Формирование информационной компетентности учащихся
статья (4 класс)
Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Все компетенции закладываются на начальном этапе обучения. Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения образования личностью в средней школе, а потом и далее, то именно на начальной ступени значимо формирование тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы | 67.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование информационных компетенций:
поиск, извлечение и систематизация информации
Начальная школа – стартовая ступень образования. Именно здесь происходит формирование фундамента компетентной личности. Все компетенции закладываются на начальном этапе обучения. Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения образования личностью в средней школе, а потом и далее, то именно на начальной ступени значимо формирование тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни.
Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:
1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию; думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.
2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.
3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.
4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
К наиболее значимым компетентностям личности, необходимыми для продолжения образования, относятся:
Коммуникативная компетентность.
Информационная компетентность.
Компетентность разрешения проблем.
А что же такое информационная компетентность?
В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы.
Мы получаем и обрабатываем информацию:
Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом:
Мы запоминаем:
- 10% того, что читаем
- 20% того, что слышим
- 30% того, что видим
- 50% того, что видим и слышим
- 80% того, что говорим
- 90% того, что говорим и делаем.
Ученик от природы готов к восприятию и переработке большого объема информации.
Но в последнее время у школьников наблюдается снижение интереса, слабая мотивация к учебе.
На своих уроках я столкнулась с рядом проблем и думаю, что в этом не одинока
- Учащиеся испытывают трудности в поисках необходимой информации в источниках, её анализе и обобщении.
- Не все ребята используют приобретенные знания в практической деятельности;
- Испытывают трудности в преобразовании информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
Причин этого достаточно много:
- С одной стороны - перегруженность школьных программ,
- С другой - оторванность изучаемого материала от жизни, от потребностей обучающихся.
В итоге проанализировав свою деятельность и деятельность ребят на уроках, я поняла, чтоочень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением учился, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Но как это сделать?
Готовых рецептов нет. Как говорил Ричард Олдингтон (анг. писатель и поэт «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу».
И я решила организовать урок так, чтобы на каждом уроке ученик выступал, как исследователь, делая свое маленькое открытие, был нацелен на постоянное самообразование, жажду новых знаний, не боялся ошибиться, высказать свою точку зрения.
Что нужно современному человеку?
1. Осваивать информацию – значить уметь работать с различными текстами (научными, художественными, публицистическими)
2. Преобразовывать информацию – это уметь анализировать, обобщать, оценивать, делать выводы
3. Использовать информацию - то есть уметь вести диалог, участвовать в дискуссии
В качестве средства решения данных задач я выбрала деятельностный подход, опираясь на труды известных ученых А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, потому что прекрасно понимаю, что когда ребенок сам делает, идя методом проб и ошибок, то он начинает понимать процессы и явления, происходящие в мире, испытывает чувство удовлетворения, когда у него получилось, и какие - то знания, которые совсем недавно были правилом или определением, становятся для него лично значимыми.
Для формирования информационной компетентности я использую различные методы
Эффективность методов обучения при формировании информационной компетентности обучающихся
Умения учащихся Методы | Поиск информации | Извлечение информации | Отделение основной информации от второстепенной | Критическое оценивание достоверности полученной информации | Перевод информации в другую знаковую систему | Использование компьютер ных технологий |
Рассказ |
| + |
| + |
|
|
Беседа |
| + |
| + |
|
|
Дискуссия |
| + | + | + |
|
|
Работа с текстом учебника | ++ | ++ | ++ |
| ++ |
|
Работа с картой | + | + | + |
| + | + |
Работа со стат.данными | + | + | + |
| + | + |
Решение задач | ++ | ++ | + | + | + | + |
Познавательная игра | + | ++ | +++ | ++ | +++ | +++ |
Практический метод | + | ++ | +++ | ++ | +++ | +++ |
Частично-поисковый метод | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ |
Анализ источников (лабораторный) | + | + | + | + | + | + |
Обучающий контроль |
| + | + |
| + | |
Проектный метод | + | + | + | + | + | ++ |
Исследовательский метод | + | + | + | + | + | ++ |
+ минимальная эффективность
++ умеренная эффективность
+++ высокая эффективность
В качестве примера приведу следующий: когда мы изучали тему по окружающему миру «Деревья и кустарники», поиск информации осуществляли разными способами: наблюдением, работой с текстом научно-публицистическим, предметной литературой, работали с интернет ресурсами. После изучения информации по теме «Деревья и кустарники», провели мини- исследование . В результате получился коллективный проект
« Растения школьного двора».
