Программа факультативного интегрированного курса "Родничок"
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему
Программа интегрированного курса "Родничок" предназначена для изучения истории, культуры, природы Русского Севера (составлена на материале Архангельской области).Программа рассчитана на три года, 2-4 класс.Может использоваться во внеурочной деятельности или как самостоятельный факультатив. На программу имеется рецензия.В календарно-тематическом планировании представлена технологическая карта с учетом межпредметных связей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Факультативный интегрированный курс «Родничок»
Тематическое планирование с учётом межпредметных связей
2 класс
Авторы: Карабут И.Н.
Коковина Т.В.
Тема: «Фольклор – народная мудрость».
Цели: - дать учащимся начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости;
- познакомить с малыми народными жанрами: закличками, приговорками, считалками, прибаутками, играми ,скороговорками.
№ п/п | № в теме | Тема занятия | Задачи занятия | Используемый материал | Межпредметная интеграция | ||
Фольклорное пение | ИЗО | Технология | |||||
1. | 1. | Знакомство с фольклором. Заклички, приговорки. | Дать представление о северном фольклоре, познакомить с историей возникновения закличек, приговорок, познакомить и разучить заклички, приговорки, работать над их языком, содержанием. | Заклички «Дождик, дождик, пуще», «Дождик, дождик, лей, лей, лей», «Радуга-дуга»; Приговорки: «Бабка- коробочка», «Мышка-мышка» | Заклички «Солнышко», «Радуга- дуга», «Дождик, дождик, пуще»; приговорки «Божья коровка», «Бабка-коробочка», «Улитка,улитка», «Петушок». | ||
2. | 2. | От чистоговорки к скороговорке. | Познакомить с особенностями чтения скороговорок, их содержанием; словарем; отрабатывать темп и ритм их чтения; разучивать с музыкальным исполнением и инсценировать их. | Сборник «Морянка»: «Шли три попа», «На горе у пригорка», «Сшит колпак не по-колпаковски», «Андрей-воробей» | «Вники», «Андрей-воробей», «Четыре черненьких чертенка», «Бык тупогуб», «Мышонку шепчет мышь» | ||
3. | 3. | Поиграем, посчитаем. | Познакомить со считалкой как | Считалки: «Я | Считалки: «Заяц | Рисование по |
частью игры, с се значением в жизни народа; работать над выразительностью и языком считалок; учить исполнять считалки с музыкальным сопровождением, разучивать игры | скакала», «Начинается считалка на березу села галка»; Игры: «Бабка-Ёжка», «У медведя во бору». | белый», «Чики- брики, где была?», «Я скакала», «Шла коза по мостику», «Вот лягушка по дорожке»; Игры:«Колокольцы- бубенцы», «Горелки», «Каравай». | представлению зимующих птиц по считалке «Начинается считалка». | ||||
4 | 4. | Прибаутки. | Познакомить с прибаутками, их особенностями, работать над языком, содержанием, выразительностью исполнения, учить инсценировать прибаутки с помощью мимики и жестов, работать над чистотой интонирования. | «Как у наших у ворот», «Как у нашего Данилы», «Стучит, бренчит но улице» | «Прибаутка», «Чики-чикалочки», «Как у наших у ворот», «Скок- лоскок» | Декоративное рисование «Узор для украшения для прибаутки», «Заказчик и мастер» | Работа с бумагой Изготовление шапок для прибаутки «Заказчик и мастер» |
5 | 5. | Итоговое занятие. Посещение концерта фольклорного ансамбля «Северная звонница».
| |||||
Тема: «Осенины». Цели:- познакомить с традициями и обычаями народа во время уборки осеннего урожая; - познакомить с традициями празднования «Осенин»; - обобщить знания об осенних закличках, хороводах, играх; - продолжить знакомство с малыми фольклорными жанрами. | |||||||
6 | 1. | Народные приметы осени. Осенние заклички и песни. | Познакомить с народными приметами осени, осенними закличками, песнями, их содержанием, языком; работать над их исполнением с музыкальным сопровождением и движениями. | Приметы: «Осенью птицы летят низко...», «Гром в сентябре - к теплой осени», «Осень - перемен восемь», «Осень идет и дождь за собой ведёт»,«Восенушка-осень" | Заклички: «Осень, осень», «Восёнушка - осень», Песни: «Осень», «Листопад», «Падают листья». | Рисование по представлению «Мы рисуем осень». | Поделки из природного материала «Осенняя полянка». |
7. | 2. | Экскурсия в осенний лес. Заклички. | Учить наблюдать за природой, прививать любовь к родной природе, беречь и охранять её. Разучить закличку «Осень» с музыкальными инструментами (ксилофоном, металлофоном). | «Осень», «Восенушка -осень». | |||
8. | 3. | Осень - припасиха.
