Устный журнал по кубановедению "Люблю тебя, мой край родной!"
план-конспект урока (4 класс) на тему
Этот материал поможет провести урок кубановедения в интересной для детей форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_po_kubanov.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
КУБАНОВЕДЕНИЕ 4 КЛАСС
ТЕМА: «Устный журнал: «Люблю тебя, мой край родной!!
Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению понятия Родины, родных сердцу мест, родных людей.
Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:
В сфере личностных УУД:
- Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
- Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
- Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
В сфере регулятивных УУД:
- Научить принимать и сохранять учебную задачу;
- Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД:
- Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
- Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
- Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
В сфере коммуникативных УУД:
- Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Оборудование: М-М проектор, ПК, карточки для групповой работы, карта Краснодарского края
Я спешу сказать вам –«Здравствуйте!»
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – «Благости!»
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам – « Радости!»
Удач, успехов и везенья!
Всем в этом классе
Прекраснейшего настроения.
-Жемчужиной России называют землю кубанскую. Неоглядные равнины, холмистые края, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой.
Кубань моя! Жемчужина России!
Пшеницы безграничные поля!
Ну, где ещё такое небо синее?
Ну, где ещё такие тополя?
Сегодня я предлагаю перелистать страницы устного журнала «Люблю тебя, мой край родной». Каждая группа трудилась целую неделю, чтобы сегодня представить общему вниманию свою страницу.
1 страница. Историко-географическая
- В каком году переселились на Кубань запорожские казаки?(1792г.)
- Где стоит памятник казакам-переселенцам?
-Древняя земля кубанская. Ещё в 1792 году переселились на Кубань запорожские казаки и стали они называться казаками черноморскими.
- Кем была дарована им грамота?
-Дарована им была высочайшая грамота от самой императрицы Екатерины 2, и говорилось в ГРАМОТЕ той:
Усердная Нам служба Войска Черноморского приобрели Наше внимание и милость.
Мы потому, желая воздать заслугам Войска Черноморского Всемилостивейше пожаловали оному в вечное владение остров Фанагорию со всей землёй, лежащей на правой стороне Кубани, так, чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли.
Войску Черноморскому же предлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских.
На подлинном подписано собственного Ея Императорского Величества рукою:
Екатерина II
- Большинство современных городов и станиц края были основаны казаками – переселенцами. Названия для первых 40 станиц казаки принесли с собой с Украины: они были произведены от имён известных казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская, Динская) или от названий родных городов: Полтава
(ст. Полтавская), и Корсунь (Корсунская).
-Назвать соседей Краснодарского края в наше время.
- Крайняя северная точка края?
- Крайняя южная точка?
- Восточная ?
- Западная?
- Какова протяжённость сухопутных границ края?
- Какова протяжённость морских границ края?
2 страница. Моя малая Родина
Мы предлагаем заочное путешествие по ст.Динской
- Памятник установлен на постаменте в честь воинов Советской Армии, принимавших участие в освобождении Динского района от немецко-фашистских захватчиков, на развилке дорог Ростов - Краснодар - Динская. Открытие памятника состоялось 9 мая 1966 года по инициативе ветерана Великой Отечественной войны Павла Васильевича Гаври, танкиста, участника этих боев. По предварительным данным, поступившим из архива Министерства обороны, на этом участке погибло около тысячи человек.
Трудящиеся Динского района в знак глубокой благодарности всем тем,, кто в жесточайших боях, шаг за шагом освобождал нашу родную Кубань от фашистов, установили этот памятник - «Танк Т - 34».
- В 1972 году бюро Динского райкома КПСС и исполком районного Совета депутатов решили для увековечивания памяти погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, создать мемориальный комплекс и провести перезахоронение останков воинов, которые похоронены в братской могиле около стадиона в Динской. Сделать так, чтобы это место стало святым для каждого жителя. Мемориал напомнит людям о тех жертвах, которые принес советский народ во имя жизни будущих поколений.