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОЕКТ
«Растения школьного двора».
Руководитель проекта:
Гридина О.Н.
Работу выполнили
учащиеся 2 «В» класса
Место выполнения работы:
МКОУ СОШ №2
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….6
План проведения проекта…………………………………………… 11
Выполнение проекта
I.Теоретическая часть
1.1.Растения для природы………………………………………11
1.2.Растения для человека…………………………………………11
1.3.Разговор в лесу…………………………………………………12
1.4.Растения - живые существа……………………………………………12
II. Практическая часть…………………………………………………13
Результаты выполненной работы……………………………………………….4
Список литературы……………………………………………………………….18
Приложения……………………………………………………………19 - 48
Введение
Проект "Деревья школьного двора" направлен на изучение разнообразия растений (трех ярусов) во дворе нашей школы, а так же пользы растений школьного двора для человека.
Проблема: во дворе нашей школы растет достаточно много растений. Зачем они здесь? Пользу или вред приносят они ученикам?
Целью является формирование интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе.
В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение.
Погружение в проблему проекта осуществляется на первом уроке окружающего мира по теме «Растения нашего двора», и продолжается активная работа на следующем уроке-экскурсии. Завершающим этапом является создание гербария и выступление перед учащимися класса.
Проект рассчитан на учащихся 1 – х классов
Реализация данного проекта возможна в любом учебном учреждении.
Проект рассчитан на 3 урока: 1 учебное занятие по окружающему миру – теоретическое, 1 учебное занятие – экскурсия, которая предусматривает работу в группе, внеурочная деятельность, 1 учебное занятие – выступление учащихся, отчет групп.
Внешний продукт проекта - созданные материалы: гербарий, альбом зарисовок, слайдовая презентация растений школьного двора.
Внутренний продукт проекта: формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности способствующее формированию интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры,
развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе.
Основополагающие вопросы
- Что растет у школы?
- Зачем растения во дворе школы?
- В чем заключается польза для учащихся растений во дворе нашей школы?
Вопросы, направляющие проект
- Какое количество разнообразных растений (ярусы) украшает двор нашей школы?
- Чем отличаются травянистые растения от кустарников, кустарники от деревьев?
- Сколько разных травянистых растений растет во дворе нашей школы?
Проблемные вопросы
- Зачем людям растения?
- Какую пользу приносят травы, кустарники, деревья?
- Какие растения украшают двор нашей школы?
Учебные вопросы:
- Что растет у школы?
- Чем различаются растения?
- На какие группы делятся все растения?
Проблемные вопросы по окружающему миру
- Чем отличаются одни растения от других?
- Какие деревья растут около школы? Как отличить одно от другого?
- Какие кустарники растут около школы?
- Какие травы растут около школы?
- В чем заключается польза для учащихся растений, которые растут во дворе?
Преимущества учебного проекта:
Нетрадиционная форма проведения урока позволяет разнообразить учебный процесс, что вызывает положительные эмоции учащихся. В такой форме дети запомнили большее количество растений каждой группы. Данный вид деятельности заставил воспользоваться дополнительной литературой, связать тему с жизненным опытом первоклассников , развить интерес к окружающей среде.
План проведения проекта
Организационный этап
Выявление интересов детей и формулировка проблемы с использованием стартовой презентации и экскурсии по теме.
Подготовительный этап:
1. Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп учащихся.
2. Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Постановка задач и распределение заданий по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.
3. Определение основных источников информации.
Практический этап:
1. Изучение литературы по интересующей теме: «Польза растений»
2. Экскурсия, работа в группах.
