Авторская программа по интегрированному курсу ИЗО и художественный труд "Мой край у Байкала"
рабочая программа (4 класс) по теме

Скорикова Ольга Федоровна

Программа внеурочной деятельности «Мой край у Байкала» имеет декоративно-прикладную направленность,  вносит в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеет определенные преимущества для учащихся: повышает мотивацию, формирует познавательный интерес к окружающему миру, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической и прикладной; способствует развитию изобразительных, трудовых умений и навыков; формирует в большей степени общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Байкало – Кударинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО:

Руководитель ШМО

________________

«____»___________ 2013 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. дир. по  УВР:

__________ Холбоева З.Ц.

«___»_____________ 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № ___ от «___»__________2013 г.

Директор МБОУ

«Б-Кударинская СОШ»

____________________ А.В.Ильинов

«___»_____________ 2013 г.

АВТРСКАЯ ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ИЗО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

«МОЙ КРАЙ У БАЙКАЛА»

СОСТАВИТЕЛЬ: учитель I категории

Скорикова Ольга Федоровна

С. Байкало-Кудара

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная программа разработана для реализации задач художественного воспитания и обучения учащихся 3 - 4 класса в рамках внеурочной деятельности как для одаренных детей, так и для детей группы риска. Данный курс является интегрированным курсом, в котором реализуется содержание образовательных областей «Искусство» и «Технология»,  предполагающий единство изобразительной и трудовой деятельности на занятиях. Межпредметная интеграция направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

     Программа внеурочной деятельности «Мой край у Байкала» имеет декоративно-прикладную направленность,  вносит в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеет определенные преимущества для учащихся: повышает мотивацию, формирует познавательный интерес к окружающему миру, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической и прикладной; способствует развитию изобразительных, трудовых умений и навыков; формирует в большей степени общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда.

     Содержание данной программы поможет учащимся воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ими разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время – поможет сформировать осознанное видение красоты родного села, края. Приобщение к историческим корням будет способствовать пониманию важности сохранения памятников архитектуры, истории. Учащиеся смогут ощутить гордость за своих предков, ощутить себя наследниками, что вызовет у детей желание сделать свое село, край более красивым.

     Программа включает задания творческого содержания, как для индивидуальной, так и для коллективной работы, которые способствуют развитию воображения, творческого мышления, формированию представлений о мире искусства, формированию экологической культуры.

     В.А.Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением живописи, литературы, художественного труда, что способствует эмоциональному развитию личности детей и формированию его творческого мышления.

     Как известно, занятия лепкой, выполнение аппликации в настоящее время отнесены к программе по труду. Между тем, значение лепки, выполнение аппликации для эстетического воспитания детей по изобразительному искусству очень велико: оно развивает у них чувство гармонии, пропорций, пространственные представления, творческое воображение.

     Основной целью художественного воспитания и обучения является духовное развитие личности, формирование представлений о целостности картины мира,  самостоятельного видения окружающего мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

    Задачи курса:

  • приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью;
  • обеспечить активное участие детей в доступной им формах декоративно-прикладного искусства, художественного труда;
  • развивать у учащихся чувство прекрасного, эстетическое восприятие, художественный вкус, эмоционально-чувственное отношение к природе и предметам, чувство красоты, гармонии, образности, выразительности;
  • совершенствовать изобразительные способности;
  • формировать патриотические чувства, любовь к малой родине, вызвать интерес к памятникам родного края, истории родных мест, архитектурному наследию;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе, формировать чувство ответственности по охране природы;
  • научить определять и реализовывать художественные цели при создании замысла (эскиза) изделия, умению планировать конечный результат своей работы;
  • расширить представления детей о роли искусства в окружающей их жизни;
  • формировать технические умения и навыки работы с материалами и инструментами.

     Задачи курса достигаются при помощи специальных средств, форм и методов обучения, соответствующих ФГОС второго поколения.

     Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

     Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

     Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса.

     Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

     Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности.

     Периодическая организация выставок дает детям возможность ощутить радость успеха.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий.

