Авторская программа по интегрированному курсу ИЗО и художественный труд "Мой край у Байкала"
рабочая программа (4 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности «Мой край у Байкала» имеет декоративно-прикладную направленность, вносит в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеет определенные преимущества для учащихся: повышает мотивацию, формирует познавательный интерес к окружающему миру, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической и прикладной; способствует развитию изобразительных, трудовых умений и навыков; формирует в большей степени общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Байкало – Кударинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: Руководитель ШМО ________________ «____»___________ 2013 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. дир. по УВР: __________ Холбоева З.Ц. «___»_____________ 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № ___ от «___»__________2013 г. Директор МБОУ «Б-Кударинская СОШ» ____________________ А.В.Ильинов «___»_____________ 2013 г. |
АВТРСКАЯ ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО КУРСА ИЗО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД
«МОЙ КРАЙ У БАЙКАЛА»
СОСТАВИТЕЛЬ: учитель I категории
Скорикова Ольга Федоровна
С. Байкало-Кудара
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана для реализации задач художественного воспитания и обучения учащихся 3 - 4 класса в рамках внеурочной деятельности как для одаренных детей, так и для детей группы риска. Данный курс является интегрированным курсом, в котором реализуется содержание образовательных областей «Искусство» и «Технология», предполагающий единство изобразительной и трудовой деятельности на занятиях. Межпредметная интеграция направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.
Программа внеурочной деятельности «Мой край у Байкала» имеет декоративно-прикладную направленность, вносит в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеет определенные преимущества для учащихся: повышает мотивацию, формирует познавательный интерес к окружающему миру, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности учащихся; способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической и прикладной; способствует развитию изобразительных, трудовых умений и навыков; формирует в большей степени общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда.
Содержание данной программы поможет учащимся воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ими разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время – поможет сформировать осознанное видение красоты родного села, края. Приобщение к историческим корням будет способствовать пониманию важности сохранения памятников архитектуры, истории. Учащиеся смогут ощутить гордость за своих предков, ощутить себя наследниками, что вызовет у детей желание сделать свое село, край более красивым.
Программа включает задания творческого содержания, как для индивидуальной, так и для коллективной работы, которые способствуют развитию воображения, творческого мышления, формированию представлений о мире искусства, формированию экологической культуры.
В.А.Сухомлинский считал, что детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением живописи, литературы, художественного труда, что способствует эмоциональному развитию личности детей и формированию его творческого мышления.
Как известно, занятия лепкой, выполнение аппликации в настоящее время отнесены к программе по труду. Между тем, значение лепки, выполнение аппликации для эстетического воспитания детей по изобразительному искусству очень велико: оно развивает у них чувство гармонии, пропорций, пространственные представления, творческое воображение.
Основной целью художественного воспитания и обучения является духовное развитие личности, формирование представлений о целостности картины мира, самостоятельного видения окружающего мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Задачи курса:
- приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью;
- обеспечить активное участие детей в доступной им формах декоративно-прикладного искусства, художественного труда;
- развивать у учащихся чувство прекрасного, эстетическое восприятие, художественный вкус, эмоционально-чувственное отношение к природе и предметам, чувство красоты, гармонии, образности, выразительности;
- совершенствовать изобразительные способности;
- формировать патриотические чувства, любовь к малой родине, вызвать интерес к памятникам родного края, истории родных мест, архитектурному наследию;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе, формировать чувство ответственности по охране природы;
- научить определять и реализовывать художественные цели при создании замысла (эскиза) изделия, умению планировать конечный результат своей работы;
- расширить представления детей о роли искусства в окружающей их жизни;
- формировать технические умения и навыки работы с материалами и инструментами.
Задачи курса достигаются при помощи специальных средств, форм и методов обучения, соответствующих ФГОС второго поколения.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности.
Периодическая организация выставок дает детям возможность ощутить радость успеха.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-уважительное отношение к культуре и искусству народов нашей родины;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
Регулятивные УУД:
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
Познавательные УУД:
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию;
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-формулировать собственное мнение и позицию;·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;·контролировать действия партнёра;·использовать речь для регуляции своего действия;
-уметь пользоваться языком изобразительного искусства;
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- узнавать основные виды и жанры изобразительных искусств;
- знать основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
-применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
-различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
-применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
Обучающийся получит возможность научиться:
-высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
-владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной;
-видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
-понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
-изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
-изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
-планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
Формы реализации программы:
-фронтальная;
-парная;
-групповая;
-индивидуальная
Методы реализации программы:
-практический;
-объяснительно-иллюстративный;
-частично- поисковый;
-наблюдение;
-информативный
Способы и средства:
-технические средства;
-модели и таблицы;
-рисунки;
-альбомы по искусству;
-схемы по правилам рисования;
-дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте;
Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:
-контроль качества выполненной работы на каждом занятии.
