урок кубановедения "Знакомство с бытом казаков"
план-конспект урока по теме
урок для начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kubanovedeniya_znakomstvo_s_bytom_kazakov.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Знакомство с бытом и жилищем казаков».
Цели: расширить представление о казачестве, быте казаков, кубанских традициях , кубанских пословицах, загадках, песнях, кубанском говоре; развивать интерес учащихся к истории родного края, её прошлому; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийный проектор , медиапрезентация, предметы казачьего быта ,гимн Краснодарского края.
Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать строчками из стихотворения Вадима Неподоба: (слайд № 2)
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски тянется душа.
- О каком «любимом уголке» говорит автор?
- О чём это стихотворение?
- Как называется наша с вами малая родина?
Кубань – чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых снежных полей, привольных степей и цветущих садов. Край в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие заводов и фабрик, врачи и учителя, учёные и спортсмены, художники и поэты… И все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче, красивее.
Вы, наверное, слышали такое выражение: «Кубанский край – казачий край».
- Давайте совершим путешествие в то время, когда началось заселение Кубани казаками. Казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург 30 марта 1792 года, а 1 апреля казаки попали на приём к императрице с прошением отвести казачьему войску земли на Тамани и берегах Кубани. Императрица Екатерина,(слайд№3) помня военные заслуги казаков перед Отечеством, решила их просьбы удовлетворить. К тому же, как верно рассчитывала государыня, казаки будут охранять южную границу – другим поселенцам с этим не справиться.
Казаки переселялись целыми казацкими селениями. Одни пришли на Кубань по суше, другие по морю. ( слайд № 4 )
Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого, следовавший морем, высадился в августе 1792 года на берегу Тамани. Сегодня на этом месте стоит памятник казакам-переселенцам. ( слайд № 5). Второй отряд, во главе с атаманом Захарием Чепегой, осенью того же года, , подошёл к Ейскому укреплению Осеннее ненастье вынудило казаков зимовать здесь, и только весной они отправились в дорогу. По дороге к ним присоединился последний отряд во главе с войсковым судьей Антоном Головатым. Наконец ,подошли к высокому берегу Кубани. Здесь, в урочище Карасунский кут, почти на том же месте ,где в годы войны с Турцией солдаты Суворова.А.В. построили укрепления, казаки заложили крепость. С нее начинался город Екатеринодар. 7декабря 1907 года город Екатеринодар был переименован в Краснодар. На флаге Краснодарского края полосы лазоревого, малинового и зелёного цветов(слайд№ 6) .Существует две версии их расшифровки. Одна из них: верхняя узкая полоса лазоревого цвета символизировала иногороднее население края, средняя широкая малинового цвета – казачье, нижняя узкая, зелёного цвета – черкесское. Вторая версия трактует флаг как своеобразное единство территориальных групп казачества и горцев.
Итак, люди стали обживаться на новом месте.
Тема урока: «Знакомство с бытом и жилищем казаков».
Вы уже знаете из прошлых уроков, что строительство станиц велось по плану. В центре станицы площадь с церковью ,школой, станичным правлением. Тяжёлое августовское солнце неторопливо поднимается над степью. Оно окрашивает в розовый цвет чисто выбеленные саманные хаты, крытые соломой и камышом.
На Кубани семьи были всегда многочисленные .В каждой от5 до 15 детей.
Старший в семье мужчина-дед, отец, старший брат. Глава семьи за столом нарезал хлеб ,именно он первым брал еду из общей посуды. К старикам в семье относились с особым уважением. Отец мог всенародно выпороть взрослого сына или дочь, и никто не вмешивался. Молодые люди в присутствии пожилых людей не имели права голоса. Женщины вели домашнее хозяйство ,готовили пищу, стирали, присматривали за детьми. Дети всегда помогали своим родителям ,выполняя их поручение. По воскресеньям и праздничным дням было принято всей семьей ходить в церковь. (-Рассмотрим картину «Утро в Кубанской семье»)-Расскажите, как распределены обязанности между членами семьи?(слайд №7 ).В казачьих хатах царит обычное утреннее оживление: перекрестившись на иконы красного угла,(в каждом правом углу висели обязательные иконы: Иисус Христос, Богоматерь, св.Николай Чудотворец)каждый спешит умыться, одеться и взяться за дело, а дел у станичников невпроворот. Затеянное с вечера тесто выползает из глиняных макитр и торопится в печь; сочные спелые овощи томятся в огородах и ждут уборки; надоенное спозаранку молоко просится в маслобойки. В августе работы в поле становится меньше, и многие казаки с утра спешат на охоту или рыбалку.
