РП Русские умельцы 5-6 классы
рабочая программа по теме

Матрюк Галина Владимировна

РП Русские умельцы 5-6 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_5-6_klass_rs.docx216.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа курса

«Русские умельцы»

разработана на основе базисного учебного плана,

программы курса русские умельцы

Срок реализации программы 2 года.

(5 - 6 классы)

Основные задачи программы:

  • Приобщение к  русской национальной культуре, формировавшемуся веками мировоззрению русского народа, основой которого является православная система ценностей
  • Знакомство с национальной трудовой культурой русского народа, наиболее распространенными видами народных ремесел и промыслов, эстетикой крестьянского и городского быта русского народа.
  • Формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей
  • Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду других людей, ответственности и порядочности
  • Изучение традиций, обычаев русского народа, истории русского быта, народного костюма, русской кухни;
  • Ознакомление с наиболее распространенными видами народных ремесел и промыслов, формирования эстетического чувства, понимания эстетики крестьянского и городского быта русского народа;
  • Формирование общетрудовых знаний и умений по технологии создания продукта или услуги с учетом требований дизайна и особенностей народного декоративно-прикладного искусства;
  • Формирование национального достоинства, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к другим народам.

   Основные модули программы

Девочки

  • Традиционный народный костюм
  • Русская тряпичная кукла
  • Русская вышивка
  • Особенности русской кухни
  • Традиции русского гостеприимства

Мальчики

  • Значение дерева в жизни русского человека
  • Архитектура русской деревни и русского города
  • Резной декор крестьянского жилища
  • Народная деревянная игрушка
  • Традиционная роспись по дереву

Общие модули

  • Русь православная
  • Домашний быт, семейный уклад наших предков
  • Обычаи, традиции, народные и православные праздники

Методические рекомендации к программе «Русские умельцы»

  • Приступая к реализации данной программы, учитель должен помнить, что ее главной особенностью является соединение предмета «Технология» с материалом по основам русской культуры  и о том, что программа «Русские умельцы» представляет собой организационное единство целей, ценностей и содержания федерального и регионального компонентов технологического образования учащихся 5-6 классов, а значит, содержание программы «Русские умельцы» необходимо органично включать в содержание основных  учебных программ по технологии.
  •  Программа «Русские умельцы» представлена в двух вариантах: вариант для мальчиков и вариант для девочек. В тех случаях, когда деление класса на две группы невозможно, по желанию учащихся, с учетом имеющейся  учебно-материальной базы, выбирается один вариант совместного обучения мальчиков и девочек.

Требования к уровню подготовки учащихся – 5 класс

  • Учащиеся должны знать: основные правила народного этикета, особенности домашнего быта русского крестьянина, роль и значение Православия на Руси, архитектурные особенности русской деревни, традиции и обычаи празднования православных и народных праздников, несколько видов народных ремесел и промыслов, основы художественного конструирования, основные  этапы технологии изготовления изделий.
  • Мальчики должны знать: виды народной росписи по дереву, особенности богородской и федосеевской деревянной игрушки, значение дерева в жизни русского крестьянина, деревянную крестьянскую утварь.
  • Девочки должны знать: убранство русской избы, основные элементы русского народного костюма, особенности орнамента русской вышивки, разновидности русской тряпичной куклы, особенности русской кухни. 
  • Учащиеся должны уметь: выполнять основные правила народного этикета, отбирать и использовать необходимую информацию для проекта или изделия, определять технологическую последовательность изготовления изделия, уметь работать индивидуально и в группе, оказывая посильную помощь товарищам.
  • Мальчики должны уметь: смастерить русскую деревянную игрушку (по образцу федосеевских или богородских мастеров), украсить утилитарное деревянное изделие городецкой или хохломской росписью, изготовить рождественский или пасхальный сувенир.
  • Девочки должны уметь: оформлять и сервировать пасхальный стол в русском стиле, смастерить тряпичную куклу, украсить изделие русской вышивкой, приготовить травяной чай, постное блюдо, изготовить  рождественский или пасхальный сувенир.


Вариант для девочек 5 класс

  • Традиционный народный костюм

     Основные теоретические сведения. Общие сведения о русском

народном костюме: основные элементы народной одежды, материалы,

обувь, головные уборы. Мужской костюм русского крестьянина.