- Динчане бережно хранят и собирают всё, что связано с историческим прошлым станицы, стремятся оставить молодому поколению добрую память о делах своих предков, о сегодняшнем дне. Ведущее место в этом благородном деле по праву принадлежит районному историко-краеведческому музею. Сначала музей размещался в одной комнате, но в 1983 году при активном содействии партийных и советских организаций в бывшем помещении райвоенкомата под экспозиции музея выделили семь комнат. С 1984 года в музее побывали около 20 тысяч человек
- 9 мая 1985 года в центре станицы был открыт кинотеатр «40 лет Победы».
- В 50-х годах 20 века наша станица усиленно растёт.
27 сентября 1958 года было начато строительство крупного
перерабатывающего предприятия района Динского сахарного завода.
Строительство шло в напряжённом ритме, и спустя два года с момента
заложения первого камня фундамента государственная комиссия
подписала акт о приёмке.
13 августа 1960 года вошло в историю района как примечательное
событие. В 13 часов 15 минут пошли первые центнеры белого
«доморощенного» сахара. С этого момента начал своё существование
наш сахарный завод. Бывшие строители стали новоиспечёнными
сахароварами.
- В мае 1961 году вступил в строй консервный цех и начал поставлять свою вкусную продукцию. 22 страны мира узнали о Динском консервном заводе.
- В 1978 году отделение почты и узел связи Динского района отметили своё новоселье.
- Главное место каждого населённого пункта занимают медицинские учреждения.
В 1925 году была открыта первая больница на 25 коек, её открыватель Манжула Дмитрий Семёнович, его жена Анна Даниловна, работала санитаркой. В 1934 году больница переведена в ст. Пластуновскую, до 1945 года в ст.Динской больницы не существовало.
В 1945 году в ст. Динской была открыта больница на 25 коек в помещениях бывших детских яслей.
В 1989 году новоселье отметил новый хирургический корпус Центральной районной больницы.
- Администрация Динского района
Здание администрации Динского района, в простонародии - Белый дом, находится в самом центре станицы. Точнее центром принято считать именно это здание и площадь перед ним. В Белом доме находится районная администрация, районный Совет депутатов, приёмная главы местного самоуправления Динского района, а также различные государственные и муниципальные службы.
- Здание 1914 года
В 1914 году в центре станицы на средства жителей было построено большое и красивое здание, облицованное голубой кафельной плиткой. В нём размещался банк сельхозтоварищества. Это было первое крупное кирпичное здание в Динской. Оно сохранилось до наших дней, и теперь в нём располагается Центральная районная библиотека. - …Более двух веков прошло с тех пор, как родилось на прикубанских просторах Динское казачье поселение. Много лихих годин пришлось пережить станице. Терзали её недруги, мучили захватчики, расстреливала контрреволюция, пытал и топтал фашистский сапог, но всё вынесла, выдержала, выстояла станица, идя к своему расцвету.
Пройдут годы, и сегодняшний день станет историей. Новые строки трудовой биографии станицы, совершённые во имя мира на земле, напишут будущие поколения.
А поля, поля вокруг без края!
Я смотрю, дыханье затая,
Как прекрасна ты, моя ДИНСКАЯ!
Дорогая РОДИНА моя!
Любовь Никифорова.
3 страница. Устное народное творчество
-Богата земля кубанская. И богата она не только хлебами, полезными ископаемыми. Главное её богатство - люди. Наш край славится богатым устным народным творчеством не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Много у нас песельников, частушечников, сказителей и знатоков старинной кубанской обрядности. Они - хранители истинно народной мудрости.
-А какие виды устного народного творчества известны вам? (Загадки, пословицы, поговорки, небылицы, песни, шутки, прибаутки, частушки, сказки).
Прочитайте пословицы в группах и подберите к ним общерусский вариант:
-Нэ всэ золото, шо блэстыть.(Не всё то золото, что блестит)
- Там харашо, дэ нас нэма.(Там хорошо, где нас нет)
- Яка мамка, така и лялька.(Яблоко от яблоньки не далеко падает)
-В народе говорят: «Речь без пословицы –всё равно, что еда без соли».
-Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит лучшие образцы народных изречений : «Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае».
-Пословицы можно разделить на три группы таким образом:
1). Те, которые употребляются только в переносном смысле.
«Гарбатова магила исправить»
«Кажна хата горем напхата»
2). Те, которые сохраняют прямой смысл, но употребляются и в переносном значении:
«Куй желизо покы гарячо»
«Што пасейиш, то и пажнеш»
3). Те, которые употребляются только в прямом смысле:
«Пры солнышки типло, пры матири дабро»
«Добра слава лэжить, а худа бижить»
А сейчас поиграем. Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте:
«Землю красит солнце, а человека ….» труд
«Без труда не вынешь……» и рыбку из прида
«Маленькое дело лучше……» большого безделья
«Человек без друзей, что…..» дерево без корней
«Сам погибай, а……..» товарища выручай
«Не красна изба углами, а ……..» красна пирогами
«Нет друга ищи, а………» нашёл береги
-Образны и красочны поговорки кубанского народа. Использование поговорок в речи делает её яркой и образной.
-Попробуйте объяснить значение следующих поговорок:
«Глазом нэ моргнуть, усом нэ повэсты» (не обращать внимания);
«Билого свита нэ бачить» (чрезмерная занятость);
«В кажну дирку затычка» (о назойливом, любопытном человеке);
«На вэрби –груши» (небылицы о невероятном).
-А сейчас поиграем (блиц –опрос): из поговорок, записанных на доске, выбрать те, которые подходят к данному описанию:
1). Как говорят о человеке, совершившем неблаговерный поступок? (Дурна кров грае).
2). Что говорят о хозяйке, неумело принимающей гостей? (Умила готувать, та нэ умила годувать).
3). Как можно сказать о тяжелом невыносимом положении? (Хоть с хаты тикай).
4). Как говорят о неудачном обмене? (Выменять шило на мыло).
5). Обвинить кого –то без вины. (Найты крайниго).
4 страница. Экологическая
Сегодня экологическое состояние природы нашего края вызывает серьёзную тревогу. Что влияет на исчезновение животных и растений? (вырубка лесов, загрязнение рек, озёр, морей, браконьерство ит.д.)
Какие меры предпринимает человек для охраны животных и растений? Для чего нужна Красная книга?
Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными, о животных и растениях. Меры, которые предпринимает человек для охраны животных и растений, дают хорошие результаты. Об этом свидетельствуют зелёные листы Красной книги, где представлены уже спасённые животные и растения.
Нам в класс поступили жалобы от животных:
Жалоба 1.
«Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли мой им не нравится, и глаза, говолрят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба, потому что я лучший охотник за полевыми мышами, которые уничтожают урожай». Кто это? (это сова)
Предлагаю решить экологическую задачу:
В летний день сова уничтожает приблизительно 10 мышей. Сколько уничтожит за лето, если в июне 30 дней, в июле – 31, в августе 31.
Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето приблизительно 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2.
«Люблю влагу. Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то и камнем бросят или ногой пнут А за что? Польза от меня большая и в огороде и на болоте» Кто это?(это жаба)
Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и - они исчезнут.
Предлагаю вспомнить правила эколога, которые составляли мы на уроке:
- Не разоряй птичьи гнёзда.
- Не бери яйца или птенцов руками, родители покинут гнездо навсегда.
- Не уноси птенцов или детёнышей зверей домой, они погибнут.
- Делай кормушки для птиц.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- Не лови бабочек и других насекомых.
- Не разоряй муравейники.
- Береги лягушек и жаб.
- Не оставляй без присмотра костёр, может быть пожар.
- Не ломай деревья и кустарники.
- Не оставляй на привале бутылки, банки, пакеты.
Предлагаю разгадать кроссворд:
- Это парно-копытное животное с густой бурой шерстью. (зубр)
- Простейшие живые организмы, вызывающие свечение Азовского и Черного морей. (ночесветки)
- Самая большая птица в мире живёт на специальной ферме в нашем крае. Что это за птица? (Страус).
