фольклорный праздник
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник "Казачьи посиделки"
Цель: формирование у обучающихся патриотизма, чувства любви к малой родине.
Задачи:
- Пробудить интерес к изучению истории родного края через знакомство с культурой и бытом казачества.
- Создать условия:
– для проявления творческих способностей детей;
– для формирования умений пользоваться различными источниками информации.
Оформление сцены, оборудование и реквизит.
Сцена оформлена в виде казачьего куреня. Посередине – накрытый стол с блюдами казачьей кухни, вокруг стола стоят лавки. В переднем углу висит икона Божьей Матери. Присутствуют вышитые рушники, одеяло, выполненное в лоскутной технике, на стенах висят расписные тарелки, макеты сабель и другого оружия.
Музыкальное сопровождение: Аудио записи
Подготовка к празднику: Обучающиеся разделились по группам, каждая из которых выполняла групповые творческие задания.
1-я группа - подбор вышитых рушников, глиняных тарелок, изготовление лоскутного одеяла, приготовление блюд казачьей кухни и др.;
2-я группа – подбор пословиц и поговорок, связанных с бытом, жизнью, историей, культурой казачества;
3-я группа - разучивание казачьих песен и танцев для исполнения вовремя праздника.
Ведущий : Дорогие друзья, мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми крае. И сегодня мы познакомимся с еще одной страничкой его истории – жизнью и бытом донского казачества. Мы узнаем о зарождении донского казачества, о нравах и обычаях этих героических людей, познакомимся с их фольклором. Итак, приглашаем вас на казачьи посиделки.
На нашем празднике присутствует директор школы.
Старый казак: Да, корни наши глубоко уходят в прошлое. Казаки пришли на Кубань очень давно. Удивительные края, нетронутые, безлюдные, дремучие леса и широкие степи. Ни одного человека не встретишь, а зверей и птиц – великое множество.
Ведущий: Вот как поэтично рисует картину того времени “Весной степь зарастала высокими густыми травами. Ее изумрудный ковер был испещрен алыми, синими, нежно-голубыми, фиолетовыми и золотисто-желтыми цветами. На солнце серебром отливали ковыли. В небе, где причудливыми громадами проплывали кучевые облака, кружили орлы и коршуны. На степном приволье паслись стада сайгаков. В плавнях держались и гнездились белоснежные красавцы-лебеди. У озер в камышах рыли ил дикие кабаны, беспокоя и пугая уток, чибисов, цапель и бесчисленное множество обитавших там куликов. В поймах непроходимой чащей стояли вековые дремучие леса. Здесь было полное раздолье зверю и птице. В густых зарослях, промышляя добычу, бродили волки, лисицы и медведи. Осенью по сеткам целыми днями сновали белки”.
Ведущий задает вопросы залу: А знаете ли вы, как называется воинское подразделение вольного казачества и сооружение для жилья? (Курень.)
– Как называется казачья лодка для плавания по рекам, имевшая один парус и весла? (Байдак).
Что из украшений держали в хате казаки и почему? (Из украшений в доме держали, прежде всего, кинжалы, шашки, другое оружие, добытое как трофей в сражениях).
Исполнение казачьей песни.
Старый казак: Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью, и ее же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка: “Хоть жизнь собачья, так слава казачья”. А еще ценилась воинская доблесть. Храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства.
Ведущий объявляет турнир знатоков половиц: А какие вы знаете пословицы и поговорки связанные с казачьей удалью?
На сцену выходит творческая группа №2 и работает со зрителями, которые или называют пословицы или поясняют их.
- “Либо грудь в крестах, либо голова в кустах” (решился действовать).
- “Казак скорее умрет, чем с родной земли сойдет” (за родную землю бьется до конца).
- “Кто пули боится, тот в казаки не годится” (в опасности казаку трусить нельзя).
- “ казак честь не кинет, хоть головушка сгинет” (честь ему дороже жизни).
- “Добыть – или дома не быть”.
- “В стремя ногой – расстанься с головой” (можешь и не вернуться со службы).
- “Гайтан на шее, да шапка сбоку – не скоро быть смертному сроку” (вера и сила – вот что дает казаку надежду).
Казачка: Позднее казачьи поселения стали называть “станицами”, от слова “стан”, стоянка. В станицах жили от 100 до 200 человек.
Ведущий проводит игру с залом.
Чекмень
А) орудие труда, мотыга;
Б) женская нарядная шапка;
В) мундир, верхняя одежда с длинными полами.
Зипун
А) женский фартук;
Б) старинная верхняя одежда в виде кафтана без воротника из грубого самодельного сукна;
В) узорчатый пояс.
Спидница
А) нижняя юбка;
Б) платок;
В) шелковые ленты.