3. Сбор информации по теме и систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания гербария; для создания презентации; для создания печатной продукции (альбом растений)
4. Сбор и оформление результатов работы.
5. Защита проекта в форме отчета каждой группы на уроке в классе, перед учащимися начальной школы
Заключительный этап:
1. Оформление альбома, гербария, презентации проекта.
2. Рефлексия всех участников проекта: учащиеся, родители, учителя
3.Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.
Защита проекта проводилась в форме творческого отчёта на уроке, на котором присутствовали родители.
Этапы работы над проектом
- Урок по предмету "Окружающий мир" в первом классе, на котором детям были предложены картинки и занимательные задания на выявление отличий между растениями, которые они видят каждый день (двор нашей школы).
- Изучение трех видов растений (деревья, кустарники, травы). Выявление существенных отличий (на основе жизненного опыта учащихся).
- Игра «Деревья, кустарники, травы», распределение на группы.
- Определение темы проекта, целей и задач с учетом индивидуальных предложений и пожеланий.
- Экскурсия во двор школы. Работа над заданиями по группам.
- группа «Деревья»
- группа «Кустарники»
- группа «Травянистые растения»
6. Беседа с родителями для определения целей и задач предстоящей помощи детям.
7. Самостоятельная подготовка и работа в группах. Внеурочная деятельность.
8. Выступление в классе.
Визитная карточка проекта
Деревья, кусты, травы сбереги – человеку и природе помоги
Публикация учителя
- Урок окружающего мира - организационный для начала проектной деятельности.
- Рекомендации для родителей
- Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся.
- Презентация к уроку.
Продукт проектной деятельности учащихся
Выполнение проекта
Теоретическая часть
Зачем растения во дворе нашей школы? Может быть лучше совсем убрать? Мяч во время игры застревает среди стволов, скакалка цепляется за травинки… Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы обратились к научной литературе.
- Растения для природы.
Растения очищают воздух. Растительный покров – важная составная часть природного комплекса. Он определяет общий облик местности, играет большую роль в жизни природы. Только зеленые растения обладают способностью, используя энергию солнца, создавать органические вещества из углекислого газа и воды. В результате этого на нашей планете создается много органического вещества (кислорода). Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам. Без участия растительности невозможен процесс почвообразования – один из важнейших процессов, протекающих на Земле. Без растений невозможна жизнь диких животных. Растения препятствуют размыванию берегов рек и горных склонов, развеванию песков. Растительность влияет на атмосферу и почву, грунтовые воды и животный мир, ручьи и реки, озера и болота. [2.7-9]
- Растения для человека.
Растения дают нам очень многое: строительный материал самого разнообразного назначения, топливо, сырье для производства бумаги и целлюлозы, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, дубильные вещества для выделки кожи, материал для мебели. Это могучий лечебный и оздоровительный фактор. Именно в природе мы наилучшим образом отдыхаем, восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье. Многие работники умственного труда, писатели, художники, композиторы и поэты особенно продуктивно работают, находясь в тесном общении с природой. Без естественного растительного покрова невозможно само существование человека, его нормальная жизнь[2.7-9]
- Разговор в лесу.
Орешнику приятно угостить человека, но только хорошего человека, который орехи рвет аккуратно и веток не ломает. Листья кормят орешник, вырабатывает для них полезные вещества. Деревья все чувствуют, они тоже живые, им тоже больно. Есть за что деревьям обижаться на людей. На деревьях надписи вырезают, ветки ломают. Два соседних дерева могут превратить в качели или в турник. Деревья могут испытывать страх, если человек идет к нему с недобрыми намерениями. [3. 111-112]
- Растения - живые существа
Учёные уверенны, что растения - живые существа, обладающие чувствами, которые воздействует на человека.
Известно, что растения тонко чувствуют любые излучения энергии. Оказывается, что на корнях растений существуют вкусовые органы, которые в земле разыскивают «вкусные» питательные вещества. Растения прекрасно все слышат. На этом основана практика разговора с комнатными цветами. Всякий, кто занимался их выращиванием, знает, что в ответ на ласковые слова, цветы начинают быстрее расти, покрываться цветами. Даже музыку цветы не пропускают «мимо ушей». А уж между человеком и растением устанавливаются буквально телепатические связи. Бывали случаи, когда на болезнь хозяина цветы отвечали гибелью. Погибало дерево, посаженное заботливой рукой.