| Познакомить с традициями и обычаями северного народа во время сбора урожая; познакомить с содержанием и словарем стихотворений северных авторов, разучить осенние хороводы с движениями. | Сборник «Морянка»: В.Шелыгин «Рябина», В. Аушев «Брусничное море» | Русская народная песня «Калина», «Урожай собирай» | ||
9. | 4. | Аппликация «Дары осени». Коллективная работа. | Учить делать аппликацию овощей и фруктов из цветной бумаги. Разучивать игры и считалки об урожае. | Игры и считалки об урожае. Игра: «Огородник», «пахарь и жнец»; Считалки: «Зайчишка-трусишка», «Яблочко катится», «На зеленом на лугу». | Рисование с натуры северных овощей и фруктов.
| ||
Тема: «Зимние святки». Цели:- познакомить с обрядами зимних святок, с обрядом колядования, значением слов «коляда», «колядка», разучить песни-колядки и инсценировать их; - работать над языком колядок, значением устаревших слов; - продолжить знакомство с малыми фольклорными жанрами. |
10 | 1 | Когда наступает зима. | Учить наблюдать на родной | Экскурсия в природу. | Зимние обрядовые праздники. | ||
11 | 2 | Народные приметы зимы. Зимние заклички. | Познакомить с народными приметами, учить декламировать стихи, читать рассказы о зиме, разучить зимние заклички, песню «Как на тоненький ледок», работать над их языком и выразительностью их исполнения. | 9 декабря ходили ненастью. Ф.Абрамов «Первый снег» | Заклички. «Мороз, мороз», «Морозушка – мороз», песня «Как на тоненький ледок» | Зимний пейзаж с фигурой человека | |
12 | 3 | Зимние обрядовые праздники. | Познакомить с обрядами зимних Святок и праздниками «Новый Год», «Крещение», познакомить с языком песен колядок, разучить игру «Цыган и медведь». | Игра «Цыган и медведь», «Пришла коляда накануне Рождества», «Таусень», «Винограды» | Колядки: «Коляда, ты, коляда», «Коляда-маляда», «Уродилась коляда», «Сею, вею, посеваю, с новым годом поздравляю» | Рисование обрядового северного печенья, козули | Работа с пластилином. Объёмная аппликация на картоне «Север- ные козули». |
13 | 4 | Интегрированный урок. «Зимние святки». | Продолжить знакомство с | Колядка «Приходила Коляда», «Таусень», «Пришла коляда, отворяй ворота», игра «Цыган и медведь». | За кличка: «Мороз, мороз». Песня «Как на тоненький ледок», Колядки: «Приходила коляда»,» Кол яда-моляда, прикатила молода», «Таусень»,»Коляда-маляда, зачем пришла». | Рисование по шаблону масок колядовшиков. | Аппликация из картона «Маски колядовщиков» |
14 | 5 | Итоговое занятие - | ||||||
15 | 6 | Праздник-концерт комбината. | Осуществить преемственность с ДОУ в знакомстве с обычаями и обрядами «Зимние Святки». | |||||
Тема: « В гостях у сказки» Цели: - познакомить с особенностями русских народных сказок; - учить находить отличия и сходства в сказках разных народов, работать над их содержанием, языком, музыкальным исполнением и инсценированием. | ||||||||
16 | 1 | Сказка «Репка». | Познакомить с содержанием северной народной сказки «Репка», сопоставлять северную народную сказку и русскую народную сказку «Репка», северную народную сказку и сказку «Репка» на современный лад . | Северная народная сказка «Репка». | Сказка «Репка» на современный лад. | |||
17 | 2 | Русская народная сказка «Лисичка- сестричка и волк». | Работать над содержанием сказки, | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» | |||
18 | 3 | Русская народная сказка «Лиса и волк». | Познакомить с содержанием сказки «Лиса и волк»; работать над языком и содержанием сказки, сопоставлять две сказки, разучить музыкальный материал, читать его по ролям, инсценировать | Русская народная сказка «Лиса и волк» | Русская народная сказка «Лиса и волк» | Сюжетная иллюстрация по сказке «Лиса и волк» | Работа с природным материалом. «Сюжет из изученных сказок». |
