себе за правило восходить утром и прятаться вечером за горизонт. А у ласточки хвост стал раздвоенным: такую мету оставила стрела Эркей-мэргэна».
Ласточка на лету хорошо видит по сторонам: верткая, она успеет повернуть и схватить добычу. В ясную погоду ласточки, охотясь за насекомыми, летают высоко в небе. Перед дождем воздух насыщен водяными парами, и насекомые спускаются к земле, ласточки летают низко над землей и перемещаются охотиться ближе к водоемам. Таким
образом, ласточки являются живым барометром. Есть такая народная примета: «Ласточки высоко в небе – к ясной погоде, низко над землей – к дождю».
По моим наблюдениям, в Барагхане ласточки селятся в основном в южной части села, где много мошкары. Кормится на окрестных лугах, участках степи, примыкающих к водоемам. Птицы иногда берут добычу со стен домов, жертвой становятся пауки. Нередко ласточки так и носятся среди стада, шныряют между коровами, только что не задевают их. Они ловят мух, летающих возле скота, подхватывают насекомых, спугнутых коровами с травы, с земли.
Таблица наблюдений за ласточкой
Объект наблюдения: ласточки
Место наблюдения: гнездо ласточки, которое находится на крыше старого амбара
Сроки наблюдения: конец мая - сентябрь
№ | Вопросы для наблюдения | Ответы | Состояние погоды | Примечание |
1 | Время прилета ласточек | После 22 мая | Солнечно | |
2 | Когда начали строить гнездо | Сразу после прилета | Солнечно | |
3 | Как ведут себя самец и самка в первые дни постройки гнезда | Весело | Солнечно | |
4 | Кто строит гнездо | Самка и самец | Солнечно | |
5 | Из какого материала строится гнездо | Из комочков грязи, песка, глины, соломинок, листьев, волосы, травинки | Идёт дождь | |
7 | Когда завершается постройка гнезда | Через 3 дня | ||
8 | Как идёт откладка яиц | Ежедневно | Солнечно | |
9 | Сколько яиц откладывает | Не смогла посчитать, так как гнездо находилось высоко | Солнечно | Из литературы узнала: 4-6 |
10 | Как ведут себя птицы во время насиживания | Облачно | ||
11 | Кто насиживает яйцо | Оба родителя по очереди | Облачно | |
12 | Сколько времени длится насиживание | 14-15 дней | Идёт дождь | |
13 | Ухаживают ли родители за птенцами после вылупления | Самка обогревает птенцов в течение недели | Идёт дождь | |
14 | Оба ли родителя кормят птенцов | В основном, самец | Облачно | |
15 | Чем кормят птенцов родители | Насекомыми | Солнечно | |
16 | Часто ли приносят птенцам корм | За 1 час 16-20 раз | Солнечно | |
17 | Сколько дней сидят птенцы в гнезде | 3 недели | Солнечно | |
18 | Как произошёл вылет птенцов из гнезда | Постепенно | Солнечно | |
19 | Когда произошёл вылет птенцов из гнезда | В середине июля | Солнечно | |
20 | Где держался выводок после вылета из гнезда | Около гнезда | Облачно | |
21 | Летали родители в первое время вместе с выводком | Родители учат их летать | Облачно | |
22 | Кормят ли они птенцов | Да | Солнечно | |
23 | Изменялся ли писк птенцов по мере их роста | По мере роста писк птенцов стал более громким, уверенным | Солнечно | |
24 | Время отлёта ласточек | Середина сентября | Пасмурно, идёт дождь |
Ласточки устраивают свои гнезда под крышами домов, часто на фермах. Само гнездо сооружается из мокрой земли, которую птицы собирают у луж и обильно смачивают слюной. Комочки земли перекладываются соломинками, получается очень прочное сооружение чашеобразной формы, прикрепленное боком к вертикальной поверхности. Внутри гнезда – мягкая подстилка из волос и перьев. Ласточка-самка выводит 4-6 белых с буро-красными крапинками яиц. Через 14-15 дней в гнездах появляются птенцы и оба родителя активно их выкармливают. Сколько же раз приносит родители корм своим птенцам? Это я проследила со своими подругами прошлым летом. За 1 час ласточки-родители прилетели к гнезду до 20 раз. Мы были восхищены ими: какие они заботливые родители!
Молодые птенцы покидают гнездо в возрасте до трех недель, но родители
продолжают их кормить и опекать. Массовый вылет птенцов из гнезд наблюдается в середине июля. В августе стайки молодых касаток летают над лугами и водоемами. Отлет на места зимовых проходит в сентябре. Улетают ласточки в далекую Африку.
