Добрые соседи
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Голубева Галина Олеговна

                   Урок по кубановедению "Добрые соседи" для учеников 3 класса. На этом уроке ребята знакомятся с тем, что Краснодарский край - многонациональный край. У нашего региона есть три сокровища: первое – земля: горы и равнины; второе – вода: реки, родники, озера и моря; третье сокровище – люди, их мастерство и свершения. Но самым главным сокровищем у нас считалась   дружба трудолюбивых, мужественных  народов и их гостеприимство. Веками народы, живущие на Кубани, разговаривали на разных языках и наречиях. Одну и ту же мелодию пели на разные слова. Но язык не враждует с языком. Горы и море объединяют, когда люди обретают общий язык. Русский язык стал золотой цепочкой, которая соединяет все народы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по кубановедению495.08 КБ

Предварительный просмотр:

Добрые соседи

Цели: 

Обучающая: познакомить учащихся с национальностями и народностями, проживающими в Краснодарском крае.

Познакомить с административной картой.

Развивающая:  развивать умение жить в мире, правильно общаться.

Воспитывающая: прививать чувство уважения к индивидуальным, культурным и национальным особенностям других людей.

 Развивать чувство толерантности.

Задачи: 

- создать условия для дальнейшей исследовательской деятельности учащихся         при расширении знаний о жителях Краснодарского края;

- использовать уже полученные знания;

- создать эмоционально – ценностное отношение к предмету.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, административная карта.

 Необходимые  программы:

  1. Microsoft Office Word.
  2. Microsoft Office Power Рoint.
  3. ПроигрывательWindows Media.        

        

                                                           Ход урока:

  1. Организационный момент:

Звучит гимн Краснодарского края.

  1. Актуализация знаний.

Учитель:

         «Вся история России сделана казаками», - сказал как-то Л.Н. Толстой. Он имел в виду пограничное служение этого сословия российского государства. В ходе многовекового общение с соседними народами казачество образовало своеобразное государство, соединяющее восток и запад сетью своих поселений, межнациональными браками, знаниями и почитанием культуры, традиций и обычаев народов. В России существует одиннадцать казачьих войск с различными культурно-этническими укладами, но наиболее ярко со словом «казак» связано кубанское казачество.

     Кубань – это большой уютный дом для многих национальностей, которых объединяет любовь к России. По данным переписи населения 2002г. на территории Краснодарского края проживает около 40 народов. 85,1%- составляют русские, 4, 9%- армяне, 4%- украинцы, белорусы, адыги, цыгане, греки и другие. (Слад2)

Таким образом, мы видим, что Кубань многонациональный край. И каждая нация, каждый народ, имеет свои традиции, свой национальный костюм, свои устои быта, обряды, свои песни и танцы с которыми мы с вами сегодня познакомимся.

  Ученик:

 В чудесном краю, где растет виноград,

Хлеба колосятся и реки шумят,

Где солнце над морем лазурным встает,

Тепло земле дарит почти круглый год,

Дружной семьею народы живут,

Кубань  хлебосольную мамой зовут.( Слад 3)

3.Новый материал.

Учитель:

         У нашего региона есть три сокровища: первое – земля: горы и равнины; второе – вода: реки, родники, озера и моря; третье сокровище – люди, их мастерство и свершения. Но самым главным сокровищем у нас считалась   дружба трудолюбивых, мужественных  народов и их гостеприимство.

          Веками народы, живущие на Кубани, разговаривали на разных языках и наречиях. Одну и ту же мелодию пели на разные слова. Но язык не враждует с языком. Горы и море объединяют, когда люди обретают общий язык. Русский язык стал золотой цепочкой, которая соединяет все народы. А культуры разных народов, как звонкие ручейки, соединяясь в полноводную реку, обогащают друг друга и нашу Кубань. Ведь любовь и дружба творят чудеса. И только мы сможем сделать нашу Россию красивой и благодатной.

4.Работа с административной картой Краснодарского края .

Учитель :

 Наш край  расположен  на юге  Российской Федерации. Исторически  территорию в бассейне реки Кубань называют Кубанью. Посмотрите  на карту .Какие регионы  граничат   с нашим краем? (На севере  и северо- востоке –Ростовская область , на востоке –Ставропольский край ,на юго-востоке –Карачаево-Черкесия, на юге-Абхазия , на западе  Керченский  пролив отделяет  Кубань  от Крымского полуострова , входящего в состав Украины. Западная часть  нашего края  омывается  Чёрным и Азовским морями .А вот в середине  нашего  края  находится  республика Адыгея .(слайд4)

5.Сообщение детей :

Ученик 1

На севере  и севере-востоке- Ростовская область. Интерес к Донской старине связан с началом возрождения казачества. Казаки — свободолюбивый и зажиточный народ, издревле проживали на Донских землях и были бессменной стражей южных границ России от набегов кочевых племён, заселявших степи Северного Кавказа и Калмыкии (слайд 5,6,7)

Ученик 2.