- В двух-трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.(лебедь)
- Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.(тигр)
- Эта птица носит рыбу детёнышам в клюве. (пеликан)
Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце.(береги).Берегите природу, а это животные, растения, воздух вода, почва…
Предлагаю спеть всем вместе песню «Эту радость мы с тобой разделим»
(Поют на мотив песенки из мультфильма «Бременские музыканты»)
Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету.
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой разделим. – 2 раза
Береги ты всё живое рядом
И на всё смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети –
Должен быть порядок на планете. – 2 раза
Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим. – 2 раза
Я надеюсь, что сегодняшний урок пополнил багаж знаний по кубановедению. Хотелось бы узнать ваше настроение после занятия. Для этого на ваших местах лежат лепестки и серединки цветка, прошу наклеить желтые лепестки тем, кому урок понравился и он унес нужные знания по нашей теме. Но, а если настроение неважное, то тогда недозрелые цветы, цвет зелёный.
Чтение стихов о здравницах Кубани.
1. Наш Краснодарский край – жемчужина России.
Сюда спешит недаром наш народ.
Здоровье чтоб поправить, стать счастливей,
Природа края всех к себе зовет.
2. Наш край водой богат
Просторы двух морей чаруют взгляд.
И летом все российские ребята
Побыть на Черном хоть денек хотят.
3. От красоты ландшафтов в умилении:
Здесь много скал, ущелий и пещер.
Увидев все – получишь наслажденье.
Мезмайский округ – лишь один пример.
4. И водопады с гор уносят воды
Источников целебных всех.
Природа дарит все это народу.
Курорты тоже в нашем крае есть.
5. Вы только посмотрите:
Здравницы повсюду;
И санатории и лагеря
В них отдыхают дети ежедневно
Здоровье поправляют и не зря.
6. Анапа, Сочи
Геленджик, Хадыженск.
Ейск, Апшеронск и Краснодар –
Все это города – курорты.
Да, между прочим я не все назвал.
Дополнительная литература:
- Борисов В. И. Занимательное краеведение. Краснодар, 1975.
- Даринский А. В. Вопросы туризма в школьном курсе географии. М.: Просвещение, 1979.
- Зайцев И., Максимов И. Легенды и были Черноморья. Краснодар, 1975.
- Ковешников В. Н. и др. Сборник туристско-краеведческих статей и очерков. 1994.
- Краеведение. Пособие для учителя /Под ред. А. В. Даринского. М.: Просвещение, 1987.
- Лотышев И. П. География Краснодарского края. Краснодар: Кубанский учебник, 2000.
- Родная Кубань. Книга для чтения. Краснодар, 2003.
- Физическая география Краснодарского края. Учебное пособие. Под редакцией А. В. Погорелова. Краснодар, 2000.
- Экология Кубани. Краснодар, 1995.
- Энциклопедия для детей. Т-12. Россия: природа, население, экономика. М.: Аванта-Плюс, 1998.
Были использованы материалы сайтов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК КУБАНОВЕДЕНИЯ "ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ"
Урок по кубановедению в 1 классе.Тема: Люблю тебя, мой край родной. Цели- ориентиры:Личностные.1.Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям. Способствовать ф...
Люблю тебя, мой край родной! Сочинение
Краевой конкуурс сочинений "Люблю тебя, мой край родной!"...
Сочинения "Люблю тебя, мой край родной!"
сочинения учащихся 2 класса о родном крае...
Классный час "Люблю тебя, мой край родной!"
Классный час посвящён дню образования села. Целью является приобщение учащихся к истории родного края, к событиям, людям, явлениям своей малой Родины....
Устный журнал "Дом, где тебя любят и ждут"
Классный час был дан на районном семинаре по воспитанию гражданственности у младших школьников в 1 классе.Цель урока: расширять представления учащихся о своей родине, создавать условия для формир...
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Устный журнал "Весна идёт! В наш край идёт весна!
Внеклассное мероприятие в форме устного журнала для учащихся начальных классов. устный журнал содержит 8 страничек: страничка Поэта - дети читают стихи известных поэтов о весне; Развлекательная страни...