Опрос: Почему же численность ласточек в деревне заметно уменьшилась?
№ | Опрашиваемые | Ответы |
1 | Моя бабушка | Может быть, в этом виноваты люди. Нельзя пугать птиц, нельзя разорять гнезда птиц, тем более убивать их. Это большой грех! |
2 | Учитель биологии | Те виды птиц, которые «подружились» с человеком, начинают расселяться очень далеко от мест своего прежнего обитания. Деревенская ласточка занимает большую часть северного полушария. |
3 | Мой сосед | Раньше на юго-западной части Барагхана и в местности Балагун находились колхозные фермы. Эти фермы были излюбленными местами ласточек. Сейчас нет этих ферм, следовательно, нет и ласточек. Таким образом, не все ласточки находят удобное место для устройства гнезд. |
Вывод: Бездушие и необдуманная шалость детей, иногда и взрослых могут привести к необратимым последствиям. Как раз о ласточкиной трагедии нам прочитала наша учительница из газеты. Предлагаю вашему вниманию эту статью.
«Однажды я увидел на земле возле дома разоренное ласточкино гнездо и разбитые в нем яйца. Кто-то из озорников-подростков наверняка из рогатки разбил это гнездо. Но вскоре в гнезде появились две ласточки (самка и самец), которые в течение нескольких дней восстановили «дом». После в гнезде запищали птенцы. Они быстро подрастали.
Настало время улетать ласточкам на зиму в теплые края. Знакомые ласточки-родители стали выводить своих птенцов из гнезд. Вскоре со всеми улетел и самец. Мать-ласточка все пыталась своих трех птенцов «заставить» лететь. Правда, они вслед за матерью взлетали, но отлетев немного, возвращались и снова садились на крышу дома. Птенцы были еще недостаточно сильны, чтобы долго летать. Попытки повторялись по многу раз в течение двух дней. Наконец, наступила трагедия. Видимо, ласточка-мать поняла, что уже не сможет догнать своих сородичей, но и птенцов своих так просто не может покинуть. Она поднялась высоко-высоко и камнем полетела на землю…»
Когда я услышала эту историю, я была потрясена самоотверженностью ласточки. Ласточки – борцы и истребители вредных насекомых, поэтому их надо охранять и беречь.
Нельзя ловить ласточек и держать дома в клетках. Помните, что выкормленные в неволе птицы становятся неприспособленными к жизни в природе. Нельзя разорять гнезда птиц.
Заключение.
Сколько стоит хлеб, мы знаем. Сколько стоит машина или дом, мы тоже знаем. А сколько стоит соловей или жаворонок?.. Их не сделать руками, не вырастить на ферме, и потому они бесценны. Дикие птицы – часть живой природы. Они радуют глаз и слух в лесу, в степи, в горах и даже в пустыне. У каждого своя песня, своя неповторимая внешность, свои заботы. И каждый из них прямо или косвенно оказывается связанным с человеком.
В своем докладе я рассказала лишь об одной маленькой птичке – ласточке. Близко знакомясь с жизнью ласточки, я обратила внимание на такие черты их поведения, как трогательная привязанность к людям, верность друг к другу, неустанная забота о птенцах, большая самоотверженность родителей при защите их. В своей работе я рассказала лишь о немногих наблюдениях, которые я провела. Но даже это немногое, я думаю, послужило образцом для дальнейших наблюдений над животными и растениями. А самое главное: я поняла, что нужно любить и беречь нашу природу. Я хочу, чтобы дети забыли о рогатках, слушали пение птиц летом и были готовы помочь им зимой.
Использованная литература:
- В.П.Герасимова «Животный мир нашей Родины» М., просв. 1985 г.
- Г.К. Боровицкая «Птицы Бурятии» Улан-Удэ, бур.кн.изд.. 1983 г.
- Н.Н. Плавильщиков «Юным любителям природы» Изд. «Дет. лит-ра», 1975 г.
- А.Б.Иметхенов «Памятники природы Бурятии» Улан-Удэ, бур. кн. изд., 1990 г.
- Э.Н. Голованова «Птицы над полями» Ленинград, Гидрометеоиздат. 1987 г.
- Н.Г.Дамдинов «Родник в моем краю» Улан-Удэ, бур. кн. изд., 1990 г.
- Газета «Правда Бурятии» от 6 июня 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деревенская ласточка
Видеоматериал можно использовать на уроках по предмету "Окружающий мир"....
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...