Статья: "Организация внеклассной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга в начальной школе."
статья по истории ( класс) по теме

 В последние годы в российской системе начального образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Задача сегодняшней школы - помочь каждому ребенку стать Человеком, стать Гражданином своего Отечества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

[

Организация внеклассной деятельности по истории и культуре

Санкт-Петербурга в начальной школе.

 В последние годы в российской системе начального образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Задача сегодняшней школы - помочь каждому ребенку стать Человеком, стать Гражданином своего Отечества. Формирование моральных ценностей, норм поведения, коммуникативных способностей ребенка, раскрытие разнообразных граней индивидуальности происходит не только во время уроков, но и во время внеурочной работы школы. Что же стоит за понятием внеурочная работа? Существует несколько трактовок понятий «внеурочная работа» и «внеклассная работы»:

1)        внеурочная работа - термин, более точно отражающий существо феномена, так как «изучение учащимися истории вне рамок учебного плана и требований школьных программ отличается, прежде всего, от урока как основной формы организации процесса обучения и главного элемента классно-урочной системы. Оно строиться на ином по сравнению с уроками историческом материале, проводится в иных, чем урок, организационных формах, в значительно большей степени, чем это имеет место на уроке, основывается на самостоятельной работе учащихся, проходит во внеурочное
время» [20, с. 102].

2)        «термин внеклассная и внеурочная работа» является идентичным и имеет одинаковое право на существование [8, с. 134].

В педагогике существует большое количество мнений о названии данного вида деятельности. Ниже приведены некоторые из них. Внеклассная  работа  рассматривается   как   «составная  часть  учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся» [21, с. 178].

Согласно В.А.Мижерикову, внеклассная работа - это «организованные и целенаправленные  занятия  с  учащимися,  проводимые  педагогом  во внеучебное время для расширения знаний, умений и навыков, развитие самостоятельности, индивидуальных способностей, а так же удовлетворение их интересов» [34, с.96].

По мнению Коджаспировой Г.М., внеурочная работа- это "составная часть учебно-воспитательного процесса школы,  одна из  форм организации свободного времени учащихся» [13, с.121]. Ее основными задачами называются:

  • создание благоприятных условий для проявлений творческих способностей,
  • наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат;
  • внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), участия в общественно полезной работе. Внеурочная работа, конечно, включат, в себя занятия в различных кружках, секциях, клубах. По сути дела, внеурочная работа предполагает, прежде всего работу с одной возрастной группой учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. Внеурочная работа - хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создать ученический коллектив. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Поэтому неудивительно, что к словосочетанию «внеурочная работа» часто добавляют «воспитательная» [43, с. 130].

Следует заметить, что в данной статье понятия «внеклассная работа» и «внеурочная работа», будут рассматривать как синонимичные.

Внеурочная работа тесно связана с продолжением урока, определяющей в данном случае может стать степень привязанности к обязательному учебному материалу, ориентация на знание, умения, навыки или личностное развитие.

Использующие разнообразные формы внеучебной работы, носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными [44, с. 267].

Данный вид образовательной деятельности носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

во-первых, на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;

во-вторых, на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашнюю утварь, памятники и т.д.;

в-третьих, практическая функция изучения истории и культуры Санкт-Петербурга гораздо чаще находит реализацию именно во внеурочной работе;

в-четвертых, на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата всех тем и проблем, предусмотренных учебными программами. Внеурочная работа по предмету становится продолжением урока, раздвигает его рамки во времени и пространстве.

Таким образом, внеурочная работа по краеведению - это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятия исторического опыта и окружающей действительности.

Также внеурочная работа по краеведению может быть определена как деятельность учащихся, которая осуществляемся на основании добровольного участия и самостоятельности, направляется учителем, содействует углублению знаний школьников в области краеведения, развитию их разносторонних интересов и способностей, формированию нравственных качеств личности.

Задачи внеклассной деятельности.