19 | 4 | Интегрированный урок : краеведение + фольклорное пение. «Народная мудрость сказок» . | Показать, в чем заключается мудрость народа в р. н. сказках, познакомить с содержанием сказки «Старик и волк», анализировать её, работать над язы ком , характеристиками героев, выразительным чтением и музыкальным ' исполнением, сопоставлять северную народную сказку и смоленскую сказку «Старик со старухой и волк». волк»,волк».провести муз. викторину по изученным сказкам. | Северная народная сказка «Старик и волк», смоленская народная сказка «Старик со старухой и волк». | Северная народная сказка «Старик и волк», смоленская народная сказка «Старик со старухой и волк». | Рисование по представлению. Сюжет по сказке «Старик и волк»». | Работа с пластилином. Композиция по сказке «Старик со старухой и волк». |
20 | 5 | Культпоход в театр на просмотр русской народной сказки. | Учить наблюдать за манерой исполнения героями своих ролей, музыкальным оформлением сказки, правилам поведения. | ||||
21 | 6 | Итоговое занятие. Праздник русской народной сказки.
| Обобщить особенности русских народных сказок, инсценировать их с музыкальным исполнением, привлечь родителей к инсценировке сказок и изготовлению костюмов и декораций к сказкам. | Изучение сказки. | Изучение сказки. | ||
Тема: «Встреча весны». Цели:- познакомить с народными приметами, закличками, стихами и рассказами о весне, с обрядом встречи весны «Сороки». | |||||||
22 | 1 | Весна идёт, весне - дорогу. | Познакомить с народными весенними приметами, разучить весенние заклички, работать над их содержанием, выразительным исполнением, разучить хоровод «Перед весной». | Приметы «Зима весну пугает, да сама тает». «Весною оглобля за одну ночь обрастает», «Красна весна, да голодна». | Заклички: «Солнышко», «Нам весну гукать», «Весна красна», «О, кулички-жаворонушки», хоровод «Перед весной». | Рисование по представлению декоративного солнца. | Аппликация «Декоративное солнце». |
23 | 2 | Экскурсии в весенний лес. | Учить наблюдать за природой, сезонными изменениями, прививать любовь к родной природе, учить беречь и охранять её, закликать весну весенними закличкамн, разучить песню «Веснянка». | Изученные заклички, песня «Веснянка». | |||
24 | 3 | Обряд «Встреча весны». | Познакомить с обрядом «Сороки», содержанием рассказа ««Потоп» И.Полуянова, стихотворение В.Беднова «Снеговик», закрепить изученные заклички и песни, разучить игру «Родничок», работать над словарем. | Рассказ И.Полуянова «Потоп», В.Беднова «Снеговик» | Пройденные заклички. Игра «Родничок». | ||
25 | 4 | Первые вестники весны. | Вспомнить особенности проведения «Сороки», учить работать с бумагой, делать сборку деталей, познакомить с содержанием сказки «Как Маша весну встречала», разучить музыкальный материал сказки, закличку «Солнышко», разучить хоровод «Прялица». | Изготовление весенних птиц. | Сказка «Как Маша весну встречала» с музыкальным исполнением, закличка «Солнышко», хоровод «Прялица». | ||
26 | 5 | Весну закликаем. | Обобщить изученный материал о весне, обучать инсценировке сказки, фрагментов праздника «Встреча весны», разучить песню «Блины», повторить хоровод «Прялица» | Сказка «Как Маша весну встречала», материал фрагментов праздника. | Песня «Блины», хоровод «Прялица» | ||
27 | 6 | Итоговое занятие. Праздник «Встреча весны». |
Тема: «Делу – время, потехе – час»
Цели: - закрепить знания о малых фольклорных жанрах, сказках, связанных с трудом и отдыхом русского народа.