Ведущие методические принципы, применяемые для успешной реализации данной программы: принцип деятельности, творчества, гуманности, вариативности, непрерывности.
Оптимальный вариант реализации данной программы в рамках внеурочной деятельности:
ИЗО – 1 час в неделю, художественный труд – 1 час в неделю. Итого – 68 часов в год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия по ИЗО | кол-во часов | Тема занятия по художественному труду | кол-во часов |
1 | Рисование с натуры «Букет» | 1 | Объемная аппликация «Цветы» | 1 |
2 | Рисование на тему «Труд людей нашего села осенью» | 1 | С/хоз. труд на пришкольном участке (сбор природного материала) | 1 |
3 | Рисование с натуры осенних листьев | 1 | Изготовление поделок из листьев и другого природного материала | 1 |
4 | Рисование на тему «В нашем парке поселилась осень» | 1 | Аппликация из засушенных листьев по замыслу детей | 1 |
5 | Рисование по памяти «Церковь нашего села» (Свято-Благовещенский приход с. Байкало-Кудары) | 1 | Лепка «Церковь белокаменная» (Свято-Благовещенский приход с. Байкало-Кудары) | 1 |
6 | Декоративное рисование «Растительный узор в полосе» | 1 | Аппликация «Наличники. Карниз» с использованием приемов декоративного оформления | 1 |
7 | Рисование в перспективе «Моя улица» | 1 | Бумажная пластика. Изготовление макета бревенчатого дома | 1 |
8 | Рисование по памяти сельского пейзажа | 1 | Коллаж на тему «Родное село у святого Байкала» | 1 |
9 | Рисование на тему «Таёжная, озёрная, степная…» | 1 | Аппликация «Родная Бурятия» | 1 |
10 | Декоративное рисование «Русский и бурятский узор» | 1 | Вышивка узоров | 1 |
11 | Рисование на тему «Здравствуй, гостья – зима!» | 1 | Изготовление панно из природного бросового материала «Зимушка» | 1 |
12 | Рисование в перспективе «Птичья столовая». | 1 | Изготовление птичьих кормушек. | 1 |
13 | Рисование на тему «Зимние интересности». | 1 | Мастерская Деда Мороза. Лепка елочных игрушек из теста. | 1 |
14 | Роспись елочных игрушек. | 1 | Мастерская Деда Мороза. Лепка елочных гирлянд из теста. | 1 |
15 | Рисование на тему «Сохраним елочку». | 1 | Мастерская Деда Мороза. Изготовление новогодней елочки из бросового материала. | 1 |
16 | Рисование фигуры человека. | 1 | Лепка куклы из глины. | 1 |
17 | Роспись куклы из глины (русский, бурятский наряды) | 1 | Грунтовка куклы из глины. | 1 |
18 | Составление эскиза для сюжетной аппликации по замыслу детей. | 1 | Сюжетная аппликация из природного материала по замыслу детей. | 1 |
19 | Анималистический жанр. Рисование по представлению животных Забайкальского края. | 1 | Лепка фигурок животных Забайкальского края из соленого теста. | 1 |
20 | Анималистический жанр. Рисование по представлению животных нашего края «Заяц». | 1 | Изготовление фигурок животных из сена. | 1 |
21 | Анималистический жанр. Рисование по представлению животных нашего края «Белочка». | 1 | Изготовление фигурок животных из сена. | 1 |
22 | Роспись байкальских камней по замыслу детей. | 1 | Изготовление поделки с использованием байкальских камней «Нерпа на Байкале». | 1 |
23 | Рисование по представлению животных нашего края, занесенных в Красную книгу. «Нуждаются в охране». | 1 | Оформление картин из соленого теста «Животный мир нашего края». | 1 |
24 | Иллюстрирование произведения С.Есенина «Лебедушка» (Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш»). | 1 | Плетение паутинки из нитей «Лебедушка». | 1 |
25 | Рисование по представлению птиц нашего края, занесенных в Красную книгу. «Нуждаются в охране». | 1 | Изготовление панно из соленого теста «Птицы нашего края». | 1 |
26 | Рисование по представлению «Прилет птиц». | 1 | Изготовление подвесной поделки «Птичьи мотивы». | 1 |
27 | Рисование пейзажа «Весна пришла». | 1 | Изготовление объемной аппликации «Весенний букет» | 1 |
28 | Рисование плаката на тему «Планета заболела». | 1 | Оформление макета глобуса на тему «Цвети, планета Земля». | 1 |
29 | Рисование знаков «Правила поведения в природе». | 1 | Изготовление книжки – самоделки с памятками «Как вести себя в природе». | 1 |
30 | Рисование на тему «Вода ради жизни». | 1 | Изготовление панно «Кувшинки на пруду». | 1 |