Задачи внеклассной деятельности напрямую связаны с общими целями школьного исторического образования. Она решает различные задачи:

  • расширяет и углубляет знания школьников об истории и культуре своего города;
  • формирует устойчивый познавательный интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга и способам ее изучения;
  • развивает познавательные способности учащихся, практические и коммуникативные умений;
  • включает в реальные, социально-значимые отношения;
  • воспитывает чувства гражданственности, патриотизма, положительные моральные качества, чувства личной сопричастности и уважения к историко-культурному наследию, ответственности за его сохранность.
  • способствует неформальному межличностному общению;
  • открывает возможности для самореализации детей;
  • решает общие воспитательные задачи: углубление воздействия на учащихся с целью выработки у них уважительного отношения к своей семье и формирования личной самостоятельности.

Во внеурочной работе возможно составление большого разнообразия заданий, требующих от учащихся использования новых видов деятельности. Применение этого метода   во внеурочное время служит общей цели формирование у них умственной самостоятельности, интереса и творческой деятельности [8, с. 140].

Значительная часть внеклассной деятельности носит коллективный характер.

        

Особенности внеклассной деятельности.

Внеурочная деятельность отличается рядом специфических черт, объясняющих ее привлекательность, как для младших школьников, так и для школьников других возрастов. Она организуется на добровольных началах, на основе свободного выбора учениками конкретных форм и видов внеклассной деятельности по предмету, в которых они хотели бы принимать участие. Её содержание определяется с учетом индивидуальных запросов и склонностей учащихся, а также особенностями региона, в котором находиться школа, проблемами и событиями, которыми в это время живет родной край. Внеурочная деятельность открывает для школьников большую перспективу самостоятельных научных исследований, изучение недоступных в школьных условиях источниках, посещения памятных мест и экспозиций, встреч с интересными людьми, совершения собственных краеведческих открытий.

Сущность внеурочной работы.

Внеурочная работа является действенным средством педагогического воздействия. Определяющим критерием отбора материала будет подчинение его учебно-воспитательным задачам школы вообще и обучению истории и культуры Санкт-Петербурга в частности. Важное значение в выборе тематики и форм занятий имеет учет индивидуальных запросов и склонностей учащегося. Известно, что познавательный интерес как мотив учения связан и с эмоциональной сферой и оказывает значительное положительное влияние на процесс и результат деятельности. Поэтому опора на интересы и познавательные возможности учащихся необходима не только для поддерживания у него желания участвовать во внеурочной работе по истории и культуре Санкт-Петербурга, но и для развития и совершенствования его личности. Но важно помнить, познавательные интересы не возникают сами по себе и не являются чем - то застывшим раз и навсегда данным. Они формируются, развиваются в деятельности и, прежде всего, в учении. Задача и мастерство учителя состоит в том, чтобы вызвать у ученика любовь к предмету и на этой основе стремление выйти за пределы учебной программы.

Своим многообразием видов деятельности внеурочная работа по краеведению дает широкий простор для проявления активности и самостоятельности школьников. Без их участия, как показывает опыт, не обходится ни планирование и разработка конкретных поисковых заданий, ни организация практической деятельности, ни обобщение и оформление накопленного материала, ни использование его в учебно-воспитательном процессе, причем все это делается так, чтобы помочь учащимся почувствовать привлекательность и перспективу в работе, ощутить себя главными действующими лицами. Иными словами, педагогическое руководство должно быть особенно гибким, обязательно стимулирующим самостоятельность, инициативу и творчество учащихся. Таким образом, тематика внеклассных занятий, круг исторических источников и формы работы оказываются значительно шире и разнообразнее, чем на обычных уроках.

Однако внеурочная работа в школе никогда не будет достаточно содержательной и эффективной, если активное участие в ней не будут принимать родители, которые являются субъектами жизнедеятельности школы.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. В каких формах внеурочной деятельности могут принять участие родители: организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела, организация экскурсий на место работы, праздники.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера встреч. Мир увлечений нашей семьи, на котором демонстрируется какие - то поделки, сувениры - все то, чем увлекаются семья в свободное время, «Игры наших родителей», «Наша семья в потоке времени» (презентация семейного альбома), «Мой род», «Моя фамилия» [8, с. 145].

Классификации внеклассной деятельности.