28 | 1 | Рукам – работа, душе - праздник. | Познакомить с содержанием сказки С.Г. Писахова;, работать над содержанием и языком сказки; учить читать её выразительно по ролям; разучить песню «Мак- маковистый». | Сказка С.Г. Писахова «Как поп работницу нанимал». | Хоровод «Мак-маковистый»; песня «Бурёнушка»» | ||
29 | 2 | Рукам – работа, душе - праздник. | Работать над содержанием пословиц о труде; разучить игру «У медведя». | Пословицы: «Рукам - работа, душе-праздник», «Мал короед, да дерево точит», «Топор лесоруба греет лучше, чем шуба»; | Игра «У медведя»; считалка «За стеклянными дверями». | Рисование эскиза узора для салфетки | |
30 | 3 | Прибаутки о труде. | Познакомить с прибаутками о труде; работать над их содержанием, чтением по ролям. | Прибаутки: «Уля, иди за дровами», «Что делаешь?», Заказчик и мастер». | Работа с тканью. Вышивание узора по эскизу. | ||
31 | 4 | Прибаутки о труде. | Познакомить с прибаутками; работать над содержанием и инсценированием прибауток; разучить прибаутки с музыкальным сопровождением. | Прибаутки: «Пойдем в поле пахать», «Здравствуй, кум», «Федул» | Прибаутки: «Где ты был, Иванушка?», «Кисонька-мурлысенька», «Скок-поскок», «Патока с имбирем», «Ай, чу-чу, я горошек молочу», «Как у нашего Данилы». | ||
32 | 5 | Есть на Севере у нас… | Познакомить с содержанием сказки В.Чуркина; работать над словарем, выразительным чтением; инсценировать сказку; разучить песню «Морошка»; игру «Плетень». | В.Чуркин «Знайка-зазнайка». | Песни «Буренушка», «Морошка», игра «Плетень». | ||
33 | 6 | Хороводы и сказки. | Закрепление движение хороводов и словесных сопровождений. Познакомить с содержанием сказки «Как мужик корову продавал». | Инсценирование сказки «Как мужик корову продавал» | Закрепление ранее изученных хороводов, песен, прибауток. | ||
34 | 7 | Праздник. Посиделки «В гостях у тётушки Ирины». |
Факультативный интегрированный курс «Родничок»
Тематическое планирование с учетом межпредметных связей
3класс
Автор: Тихомирова И.А.
Цели : - в доступной для младших школьников форме дать представление о нашем крае - географическом расположении, климате,
растительном, животном мире;
- формировать историко-временные представления;
- познакомить с традициями, обычаями, культурой северного народа на разных исторических этапах;
- познакомить с главными христианскими праздниками, их глубоким духовным смыслом, с традициями культуры общения на
русском Севере, с особенностями северной речи ;
- формировать умение работать с текстом, используя произведения писателей и поэтов Севера;
- воспитывать любовь и интерес к северному краю и его традициям
№ п/п | №т | Тема занятия | Произведения для чтения | Межпредметные связи | ||||
ИЗО | технология | подвижные игры | окружающий мир | экскурсии | ||||
Раздел 1. «Природа нашего края» (5 часов) Задачи: - познакомить учащихся с географическим расположением Архангельской области, водоемами, климатическими особенностями Севера. | ||||||||
1 | 1 | Край, в котором мы живем . | С. Писахов «Не любо - не слушай» | Рисование по представлению северного сияния | Климат и водоемы Архангельской обл. | |||
2 | 2 | Растения нашего края. | Ф. Леф «Самая сладкая ягода»(«Морянка») Б. Шергин «Двинская земля» (отрывки, «Морянка») | Гербарий, иллюстрации грибов, Плешаков «Мир вокруг нас», 1 класс («С кем дружит ель») | ||||
3 | 3 | Животный мир Севера . | Т.Плешак «Выручила сорока» («Морянка»). Загадки о животных, птицах нашего края | Кречмар А.В. «Животный мир Севера России». Зимующие птицы |
4 | 4 | Город у Белого моря (заочная экскурсия по Северодвинску. История возникновения города). | Ф.Леф «Поморы» («Морянка»). Фотоальбом «Северодвинск». | Рисование по памяти и представлению на тему «Мой город» | ||||