Отличительные особенности женского костюма  северных и южных

областей России. Народный праздничный костюм. Роль народного

костюма в сохранении нравственных устоев, воспитании скромности и

целомудрия у женщин и мужественности у мужчин. 

      Практические работы. Выполнение эскизов народного женского

костюма севера и юга России. Раскрой по готовым лекалам женской

рубахи и сарафана для тряпичной куклы.  

  • Русская тряпичная кукла

      Основные теоретические сведения. История появления куклы на Руси.

 Традиционные тряпичные куклы: Младенчик, Куватки, Кукла-нянюшка,

Жонка, Параскева, Зернушка, Многоручка , Покосница и др. Роль

тряпичной куклы в воспитании девочек, подготовки их к будущему

материнству. Технология изготовления тряпичной куклы-закрутки. 

      Практические работы. Изготовление тряпичной куклы-закрутки в

русском костюме.

  • Русская вышивка

     Основные теоретические сведения. Вышивка – традиционный вид рукоделия в России. История народной вышивки. Знакомство с образцами изделий русских мастериц. Использование вышивки в русском костюме. Национальные особенности русской вышивки. Христианская символика в орнаменте русской вышивки. Характер изобразительных мотивов и особенности технического исполнения вышивки северных, северо-западных областей России. Владимирская вышивка. Сюжет и образы природы в изделиях владимирских мастериц. Особенности техники выполнения владимирских швов. Цветовая гамма владимирских вышивок. 

     Практические работы. Зарисовка орнаментов северной и владимирской вышивок. Выбор и перевод рисунка на ткань. Отделка вышивкой готовых изделий (по выбору учащегося): салфетки, полотенца, мешочка для пасхальных яиц, фартука, одежды для куклы и т.д.

  • Традиции русского гостеприимства

      Основные теоретические сведения. Гостеприимство  и странноприимство русского человека. Хлебосольство и связанные с ним обычаи, традиции, поговорки, сказки. Образы и традиции, связанные с хлебом и солью. Рачительность и запасливость хозяйки дома, изобретательность в угощении неожиданного гостя.

     Практические работы. Ролевые игры: «Неожиданный гость», «Рассаживание гостей», «Встреча гостей хлебом-солью». Сервировка стола для гостей, подача чая и бутербродов. Организация рабочего места, правила безопасной работы, мытье посуды

  • Особенности русской кухни

Основные теоретические сведения. Ритуал еды в быту крестьян. Особое отношение к хлебу («Хлеб – дар Божий»). Традиции приготовления пищи: готовить в добром расположении духа, с молитвой, окропление пищи святой водой. Основные блюда русской кухни: холодные напитки (мед, квас, морс, травяные чаи), каши, пироги, уха, щи, кисели. Яйцо в обрядах восточно-славянских народов. Окрашивание и дарение яиц на Пасху. Пасхальный стол (пасха, кулич, крашеные яйца и др.) и его оформление.

     Поведение за столом (отношение к столу в доме, как к престолу Божиему в алтаре храма), размещение за столом по старшинству, молитва перед трапезой, недопустимость спешки, пустословия и смеха, недопустимость присутствия за столом в верхней одежде и головном уборе. Разумное отношение к принятию пищи («не объедайтесь», «не упивайтесь вином»). 

     Практические работы. Ролевая игра учащихся «Поведение за столом». Приготовление русского травяного чая из ягод и трав (шиповника, липы, земляники или мяты, смородины, зверобоя и малины и др.). Окрашивание яиц к Пасхе. Сервировка пасхального стола.

Вариант для мальчиков

  • Значение дерева в жизни русского крестьянина. Архитектура русской деревни и русского города (2 ч.)

     Основные теоретические сведения. Значение дерева в жизни крестьянина. Архитектура русской деревни. Внешний облик деревянных изб севера и средней полосы России: сходство и различие. Декоративное убранство русской избы: причелина, полотенце, наличник, лобовая доска и др. Основные части крестьянского жилища: холодные помещения - клеть, сени; теплое помещение - изба с печью. Крестьянский двор. 

      Практические работы. Выполнить эскиз декоративного элемента убранства русской избы. 

