Внеклассное занятие. Викторина. Михаил Васильевич Ломоносов
занимательные факты (4 класс) на тему
Внеклассное занятие. Викторина.
Михаил Васильевич Ломоносов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное занятие.Викторина. Михаил Васильевич Ломоносов | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие.
Михаил Васильевич Ломоносов
"О вы, которых ожидает
Отечество из недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне одобренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать"
М. В. Ломоносов
Викторина.
1.Как звали отца Михаила Васильевича Ломоносова?
Отца звали Василий Дорофеевич Ломоносов.
Он родился в 1681 году, по-видимому, рано осиротел и обретался на «подворье» своего дяди Луки Леонтьевича Ломоносова, «крутившего» промысловые артели на тресковые промыслы на Мурмане. Василий Ломоносов трудился на них рядовым покрученником. Женился он поздно, когда ему было под тридцать, на сироте, дочери дьякона из прихода Нижние Матигоры на Двине – Елене Ивановне Сивковой. Только после женитьбы он обзавелся своим домом, а к 1725 году построил двухмачтовый «новоманерный гукор» «Святой Архангел Гавриил», прозванный в народе за быстрой ход «Чайкой». На нём он и хаживал и хаживал на промыслы в становище Кеккуры в губе Рында (на Мурмане) и развозил «хлебные запасы» на Соловки и для воинских гарнизонов на Коле и в Пустозёрске. Лет с восьми Михайло Ломоносов стал разделять труды и опасности далёких морских переходов. Могучая северная природа открыла ему необъятный простор для наблюдений и запечатлелась в его памяти.
2.Какое название носил новоманерный Ломоносовский гукор?
Двухмачтовый «новоманерный гукор» «Святой Архангел Гавриил», прозванный в народе за быстроходность и маневренность (ловкость) «Чайкой».
До того В.Д. Ломоносов ходил в море на ветхой сойме. На своём гукоре Василий Дорофеевич ходил и на Соловецкие острова, и в Пустозёрск, и к Югорскому Шару.
3.В какой должности ходил на гукоре маленький Миша?
Мальчики-юнги «зуйки» (одним из них был и Михайло Ломоносов) помогали взрослым мужчинам на промысле, выполняя «чёрную» подсобную работу. Море требует мужества, выносливости и находчивости. И плавания с отцом формировали в юном Ломоносове эти качества.
4. Как называлась деревня, где родился М.Ломоносов?
Северная Двина, примерно в 150-ти верстах от впадения в море, против города Холмогоры образует широкую луку, где расположилось несколько островов. На самом большом разместилось десятка три деревень в один-два двора, составивших две волости - Куростровскую и Ровдогорскую. «Деревнями» здесь называлось все владение, обычно одной семьи. К ним причислялись и пашни, и сенные покосы («пожни») на соседних заливных островах, и даже лесные «путики» на охоту. Деревеньки лепились друг другу и нередко меняли названия. Согласно писцовым книгам, в одной из них - Мишанинской осенью 1711 года у помора Василия Ломоносова родился сын Михайло. Позднее Мишанинская слилась с соседней Денисовской, которая и прослыла родиной Ломоносова ещё при его жизни.
Ломоносов родился в рыбацкой деревне Мишанинской (Денисовка) (ныне село Ломоносово) Куростровской волости около села Холмогоры (Архангельской губернии)
5. Какие книги будущий учёный считал «вратами своей учёности», у кого он их брал?
Пытливый отрок, Михайло почувствовал страсть к чтению. Зимой, когда суда стояли на приколе и работы было меньше, он учился читать и писать. Первыми его наставниками в овладении грамотой стали куростровский крестьянин, сосед Ломоносовых Иван Афанасьевич Шубный (отец будущего талантливого скульптора Федота Шубина) и дьячок Семён Никитич Сабельников. Когда Ломоносову было двенадцать лет, он, по свидетельству односельчан, «охоч был читать в церкви псалмы и каноны и по здешнему обычаю жития святых… и в том был проворен, а притом имел у себя природную глубокую память. Когда какое житие или слово прочитает, после пения рассказывал … старичкам сокращённее, на словах, обстоятельно»
(Лепехин И.