В педагогической литературе обычно дается классификация форм в зависимости от того, как организованы учащиеся: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся. С учетом этого раскрываются такие формы: массовая, групповая или кружковая, индивидуальная работа.

Индивидуальные формы работ могут использоваться как в ходе занятий в классе, так и, естественно, при выполнении учащимися различных творческих заданий.

Работа в малых труппах (2-6 учащихся). При работе в малой группе учащийся имеет возможность проговорить вслух свои предположения, не выпуская их на суд всего класса, а сопоставить с суждениями товарищей по группе, и, возможно, прийти к общему мнению. Это мнение учащемуся будет легче защищать и аргументировать, так как за ним стоит поддержка целой группы. Конечно, работа в малой группе требует определенных навыков учащегося, прежде всего, - способности коллегиальной работы, основанной на доверительном и уважительном отношении к личности партнера по группе. Поэтому при делении класса на малые группы педагогу следует учитывать вопрос о психологической совместимости учащихся.

Коллективные формы работы предполагают сформировать у учащихся таких качеств, как способность высказывать суждения, критически осмысливать суждения товарищей, соблюдая при этом корректность и уважение к точке зрения собеседника, способность включатся в обсуждение вариантов решения.

Естественно, большинство учащихся младших классов такими качествами не обладают, однако, при условии корректирующей роли учителя коллективные формы работы могут успешно использоваться. В данном случае задача учителя научить учащихся навыкам совместной работы, где каждый равный участник, вносящий свои идеи.

Имеются попытки классифицировать формы организации деятельности учащихся в зависимости от методики воздействия:

  • словесные формы (беседы, устные журналы);
  • практические (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков);
  • наглядные (выставки художественного творчества, книжные выставки).

Эффективность внеурочной работы зависит, в первую очередь, от мастерства и опыта педагога, его умения руководить такой деятельностью учащегося, которая для них не обязательна, а добровольна [44, с. 270]. Существует еще одна классификация форм внеурочной работы. В соответствие с целями краеведческого образования внеклассные мероприятия можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся мероприятия, на которых участники являются «потребителями» информации (традиционные классные часы, экскурсии, проводимые экскурсионными бюро, туристическими фирмами, встречи с представителями местной администрации, молодежных организаций). Благодаря этим мероприятиям у учащихся расширяются и углубляются сведения, полученные на уроке.

Вторая группа мероприятий - продолжение ученической деятельности, начатой на уроке. Подготовка и проведение увлекательных по форме мероприятий (праздники-инсценировки, игры, «живые» газеты, выставки, вернисажи творческих работ) позволяют ученикам не только актуализировать знания, полученные на уроке, но и расширить, углубить их в самостоятельной деятельности Главное, что такие мероприятия способствуют формированию познавательного интереса к изучению края.

Следующая группа мероприятий позволяет применить знания и умения, приобретенные на уроках. Среди них мероприятия, завершающие самостоятельную интеллектуальную деятельность учеников: защита рефератов, олимпиады конкурсы; мероприятия, позволяющие выразить свое отношение к городу, краю: акции по благоустройству, охране окружающей среды, восстановительные работы. В этой группе мероприятий выделяются долгосрочные: поисковые экспедиции, исследования состояния окружающей среды (в том числе памятников истории и культуры), социологические опросы, пропаганда краеведческих знаний (лекции, экскурсии, публикации в средствах массовой информации (СМИ)).

Третья группы форм внеклассной деятельности чаще используется в основной и старшей школах, нежили в начальной.

Однако ни один из этих подходов не может полностью непротиворечиво охватить и систематизировать все разнообразие форм и направлений внеклассной работе по истории и культуре Санкт-Петербурга.

Составляющие внеурочной работы.

Ведущей составляющей внеурочной работы является целенаправленное чтение    соответствующей    литературы,    сбор    теоретических    и вещественных исторических материалов для использования в учебном процессе.

Данная составляющая располагает многообразием форм:

- самостоятельное чтение - усвоение хрестоматийных и других исторических источников. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если, во-первых, содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках соответствующих тем и, во-вторых, если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств -логических заданий, проблемных вопросов, задач и так далее.