  • Народная деревянная игрушка

     Основные теоретические сведения. Краткие сведения из истории русской деревянной игрушки. Богородская резная игрушка. Федосеевская деревянная игрушка. 

      Практические работы. Изготовление деревянной движущейся игрушки (по мотивам игрушек народных мастеров  подмосковного села Богородское). 

  • Декоративно- прикладное творчество русского народа

      Основные теоретические сведения. Народные промыслы России. Отображение русского национального характера в произведениях народно-декоративного творчества. Древние образы в народном искусстве: символы солнца, земли, плодородия, воды в народной резьбе и росписи по дереву. Христианская символика в предметах быта.

Резной декор крестьянского жилища и крестьянской утвари (6 ч.)

      Основные теоретические сведения. Знакомство с искусством резьбы по дереву. Демонстрация изделий народных умельцев. Основные виды резьбы, применяемые в отделке наружного и внутреннего убранства русской избы: пропильная, накладная, глухая, ажурная, геометрическая, плоскорельефная, рельефная. Особенности контурной резьбы. Контурная резьба по светлой и затонированной древесине. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления, материалы. Правила безопасного труда. Планирование работы.

     Практические работы. Составление эскизов, рисунков, правила нанесения рисунка на основу. Правила, простейшие приемы и технология выполнения контурной резьбы. Пластический характер контурного решения композиции Этапы выполнения контурной композиции. Выполнение задания по образцу (на светлом фоне).

  • Традиционная роспись по дереву

     Основные теоретические сведения. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России (Городец, Хохлома).  Демонстрация изделий народных мастеров  городецкой и хохломской росписи. Значение расписных изделий народных мастеров в быту русского крестьянина, в современном интерьере. Особенности орнамента, композиции и цветовой гаммы городецких и   хохломских  росписей. 

     Практические работы. Упражнения в выполнении элементов городецкой и хохломской росписей. Выполнение эскизов росписи разделочной доски или других сувенирных изделий. Выбор рисунка (по желанию учащегося). Подготовка изделия под роспись. Перевод рисунка на изделие, роспись изделия.

Общие разделы для девочек и мальчиков

  • Домашний быт, семейный уклад наших предков .Интерьер жилых помещений

      Основные теоретические сведения. Архитектура русской деревни. Православные храмы как лучшие образцы зодчества. Представление о жилище как об образе храма. Постройка дома: выбор места, времени, принципов строительства сообразно православным традициям. Освящение дома.

       Крестьянская изба севера и юга России. Деревянные кружева старинных русских изб. Интерьер и убранство русской избы (печь, стол, лавка). Иконы в доме («Красный угол») как непременные элементы интерьера. Культ печи в русском доме. «Мужской» и «женский» углы в русской избе. Традиционная мебель, посуда, инвентарь и другие предметы быта русского крестьянина.

      Уклад жизни крестьянской семьи. Нравственные устои семьи. Взаимоотношения между членами семьи. Обязанности по отношению друг к другу. Забота о ближних. Роль мужчины в семье (мужчина – глава  семьи). Роль женщины в семье (женщина – сердце семьи). Почитание старших. Многодетность русских семей. Семейные реликвии и святыни. 

       Практические работы. По выбору учителя: изготовление изделий в русском стиле, украшающих интерьер дома или коллективный совместный проект мальчиков и девочек по изготовлению макетов или моделей русской избы с обстановкой.

  • Обычаи, традиции и правила поведения

       Основные теоретические сведения. Благотворительность и милосердие на Руси. Отношение к сиротам, нищим, калекам, погорельцам, старикам. Правила соседских взаимоотношений и взаимопомощи на Руси. 

       Практическая работа. Ролевая игра «Поможем ближнему».

Русь православная

  • Православие – культурообразующая религия России

     Основные теоретические сведения: Крещение Руси: выбор веры

как путь к духовному и государственному единству. Православие как

основа русской национальной культуры: государственные традиции;

наполнение новым смыслом прежних  традиций; неотъемлемость

христианских традиций от образа народной  жизни. Воздействие

нравственных идеалов христианства на мировосприятие людей и их

поступки, определяющие ход народной истории, становление и

развитие национального характера.