Учитель: (-Рассмотрим иллюстрацию .Какие предметы казачьего быта на ней изображены?)(Ответы детей). Кубанская хата делилась на два жилых помещения -великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату(слайд№ 8-9. )Во дворе располагались хозяйственные постройки : амбар, погреб ,колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок (слайд№10 ) Оградой служил плетень из камыша .В казачьей хате лавки и сундук-скрыня располагались вдоль стен, за печкой- настил для сна, у двери –деревянный « шкапчик» для посуды. По диагонали от печи-святой угол с иконами. Посредине стол.В каждой казачьей хате присутствовали необходимые предметы быта. Ваганы - корыто, рубэль-приспособление для глажки белья, макитра-приспособление для хранения маринадов, молочных продуктов,глиняный кувшин(слайд№11-12). И конечно- самовар. ).Кубанские казачки занимались вышивкой, плетением кружев .Народные мастерицы вышивали рушники, салфетки ,вязали, ткали половики. Вышивали чаще всего гладью и «крестом»).С особой любовью и старанием работали над рушниками для красного угла».(слайд№13)
У нас в классе сейчас находятся некоторые из них. Все эти вещи очень старые, но они очень хотят рассказать о себе.
Игра «Ожившие вещи».
На столе разложены предметы казачьего быта: ковш, веретено, деревянная ложка, чугунок, ухват, гребень, рубель, серп, рушник.
Ученики по желанию выходят, выбирают любой предмет и рассказывают о нём от первого лица (как называется, какую работу в доме выполнял, как относились к нему хозяева и т. д.).
Загадки.
1. Маленький, горбатенький всё поле обскакал (серп)
2. Зубастая щука идёт через лес
Зубов много, а ничего не ест (гребень)
3. Чем больше я верчусь,
Тем толще становлюсь (веретено)
Учитель. В каждой семье были свои традиции и обряды. Это и свадьба, и рождение детей, и похороны. Но самое интересное было, что строили дома всей станицей, за помощь денег не брали. Я вам сейчас покажу предметы, которые обязательно должны были присутствовать при строительстве дома. А вы попробуйте определить их назначение.(Перья, куски шерсти,полотенце, монеты,крест).Для чего нужны перья и шерсть?(Чтобы хозяйство водилось.)Правильно. При закладке фундамента в него бросали перья и шерсть. Для чего были нужны монеты? (Чтобы деньги водились).Верно.Деньги закладывались под матицу. Матица-несущее бревно для крыши. Бревно поднимали не руками, а на полотенцах. Зачем?( Чтобы в доме не было пусто.)В переднем углу дома вмуровывали крест. Зачем?(Чтобы бог помогал).А какие материалы использовали казаки для строительства дома?(слайд14)(Солому, бревна ,камыш).Казаки строили себе жилье из самана. Что такое саман?(Саман-кирпич из глины с примесью соломы).Для строительства дома выбирали сухую, теплую солнечную погоду. Как ты думаешь, почему?(На строительство собирались родственники, соседи: вместе дело делать и быстрей и веселей. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формовали ее в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены(слайд15). Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой. Пол делали
глинобитный. Распространены на Кубани были также турлучные дома .Как строились дома из турлука)Определи последовательность основных этапов строительства турлучного дома. (слайд№ 16 ).Каждый предмет в хате казака имел свое назначение, к нему относились бережно. Порядок в доме соблюдали все члены семьи .Посуда была глиняная .Как назывался человек, который изготовлял глиняную посуду?(Гончар)(слайд№17)Особого мастерства требовало изготовление кувшина .Считалось ,что если сосуд «дышит»,сохраняя воду прохладной даже в сильную жару ,значит мастер вложил в него частичку души.
Войдя в дом, гости прежде всего крестились перед иконами. И только потом садились за стол. Хозяйка старалась к приходу гостей приготовить что-нибудь вкусное. Чем же угощали гостей, вы узнаете если переставите местами буквы(слайд №18 ).Познакомимся с блюдами кубанской кухни(слайд№19).