- «внеклассное чтение» - общеизвестна роль внеклассного чтения в углублении и расширении знаний школьников по предмету, в формировании их личностных качеств, в подготовке к самообразованию в будущем. Н.К.Крупская писала: « Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребенка». К сожалению, современные дети читают мало, и не очень охотно, предпочитают проводить время за компьютерными играми. Учитель должен помочь подружится с книгой, научится размышлять о прочитанном, открыть удивительный мир добрых, сильных героев, неизведанных тайн.

- «недели истории» представляют собой обильную программу викторин, конкурсов экскурсий для всех возрастных групп школьников (в данном случае для младших школьников). Их основная цель - пропаганда краеведческих знаний, развитие в школьниках любознательности и интереса к прошлому, вовлечение ребят в активные формы изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.

- школьные кружки и общества. Одной из действенных форм внеурочной работы является кружок. Он помогает удовлетворить индивидуальные интересы учащихся, развить их творческие способности, расширить и углубить знания, вовлечь в практическую деятельность, позволяет сочетать постановку и выполнение учащимися групповых и индивидуальных заданий, формировать у них первичные навыки научного исследования.

-        исторические олимпиады, викторины, самодеятельные спектакли, литературно - музыкальные композиции. Они проводятся с целью выявления и развития интересов и способностей учащихся, стимулирования их познавательной активности, любви к предмету. Школьникам эти состязания помогают проверить свои склонности и оценить возможности, свое призвание к занятиям историей. Конкурсы, олимпиады, викторины проводятся с учащимися всех возрастов [43*, с* 143].

Конкретное содержание конкурсов, олимпиад, викторин может ограничиваться школьной программой или выходить за ее пределы. По существу понятия «конкурсы», «олимпиады», «викторины» идентичны, однако каждая эта форма имеет свои особенности.

В конкурсах по предмету принимают участие как отдельные школьники, так и коллективы учащихся. Они отвечают на поставленные вопросы, составляют сюжетное повествование, собирают сведения о родном крае, пишут сочинение о своем городе, описывают памятник истории, делают зарисовку или макет т.п. Одновременно с заданиями учитель указывает источники, которые могут быть использованы учащимися во время подготовки. Иногда составляются специальные памятки в помощь участникам конкурса, проводятся необходимые консультации.

Олимпиады проходят в несколько туров с выбытием из последующего тура тех, кто не набрал в предыдущем нужного количества баллов. Ответы, как правило, бывают письменными.

Викторины, в отличие от конкурсов и олимпиад, ближе стоят к игровой форме. Требуют самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, Широкое применение нашли в школьной практике краеведческие викторины. По содержанию их можно условно разделить на комплексные и тематические. Хочется отметить, что в этих формах заложены большие возможности по формированию интереса к предмету» обогащение учащихся новыми знаниями, расширение их кругозора. Конкурсы, олимпиады, викторины требуют разнообразия в подготовке, но есть и общие черты. Во-первых, должна быть хорошая теоретическая подготовка учащихся; во-вторых, для этих форм характерен высокий дух состязательности.

Большую притягательную силу имеют школьные спектакли на исторические темы. Данный вид внеурочной работы получил название «театротерапия». Участие в спектаклях повышает самооценку учащихся, раскрепощает их, вырабатывает навыки и умения в написании сценариев, исполнении ролей исторических героев, изготовлении соответствующей одежды, декораций и так далее.

- создание «малых историй» - школы, села, улицы, муниципального органа власти, предприятия и так далее. Данная форма способствует выявлению писательских и исследовательских способностей учащихся. Носит она и большую воспитательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за проживание на такой улице, в такой местности. История органов власти, предприятий и так далее поможет  многим учащимся профессионально определиться в послешкольной жизни и так далее.

- экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по историческим маршрутам и местам. Во всей округе не должно оставаться объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы учащиеся. В энциклопедическом словаре дается такое определение экскурсии: «коллективное посещение в образовательно-воспитательных целях достопримечательных мест, исторических памятников, музеев, производства и т.п.»