Путешествие академика Ивана Лепёхина в 1772 году. Часть 4. СПб., 1906)
Ломоносов жадно тянулся к книгам. И северная деревня оказалась ими не скудна. В семье куростровцев Дудиных он раздобыл « Грамматику» церковнославянского языка Мелентия Смотрицкого и напечатанную в 1703 году для навигацких учеников «Арифметику» Левонтия Магницкого, содержавшую сведения по геометрии, астрономии и навигации. Эти две книги Ломоносов назвал «вратами своей учёности». Важное значение для него имела «Псалтирь рифмотворная» Симеона Полоцкого, вышедшая в Москве в 1680 году. По ней он познакомился с книжной поэзией, тем более наглядно, что мог увидеть, как знакомые ему слова церковной «Псалтири» претворялись в стихи.
6. Какие вещие слова сказал однажды отец Михайле после бури, которая случилась в океане за Святым носом?
Михайле уже шестнадцать, семнадцатый, и не в первый раз он идёт с отцом в море. Шесть лет он помогает отцу на судне. И давно Василий Дорофеевич решил, что хороший у него помощник растёт. Ещё как в первый раз ходил Михайло на море на только что состроенном тогда судне гукоре «Чайка», случилась за святым носом буря. Когда с севера краем стала заноситься в небо аспидная океанская туча, вдруг налетел вихрь. Не все паруса успели снять, и в неубранный парус так ударило шквалом, что судно сразу же достало до воды бортом. Когда стали рвать парус, верёвка застряла высоко на мачте. Никто не успел ещё опомниться, а Михайло уже залез на мачту и срубил топором верёвку. Парус упал. Гуккор зашатался с борта на борт, выровнялся, опасность миновала.
«Хорошо носишь своё имя, Ломоносов, - сказал ему в тот день отец, - хорошо. – И, осмотрев Михайлу с головы до ног, добавил: - «Человеку на море первое испытание».
Ломоносов-энциклопедист
7. Чему придавал Ломоносов первостепенное значение в познании природы? Как он высказывался об этом?
Детство и юность Ломоносова прошли среди удивительно красивой северной природы. Двинские просторы, изумрудно-зелёные заливные луга, пестревшие лиловыми, желтыми, белыми, розовыми цветами, редкостной красоты зори над Северной Двиной, богатство чистейших красок на небе и их отражение в воде, сполохи северного сияния – всё это развивало в нём эстетическое чувство, которое впоследствии помогло ему стать замечательным художником; всё это полюбил он на всю жизнь. Родные места запомнились ему так ярко, что через много лет, в 1764 году, он по памяти набросал план Курострова и окрестностей Холмогор.
Морские походы тоже дали юному Ломоносову массу ярких, сильных, незабываемых впечатлений. Он видел удивительные картины природы: плавучие льды в море до самого горизонта – белые великаны причудливых форм, подчас сталкивающиеся друг с другом. Волшебное полярное сияние, которое в Арктике ярче и многоцветней, чем над Северной Двиной; незаходящее солнце над морем, о котором Ломоносов так писал в поэме «Пётр Великий»:
Достигло дневное до полночи светило,
Но в глубине лица горящего не скрыло,
Как пламенна гора, казалось меж валов
И простирало блеск багровый из-за льдов.
(Ломоносов М.В.
Полное собрание сочинений. Т.8. Л., 1959г.)
Природа, которая вошла в жизнь Ломоносова с детства, не только давала яркие впечатления. Она рождала множество вопросов:
-Отчего солнце летом «не закатается»?
-Почему стрелка «матки» (компаса) всегда смотрит на север?
-Отчего на тёмном небе бывают сполохи?
В своих исследованиях явлений природы Ломоносов сочетал эмпирические методы с теоретическими, естественнонаучные подходы с мировоззренческими. Факты, явления, считал Ломоносов, становятся предметом наблюдения, изучения и должны рассматриваться исходя из их натуры, реальных причин их существования. Исходными для него была природа и её «основоположения». В познании закономерностей, причин явлений должны принимать участие, как органы чувств, так и разум. В своих работах он писал: «Я хочу строить объяснение природы на известном, мной самим положенном основании. Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением».
