Рабочая программа по предмету «Русский язык: подготовка к усвоению грамоты» АООП обучающихся с РАС (вариант 8.3) 1 класс 2-ой год обучения. (Индивидуальное обучение).
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету «Русский язык: подготовка к усвоению грамоты» АООП обучающихся с РАС (вариант 8.3) 1 класс 2-ой год обучения. (Индивидуальное обучение).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету
«Русский язык: подготовка к усвоению грамоты»
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3)
Пояснительная записка
Русский язык: подготовка к усвоению грамоты.
1 класс 2-ой год обучения.
(Индивидуальное обучение).
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1′ (подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
В 1′ (подготовительном) классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На уроках русского языка в 1′ (подготовительном) классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.
Содержание учебного предмета «Русский язык» в дополнительном 1′классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: 1)раздел подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения; подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие
2) раздел обучение грамоте представлен букварным периодом.
Начало изучения букв в 1′классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 классе, что создает условия для более успешного освоения письма.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 2 час в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- пользоваться тетрадью;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;
- обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- различать речевые звуки;
- составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;
- выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
- знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке;
Достаточный уровень:
- пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
- делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги, слова;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разделы курса | Темы |
Добукварный период | Развитие зрительных и пространственных восприятий Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу. Развитие слухового внимания Различие звуков окружающей действительности, их узнавание. Дифференциация неречевых звуков. Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. |
Слово | Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графических схем. Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. |
Предложение | Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения. Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой и последующим «чтением». |
Часть слова (слог) | Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам. |
Звук | Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких 4 стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет. |
Развитие моторных умений | Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев. Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями. Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек. |
Букварный период | Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану |
1 четверть | |||
1 | Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету. | 1 | |
2 | Неречевые звуки. Дифференциация неречевых звуков. | 1 | |
3 | Речевые звуки. «Угадай чей голос»? Дифференциация речевых и неречевых звуков | 1 | |
4 5 6 | Письмо прямых вертикальных линий | 3 | |
7 8 | Письмо прямых горизонтальных линий. | 2 | |
9 10 11 | Письмо прямых наклонных линий | 3 | |
12 13 | Слово. Знакомство с условно-графическим изображением. «Чтение» слов по условно-графическим изображениям Штриховка и обводка. | 2 | |
14 15 | Дифференциация предмета и слова. Письмо палочек с закруглением внизу. Письмо палочек с закруглением вверху. | 2 | |
16 | Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и закругленных палочек. | 1 | |
17 | Дифференциация слов, сходных по звучанию. Письмо прямых и закругленных палочек. Повторение изученного за I четверть. | 1 | |
2 четверть | |||
1 2 | Предложение. Знакомство с условно-графическим обозначением. Коррекция письма. | 2 | |
3 4 | Фиксация предложений условно-графической схемой. Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов. | 2 | |
5 6 7 | Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов. | 3 | |
8 9 10 | Составление предложений из 3 слов на основе действий и с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов. Письмо полуовалов. | 3 | |
11 12 13 | «Чтение» предложений по схеме. Деление предложений на слова Письмо полуовалов. | 3 | |
14 15 16 | Деление двусложных слов на части. Коррекция письма Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением». | 3 | |
3 четверть | |||
1 2 | Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов. | 2 | |
3 | Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | 1 | |
4 5 | Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука Письмо наклонной с петелькой вверху. | 2 | |
6 7 | Выделение первого согласного звука в слове. Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове. Коррекция письма. | 2 | |
8 9 10 | Подбор слов, начинающихся с заданного звука. Звук и буква А. Письмо элементов буквы а. Письмо строчной и заглавной буквы а. | 3 | |
11 12 13 | Звук и буква У. Письмо элементов буквы у . Письмо строчной и заглавной буквы у Письмо слогов ау, уа | 3 | |
14 15 | Звук и буква М. Письмо элементов буквы м. Звук и буква М. Письмо буквы м. | 2 | |
16 17 | Письмо слогов ам, ум. Письмо слогов ма, му. | 2 | |
18 19 | Звук и буква О. Письмо буквы о. Письмо изученных букв и слогов с ними. | 2 | |
20 | Письмо слогов ам, ум, ом. Письмо слогов ма, му, мо. Повторение материала, изученного за III четверть | 1 | |
4 четверть | |||
1 2 | Звук и буква С. Письмо буквы с. Письмо слогов с изученными буквами. | 2 | |
3 4 5 | Письмо слогов ас, ус, ос. Письмо слогов са, су, со. | 3 | |
6 7 8 | Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса). | 3 | |
9 10 | Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х. Звук и буква Х. Письмо буквы х. | 2 | |
11 12 | Письмо слогов ах, ух, ох. Письмо слогов ха, ху, хо. | 2 | |
13 14 | Письмо слов их двух слогов ( ухо, уха, муха) Коррекция письма | 2 | |
15 16 | Повторение материала, изученного за год. | 2 |
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
- Учебник «Букварь»
- Электронные образовательные ресурсы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
В 1/ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПЕРВОМ) КЛАССЕ:
При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:
- пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
- делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги, слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Русский язык. 2 класс" к УМК "Школа России" (В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) для индивидуального надомного обучения.
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" 2 класс к УМК "Школа России" предназначена для детей обучающихся на дому по медицинским показаниям. Программа разработана на основе Федерального госу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 1 класс Обучение грамоте
Рабочая программа «Русский язык» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО (2009 г.), Примерной программы начального общего образования по русскому языку 2010г. , программы «Русский...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид
Рабочая программа по предмету "Русский язык" (индивидуальное обучение) для 4 класса, 7 вид...
Рабочая программа по предмету русский язык "Обучение грамоте"
Рабочая программа разработана по программе "Планета знаний". 1 класс....
Рабочая программа по предметам "Русский язык" и "Литературное чтение" в период обучения грамоте, 1 класс
Рабочая прогамма по предметам "Русский язык" (115 часов) и "Литературное чтение" (92 часа) в период обучения грамоте, 1 класс. УМК "Школа России"...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.1) для 3 классаРабочая программа конкретизиру...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык. Чтение» в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 класс 1-ый год обучения
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык. Чтение (подготовка к обучению грамоте)» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – Ф...