31 | Рисование по замыслу детей. | 1 | Коллаж по замыслу детей. | 1 |
32 | Рисование по замыслу детей. | 1 | Коллаж по замыслу детей. | 1 |
33 | Рисование по памяти (закон симметрии) «Бабочка». | 1 | Плетение из бисера «Бабочка». | 1 |
34 | Рисование на тему «Вот и лето пришло!» | 1 | Вышивка атласными лентами. «Цветы». | 1 |
Итого часов | 34 | Итого часов | 34 |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Эмоциональное развитие учащихся, основанное на общении с природой, живописью и художественным трудом;
- Развитие творческих, изобразительных способностей и художественного вкуса учащихся через активную творческую деятельность, результатом которой являются собственные рисунки, поделки, отражающие личностное отношение к окружающему миру;
- Повышение познавательного интереса учащихся к искусству, к родному краю;
- Расширение кругозора учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеева Е.В. «Изобразительное искусство в начальной школе», - Волгоград: Изд. «Учитель – АСТ», 2007;
- Выгонов В. «Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели» - М.: Изд. «Первое сентября», 2008;
- Гусакова М.А. «Аппликация» - М.: Изд. «Просвещение», 2006;
- Лыкова И. «Цветные ладошки» - М.: ИД «Карапуз», 2005;
- Петров С. «Поделки из пластилина» - М.: АСТ; СПб.: «Сова», 2006;
- Программа «Перспективная начальная школа» - М.: ООО «Изд. «Академкнига/Учебник», 2011;
- Романовская А., Чезлов Е. «Забавные поделки» - М.: АСТ, Мн.: ООО «Харвест», 2006;
- Серия книг «Сделай сам» - Челябинск: Изд. «Аркаим», 2004 – 2006;
- Серия книг «Легко и просто» - М.: АРТ – РОДНИК, 2007;
- Сухаревская Е.Ю. «Технология интегрированного урока» - Ростов н/Д: Изд. «Учитель», 2005;
- Хананова И. «Соленое тесто» - М.: Изд. «АSТ – пресс», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 3 классе по курсу «Знай свой край» Тема: Байкал – жемчужина Сибири.
Цель: Раскрыть уникальность природы озера Байкал.Задачи: Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.Сформировать образное представление о фауне и флоре Байкала.Продолжить закреплени...
Рабочая программа по интегрированному курсу "Русский язык + литературное чтение" для 4 класса по системе "Планета знаний".
Рабочая программа имеет следующее содержание:1. Пояснительная записка.2. Общая характеристика учебного предмета.3. Описание места учебного предмета в учебном плане.4. Описание ценностных ориентиров со...
Рабочая программа по интегрированному курсу "Математика + информатика" для 4 класса по системе "Планета знаний".
Рабочая программа имеет следующее содержание:1. Пояснительная записка.2. Содержание программы.3.Планируемые результаты освоения программы по математике к концу 4 класса.4. Календарно-тематическое план...
Авторская программа элективных курсов "Мой край родной, моя земля"
Именно с детских лет, взрослые приучают маленького человека любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учат уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стр...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по интегрированному курсу «Окружающий мир, кубановедение» для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий учащегося с ОВЗ
Данная рабочая программа является интегрированным курсом, объединяющим две предметные области «Окружающий мир» и «Кубановедение».Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-702992-1446727101.jpg)
Программа факультативного интегрированного курса "Родничок"
Программа интегрированного курса "Родничок" предназначена для изучения истории, культуры, природы Русского Севера (составлена на материале Архангельской области).Программа рассчитана на тр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/25/picture-1107213-1548403976.jpg)
Авторская программа детского образовательного объединения «Глинка» по курсам декоративно-прикладного искусства: «Глиняная игрушка и художественная керамика», «Гончар».
Предлагаемая программа детского объединения «Глинка» по курсу декоративно-прикладного искусства «Глиняная игрушка и художественная керамика» позволяет вы-явить творческие спосо...