Урок в 3 классе по курсу «Знай свой край» Тема: Байкал – жемчужина Сибири.
классный час (окружающий мир, 3 класс) по теме

 

Цель: Раскрыть уникальность природы озера Байкал.

Задачи: Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

Сформировать образное представление о фауне и флоре Байкала.

Продолжить закрепление навыков групповой работы.

Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_3_klasse_po_kursu_ya_zhitel.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок в 3 классе по курсу «Знай свой край»

Тема: Байкал – жемчужина Сибири.

Цель: Раскрыть уникальность природы озера Байкал.

Задачи: Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

Сформировать образное представление о фауне и флоре Байкала.

Продолжить закрепление навыков групповой работы.

Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.

Тип урока: исследовательско – поисковый.

Методы и формы: исследовательская деятельность, организация работы в группах с таблицами.

Оборудование: компьютер с проектором, кинофильм о Байкале, раздаточный материал.

Урок подготовила и провела :

 Егорова О.И., учитель

 начальных классов

План урока:

  1. Актуализация знаний на исследовательскую деятельность.
  2. Объяснение нового материала:

Краткая характеристика озера Байкал по фильму.

Легенда о Байкале.

Работа с учебником.

Работа в группах.

Фронтальный опрос.

  1. Закрепление пройденного. Задания творческого характера.
  2. Итог урока. Рефлексия. Письмо Историку.

Ход урока.

  1. Стихотворение о Байкале.

- Я прочитаю стихотворение. А вы подумайте, какая тема нашего урока.

  2. Приход Историка.

          -Здравствуйте! Как вы думаете, откуда я приехал? Правильно! С берегов  Байкала! Я вам привез фильм. Давайте его посмотрим. Когда будете смотреть, подумайте, почему Байкал называют морем? (За его огромный размер, за его глубины, за скалистые берега, ………)

     3.– Послушайте легенду о происхождении озера Байкал.

      Существует множество легенд о происхождении названия озера Байкал. Вот одна из них (русское предание):
Давно русские слыхали, что посреди Сибири есть огромное озеро, которое кипит денно и нощно. Но как оно называется, никто не знал. Отправились купцы и казаки к морю-озеру. Перегородил им дорогу Шаман-камень – ни вправо, ни влево его не обойти. Так остановились купцы с казаками и стали жить недалеко от озера, а на берег никак не попадут. На их счастье подошел к ним неведомый человек, вывел к морю. Вывел и сказал: «Бай-гал». А на вопрос русских ответил: «По-нашему это значит огненное место, здесь раньше огонь был, потом земля провалилась, и стало море. С тех пор зовем его Бай-гол». Русским название понравилось. С тех пор и зовут Священное море Байкалом.

4.Работа с учебником. Дети самостоятельно читают на с.22.После чего задание группам: заполнить таблицу.

1 группа.

Длина озера

Наибольшая глубина озера

Площадь острова Ольхон

Сколько рек втекает в Байкал?

Длина береговой линии

Мировые запасы пресных вод составляют

2 группа.

Площадь поверхности озера

Количество островов на Байкале

Возраст озера Байкал

Сколько рек вытекает из Байкала и какая?

Какие горные хребты окружают озеро?

Запасы вод России составляют

Подведение итогов.

5.Фронтальный опрос.

- Что еще знаете об этом уникальном озере?

1 ученик: Озеро Байкал – уникальный водоем. Оно вмещает пятую часть мировых запасов пресных вод.  Только байкальской воды хватило бы на 40 лет для жителей всей Земли. Работая вместе, все реки мира затратили бы целый год, чтобы заполнить Байкал.

2 ученик: Байкал – самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина составляет – 1637 метров. Само озеро лежит в Байкальской впадине – каменной чаше, со всех сторон окруженной горами. Слой осадков на дне озера около 7 километров. Если их убрать, то глубина Байкала станет как в океане.

3 ученик: Байкал – одно из древнейших озер планеты. Его возраст приблизительно равен 25-30 миллионам лет.  Другие озера живут только 10-15 миллионов лет. А потом заполняются осадками  и высыхают. Ученые считают, что Байкал является зарождающимся океаном. Его берега расходятся со скоростью 2 сантиметра в год.

4 ученик: Изумительная прозрачность и чистота байкальской воды давно уже стали легендой. Весной после освобождения озера ото льда, прозрачность воды достигает 40 метров, можно разглядеть отдельные камни и различные предметы. За свою чистоту и уникальные свойства байкальская питьевая вода ценится во всем мире.

5 ученик: Озеро Байкал является домом для более 2000 разновидностей растений и животных, большинство из которых не встретишь нигде в мире. Такое большое количество живых организмов объясняется большим содержанием кислорода в байкальской воде.

6 ученик: Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и другие. Икра байкальского омуля выпущена в Ладожское, Онежское озера и вывезена в Чехословакию, Монголию и Англию. Для увеличения численности омуля на реке Большая речка создан рыборазводный цех.

7 ученик: На Байкале, по данным орнитологов (ученых, изучающих птиц), водится 236 видов птиц, из них 29 водоплавающих. Например,  на скалистых островах Байкала селятся серебристые чайки, а белоголовый орел – один из самых красивых пернатых хищников.