8. Какие подарки (гостинцы) любил получать от земляков Михаил Васильевич?
Ломоносов постоянно поддерживал связи со своими земляками. Его дом на Мойке хорошо был известен куростровцам и архангелогородцам. Сюда заходили промышленники и купцы, бывавшие по делам в Петербурге. Привозили Ломоносову поморские гостинцы: мочёную морошку, клюкву, житные колобки, в склянках закупоренных морскую воду, замороженную рыбу (сельдь).
9. Кем стал племянник Мишенька Головин в будущем?
«Мишенька», сын Марьи Васильевны, оправдал надежды своего крёстного отца. Поступив в Академическую гимназию в год смерти Ломоносова, Михаил Евсеевич Головин (1756-1790) обучался впоследствии у Л.Эйлера, стал адъюнктом Академии наук по математике. С1786 года, когда вышел екатерининский указ о народных училищах, активно работал над созданием новых учебников и прославился как первый в России физик-методист, организовавший преподавание этого предмета в средней школе. Так что тысячи русских школьников в течение многих лет изучали естествознание по книжкам Ломоносовского племянника. Он написал семь учебников для народных училищ по арифметике, тригонометрии, аналитической геометрии и астрономии, механике, физике, математической географии и гражданской архитектуре. При его содействии в 1784-1787 годах издано первое академическое полное собрание сочинений Ломоносова. После длительной болезни умер холостым в «тяжкой нужде». Похоронен в Петербурге. В январе 1791 года мать М.В.Головина приходила из Матигор в Петербург навестить его могилу.
10. Когда была открыта школа на родине Ломоносова (число, год), и где она размещалась?
В 1865 году исполнилось 100 лет со дня смерти Ломоносова. Вопрос об увековечении памяти учёного в родной деревне обсуждался в губернском статистическом комитете. Было вынесено решение об открытии школы, носящей имя Ломоносова.
3 октября 1868 года состоялось торжественное открытие школы в доме родственников М.В.Ломоносова – Лопаткиной И.Е.
8 сентября 1871 года на месте, где стоял дом Ломоносовых, было построено специальное здание для школы. Учились здесь дети 20 лет.
В 1872 году в этом доме был открыт народный театр.
В 1892 году на этом месте было построено новое здание школы, на нём надпись: «Училище им. Ломоносова 1868 год».
В 1896 году в этом доме была открыта бесплатная народная библиотека.
В тридцатые годы здесь размещалась косторезная школа.
Сейчас в этом здании открыта экспозиция, посвящённая жизни и деятельности Великого русского учёного М.В.Ломоносова.
На усадьбе семьи Ломоносовых сохранился пруд, который выкопал отец учёного Василий Дорофеевич. Пруд осушал болотистую местность, а ещё в нём разводили рыбу.
11. Кто вёл уроки, и сколько учеников пришло учиться в эту школу?
Первым учителем был Алексей Парфёнович Широкий, грамотный крестьянин из деревни Долгощелье Мезенского уезда. Первый набор состоял из 52-х учеников. Кроме светского учителя преподавал закон Божий священник Александр Васильев. Изучали: старославянское чтение и молитвы, обучались чтению гражданской печати, арифметике, письму, первичным историческим, географическим, биологическим сведениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса
Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.
Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....
Урок по курсу « Окружающий мир» на тему: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать; воспитывать интерес к истории....
Михаил Васильевич Ломоносов
Содержит различный материал...
Развитие образования и науки при Екатерине. Михаил Васильевич Ломоносов.
Данную методическую разработку можно использовать на уроках истории, окружающего мира в 4 классе. В ней использованы различные виды работ, что способствовало интересному ходу урока....
Михаил Васильевич Ломоносов.
В данной презентации рассказывается о М.В. Ломоносове....
Урок- презентация по предмету: "Окружающий мир" по теме: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Урок- презентация с комментарием по формированию УУД....