Урок кубановедения на тему: "Люблю тебя, мой край родной!"
план-конспект урока на тему
- Продолжить знакомить учащихся с историей малой родины.
- Закрепить понятие о символах Кубани.
- Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, за народ живущий рядом, стремление приходить на помощь, выручать из беды.
- Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.
- Воспитывать чувство дружеской взаимопомощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyublyu_tebya_moy_kray_rodnoy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
ст.Михайловская Курганинского района Краснодарского края
Урок кубановедения на тему:
Разработала:
учитель начальных классов
Лысенко А.А.
2011
Тема: Люблю тебя, мой край родной.
Цель:
- Продолжить знакомить учащихся с историей малой родины.
- Закрепить понятие о символах Кубани.
- Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, за народ живущий рядом, стремление приходить на помощь, выручать из беды.
- Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.
- Воспитывать чувство дружеской взаимопомощи.
Оборудование: карта Краснодарского края, лента времени, слайды о Краснодарском крае , стихи и песни (выдержки) о Кубани, листы-тесты (на каждого учащегося или один на двоих), картины с изображением степей.
Ход урока:
Объявление темы урока
— Ребята, вы верите в чудеса? Верьте в чудеса! Знаете ли вы, что в 2007 году Кубань отмечала славные юбилейные даты: 215-летие освоения казаками кубанских земель и 70-летие образования Краснодарского края? Тогда вперед! Сегодня мы отправимся в путешествие по ленте времени. Лента времени — это "дорога" из прошлого в будущее через настоящее. На этой ленте мы будем делать остановки и говорить о событиях на Кубани, связанных с этим временем и узнаем какие народы заселяли наши земли.
3 тыс. лет до н. э. » 2 т. до н. э. » 16 в. » 17 в. » 1792 г. » 19 в. » 1937 г. » 2007 г. » 2014 г.
(на ленте времени учитель размещает иллюстрации соответственно дате событий на Кубани. Лента времени вычерчивается на доске с такими промежутками делений, чтобы удобно было размещать иллюстрации).
— Ребята, прочитайте на доске тему нашего сегодняшнего урока. "Люблю тебя, мой край родной".(Слайд 1).
— Как вы думаете, о чем пойдет разговор?
(свободные высказывания детей)
Учитель подводит итог:
— Россия — Родина-мать, а родная Кубань, наша малая родина, поэтому мы её и любим.
Учитель знакомит детей с краткой историей Кубани, делая упор на то, как преображалась некогда дикая степь. (Слайд 2).
Краткая история Кубани.
С III тысячелетия до н. э. на территории степной части нынешнего Краснодарского края, входившего в пояс Великих степей Евразии, расселялись многочисленные кочевые племена.(На ленте времени размещается иллюстрация.)
В первой половине I тысячелетия до н. э. степную часть территории края заселили кочевники — скифы и сарматы, а в Приазовье обитали оседлые земледельческие племена - меоты, находившиеся в тесных взаимоотношениях со своими соседями...
Тысячи лет прошло с тех пор, когда на Кубани и Таманском полуострове стояли меотские городища, по степи вздымалась пыль от копыт коней скифской орды, а на побережье слышался лязг мечей греческих фаланг и римских легионов. Никого из этих народов уже нет на земле Кубани, но ничто на земле не исчезает бесследно. (На ленте времени размещается иллюстрация.)
Благодатный климат всегда притягивал людей в эти края. В царские времена этот уголок земли был границей Российской Империи, и для укрепления южных границ Екатерина II отдала эти земли запорожцам, но не просто так , а за многочисленные ратные подвиг. (Слайд 3)
— Где высадились казаки?
Через 30 лет после высадки казаков на Тамани кубанскую землю посетил великий русский поэт А. С. Пушкин (1820 г.). Он вспоминал о Кубани, о степях ее просторных, о людях, здесь живших некогда:
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют.
На станциях клопы и блохи
Заснуть минуты не дают.
Но молодой поэт не унывал ни от пылящей жары, ни от "удобств" почтовых станций, ни от плохих мостов и дорог, ибо считал, что
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот) дороги верно
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединясь, пересекут...
Благодарные кубанцы в центре бывшей Черномории, в городе Екатеринодаре-Краснодаре, установили ему чудесный памятник.( Слайд 4).
— В то время кубанская степь еще была целиной. Что это значит? (Слайд 5).
— Многие жители еще помнят, как всюду расстилалась целинная почва, покрытая бархатистым ковром злаков с массою самых разнообразных цветов и всюду распространенной полевой клубникой. Местами здесь сохранились еще клочки девственной, никогда не паханной степи. Такие участки уже издали можно заметить по белеющему на них ковылю. Иногда степь кажется на большие пространства фиолетовой от покрывающих ее цветов шалфея или желтой от какого-нибудь крестоцветного. Ни одного дерева нет в открытой степи, разве что изредка попадется кустик боярышника, и то корявого. Только по балкам, над речками вырисовываются небольшие рощицы из ясеня, клена, дуба, вяза да нескольких видов тополя и ивы" (на ленте времени размещаются иллюстрации).