В словаре иностранных слов сущность экскурсии формируется так: «экскурсия-поездка, прогулка, посещение какого-либо учреждения с общеобразовательной, научной, спортивной или универсальной целью». В кратком словаре иностранных слов: «экскурсия - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки и т.п., поездка, прогулка с общеобразовательной, научной, спортивной или увеселительной целью; группа лиц, совершающая такую поездку, прогулку».

«Экскурсия - это форма общественно-просветительской работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения», - заключает свои рассуждения один из основателей экскурсионного дела в нашей стране В.Л.Герд [47, с,401].

А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский определяют экскурсию как «особую форму совместной деятельности учителя и учащегося по изучению предметов и явлений действительности в естественных условиях (исторические места, предприятия и т.п.) или в музеях, на выставках» [39, с. 232],

Все эти расхождения в определении сущности экскурсии носят не случайный характер. Они вызваны задачами, которые ставились перед учителем и её содержанием.

Школьные экскурсии выполняют те же функции, что и уроки: обучающую, воспитывающую, развивающую. Вместе с тем, экскурсии по сравнению с классными занятиями имеют ряд преимуществ. Они позволяют сблизить методы обучения и методы научного исследования - экскурсию можно рассматривать как аналог научной экспедиции.

В то же время на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно - обычно не более трех-пяти в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты можно наблюдать в окрестностях школы, своего населенного пункта. Кроме того, проведение экскурсии связано с определенными организационными трудностями: проведению экскурсии может помешать погода; в городских школах при проведении экскурсий часто необходим транспорт; экскурсии, как правило, занимают больше времени, чем время, отводимое на урок, да и сама подготовка к экскурсии часто требует от учителя большего времени, чем подготовка к уроку. Для учителей проведение экскурсии часто связано с трудностями управления классом (поддержания дисциплины). Дети часто воспринимают экскурсию как прогулку, на которой можно веста себя свободнее, чем на уроках. Вместе с тем краеведческая экскурсия имеет одно существенное отличие: она всегда строится на местном материале, знакомит с фактами и собьггаями, имеющими главным образом локальное значение. Экскурсии можно подразделить на предметные и комплексные. Важное направление внеурочной краеведческой работы - изучение и обобщение народных традиций в местах проживания учащихся. Традиции - это «исторически сложившиеся и предаваемые из поколения в поколение обычаи, неписаный закон в поведении, в быту; обычай, обыкновение».

Результаты данного вида работы зависят от изучения соответствующей литературы и общения с людьми старших поколений. В ходе такой деятельности учащиеся изучают жизнь, быт, религию, ментальность, духовность жителей своего города, поселка, села. Многое из узнанного и увиденного входит в сознание и души детей и становится часть их образа жизни.

Многие формы внеклассной деятельности, основаны на игровых видах деятельности. Игры были и остаются популярнейшем средством активизации познавательной деятельности учащихся как во внеурочной работе как по истории так по краеведению. По сравнению с традиционными способами обучения игра всегда вызывает у учеников радость, оказывает мощное позитивное воздействие на их интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы.

Итак, согласно такому комплексному подходу все учебные исторические игры можно разделить на:

  • игры с правилами;
  • сюжетно-ролевые (ретроспективные и деловые) игры;
  • рубежные игры.

Внутри каждого типа учебно-исторических игр существуют конкретные виды, поддающиеся обобщенной характеристике.

Исторические игры с правилами.  Школьники могут участвовать в ней индивидуально, группами и коллективно. Такие игры не требуют предварительной подготовки. Поэтому они широко распространены в самостоятельных формах внеклассной деятельности.

Рубежные игры занимают промежуточное положение между двумя типами учебных игр, так как, с одной стороны, в них есть правила, но, с другой - они построены на импровизации в рамках заданного сюжета и игровой роли. Такие игры требуют подготовки и специального настроя, которые оговариваются в инструкциях.