На востоке –Ставропольский край. Его называют «жемчужиной Юга», «уникальной здравницей», «национальным достоянием». Бескрайние, пропахшие горьковатым запахом чабреца и полыни степи; величественные горы, седые вершины которых никогда не покидают снега; лесные дебри; бирюзовые озера и живописные водопады; руины и памятники далекого прошлого. Все это — Ставрополье, край удивительных контрастов .Население этого края многонационально, здесь проживают представители 93—х народов. Территория Ставропольского края была колыбелью многих народов и племен, населяющих ныне Северный Кавказ. Об этом свидетельствуют курганы, городища, могильники, древние храмы, встречающиеся повсеместно в горах, предгорьях, Пятигорске, по долинам рек Кубани, Подкумка, Кумы, и их притоков. (слайд 8,9)

6. Физминутка (слайд 10)

 

Ученик 3.

На юго-востоке-Карачаево –Черкесия. Население Карачаево-Черкесии многонационально. Здесь кроме карачаевцев и черкесов живут русские, абазины, осетины, ногайцы, украинцы, немного греков и армян. Карачаевцы живут в самой южной, наиболее высокогорной части республики. Их аулы раскиданы по ущельям речек и в понижениях между хребтами. Черкесы проживают «этажом ниже» — в межгорных низинах между Скалистым и Меловым хребтами и отчасти в предгорьях. Селения других народностей разбросаны среди карачаевских и черкесских аулов. (слайд 11,12)

 Ученик 4. На юге – Абхазия

Абхазия – это непризнанное государство на западе Закавказья юго-восточного побережья Черного моря, та как с точки зрения международного права есть частью Грузии. Однако большая часть Абхазии не контролируется грузинскими властями. Абхазия состоит из семи исторических областей, о чем свидетельствует изображение семи звезд на государственном флаге этой страны, к которым относятся: Садзен или Джигетия, Бзыпын, Самырказан, Псху-Аибга, Дал-Цабал, Абжуа и Бзыпын. Столица Абхазии это древний город Сухуми, который расположен на берегу Черного моря. Самой большой достопримечательностью этого города является замок Баграта, выстроенный еще в конце X-начале XI века. (слайд 13,14)

Ученик 5

 А вот в середине  нашего края  находится  республика Адыгея.

Как ты дорог нам, крайthach4.jpg

 Гор и синих долин,

 Как чудесны в цветенье сады. 

Славны люди твои,

Счастьем полнят они

Землю ту, где родился адыг!

 До  1991 года  она входила  в состав  нашего края , а затем  стала  республикой  в составе Российской  Федерации .Адыгея, молодой субъект Российской Федерации, стала республикой в 1991 году.  Территория республики окружена территорией Краснодарского края . Столица — город Майкоп.

К счастью, это отделение не повлекло создания границ, таможенных постов и других ограничений. Адыгея осталась в едином экономическом, политическом, информационном и культурном пространстве, является частью географической территории. Под небом благодатного уголка Кавказа, как и прежде, живет яркий, талантливый, гостеприимный народ. Тысячи жителей ежедневно ездят друг к другу в гости, на работу, учебу или отдых. Между нами нет преград, мешающих общению, — налажено железнодорожное и автомобильное сообщение, крепнут экономические, культурные, образовательные общественно-политические и другие связи.

(слайд 15,16,17)

7.Закрепление

-Как называется наш край? Административный  центр края?

-Кто является  главным соседом  Адыгеи?

-Какие регионы граничат с нашим краем ?

Вывод:        

Ученик:

                  Как хорошо, что дружба есть на свете.

         Она, как воздух, нам с тобой нужна.

         Так пусть шагает дружба по планете!

         Пускай, как солнце, светит нам она!

 Ученица:

                 Что жизнь коротка – не беда.

        В ней можно успеть очень много.

        Лишь мирно бы солнце светило всегда,

        Сияло над каждым порогом.( слайд 18)

Исполняется песня «Солнечный круг»:

Слова Л. Ошанина, музыка А. Островского.

Солнечный круг,

Небо вокруг –

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал

Он на листке

И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

    Пусть всегда буду я.

Милый мой друг,

Добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в тридцать пять

Сердце опять

Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

 

Тише, солдат,

Слышишь, солдат, -

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз

В небо глядят,

Губы упрямо твердят:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

    Пусть всегда буду я.

 

Против беды,

Против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце – навек!

Счастье – навек! –

Так повелел человек.

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

    8. Итог:

Учитель:  

Что интересного вы узнали на уроке?

Ответы.

Ученик:

                  Мир дому твоему!

         Мир небу твоему!

         Слова простые эти всем знакомы.

  Учитель:

                   Мир дому твоему,

          Мир дому твоему.

   Вместе:   Мир твоему Земля – большому дому!  (слайд

Использовались:

  1. Ресурсы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Добрые соседи" из цикла "Кубань многонациональная"

План-конспект урока кубановедения "Добрые соседи". Основная  цель данного урока: познакомить с особенностями быта и культуры жителей Адыгеи, с исто- рией возникновения русско-адыгской дружбы....

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

урок в 3 классе по теме "ДОБРЫЕ СОСЕДИ"

Познакомить учащихся с национальностями и народностями, проживающими в Краснодарском крае. Познакомить с административной картой....

презентация к уроку по теме "Добрые соседи"

Познакомить учащихся с национальностями и народностями, проживающими в Краснодарском крае. Познакомить с административной картой....