  • Духовные основы трудовой культуры русского народа

Основные теоретические сведения. Отношение к труду на Руси:

назначение труда (труд как творческое соработничество Богу),

благословение на труд, хозяйствование со знанием и любовью.

Общинный характер труда. Эстетическая сторона труда. Трудолюбие

 — основа народной нравственности. Праздник — награда за труд.

Трудовое воспитание в русской семье.

  • Календарный год на Руси: народные и церковные праздники:
  • Особенности годового цикла жизни русского народа

                      Историческая  связь уклада жизни русского народа с годовым циклом аграрного календаря. Крещение Руси: смена древнерусского летосчисления славян  русским  народно-церковным месяцесловом. Проявление народного творчества в формировании народно-церковного месяцеслова.               Православный календарь. Смысл праздника в православной культуре. Православные  праздники (Пасха Христова, двунадесятые и великие праздники, память Святых), история и традиции их празднования в Церкви и семье. Связь земледельческого цикла с Церковным календарем.

      Практическая часть: подготовка к празднику или празднование одного из них на выбор учителя.

  • Подготовка к праздникам: пост как время душевного и телесного очищения. Великий пост

              Посты и «мясоеды» в жизни русского народа. Пост как время подготовки к празднику (Рождества, Пасхи, Успения Пресвятой Богородицы). Духовный смысл поста в русской народной традиции, его отличие от диеты и вегетарианства.

               Великий пост — приготовление к Пасхе. Правила Великого поста: воздержание в пище, воздержание от греховных наклонностей (в чувствах, в намерениях, в словах, поступках). Страстная седмица (неделя) Великого поста как воспоминание о последней неделе земной жизни Христа (дни страданий Спасителя). Традиции проведения Великого поста на Руси (по И. С. Шмелеву «Лето Господне»). Традиционные рукоделья в Великий пост (вышивка, шитье, кружево, ткачество, работа с бисером).

     Практическая часть: изготовление, оформление пасхальных яиц ( яиц-писанок, яиц-сувениров) по выбору учителя.

  • Пасха – главный праздник на Руси

Пасха Христова – величайший праздник Православной Церкви. Смысл праздника.

                     Подготовка к празднованию: «наведение порядка» в душе (Великий пост) и в хозяйстве (уборка в доме), обычай крашения яиц (история обычая), освящения пасх, куличей, яиц  в субботу накануне торжества; оформление праздничного стола. Традиции празднования Пасхи на Руси: праздничное богослужение, праздничная трапеза, народные гулянья. Традиции пасхального поздравления (христосование), подарка (дарения крашеных яиц), пасхальных игр (катание, битье яиц и т.д.,), пасхальных колокольных звонов.

                     Идея обновления жизни в народной христианской традиции, народные приметы, связанные с праздником Пасхи («на Пасху солнышко играет»). Выражение всеобщего ликования, праздничной радости в произведениях устного народного творчества.

Практическая часть. Совместное занятие «Празднование Пасхи»  

  • Православные традиции устроения семьи

Духовно-нравственные основы   жизни русской семьи

     Основные теоретические сведения: Происхождение термина «семья». Рождение и воспитание детей как главная задача семьи. Дети как непосредственное продолжение своих родителей: наследование  телесных и душевных качеств. Духовное устроение жизни русской семьи: принципы семейной иерархии, молитвенная культура, семейные традиции. Отношение к дому как к «малой церкви». Соблюдение постов и праздников. Отношение к храму. Участие в церковных таинствах.

 «Домострой» как понятие традиционной русской культуры

     Основные теоретические сведения: Термин  «домострой» как домостроительство, домоустройство, наука об устроении дома и «дом» как жилище, семья, родное место, родина и т.д.;  произведение русской литературы XVI в. «Домострой» как образец традиционных начал  христианской семьи.

Особенности методики обучения

  • Дидактически обоснованное сочетание

инновационных и традиционных методов обучения

  • Календарно- тематическое планирование в

соответствии с традиционным народным календарем

  • Совместные коллективные проекты девочек и

мальчиков, совместные  практические занятия по

темам «Поздравляем именинников», «Празднуем

Рождество» и др.