Практическая часть
- Урок по предмету "Окружающий мир" в первом классе, на котором детям были предложены картинки и занимательные задания на выявление отличий между растениями, которые они видят каждый день (двор нашей школы). (Приложение1)
- Изучение трех видов растений (деревья, кустарники, травы). Выявление существенных отличий (на основе жизненного опыта учащихся).
- Игра «Деревья, кустарники, травы», распределение на группы.
- Определение темы проекта, целей и задач с учетом индивидуальных предложений и пожеланий.
- Экскурсия во двор школы. Работа над заданиями по группам. (Приложение 2)
1 группа «Деревья»: Понаблюдайте, какие вы видите деревья во дворе нашей школы. Посчитайте сосны. Запишите. Посчитайте березы. Запишите. Выполните схематический рисунок или опишите словами деревья.
Результаты работы 1 группы: Сравнили дерево и кустарник. Пришли к выводу, что у дерева (береза) 1 ствол, покрытый корой, а у кустарника (рябина) несколько стволиков, у нашего кустарника их оказалось 6! Схематично нарисовали дерево. (Приложение3). Посчитали березы во дворе нашей школы, их оказалось 64, сосен 114, итого 178 деревьев во дворе всего. Научились отличать деревья по стволам, веткам, листьям.
2 группа «Кустарники»: Посчитай стволики на кустарниках. Какое самое большое число? Какое самое маленькое число? Запишите. Посчитайте. Выполните схематический рисунок или опишите словами кустарники.
Результаты работы 2 группы: Сравнили кустарник и дерево. У кустарника 5 стволиков, а у дерева 1! Рассматривали рябинку и березку. Нашли кустарник, у которого 9 стволиков, и кустарник, у которого 2 стволика. У всех кустарников есть кора, от двух до девяти стволиков, рост ниже, чем дерево. Количество кустарников во дворе нашей школы: 29. В основном это лицевая часть школы, наверное, для украшения. Схематично нарисовали кустарник. Учились отличать кустарники между собой по коре стволов и по листьям. (Приложение 4)
3 группа «Травянистые растения»: Найдите на газоне разнообразные травы. Посчитайте, сколько разнообразных трав вы нашли. Выполните схематический рисунок или опишите словами травы.
Результаты работы 3 группы: На газоне мы посчитали виды трав, их получилось 5. Среди них клевер ползучий, клевер луговой, тимофеевка, подорожник большой, пырей ползучий, пижма. Названия растений мы определили с учителем по книге [1.44-65] Работали по плану – карточке (Приложение 5) Ребята решили нарисовать растения, которые особенно запомнились во время экскурсии, некоторые растения такой причудливой формы. Учились отличать растения по форме листа, длине стебля.(Приложение 6)
5. Беседа с родителями для определения целей и задач предстоящей помощи детям.
6. Самостоятельная подготовка и работа в группах. Внеурочная деятельность.
7. Выступление в классе. (Приложение 7)
Результаты выполненной работы:
Изучив литературу, мы пришли к выводу, что растения во дворе нашей школы нам просто необходимы. Дают много пользы
ПОЛЬЗА РАСТЕНИЙ
1.Очищают воздух от пыли и выхлопных газов автомобилей. Недалеко от школы находится оживленная автомобильная дорога «Новоалександровск- Красногвардейск».
2. Укрывают игровую площадку от порывов сильного ветра в холодную погоду и от палящих солнечных лучей в жару.
3.Растения дают дом для животных. Наверное, и в наших растениях живут насекомые, прячутся мышки. Весной мы решили обязательно понаблюдать за животными, которые возможно живут рядом с растениями.
Растения позволяют нам отдохнуть после уроков, восстановить силы, укрепить здоровье, потому что они – живые существа! Дают кислород нам, когда мы выходим на прогулку.