Личностными результатами  является формирование следующих умений:

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-уважительное отношение к культуре и искусству  народов нашей родины;

-понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Регулятивные УУД:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

Познавательные УУД:

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию;

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-формулировать собственное мнение и позицию;·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-задавать вопросы;·контролировать действия партнёра;·использовать речь для регуляции своего действия;

-уметь пользоваться языком изобразительного искусства;

Предметными результатами  являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

- узнавать основные виды и жанры изобразительных искусств;

- знать основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

-применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

-различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

-применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Обучающийся получит возможность научиться:

-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

-владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной;

-видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

-понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

-изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

-изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

-планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; 

Формы реализации программы:

-фронтальная;

-парная;

-групповая;

-индивидуальная

Методы реализации программы:

-практический;

-объяснительно-иллюстративный;

-частично- поисковый;

-наблюдение;

-информативный

Способы и средства:

-технические средства;

-модели и таблицы;

-рисунки;

-альбомы по искусству;

-схемы по правилам рисования;

-дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте;

Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:

-контроль качества выполненной работы на каждом занятии.

Ведущие методические принципы, применяемые для успешной реализации данной программы: принцип деятельности, творчества, гуманности, вариативности, непрерывности.

     Оптимальный вариант реализации данной программы в рамках внеурочной деятельности:

ИЗО – 1 час в неделю, художественный труд – 1 час в неделю. Итого – 68 часов в год.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия по ИЗО

кол-во часов

Тема занятия по художественному труду

кол-во часов

1

Рисование с натуры «Букет»

1

Объемная аппликация «Цветы»

1

2

Рисование на тему «Труд людей нашего села осенью»

1

С/хоз. труд на пришкольном участке (сбор природного материала)

1

3

Рисование с натуры осенних листьев

1

Изготовление поделок из листьев и другого природного материала

1

4

Рисование на тему «В нашем парке поселилась осень»

1

Аппликация из засушенных листьев по замыслу детей

1

5

Рисование по памяти «Церковь нашего села» (Свято-Благовещенский приход с. Байкало-Кудары)

1

Лепка «Церковь белокаменная» (Свято-Благовещенский приход с. Байкало-Кудары)

1

6

Декоративное рисование «Растительный узор в полосе»

1

Аппликация «Наличники. Карниз» с использованием приемов декоративного оформления

1

7

Рисование в перспективе «Моя улица»

1

Бумажная пластика. Изготовление макета бревенчатого дома

1

8

Рисование по памяти сельского пейзажа

1

Коллаж на тему «Родное село у святого Байкала»

1

9

Рисование на тему «Таёжная, озёрная, степная…»

1

Аппликация «Родная Бурятия»

1

10

Декоративное рисование «Русский и бурятский узор»

1

Вышивка узоров

1

11

Рисование на тему «Здравствуй, гостья – зима!»

1

Изготовление панно из природного бросового материала «Зимушка»

1

12

Рисование в перспективе «Птичья столовая».

1

Изготовление птичьих кормушек.

1

13

Рисование на тему «Зимние интересности».

1

Мастерская Деда Мороза. Лепка елочных игрушек из теста.

1

14

Роспись елочных игрушек.

1

Мастерская Деда Мороза. Лепка елочных гирлянд из теста.

1

15

Рисование на тему «Сохраним елочку».

1

Мастерская Деда Мороза. Изготовление новогодней елочки из бросового материала.

1

16

Рисование фигуры человека.

1

Лепка куклы из глины.

1

17

Роспись куклы из глины (русский, бурятский наряды)

1

Грунтовка куклы из глины.

1

18

Составление эскиза для сюжетной аппликации по замыслу детей.

1

Сюжетная аппликация из природного материала по замыслу детей.

1

19

Анималистический жанр. Рисование по представлению животных Забайкальского края.

1

Лепка фигурок животных Забайкальского края из соленого теста.

1

20

Анималистический жанр. Рисование по представлению животных нашего края «Заяц».

1

Изготовление фигурок животных  из сена.

1

21

Анималистический жанр. Рисование по представлению животных нашего края «Белочка».

1

Изготовление фигурок животных  из сена.

1

22

Роспись байкальских камней по замыслу детей.

1

Изготовление поделки с использованием байкальских камней «Нерпа на Байкале».

1

23

Рисование по представлению животных нашего края, занесенных в Красную книгу. «Нуждаются в охране».

1

Оформление картин из соленого теста «Животный мир нашего края».

1

24

Иллюстрирование произведения С.Есенина «Лебедушка» (Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш»).

1

Плетение паутинки из нитей «Лебедушка».

1

25

Рисование по представлению птиц нашего края, занесенных в Красную книгу. «Нуждаются в охране».

1

Изготовление панно из соленого теста «Птицы нашего края».