Этапы формирования мотивации нравственного поступка

I. Восприятие

II. Мышление

III. Чувствование

IV. Желание, воля

V. Глубинное переживание, запечатление

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класс 

  • Учащиеся должны знать: основные нравственные ценности русского народа, архитектурные особенности русских православных храмов, городов; традиции и обычаи празднования народных и православных праздников, особенности быта и семейного уклада русского горожанина, роли монастырей в развитии народных промыслов, народные промыслы  северо-запада  России, народных умельцев Калининградской области.
  • Мальчики должны знать: виды русского резного декора крестьянского и городского жилища, разновидности народной деревянной игрушки
  • Девочки должны знать: символику русского народного орнамента, особенности русского женского костюма северо-запада России, блюда русской национальной кухни.
  • Учащиеся должны уметь: выполнять основные правила народного этикета, применять полученные знания для выполнения практических работ, находить, сохранять, использовать полученную информацию для выполнения проектов, изделий.
  • Мальчики должны уметь: выполнять элементы кудринской резьбы, мастерить деревянную игрушку в народном стиле, работать в группе  над   изготовлением макетов и моделей (русской избы, мельницы, прялки и т.д.).
  • Девочки должны уметь: украшать и сервировать праздничный стол (к Рождеству, Новому году), приготовить рождественское блюдо, изготовить подарочное изделие к Рождеству, Новому году, украшенное русской вышивкой, изготовить куклу в русском национальном костюме.

Вариант для девочек 6 класс

  • Традиционный народный костюм  (6 ч.)

      Основные теоретические сведения. Одежда, обувь, головные уборы простых и знатных горожан русских городов 17-19 вв. Общие и отличительные черты  в костюме, аксессуарах, тканях. Специальная одежда людей, принадлежащих к различным сферам деятельности (форма, мундир, облачение, спецодежда и т.д.) и ее значение. Повседневные одежды священнослужителя (диакона, священника (иерея), епископа) и их символическое значение. Священные одежды (облачения для совершения богослужений) диакона, священника, епископа и их символическое значение. 

      Практические работы. Дизайн-анализ женских головных уборов: девичьих (подвязка, венец, коруна), замужних женщин (кокошник, «сорока», платок). Выполнение эскиза женского головного убора. Коллективный проект: «Куклы в русских национальных костюмах». 

  • Русская вышивка

      Основные теоретические сведения. Счетные вышивки Архангельской, Ивановской, Орловской, Рязанской областей России. Особенности техники выполнения счетных швов: крест, набор, «роспись», счетная гладь. Символика орнаментов русской вышивки: образы матери, девы-весны, павы- птицы, дерева жизни и т.д. Христианские символы в русской вышивке. Значение красного и белого цветов в узорах русских вышивок. Торжокский золотошвейный промысел. Особенности отделки одежды и предметов быта  вышивкой. 

      Практические работы. Отработка техники выполнения счетных швов. Оформление изделий вышивкой (салфетки к Рождеству и Пасхе, пояса, накосники, панно, сувенирные изделия и др.)

  • Особенности русской кухни

       Основные теоретические сведения. Еда и режим питания  русских людей. Посты и «мясоеды». Духовное значение поста: время очищения духа, души и тела. Отличие от диеты и вегетарианства. Посты, установленные Церковью: Великий пост, Рождественский пост, Успенский пост, Апостольский или Петров пост. Однодневные посты (Рождественский Сочельник, Крещенский Сочельник, Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Среда и Пятница каждой недели).

      Примерное меню постных  блюд. Пословицы и поговорки о посте.

                      Каши как одно из основных блюд нашего народа. Значение каши в народных обряда   (свадьба, крестины, кутья – одно из  обрядовых блюд Рождественского стола). Сочельник. Рождественский стол: меню, сервировка. Святки –  любимый зимний праздник русского народа.

       Практические работы. Подбор старинных рецептов приготовления каш. Коллективный проект «Встречаем Рождество»: Подбор старинных и семейных рецептов  блюд для Рождественского стола. Сервировка Рождественского стола. Составление меню и приготовление блюд к Рождеству (по усмотрению учителя, в зависимости от возможностей учащихся и школы). 