4.Украшают здание школы разнообразные растения: от маленькой травинки до великанов берез.
Вывод: Растения во дворе нашей школы приносят только пользу. Будем изучать, сажать и беречь их. Объясним и другим ученикам нашей школы, что от растения очень полезны. Без растений невозможно существование человека и всего живого на Земле.
Малыши, гуляя на прогулке, обрывают листья и ветки, а потом бросают их. Веточки и листочки вянут, превращаются в мусор. Но, ведь на растениях они выросли не просто, не случайно. Наверное, они им были нужны, как нам нужны руки и пальцы. Поломанные ветки «уродуют» растения. А сколько таких деревьев и кустарников у нас во дворе. Они живые. И им, наверное, тоже «больно».
На уроке мы прочитали стихотворение
Т. Собакина «Цветы»:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет красоты.
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы…
Это стихотворение мы прочитали в классе и решили, что оно учит нас бережно обращаться со всеми растениями, которые окружают нас в природе. И решили его выучить наизусть. Представляя в классе свои работы (гербарии, альбомы, презентации), (Приложение ) мы рассказывали и это стихотворение.
Каждая группа, готовясь к выступлению перед классом, представила себе растения – говорящие существа, и, вот какой разговор во дворе нашей школы мы «услышали»:
- Мы, травянистые растения, зеленым ковром укрываем газон около школы, смотрите вы, ребята на нас весной и любуетесь. Зеленый цвет вам снимает усталость, придает силы для успешной учебы. Не вытаптывайте травку, ходите по дорожке.
- Оставленный мусор нас не украшает, мы, растения, среди мусора, как неряхи. Фантики от конфет, упаковка от сладостей и другие предметы имеют яркую и блестящую упаковку, от нее холодно в морозную погоду и жарко в знойную погоду. Она так ярко блестит от солнечных лучей.
- Люблю наблюдать я за игрой учеников наших, но есть за что мне, вишенки , обижаться на ребят. Мячом так ударят, листочки в разные стороны летят, как перышки, удержать не успеваю. Хотя двор большой, и место позволяет отойти подальше от нас.
- Не рви ни какие растения во дворе школы, в этом нет большой необходимости. Пусть они украшают и радуют нас во время прогулки
- Наблюдай за нами в свободные минутки, мы дарим удивительные моменты только самым внимательным ребятам.
- Не забывай, что среди растений могут прятаться насекомые. Старайся им не навредить.
- Меня, березку, листья мои кормят, вырабатывают для корешков и семян питательные вещества, не обрывайте с меня листики и веточки. Ох, грустно мне, если каждый по листику сорвет, я совсем лысой стану.
- Дорогие ребята, подойдите к нам, деревьям и кустарникам, прикоснитесь, погладьте, и, мы, обязательно почувствуем вашу доброту. И сделаем так, что у вас на душе станет от этого теплее и радостнее.
Вывод: Все растения во дворе нашей школы нам необходимы. Каждое растение по-своему. Будем их беречь и охранять!
У нас получилось ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ:
«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы окружающие поступали по отношению к тебе»! Мы решили больше узнать о пользе дикорастущих растений, какие именно растения человеку приносят пользу, и в чем она заключается.
Литература:
1.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014. – 222с.
2.Петров В.В.Растительный мир нашей Родины.- М., Просвещение, 1999. – 207с.
3.http://mirflower.blogspot.com/ 1.11.14
Таким образом, наиболее эффективными являются следующие методы: работа с текстом, анализ источников, мини исследования, метод проектов.
Работа с учебной и справочной литературой, по моему мнению, является одной из главных форм работы. Ученики учатся ориентироваться в потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки и т.д.
На каждом уроке я ввожу работу с текстом, предлагая учащимся самые разные задания:
*разделить его на смысловые части,
*выделить главные мысли,
*составить план,
*найти необходимые сведения для заполнения таблиц и схем.
В системе на уроках использую работу с различными словарями, так как именно знание лексического (этимологическое – происхождение слова) значения слова облегчает усвоение понятий. Я столкнулась, с тем, что дети не всегда читают дома материал учебника.