Зарождение кубанских традиций.
(1 ученик)
14 ноября еще на Руси был праздничный день, который именовался «Кузьма-Демьян»-ремесленники ,курятники .По народному календарю – святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители семейного очага .Еще весной хозяйка высматривала курицу, которая просилась на яйца. Усаживая курицу она говорила: «Кузьма - демьян, зароди цыпляток к осени.
(2 ученик). Представьте, что вы в курене казака под Рождество. Пахнет пирогами, а под окном начинают петь девочки и мальчики.
Щедровочки щедровала,до виконця приподала.
Що ты тетка наварыла,що ты тетка напекла,
Несы нам до викна
(3 ученик)Утром Новый год начинается с посевания .Ходят только мальчики. Сею-вею, посеваю.
С Новым годом поздравляю.
Дева-Мария по полю ходила,
По полю ходила, Бога просила.
«Зароди, Боже, жито-пшеницу,
Жито-пшеницу ,всякую пашницу.»(Мальчики выходят в платках и в масках в руках сито и крупа.)
(4ученик) Казаки славились отвагой, были хорошими воинами и на суше и на море. Они несли воинскую службу все поголовно. В казачьей семье и отец, и дед, и прадед все были воинами.(слайд№20) К службе готовились с детства. В воспитании мужчины-защитника, бойца, добытчика существовали веками установившиеся традиции.
(5ученик) В воспитании девочек таких традиций не было: они менялись в зависимости от понимания казаками роли семьи и женщины в ней. Когда в семье рождался сын, ему «на зубок» все родные и знакомые приносили кто стрелу, кто саблю, кто патроны, а кто и ружьё. А когда мать после крестин возвращалась из церкви домой, отец, надев на сына саблю, сажал его на коня, подстригал ножницами волосы в кружок и возвращал матери, поздравляя её с казаком.
(6 ученик)Лет с 3-5 казачонка уже приучали к верховой езде. Стрелять учили с 7 лет, рубить шашкой с 10. Рукопашному бою учили с 3-х лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. Но они были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.
Игра «Петушиный бой»
Двое детей стоят в начерченном круге на одной ноге. Руки убраны назад. По сигналу противники стараются вытолкнуть из круга друг друга. Побеждает тот, кто останется в кругу. Еще самой любимой игрой у казачат была игра «Коршун».Играющие выбирают коршуна и наседку ,остальные-цыплята. Коршун делает вид, что роет ямку ,а наседка с цыплятами ходит возле него(по кругу).Разрывать цепочку нельзя .Наседка с коршуном ведут диалог: -Коршун, коршун, что ты делаешь? -Зачем тебе камешки?
Ямку рою. В твоих деток кидать.
-На что тебе ямка? За что?
Копеечку ищу. Ко мне в огород лазят.
-На что тебе копеечка? Ты бы делал забор выше,коль не
Иголочку куплю. Лови их.
-Зачем тебе иголочка? (Коршун ловит цыплят,наседка защищает
Мешочек сшить. их.Когда коршун переловит несколько
-Зачем мешочек? цыплят,игра начинается сначала).
Камешки класть.
Учитель. Одной из главных задач казачонка всегда была учёба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, студентов и юнкеров даже старики звали по имени отчеству. Смекалка и умение быстро находить решение всегда ценились. Сможете ли вы отгадать кубанские загадки? (Загадывают дети).
Кубанские загадки (слайд№»21)
Стоит столбом, горыть огнём, ни жару, ни пару, ни угольев. (свеча)
Новая посудына уся в дырах. (решето)
Жовтый шар сыпэ жар.(солнце)
Висит, телепается, всяк за него хватается. (рушнык)
Длинна дровыняка в желизо нарядылась, в работе
пригодылась.(лопата)
Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велять. (плэтэнь)
Бьють мэнэ ломакою, рижуть мэнэ ножакою, за то мэнэдюже губять,
що вси мэнэ дюже любять.(хлеб)
Физкультминутка.