Запон
А) нагрудник;
Б) фартук;
В) сарафан.
Чембары – широкие штаны, куда заправлялся полушубок и ремень.
Башлык – казачья верхняя шапка от непогоды, накидка на голову.
Кушак – широкий пояс, широкая тесьма или полотнище ткани, иногда с бахромой по концам. Пословица “Казачок, шелков кушачок”.
Лампасы – обязательный элемент казачьей формы на брюках, цвет зависел от казачьего войска.
Бурка – шерстяной плащ без рукавов. Очень удобный и практичный. Когда казак на коне, часть бурки, как попона, накрывает лошадь, защищая обоих от непогоды.
Лядунка – патронташ, небольшая сумочка, прикрепленная к ремню казака, крепилась на спине, справа.
Саквы – фуражные и сухарные сумы переметные крепились к седлу.
Нагайка – казачий жгут – плеть – короткая, толстая, круглая, ременная. Были с ножом, со шлепком, с пулькой – против волков.
Что означают слова: варывода, варнак, гарный? – Ответ: Варывода – мучитель, истязатель. Варнак – драчун, забияка. Гарный – красивый.
Что означают слова барыло, бодня, глечик? Ответ: Барыло – бочок для вина. Бодня – кадушка для засолки мяса. Глечик – глиняный сосуд.
Казачка: Казачки ходили в сарафанных костюмах, юбках и кофтах (“кохточка”) сшитые из ситцевой, шерстяной и шелковой ткани. Носили и нижнюю юбку ("спидницу"). Неотъемлемую часть костюма составлял запон (фартук), сшитый из полуситца (ткани из хлопчатобумажных и льняных нитей) с набивным растительным узором. Запон шьется из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборено и заложено в складки. На ногах полусапожки. На руках золотые и серебряные кольца. Костюм замужней женщины дополнял головной убор – полушалок (небольшая шаль) из шелковой набивной ткани.
В качестве украшения казачки носили янтарные бусы (монисты) под горлышко.
Для девочек и девушек шили сарафаны из ситца. Сарафанный костюм девушки отличался головным убором и прической: заплетенные косы украшались лентами, на голову мог надеваться венец или обруч.
Ведущий: Каждая станица или ватага выбирала себе старшего, которого называли атаманом – “Без атамана казак сирота” (атаман казаку как отец родной).
Казачья песня
Старый казак: Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Новорожденному друзья и родственники приносили подарки только военные: патрон, стрелу, лук, пулю; дед дарил шашку или ружье. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Ее украшали золотом или серебром, вешали под образа, давали почетное место.
Трехлетние казачата уже ездили верхом по двору, а пятилетние скакали, отводя лошадь в табун.
Ведущий: С 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка – т.е. ученье воинскому делу.
В 19 лет – приводился к присяге на верность службе.
В 21 год – зачислялся в военно-полевой разряд на 15 лет. Все 15 лет он обязан был в любую минуту стать в стремя и встретить врага с оружием в руках. Часть срока он служил “срочную” службу, т.е. вдали от дома. Иногда выпадала служба по 4-5 лет без побывки. Для того чтобы казак был постоянно в готовности, ежегодно проводились летние и зимние сборы в лагерях, смотры оружия, учения.
Казак: Только в 61 год казак увольнялся “вчистую”. Освобождался от всех воинских повинностей. Но привычные к воинской дисциплине и самоотречению старики считали и в эти преклонные лета “служивыми”. Они не снимали с папах и картузов кокарды – знак службы – и составляли совет стариков, который помогал Атаману управлять станицей.
Казачонок: При рождении сына в казачьих семьях – он пользовался авторитетом, равным родительскому. В случае смерти родителей на старшего сына “большака”, возлагалась обязанность вырастить своих младших братьев и сестер. Отцовский курень (дом) всегда доставался младшему сыну “меньшаку”, в обязанности которого входило содержание и опекунство до смерти своих родителей.
Ведущий: Такова была жизнь и обычаи казаков. А какие были у казаков почитаемые праздники и как они их проводили?
Наиболее почитаемыми были церковные праздники: Рождество Христово и Пасха. Широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Троицу (с наступлением лета) и другие праздники.
Свободное время проводили в “беседах”, на “посиделках”. Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья: после церковной службы часто устраивали ярмарки, скачки. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.
Ведущий:
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь,
Говорим мы: “До свиданья!”
До счастливых новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»
Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....
Фольклорный праздник "Посиделки"
Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....
Сценарий фольклорного праздника "Деревенские посиделки"
Россия, Россия, края дорогие,...
Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"
Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...
Фольклорный праздник Казачьи посиделки.
Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"
Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...
Фольклорный праздник "Зимние посиделки"
При обращении к фольклору открываются большие возможности для нравственно – эстетического воспитания учащихся : они развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь, ...