  • Традиции русского гостеприимства  

       Основные теоретические сведения.Происхождение « дара». Обмен подарками (одаривание) на Руси: подарки посольские, царские, крестьянские, мещанские. Традиции дарения яиц на Пасху, одаривание выпечными изделиями-фигурками животных (козули, сочни и др.) на Рождество. Традиции празднования Нового года. 

       Практические работы. Ситуационная игра « Идем в гости», « Обмениваемся подарками», работа над коллективным проектом «Встречаем Рождество».

Вариант для мальчиков 6 класс

  • Архитектура старого русского города (2 ч.)

      Основные теоретические сведения. Особенности архитектуры русских

городов 16-18 в.в. Деревянные и каменные постройки. Роль монастырей в

возникновении русских городов. Отличительные архитектурные особенности

 русских православных храмов. 

  • Народная деревянная игрушка (5 ч.)

       Основные теоретические сведения. История русской матрешки из имения  Абрамцево. Матрешки из г.Семеново и Полхов-Майдана. Сергиево-посадские  мастера-игрушечники. Городецкая игрушка. 

      Практические работы. Дизайн-анализ русской матрешки. Проект

 «Изготовление деревянной игрушки в подарок».

  • Резной декор крестьянского жилища и крестьянской утвари

       Основные теоретические сведения. Абрамцево-кудринская резьба по

дереву: краткие исторические сведения, демонстрация предметов крестьянского быта (ковши, прялки, шкатулки, ларцы, мебель и др.), украшенных резьбой народных мастеров абрамцево-кудринского промысла. Декоративные особенности  абрамцево-кудринской резьбы.

      Практические работы. Составление эскизов, рисунков, правила нанесения рисунка на основу. Отработка простейших приемов и технологии выполнения  кудринской  резьбы. Выполнение заданий по образцу.

  • Декоративно- прикладное творчество русского народа

     Основные теоретические сведения. Народные промыслы России. Отображение русского национального характера в произведениях народно-декоративного творчества. Древние образы в народном искусстве: символы солнца, земли, плодородия, воды в народной резьбе и росписи по дереву. Христианская символика в предметах быта.

  • Традиционная роспись по дереву

     Основные теоретические сведения. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России (Городец, Хохлома).  Демонстрация изделий народных мастеров  городецкой и хохломской росписи. Значение расписных изделий народных мастеров в быту русского крестьянина, в современном интерьере. Особенности орнамента, композиции и цветовой гаммы городецких и   хохломских  росписей.

     Практические работы. Упражнения в выполнении элементов городецкой и хохломской росписей. Выполнение эскизов росписи разделочной доски или других сувенирных изделий. Выбор рисунка (по желанию учащегося). Подготовка изделия под роспись. Перевод рисунка на изделие, роспись изделия.

Общие разделы для девочек и мальчиков - 6 класс

  • Домашний быт, семейный уклад наших предков. Интерьер жилых помещений 

     Основные теоретические сведения. Особенности архитектуры старинных русских городов. Двор и дом (хоромы) зажиточного горожанина 16-18 в.в. Внутреннее убранство городского дома: мебель, предметы быта, посуда. Одежда горожан. Уклад жизни горожан. Быт хозяина и хозяйки дома. Основные ремесла горожан: гончары, кузнецы, бондари, ткачи, кожевники, плотники, булочники, печники и т.д. Традиции воспитания мальчиков и девочек в семье. Добрый пример родителей – главное средство воспитания. Какие качества людей народ ценил, какие осуждал. 

     Практические работы. Выполнение эскизов и изготовление игрушки (деревянной посуды, мебели и т.д.) – для мальчиков. Выполнение эскизов и изготовление кукол в русском костюме – для девочек. (Большая часть времени на изготовление изделий берется из основных разделов программы).

  • Обычаи, традиции и правила поведения

     Основные теоретические сведения.  Хлебосольство и гостеприимство русского человека. Гость в представлении русского человека. Правила приема гостей и правила  поведения в гостях, правила вручения и приема подарков. Застолье. 

     Практическая часть. Участие в ролевой игре: «Встречаем гостей».

  • Русь православная

Национальные особенности русской православной культуры

     Основные теоретические сведения. Соборность в жизни русского народа. Русская община: основные принципы общежития, религиозная жизнь (строительство церквей, «мирские» молебны, крестные ходы, паломничества, проведение праздников), решение нравственных вопросов (назначение опекунов к сиротам, осуждение безнравственных поступков, разрешение конфликтов), «помочи» (помощь членам общины, оказавшимся в трудном положении), странноприимство.