— В наше время все степи в окрестностях Краснодара распаханы. Лишь изредка встречаются заросли кустарников и небольшие островки леса, которые занимают более низкие места и склоны балок.
— А что представляют собой сейчас наши кубанские степи? (высказывания детей — степи превратились в поля) (на ленте времени размещается иллюстрация).
Учитель читает отрывок.
Земля отцов (отрывок) (Слайд 6)
Вот уже заколосились
Золотистые поля.
Любимый край, Кубань, ты дочь России,
Каравайная земля.
Перед учениками появляется маленькая девочка с большим снопом в руках — символом успехов и достижений тружеников Кубани. Сноп ей помогает нести лучший хлебороб станицы.
— Что держит девочка?(сноп)
— Что означает этот сноп в ее руках?
Хлебороб:
— Мы славим сегодня умелые руки,
Мы славим героев полей.
И знаем, в союзе земли и науки
Богатство Отчизны моей
Мы знаем, земля Краснодарская любит
Умение, ласку и труд
И где человек по-хозяйски поступит,
Богатые всходы взойдут.
— А что вы слышали об урожае на Кубани? На полях кубанцы выращивают богатые урожаи зерновых, подсолнечника, овощей, винограда. В прошлом году кубанцы собрали около 7 млн тонн зерновых культур, несмотря на жаркое засушливое лето. 10 августа на празднике "Урожай" в г. Краснодаре губернатор края А. Ткачев вручил лучшим комбайнерам ключи от машины и другие ценные подарки. Праздник "Урожая" украсил 85-килограмовый каравай. Над ним пришлось трудиться бригаде мастеров, которые украсили многоярусный каравай пучками колосьев, полевыми ромашками .Только муки на этот каравай потребовалось около 60 килограммов. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев в ходе праздника урожая в Краснодаре заявил, что аграрии региона собрали рекордный урожай зерна. "Кубань дважды поразила весь мир: выиграла Олимпиаду и вырвала у природы рекордный урожай хлеба. Жара оставила без зерна всю Европу, а наш каравай больше на 400 тыс. тонн, чем в прошлые годы, — сказал А.Ткачев. "Поклонимся хлеборобам! Они доказали, не бывает плохой погоды, бывает плохой хозяин", — сказал Ткачев. "Страна в этом году будет питаться лучшим российским хлебом", — подчеркнул министр.
— Кубань, как хорошая дочь, помогает своей маме России направлять излишки своей продукции в те регионы России, которые в них нуждаются (размещение иллюстрации на ленте времени).
Учитель читает стих-песню:
Хлеборобы-казаки
Сияет над степью горячее солнце,
А в сердце ликующий май.
И песня сегодня победная льётся
Про наш золотой урожай
Припев:
Хлеборобы-казаки
От зари и до зари
Убирали урожай,
Небывалый урожай
Ты, Отчизна, принимай
Наш Кубанский каравай
Каравай (5 раз)
Мы знаем, земля Краснодарская любит
Умение, ласку и труд.
И где человек по-хозяйски поступит,
Богатые всходы взойдут
О красоте родного края, о любви к родному краю и славных его тружениках учитель зачитывает отрывки из стихов кубанских поэтов( если позволит время): "Утро Кубани" (Н. Краснов), "Широка ты, степь, Земля любви моей" (А. Лоптуновский), "Песня о родной земле" (В. Бакалдин), "Кубань, Кубань" (К. Обойщиков), "Кубань, Кубань" (А. Сафронов).
Учитель проводит тест на знание родного края.
Тест на знание родного края
Вопрос 1
Как называется край, в котором мы живем? (подчеркните правильный ответ)
а) Краснодарский;
б) Красноярский;
в) Курганинский;
г) Крыловской.
Вопрос 2
Назовите губернатора нашего края (подчеркните правильный ответ).
а) В. Путин;
б) А.Ткачев;
(В. Путин — президент нашей страны, А. Ткачев — губернатор края.)
Вопрос 3
Назовите главный город Кубани (подчеркните правильный ответ).
а) Краснодар;
б) Москва;
в) Курганинск;
г) Сочи.
(Краснодар — главный город Кубани, Москва — столица России, Курганинск — главный город нашего района, Сочи — Олимпиада-2014)
Вопрос 4
Герб Краснодарского края (подчеркните правильный ответ) —
а), б) — изображения.
(а) герб России; б) Краснодарского края.