Дружно встали! Раз! Два! Три! Мы теперь казаки! Мы ладони к глазам приставим, Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево тоже Поглядеть из – под ладошек. И направо ,и ещё Через левое плечо Буквой « Л» расставим ноги. Точно в танце руки в боки, Наклонились влево, вправо. Получается на славу. |
Незадолго до призыва молодой казак ходил по домам, приглашал на проводы в армию. Проводы устраивались в доме новобранца. Самым важным действием на проводах считалось родительское благословение, во время которого отец напутствовал иконой, а мать вешала на шею сыну образок и мешочек с родной землей. Посмотрите, как это происходило.
Инсценировка:
Действующие лица: Отец-казак, мать, сын-казак
Отец: Вот икона святая, дорогой сынок! Помни Бога в начале и не забывай его заповеди! Служи отчизне верой и правдой. Слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на службу Отечеству. Вот тебе благословление (подаёт икону) от меня и от моей матери. Послужи Отечеству, как деды и отцы твои служили.
Сын: Прости меня, родной батюшка. Прости меня, родная матушка. Даст Бог, свидимся. Буду служить честно. Не будет вам за меня стыдно.
Мать: (подаёт мешочек) Вот тебе горсть родной земли. Она из нашего сада. Пусть на чужбине с тобой всегда будет родная земля.
Получив благословение, казак выходил на двор и садился на коня. Далее он ехал к церкви, где служили молебен. У церкви собирались все, кто уходил на службу. До околицы их провожала вся деревня, пели песни, а иногда и накрывали столы. Коня до околицы под узды могла вести жена или невеста казака.
Не менее интересными были традиции встречи отслуживших казаков. Возвращающихся молодых людей встречала вся станица во главе с атаманом. Старший урядник рапортовал атаману о завершении службы. Затем все отправлялись в храм, где совершался благодарственный молебен. Обычно казаки приносили в храм иконы, крест, евангелие. Отслужив молебен, все шли к станичному правлению, где служивым преподносились станичные хлеб-соль.
Прочитайте кубанские пословицы и определите, какие черты характера считались положительными, ценились у казаков, а какие были отрицательными. ( слайд №22 )
Терпи, казак, - атаманом будешь.
Казак и в беде не плачет.
Ушел с поста – пропустил врага.
Кто пожалел врага, у того жена вдова.
Ни один праздник, ни одно событие не обходилось без казачьей песни. Это нашло отражение в поговорке:
«Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев.» Очень много сложено на Кубани красивых песен о Родине, о природе, о быте казаков. Но сколько хороших песен ни будет сложено о Кубани, есть одна песня, которая сегодня, как и много лет назад, волнует сердца кубанцев, вызывает гордость за героическое прошлое, учит беречь и любить Родину, нашу Кубань. Это песня «Ты, Кубань, ты наша Родина», которая является гимном Краснодарского края.( исполняется гимн Краснодарского края.)
Вот и подошло к концу наше путешествие.
- О чём мы сегодня с вами говорили? - Для чего необходимо знать прошлое своего народа?- Что самое важное вы запомнили на уроке?
-Как называлось жилище казаков?
-Что использовали для постройки дома из самана? Для турлучного дома?
-Как называлась посуда? Какие предметы быта запомнили?
Учитель :наш урок завершим словами:
Спроси свое сердце, - ты рос на Кубани,
Ты кланялся в поле цветам и хлебам, -
Спроси свое сердце, оно тебе скажет:
Нет края милее, чем наша Кубань.
Организация на перемену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - проект "Хочу быть здоровым"
Занятие построено как урок – проект. Урок - проект позволяет предоставить работу в группах. Подобные уроки развивают творческое мышление, сплоченность коллектива, умение прислушиваться к мнению других...
Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"
Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...
Конспект урока "Если хочешь быть здоров"
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе с использованием интерактивной доски ...
Презентация к уроку "Если хочешь быть здоров"
Презентация к уроку...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА : ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ...
Тема: Если хочешь быть здоров… Цель: формирование представления детей о здоровом образе жизниЗадачи:образовательная: выделить компоненты здоровья человек...
Конспект урока кубановедения « Мои предки – казаки ».
Конспект урока кубановедения « Мои предки – казаки »....
Конспект урока по кубановедению "Жилище казака"
Конспект урока для учащихся 2 класса. Знакомство с жилищем казака на основе внутреннего убранства хаты....