Конспект внеурочного занятия Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».
план-конспект занятия (2 класс)
Конспект внеурочного занятия
Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachya_sluzhba_i_osnovnye_kazachi_chiny.docx | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия
Направление внеурочной деятельности, в рамках которого проводится данное занятие: духовно-нравственное.
Тема: «Казачья служба и основные казачьи чины».
Задачи: - рассказать учащимся, из чего складывался характер казака, в какой среде воспитывались дети и какие духовные ценности отличали казаков от представителей других сословий;
- развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения информации, творческие способности, навыки работы в группах;
- воспитывать интерес к далекому прошлому своей малой родины, нравственные и патриотические качества, приобщать к этнокультурным традициям казачества.
Оборудование и дидактические средства, используемые на занятии: конспект занятия, м/м презентация, видеоролик об основных казачьих чинах.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня внеурочное занятие проведу у вас я.
- Посмотрите на меня, подарите мне и своим одноклассникам улыбку. Я желаю вам хорошей и плодотворной работы на нашем сегодняшнем занятии.
II. Сообщение темы и цели занятия
-Сейчас ваши одноклассники прочитают стихотворения, вы все внимательно послушаете, а потом скажете, о чем они.
Ученик 1
Кто сказал, что прошло наше время?!
С чьей нелегкой, недоброй руки
Превратился в туземное племя
Православный народ – казаки?!
Ученик 2
Кровью предков пропитаны степи –
От Кубани и до Москвы.
Тот, кто новую летопись лепит,
Пусть в глаза не пускает нам дым.
Ученик 3
Нашу память не раз полоскали
В мутной проруби Кубани-реки.
Но из пепла державных развалин
Возрождался народ – казаки.
- Ребята, о чем эти стихотворения? (о казаках)
- В строках этих стихотворений передается нелегкая жизнь и служба православного народа –казаки.
- Определите, о чем мы будем говорить на нашем занятии? (ответы детей)
- Сегодня на занятии мы поговорим о службе казаков и об основных казачьих чинах.
III. Основная часть.
1) Рассказ о казачьей службе.
- Казачество – особое военное сословие в царской России – имеет вековую историю. Слово “казак” – “вольный человек” появилось в 15 веке. Для несения сторожевой службы в степь высылались конные, вооруженные отряды-станицы. Колоритный народ казаки, кого хочешь, за пояс заткнут!
Жили казаки самоуправляющейся общиной.
- Как вы понимаете высказывание «жили общиной»?
- В общине есть группа казаков, которые выполняют административные функции – Правление Общины. Правление избирается из числа самих казаков на год. Оно исполняет обязанности в течение года, а в конце года отчитывается о том, что сделано, что не сделано, чего достигли, чего не получилось достичь. Отчет происходит на торжественном и праздничном Круге/Раде общины.
Должности в общине – это совсем не привилегия. Это, прежде всего, обязанности. Не все умеют исполнять обязанности и, пробыв в должности непродолжительное время, уходят с неё, освобождая место тому, кому должность подходит больше. Это непрерывная жизнь общины. Каждый казак, входящий в Правление общины отчитывается на Раде или Круге перед общиной о том, какие задачи он ставил перед собой при избрании, и что удалось достичь или не удалось и почему. Бывает и такое, что одному человеку приходится совмещать две-три должности. Просто потому, что управленцев и организаторов не так много, как исполнителей и потребителей.
Существовал у них круг – народное собрание всего войска. На этих общественных сходбищах, происходивших на открытой площади, казаки становились в круг. На кругу выбирали атамана, которому подчинялись беспрекословно. Казаки говорили: «Куда атаман глазом кинет – туда мы кинем головы».
О воспитании казачат – юных воинов расскажу вот что:
-Лет с трех-пяти казачок приучался к верховой езде. Слайд 2, 3. Целенаправленно воспитывалось в парнях и еще одно обязательное для казаков качество – умение быстро, почти молниеносно, принять единственно правильное решение в конкретной ситуации и воплотить его в жизнь. Для этой цели для мальчишек регулярно создавали ситуации, выход из которых они должны были находить самостоятельно. Стрелять учили с семи лет(Слайд 4), рубить шашкой с десяти(Слайд 5). Рукопашному бою учили тоже с трех лет. Жизнь маленького казачонка была заполнена трудом и обучением, даже в играх казачата обучались военному искусству. Сейчас вы сами в этом убедитесь.