Задания и инструкции для рубежных игр строятся на творческой реконструкции образов исторического прошлого: персонификации, драматизации, стилизации. Такие задания школьникам в течение учебного года могут предлагаться неоднократно в качестве домашних, а презентации готовых работ может состояться на внеклассных мероприятиях. Сюжетно-ролевые игры представлены ретроспективными и деловыми. В первых моделируется ситуация отдаленного прошлого, и участники играют роли исторических деятелей и представителей социальных групп, причастных к тем или иным важным событиям

В начальной школе можно использовать такие формы внеклассной деятельности как:

  • самостоятельное чтение, основанное на выполнении учащимися логических заданий, решении исторических задач и проблем;
  • внеклассное чтение;
  • «неделя истории», представляющая собой программу экскурсий, конкурсов и викторин. Основной целью которых будет - пропаганда краеведческих знаний, развитие в школьниках любознательности и интереса к прошлому, вовлечение ребят в активные формы изучения истории и культуры Санкт-Петербурга;
  • экскурсии по историческим маршрутам и местам;
  • создание «малых историй»;
  • краеведческие викторины и конкурсы, олимпиады;
  • также могут проводиться исторические игры с правилами и рубежные игры [8, с.154].

При использовании данных форм внеклассной работы необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста в обучении краеведению. В комплексе возрастных особенностей, необходимых для успешного обучения истории и культуре Санкт-Петербурга, прежде всего выделяют активизацию познавательного интереса, особенности восприятия, воображения памяти , мышления учащихся, характер их учебной мотивации.

Значение внеклассной деятельности.

Важную роль в активной познавательной деятельности учащихся по освоению краеведческого материала, а также в развитие умений, формировании познавательного интереса играет внеклассная работа. Воспитание гражданственности, патриотизма, положительных моральных качеств, чувства личной сопричастности и уважения к историко-культурному наследию прошлого, ответственности за его сохранность также тесно связано с проведением внеклассной работы.

В результате общения педагога с учащимися во внеурочное время происходит интенсивный процесс взаимного духовного обогащения. Разносторонние знания об учениках, полученные учителем в ходе внеклассной работе, помогут учителю улучшить педагогический процесс, сделать обучение более интересным, а также усилить воспитательной влияние на ученический коллектив. Учащиеся, в свою очередь, имеют возможность полнее удовлетворить свой интерес к изучению той или иной темы.

С уверенностью можно сказать, внеклассная деятельность тесно связана с краеведческим образованием, а также имеет большое значение как для педагогов так и для учащихся.

Список литературы

8.        Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания
истории. - М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003 - 384 с.

13.Кодркаепирова Г.М. Педагогика: практикум и методические материалы. - М.: Гуманит. Центр «Владос», 2003 - 416 с.

14.Колесникова И.П. «Петербургская концепция воспитания», СПб.; 1993 -204 с.

20. Методика обучения истории: Пособия для учителей / Отв. Ред. Н.Г.Дайри. -М.,1978.- 4.2. -С.188

34.Развитие познавательных способностей / Под ред. Дубровиной И.В. —

М.: Просвещение, 2003. - 208 с.

39.Сластенин В.А., Каширин В.Н. Психология и педагогика. М.: Изд.

центр «Академия», 2001 - 384 с.

43. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. – М. «Владос » 2002.- с.151

44. Студенкин М.Т. , Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе, М.: «Владос», 2001 – 301с

47. Харламов И.Ф.Педагогика – Мн: Университетское, 2002 – 560с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга в цифрах"

Знакомство учеников с историей и культурой Санкт-Петербурга осуществляется с опорой на зрительное восприятие....

Презентация к занятию по внеурочной деятельности "История и культура Санкт-Петербурга в цифрах" - Нева и крепость Орешек

Презентация дает зрительное представление о Неве и невской дельте, местоположении и значении крепости Орешек, предлагает решить задачи по названной теме. Решение задач возможно на интерактивной доске....

Интегрированный урок по истории и культуре Санкт- Петербурга и внеклассному чтению "Прогулка по любимому городу. Невский проспект".

Интегрированный урок по истории и культуре СПб и внеклассному чтению, подготовлен в технологии развития критического мышления, использованы приёмы: таблица «Знаю- Хочу узнать- Узнал»...

Технологическая карта внеклассного занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга. Петровский Петербург.

Внеклассне занятие по истории и культуре Санкт-Петербурга расчитано на работу в начальных классах. Тема: "Петровский Петербург". Занятие предполагает групповую форму работы....