Каждый вариант ответов в каждом вопросе обсуждается, так как непосредственно связан с другими фактами родного края.
После коллективной проверки правильных ответов учитель плавно переходит к беседе об образовании Краснодарского края.(Слайд 6).
— Краснодарский край — самая южная часть России, которую издавна называют Кубанью по имени реки, делящей край на северную — степную — и южную — горную и предгорную части...
— Краснодарский край граничет с севера — Ростовская область, с юга — Абхазия, с востока — Ставропольский край.
— Какие моря омывают наш край? (Азовское и Чёрное).
— А почему часть нашего края на карте закрашена в зелёный цвет, а часть — в коричневый? (Равнинная, предгорная и горная части).
— Краснодарский край, в составе РСФСР, образован 13 сентября 1937. Площадь 83,6 тыс. кв. км. Население свыше 5 млн человек. Делится на 38 районов, имеет 26 городов, 25 посёлков городского типа, около 1500 сельских поселений.
Кубань- многонациональный район России. Люди начали заселять территорию нашего края около 600 тысяч лет назад. На столь долгом историческом пути Кубань становилась местом обитания многих племён и народов. В настоящее время в Краснодарском крае проживают представители около 120 национальностей.
- Народы каких национальностей проживают в нашем крае ?
Народы, проживающие в нашем крае, отличаются своей культурой, языком, национальными традициями, обрядами. Русские и адыги, украинцы и армяне, греки и татары, белорусы и молдаване бок о бок живут и трудятся на кубанской земле. И очень важно, чтобы каждый из нас с уважением относился к обычаям других людей независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. Каждый народ старается сохранить свою культуру. Культура каждого народа самобытна и оригинальна. Старайтесь сохранить всё ценное, что досталось вам от ваших предков. С уважением относитесь ко всему, кто живёт рядом с вами.
Ой, да Краснодарский край (песня)
Ой, да Краснодарский край!
Ой, да он богат лежит,
Ой, да по степи река,
Ой, да с гор крутых бежит.
Ой, да что ни полюшко,
Ой, да славой венчано,
Мать-земля кормилица,
Ой, да наша вечная.
Ой, да ты казак лихой,
Ой, да Кочубеев сын,
Ой, да в юбилейный год,
Ой, да хлеб большой скосил.
Ой, да удивил весь мир,
Ой, да к солнцу поднял степь,
Ой, да принимай, страна,
Ой, да наш кубанский хлеб!
Итог урока
Кубань — жемчужина, любимая дочь нашей великой России. Нет края милее, чем наша Кубань, вечно молодая дочь степного раздолья. Наше южное небо — как синий девичий взгляд. В изголовье Кубани лежат Кавказские горы, у ее ног плещет морская волна. Качаются под ветром колосья пшеницы. Прямо в небо свечки-тополя и тихо шепчут свою песню. На диво хороша наша цветущая земля!И недаром удивительное сочетание бескрайних степей, горных лесов, гор, покрытых снегом, и теплых морей позволили кубанскому городу Сочи выиграть право на проведение в нем Зимней Олимпиады в 2014 г. Любимая дочь России этого заслуживает.
Звезда — олицетворение России на международной арене. Красная лента означает, что Игры будут проводиться в Красной Поляне. Ирина Роднина в интервью журналистам отметила, что выбор был достаточно сложным: в представленных эскизах оказалось много гор, моря, парусников, снежинок, дельфинов и других животных. "Но никогда еще ни в одной зимней Олимпиаде не использовалась звезда. Звезда и красный цвет — это символ побед, уверенности в том, что мы должны защищать".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"
Урок по кубановедению в 1 классе.Тема: Люблю тебя, мой край родной. Цели- ориентиры:Личностные.1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям. Способствовать ф...
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Устный журнал по кубановедению "Люблю тебя, мой край родной!"
Этот материал поможет провести урок кубановедения в интересной для детей форме....
Конспект открытого урока «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ». (Ульяновская область)
Цели:Ø обобщить знания детей о родном крае;Ø развивать чувство гордости за свой “богатый” край;Ø воспитывать чувство любви к своей родинеØ создавать объективную основу для воспитания патриотизма и люб...
План-конспект урока по кубановедению "Люблю тебя, мой край родной"
Урок по кубановедению "Люблю тебя, мой край родной" 1 класса....
Проект по теме: «Люблю тебя мой край родной» в рамках межшкольного проекта «80 лет Саратовской области»
Проект по теме:«Люблю тебя мой край родной»в рамкахмежшкольного проекта«80 лет Саратовской области»...
Урок по кубановедению в 1 классе. Тема: Люблю тебя, мой край родной.
Урок по кубановедению в 1 классе. Тема: Люблю тебя, мой край родной....