    Особенности русского национального характера.

   История страны- история рода

     Основные теоретические сведения. Любовь к Отечеству как черта русского национального характера. Отношение к родительской земле. Ответственность перед родом.

        Родовые традиции рукоделия. Отображение русского национального характера в произведениях народно-декоративного творчества. Христианские мотивы в работах русских мастеров.

Роль монастырей в развитии народных промыслов

     Основные теоретические сведения. Монастыри – источники духовности и культуры. Роль монастырей в культурно-историческом развитии России.

    Троице-Сергиева Лавра – культурно-исторический  центр Руси. Сергиев Посад. Истоки народных ремесел: хохлома, русская  народная игрушка (матрешка). Мастерство насельников монастырей в наше время: золотное шитье, иконопись, резьба по дереву.

  • Календарный год на Руси -  народные и церковные праздники

Рождество Христово  

        Основные теоретические сведения: Событие Рождества Христова.

      Традиции празднования на Руси. Подготовка к празднику: Рождественский пост (смысл, особенности). Канун праздника: Рождественский сочельник. Празднование Рождества Христова: праздничное богослужение, праздничная трапеза. Обычай славления. Традиционные подарки к Рождеству. Проведение Святок (святых дней). Рождественские мотивы в произведениях устного народного творчества. 

         Практическая часть. Совместное занятие «Празднование

      Рождества».

  • Праздники народные: масленица

        Основные теоретические сведения: История народного праздника. Преобразование его смысла в свете христианской традиции. Народные обычаи проведения масленицы. Прощеное воскресение - завершающий день масленичной недели. Традиции проведения этого дня на Руси.

         Практическая часть – празднование масленицы. 

  • Русь православная

Праздники семейные:  именины

       Основные теоретические сведения. Традиция крещения детей в

русских семьях. Таинство Крещения. «Таинство» от слова «тайна»:

невидимым образом для внешних чувств дарование человеку Богом

особых даров (благодати). Календарные святцы: имена  святых  на

каждый  день. Традиция наречения детей христианскими  именами,

почитание святых покровителей семьи. Крестные отец и мать, их

взаимоотношения с крестными детьми и их родителями. «Именины»

как день имени, именной день, день Ангела (день святого, имя

которого носит человек). Празднование  именин.

       Практическая часть. Ролевая игра «Поздравляем

именинников».

  • Православные традиции устроения семьи

Традиции семейного воспитания  

    Основные теоретические сведения. Народные традиции воспитания. Игровая культура детства и отрочества. Органическая связь с традиционной народной культурой взрослых.  Народная детская игрушка, ее  роль в становлении и всестороннем развитии личности ребенка.

Основы создания семьи

     Основные теоретические сведения. Как на Руси относились к выбору жениха (невесты). Какие качества ценились в будущем(ей) супруге. Как готовились к будущему супружеству (воспитание качеств, необходимых для семейной жизни; обучение мастерству; подготовка приданого невестой).          Благословение на брак (родительское благословение, благословение священника). Обручение. Таинство венчания, его духовный смысл. Свадебные символы. Традиционное время празднования свадеб на Руси. Русские свадебные обычаи и традиции. Свадьба в русском фольклоре. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы - творческий труд народов России. В гостях у русских умельцев".

Внеклассное мероприятие посвящено народным промыслам - Дымковской, Филимоновской, Каргапольской игрушкам. Проходит в форме презентации предметов декоративно-прикладного искусства. При подготовке к вне...

РП Русские умельцы 5-6 классы

РП Русские умельцы 5-6 классы...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Творческий проект "В гостях у русских умельцев"

Приводится план-конспект урока в 3  классе с  использованием метода проектов...

классный час "Русские умельцы"

Ремесла русских крестьян...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе для начальных классов «Школа России» Автор В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова, Москва «Просвещение» 2011 Учебник «Русский язык» 2 часть 2 класс Автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2

Тип урокаУрок формирования нового понятия. Тема урока:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"Цель: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к словам, расп...