Преимущества использования презентаций:
1. Я сама конструирую урок;
2.Я могу использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео – аудио фрагменты и т.д.);
3. Это позволяет мне успешно чередовать различные виды деятельности такие, как работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;
4.Конечно, урок становится более ярким!
Но готовые презентации никогда не использую, всегда стараюсь создавать их под свой урок. И этого же требую от учащихся.
Так же я использую и другие методы для формирования информационной компетентности.
Формирование информационной компетентности учит ребят ориентироваться в огромном количестве информации, перерабатывать ее, анализировать. В этом я вижу метапредметность современного образования.
Работа поформированию информационной компетентности дала мне возможность сделать вывод о том, что это один из способов повышения мотивации к учебе, социальной адаптации учащихся, возможность выразить свое «я».
Дети, которых я учу, активно участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, проявляют свою активную жизненную позицию.
Над данной темой я работаю первый год.
Дважды в год отслеживаю уровень сформированности информационной компетентности, подбирая для этого специальные упражнения.
С результатами анкетирования знакомлю родителей. Данные анкет помогают организовать индивидуальную работу, предлагая обучающимся задания на формирование именно тех умений, которые недостаточно развиты.
4. Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.
- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий.
Информационная компетенция на уроках математики может быть реализована не ранее, чем в 3–4 классах, т.к. она подразумевает использование ребёнком различных информационных ресурсов, что довольно таки трудно для учеников 1–2 классов. Ученикам могут быть предложены задания подобного типа: «С помощью Интернета найдите и распечатайте с помощью принтера любую информацию о древнегреческом учёном Пифагоре». На русском языке учимся работать со словарями учебника (толковый, орфоэпический, орфографический, однокоренных слов, синонимов, антонимов). Узнают правила составления словаря, в каком словаре будут искать то или иное слово. Составление проектов на уроках русского языка и окружающего мира используя дополнительный материал (энциклопедии, справочники, Интернет и т.п.)
Одной из важнейших ключевых компетентностей младших школьников считаю информационную компетентность. С первых дней обучения учу первоклассников работать с разными источниками информации, так как работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением. Показателями сформированности информационной компетентности считаю компьютерную грамотность учащихся, умение пользоваться различными источниками информации, критически оценивать и анализировать её достоверность, а также умение переводить информацию из одного вида в другой. Средствами оценивания выступают практические, интегрированные самостоятельные и творческие работы.
Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:
– учебную литературу;
– энциклопедии;
– словари;
– справочники;
– средства массовой информации;
– интернет-ресурсы.
Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию из различных источников, мои ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата. Мои ученики используют своё умение работать с различными источниками информации для написания интегрированных самостоятельных работ в рамках научно-практической конференции «Первые шаги», при подготовке докладов, сообщений на различные темы, при подготовке к интеллектуальным играм, предметным олимпиадам.
Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, доклады, сообщения, сочинения различных жанров. Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполненных моими учениками.
Таким образом, формируя информационную компетентность учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетентности младших школьников
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...
Формирование информационной компетентности учителя и учащегося начальной школы
Под информатизацией начальной школы понимаю включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средств обучения, воспитания и развития младших школьников...
Формирование информационной компетентности в процессе обучения литературному чтению.
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» говорится о необходимости формирования целостной системы универсальных качеств, включающих самостоятельную деятельность обучающихся. Меж...
Использование возможностей регионального компонента для формирования информационной компетентности учащихся
Сделать ученика способным к саморазвитию - вот жизненный принцип педагогики»Вентцель Время бежит вперёд, в современном обществе происходят значител...
Формирование информационной компетентности учащихся начальной школы средствами ИКТ.
Из опыта работы по использованию ИКТ на уроках в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО....
Формирование информационной компетентности учащихся средствами ИКТ
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного п...
ИКТ как средство формирования информационной компетентности учащихся
В статье освещены возможности педагога в работе по формированию информационной компетентности учащихся, начиная с первого класса начальной школы....