казачьи былички
занимательные факты на тему

Цурикова Лариса Викторовна

материал для занятий кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazachi_bylichki.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Казачьи былички.

Много позже былин на Кубани стали складываться и широко распространяться так называемые «былички», песни былинного склада на исторические и героико-патриотические темы. Они исполнялись как под гусли, так и – в большинстве своем – небольшим, слаженным мужским хором. К сильному голосу «зачинщика» - запевалы – присоединяются несколько таких же сильных мужских голосов, а каждую строчку венчает звонкоголосая «дишканка». Такие песни – «былички» - до конца прошлого века исполнялись повсеместно на проводах и встречах служивых, во время воинских сборов и походов, на праздничных торжествах и даже свадьбах.

1.Два сокола.

Ой-да, как во поле было, во полюшке,

Во широком было раздолюшке,

Не два сокола солеталися –

Солеталися они, повстречалися.

Не два брата соезжалися,

Промеж собой обзывалися

Да родней познавалися,

Белыми руками обнималися

Да усточками целовалися.

А повстречалися во чистом поле

Млад  казак с татарином

И здоровались не руками белыми,

А пиками стальными длинными,

И спозналися не роднею близкою,

А стрелами-то калеными.

И обнималися саблями вострыми,

И целовалися пулями свинцовыми.

Ой-да, гудела степь широкая,

Обливалася кровью жаркою,

Убиралась головами бритыми,

Наряжалась цветами черными.

2. Дикое поле.

Ой-да, на заре было, на зорюшке,

Поднималося солнце ясное,

Начинался день со знамения:

Громом-молнией с неба ясного.

Ой-да, Сокол с Орлом сослеталися,

Громким голосом обзывалися.

И Сокол Орла стал выспрашивать,

Хан Дмитрия стал выпытывать:

- Ты скажи, расскажи правду-истину,

Чем твое поле засеяно

Да и чем оно разукрашено?

Ой-да, отвечает Хану православный Князь:

- А засеяно оно головами бритыми

Да костями гостей-нехристей,

А украшено славою вечною,

Славой вечною русских воинов,

Да еще славою пресветлою казаков .

3. В поле бросили.

«Эх-да, одного-то меня в поле бросили,

В одной тоненькой во рубашечке,

В одной красненькой во черкесочке,

Назад полочки позакинуты,

Масульманской кровью позабрызганы,

А иду-то, иду, пьян, шатаюся,

Ковыль-травушка обрывается,

Да никто-то со мной не встречается.

Только встретилась родна матушка:

-Ой ты сын, ты мой, родно дитятко,

Ты зачем же, сынок, пьян шатаешься?

Ты зачем так, сынок, потчиваешься?

- Я не сам-то пил, басурман поил,

Напоил меня тремя пойлами:

Уж одно-то пойло – пуля быстрая,

А другое пойло – сабля вострая,

А как третье пойло – пика длинная».

И упал он на землю холодную,

И померкли тут ясны звездочки,

Приумолкли все птички-соловушки

И закрылись навеки очи ясные.

4. День до вечера.

Спочив имел казак день до вечера,

А с вечера до белой зари.

Выезжали тут три охотника,

Три персидских шах-королевича.

Увидали они млад  казака

Во спочиве не проста, оруженного.

Вот вокруг персюки собиралися,

Одну думу они крепко думали:

Как того казака одолеть в бою?

Тут один говорит: «Я копьем заколю».

А другой говорит: «Я конем затопчу».

А как  третий сказал: «Я живым-то возьму».

Тут быстро наш казак просыпается,

На коня своего он бросается,

Одного персюка он копьем заколол,

А другого врага он конем затоптал,

А как третьего-то в плен живым взял.

Не хвались, персиян, поперед казака,

Поперед казака, удалого .

5. За Дунаем.

Ой-да, за Дунаем, за рекой

Млад  казак гулял –

Он не так себе гулял,

На сыру землю упал,

Вороного подозвал,

И наказ ему давал:

- Ой-да, ты беги, мой верный конь,

По дорожке вдоль,

Не давайся ты, мой конь,

Неприятелю.

Только дайся ты, мой конь,

Родну батюшке.

Али встретит тебя, конь,

Родна маменька,

Аль спросит тебя молода жена:

- Уж ты конь, ты наш конь,

Где ж хозяин твой?

- Ой-да, хозяин мой

За Дунаем, за рекой.

За Дунаем, за рекой,

Он женился на другой.

Оженила его пуля быстрая,

Обручила его шашка вострая,

Обвенчала его пика длинная.

Ой-да, и лежит наш казак во постелюшке,

Не в своей стороне – во чужом краю,

Не на Тихом Дону – в Басурманщине.

6. Про Ермака.

Ой-да, как во городе было во Камышине,

Жили-были да люди вольные.

Ой-да, как во круг донцы собиралися,

Они думу свою крепко думали,

Крепко думали, хорошо советали:

- Ой-да, кто из нас, казаков, наперед пойдет,

Да и нас, казаков, за собой поведет,

За собой поведет, первым в бой пойдет.

Вот казак Ермак, неглупый человек,

Он из нас, казаков, наперед пойдет,

Наперед поведет, первым в бой пойдет.

Ой-да, со гнезда соколы поднималися,

С соколятами они все прощалися,

Все прощалися, лобызалися:

- Ой-да, вы прощайте, друзья да товарищи!

Прощай, Волга-река, Волга-матушка!

Прощай, Тихий Дон, наш родной отец!

Ой-да, мы идем с Ермаком супостатов бить

Все за веру свою православную,

Да за волю свою, за казацкую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Казачьи посиделки" в классе казачьей направленности.

Утренник "Казачьи посиделки" в 1 классе. Ведущие- казак с казачкой приглашают ребят в казачий курень на посиделки,где рассказывают ребятам о жизни и быте казаков.Мероприятие проходит с песнями ,играми...

Программа школьной детской казачьей организации «Лазорики» муниципального бюджетного образовательного учреждения казачьей средней общеобразовательной школы №22 имени кавалера Ордена Мужества А. Морозова для начальной школы

Новая реальность жизни диктует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящ...

: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

«Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

"Казачий компонент, как важнейшая составляющая военно-патриотического воспитания в казачьих классах начальной школы."

Возрождение патриотизма является шагом к возрождению России. Духовное достояние личности – это патриотизм. Он  составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности человека....

Конспект внеурочного занятия Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».

Конспект внеурочного занятияТема: «Казачья служба и основные казачьи чины»....