8 ученик: По берегам озера водятся баргузинский соболь, белка, горностай, медведь, лось и другие животные. Здесь же обитает нерпа – байкальский тюлень. Нерпа распространена по всему Байкалу, но особенно их много в северной и средней частях. Сейчас на Байкале насчитывается около 80000 голов.

9 ученик: Происхождение байкальской нерпы до настоящего времени не выяснено. Возможно, она проникла в озеро через крупные, связанные между собой озера и реки из Ледовитого океана. Особенно много нерпы на Ушканьих островах.

10 ученик: В год нерпа съедает около тонны рыбы. В поисках пищи она ныряет на глубину до двухсот метров и остается под водой на 20-25 минут. Максимальная скорость плавания 20 – 25 километров в час.  Продолжительность жизни байкальского тюленя – 56 лет.
11 ученик: В озеро Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна – Ангара. Название свое Ангара получила из-за расщелины, дающей выход водному потоку из озера (по-бурятски  и  по-эвенкийски слово «анга»  означает «пасть», «рот»). Исток реки Ангары – самый широкий и крупный в мире. Ширина истока 863 метра.

12 ученик: На середине истока виден Шаман-камень высотой до полутора метров над водой. Этот камень представляет собой  выступ подводной гранитной скалы. Напротив Шаман-камня находится смотровая площадка. Весной из-за низкого уровня воды он больше выступает и лучше виден с берега.

13 ученик: В  древности местные жители  наделяли Шаман-камень чудодейственной силой. Здесь проходили особо важные шаманские обряды, давались клятвы и произносились молитвы. Об этом свидетельствует усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

14 ученик: Шаман-камень упоминается во многих легендах и преданиях.  Вот одна из них – легенда об Ангаре.

Подросла у седого Байкала  красавица дочь Ангара. От чужих взглядов спрятал он ее в своих водах. И решил  найти ей жениха поближе, чтобы не отпускать в дальние края. Выбрал Байкал в женихи  соседа – богатого и знатного Иркута, но не понравился Иркут Ангаре. Из рассказов чайки узнала Ангара о могучем богатыре Енисее. Вопреки воле отца решила она ночью убежать к Енисею. Проснулся Байкал, да поздно было. В ярости швырнул вдогонку Ангаре огромный утес, чтобы задержать беглянку. Но Ангара грудью смогла рассечь береговые скалы. Там, где вырвалась Ангара из тисков Байкала, до сих пор высится Шаман-камень, брошенный отцом вслед красавице.

  1. Творческое задание по группам.

- Перед Вами фрагменты животных. Угадайте их и соберите части в единое целое.(Нерпа, белка, рысь, волк)

Проверка.

  1. Творческое задание.

- А сейчас мы с вами составим на байкальском  камне – девиз в защиту Байкала. Продолжите предложение – Байкал – это……

       9.Вывод урока.

   - В древнейшие времена, когда человек был гораздо ближе к природе, чем сейчас, люди поклонялись солнцу, звездам. Несомненно, поклонялись и Байкалу. Старый эвенк, прежде чем срубить старую березку для костра, просил у нее прощения за то, что губит ее по необходимости. Наверное, если бы и мы с вами так относились к природе, не было бы загрязненных рек и озер, замусоренных лесов, вырванных с корнем цветов.

Прочитайте ритуальное обращение бурят к Земле и Воде.

На доске:

Земля, по которой ходишь, – наша!

Вода, раскинувшаяся морем, – наша!

– Нам доверено жить на Байкале, и мы в ответе за него перед всем миром.

 9. Рефлексия.

  - Ребята предлагаю написать письмо Вашему другу – Историку с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем вслух зачитывается письмо).

                                  Письмо другу – Историку.

      Здравствуй, дорогой  друг! Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в ___________________________________ классе прошел _____________________ урок. Мы смотрели _________________________________ фильм, вспоминали __________________ легенду, готовили ______________________________ сувениры  из камней, угадывали ____________________________ зверей.

      __________________________________ ученики нашего класса вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие________________________________ уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое ____________________________ письмо. Жду ответа.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Байкал- жемчужина Сибири

Озеро Байкал- самое великое озеро на земле, ничего не может сравниться с это жемчужиной Сибири. Эта презентация поможет рассказать об этом чуде....

внеклассное мероприятие "Байкал - жемчужина Сибири"

Внеклассное мероприятие «Байкал-жемчужина Сибири» Цели:       познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вы...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "БАЙКАЛ-ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "БАЙКАЛ-ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"...

Презентация " Байкал - жемчужина Сибири " к уроку географии. 8 класс.

Живой БайкалКак ты красив, наш батюшка Байкал! Среди лесов, песчаных дюн и скал Стоишь, не зная горестей и бед Уж четверть сотни миллионов лет. Играют над тобой Сарма, Култук,...

Рабочая программа курса"Знай свой край"

Программа курса внеурочной деятельности на основе интегрированного курса "Краеведение"....

Разработка по предмету "Окружающий мир" по теме "Байкал-жемчужина Сибири"

Познакомить детей с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с его обитателями; р...