2) Игра «Панас»
Водящего ставят в центре круга, завязывают ему глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Играющие его спрашивают: Панас, Панас, на чём стоишь? – На камушке. Что продаёшь? – Квас. Ну лови три года нас! После слов разбегаются, «Панас » идёт их искать. Пока он ищет, дети не сходят со своих мест. Найденный игрок становится «Панасом», если его узнают и назовут имя.
- Ребята, чему учат эти игры? Какие качества, которые в дальнейшем помогали в бою, вырабатывали такие игры? (ответы детей)
3) Рассказ о службе казаков.
- С пяти-семи лет казачат отцы забирали на службу или войну, приговаривая: “Терпи казак – атаманом будешь”. А поговорка “Жизнь собачья, да слава казачья” – говорит о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, о том, как нелегко доставалась ему казачья слава. А служили они 20 лет.
Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. Отцы сынов учили и приговаривали: «Казаком быть – не розиня рот ходить». Не розиня- значит неосмотрительно, нерасчетливо делать что-либо.
Важным атрибутом у казаков была шашка. (Слайд 6)
- Кто знает, что такое шашка?(ответы детей)
- Шашка- длинноклинковое рубяще-колющее холодное оружие. Клинок однолезвийный, слабо изогнутый, у боевого конца двулезвийный, длиной менее 1 метра.
- Раньше казаки говорили: «И шашка остра, а дух – сильнее». Передача казачьей шашки по кругу, символизировала переход прав в казачьем роду от старого поколения молодому. Шашка – символ всей полноты прав у казака. Вручалась в 17 лет стариками. Хранилась она на видном месте, передавалась от деда к внуку. Потеря шашки большой позор. Даже голосовали шашками. Решением круга казака могли наказать лишением шашки, следующее наказание – исключение из казачества.
Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, начиная с 18 века, даже принимали участие в походах Суворова. Враги считали казаков очень сильными, смелыми, ловкими. Наполеон сказал: “Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу”.
4) Рассказ об основных казачьих чинах.
- У казаков также были чины. Кто знает, что такое казачьи чины?(ответы детей)
- Казачьи чины-это звания, персонально присваиваемые военнослужащим и военнообязанным (в том числе казакам на льготе) в соответствии с их военной и специальной подготовкой, служебным положением, заслугами, выслугой лет, принадлежностью к казачьему войску.
- Предлагаю вам просмотреть изображение сравнения современных званий в русской армии и званий , которые ранее присваивались казакам на Кубани.(Слайд 7)
- Кто запомнил основные казачьи чины? Назовите их.
IV. Подведение итогов, рефлексия.
-Что собою представляла военная служба казаков? (ответы детей)
- Что такое казачьи чины?(ответы детей)
- Какие чины вы запомнили?
- Посмотрите на доску, на ней написаны незаконченные предложения. Продолжите их.
Сегодня на занятии я узнал/узнала, что……
Сегодня на занятии я познакомился/познакомилась с….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия Тема: «Красный угол в казачьей хате».
Конспект внеурочного занятияТема: «Красный угол в казачьей хате»....
Конспект внеурочного занятия Тема: «Позаботимся о своём здоровье»
Конспект внеурочного занятияТема: «Позаботимся о своём здоровье»...
Конспект внеурочного занятия Тема: «Светлая Пасха»
Конспект внеурочного занятияТема: «Светлая Пасха»...
Конспект внеурочного занятия, тема: Свойство воды
Задачи деятельности учителя: создать условия для выяснения основных свойств воды, значение воды в природе. Предметные: научатся ставить простейшие...
Конспект внеурочного занятия. Тема: "Что такое страхование" (1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о страховании, о видах и значении страхованияПланируемые результаты:Предметные: Знать: что такое страхование, для чего нужно страхование.Уметь: пр...
Конспект внеурочного занятия. Тема: "Товар, товарообмен" (1 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понимания сути товарообмена. Планируемые результаты Предметные: -знать – что такое товар, товарообмен; как обменивались товарами без денег.-уметь &nd...
План – конспект внеурочного занятия Тема занятия: «Новогодняя открытка».
Тема занятия: «Новогодняя открытка»....