1

26

Рисование по представлению «Прилет птиц».

1

Изготовление подвесной поделки «Птичьи мотивы».

1

27

Рисование пейзажа «Весна пришла».

1

Изготовление объемной аппликации «Весенний букет»  

1

28

Рисование плаката на тему «Планета заболела».

1

Оформление макета глобуса на тему «Цвети, планета Земля».

1

29

Рисование знаков «Правила поведения в природе».

1

Изготовление книжки – самоделки с памятками «Как вести себя в природе».

1

30

Рисование на тему «Вода ради жизни».

1

Изготовление панно «Кувшинки на пруду».

1

31

Рисование по замыслу детей.

1

Коллаж по замыслу детей.

1

32

Рисование по замыслу детей.

1

Коллаж по замыслу детей.

1

33

Рисование по памяти (закон симметрии) «Бабочка».

1

Плетение из бисера «Бабочка».

1

34

Рисование на тему «Вот и лето пришло!»

1

Вышивка атласными лентами. «Цветы».

1

Итого часов

34

Итого часов

34

        ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Эмоциональное развитие учащихся, основанное на общении с природой, живописью и художественным трудом;
  • Развитие творческих, изобразительных способностей и художественного вкуса учащихся через активную творческую деятельность, результатом которой являются собственные рисунки, поделки, отражающие личностное отношение к окружающему миру;
  • Повышение познавательного интереса учащихся к искусству, к родному краю;
  • Расширение кругозора учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева Е.В. «Изобразительное искусство в начальной школе», - Волгоград: Изд. «Учитель – АСТ», 2007;
  2. Выгонов В. «Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели» - М.: Изд. «Первое сентября», 2008;
  3. Гусакова М.А. «Аппликация» - М.:  Изд. «Просвещение», 2006;
  4. Лыкова И. «Цветные ладошки» - М.: ИД «Карапуз», 2005;
  5. Петров С. «Поделки из пластилина» - М.: АСТ; СПб.: «Сова», 2006;
  6. Программа «Перспективная начальная школа» - М.: ООО «Изд. «Академкнига/Учебник», 2011;
  7. Романовская А., Чезлов Е. «Забавные поделки» - М.: АСТ, Мн.: ООО «Харвест», 2006;
  8. Серия книг «Сделай сам» - Челябинск: Изд. «Аркаим», 2004 – 2006;
  9. Серия книг «Легко и просто» - М.: АРТ – РОДНИК, 2007;
  10. Сухаревская Е.Ю. «Технология интегрированного урока» - Ростов н/Д: Изд. «Учитель», 2005;
  11. Хананова И. «Соленое тесто» - М.: Изд. «АSТ – пресс», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 3 классе по курсу «Знай свой край» Тема: Байкал – жемчужина Сибири.

Цель: Раскрыть уникальность природы озера Байкал.Задачи: Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.Сформировать образное представление о фауне и флоре Байкала.Продолжить закреплени...

Рабочая программа по интегрированному курсу "Русский язык + литературное чтение" для 4 класса по системе "Планета знаний".

Рабочая программа имеет следующее содержание:1. Пояснительная записка.2. Общая характеристика учебного предмета.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.4. Описание ценностных ориентиров со...

Рабочая программа по интегрированному курсу "Математика + информатика" для 4 класса по системе "Планета знаний".

Рабочая программа имеет следующее содержание:1. Пояснительная записка.2. Содержание программы.3.Планируемые результаты освоения программы по математике к концу 4 класса.4. Календарно-тематическое план...

Авторская программа элективных курсов "Мой край родной, моя земля"

Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стр...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по интегрированному курсу «Окружающий мир, кубановедение» для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий учащегося с ОВЗ

Данная рабочая программа является интегрированным курсом, объединяющим две предметные области «Окружающий мир» и «Кубановедение».Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту ...

Программа факультативного интегрированного курса "Родничок"

Программа  интегрированного курса "Родничок"  предназначена для изучения истории, культуры, природы Русского Севера (составлена на материале Архангельской области).Программа рассчитана на тр...

Авторская программа детского образовательного объединения «Глинка» по курсам декоративно-прикладного искусства: «Глиняная игрушка и художественная керамика», «Гончар».

Предлагаемая программа детского объединения «Глинка» по курсу декоративно-прикладного искусства «Глиняная игрушка и художественная керамика» позволяет вы-явить творческие спосо...