5 | 5 | Обобщающее занятие (в музее). | Городской краеведческий музей. Зал «Растительный и животный мир Севера» | |||||
Раздел 2. «Календарно-обрядовая культура как форма взаимоотношения человека и природы». (29 часов) Тема 1. «Осень в гости просим» (4 часа) Задачи: - познакомить учащихся с тем, как в старину люди предсказывали погоду, объясняли природные явления, судили о будущем урожае; - учить детей различать пословицы от поговорок, вести наблюдения за природой; - формировать представления о старинном празднике «Капустки», посвященном сбору и засолке капусты, разучить загадки, поговорки, игры о капусте; о главном христианском празднике октября – Покрове, познакомить с приметами данного праздника. | ||||||||
6 | 1 | Что сегодня за день? (Северные народные предсказания, поверья, приметы о погоде. Как думали в старину люди о природе, окружающем мире). | Пословицы и поговорки. («Морянка») Т.Плешак «Воробьи – синоптики». («Морянка») | Народные приметы о погоде. Как животные, птицы, растения предсказывают погоду | ||||
7 | 2 | Старинный праздник «Капустки». | Загадки, пословицы, поговорки о капусте. Сочинение сказки «Разговор двух кочанов капусты» | Игра «Капуста» | Лечебные свойства капусты. Составление меню из капусты | |||
8 | 3 | Покров. | ||||||
9 | 4 | Обобщающий урок – «Праздник с огорода. Капустник». |
Тема 2. «Путешествие в северный дом. Наша старина». (13 часов) Задачи: - формировать представление о северном деревянном доме, раскрыть особенности его строительства, познакомить с обстановкой дома, утварью, главным местом в доме - Красным углом; - рассказать о старинной русской одежде, северном костюме; - познакомить с музеем деревянного зодчества в Малых Карелах; - формировать представление о занятиях трудового народа в свободное от основных работ время; - познакомить с декоративно-прикладным творчеством жителей Севера | ||||||||||||
10 11 | 1 2 | «Дом! Дом! Открой | Загадки о домашней | Рисование северного | Моделирование бревна. | сосна | ||||||
12 | 3 | Хозяйственные | Иллюстрации, презентация «Малые | По возможности выездная экскурсия в Малые Карелы. | ||||||||
13 | 4 | Северная прялка. | Игра кокорица» | |||||||||
14 | 5 | Роспись на | Роспись прялки | |||||||||
15 | 6 | Старинная русская одежда. Северный костюм. | К. Ушинский | лён | ||||||||
16 | 7 | Северная вышивка. | Рисование узора для | |||||||||
17 | 8 | Варежки (северный сисимволы) символы, | Рисование своего
| |||||||||
18 | 9 | Народные промыслы | с. Холмогоры | |||||||||
19 | 10 | Народные промыслы | Экскурсия в ДЮЦ в кабинет
| |||||||||
20 | 11 | Каргопольская | Г. Дурасов «Сказ о | Каргопольская роспись | ||||||||
21 | 12 | Каргопольская | Лепка и роспись | |||||||||
22 | 13 | Обобщающее занятие | Городской краеведческий музей. | |||||||||
Тема 3. «Старинные русские обычаи. Взаимоотношения людей» (6 часов) Задачи: - познакомить учащихся с особенностями северной речи (диалектами); из растительных продуктов, познакомить с правилами этикета за столом в северной семье; | ||||||||||||
23 | 1 | Учимся величать | Б. Шергин «Дивный |
24 | 2 | Старинные русские обычаи (чаевничание, гостеприимство, встреча хлебом - солью). | Пословицы о гостеприимстве. С. Писахов "Самоварова семья». В. Личугин «Совесть и удача». («Морянка») | |||||||||
25 | 3 | Великий Пост. Северная кухня (этикет - правила поведения за столом). | С. Писахов «Как купчиха постничала». («Морянка») | Меню на один день Поста из рыбы и растительности северного края. | ||||||||
26 | 4 | Старинные русские обычаи (добрые дела, помочи). | А. Чуркин «Зайка-зазнайка» , («Морянка») «Живая Русь». Д Латышина (2 ч) с, 107 «Добрый обычай», с. 108 «Два брата», с. 112 И, Тургенев «Сиротка Катя». Пословицы о добрых делах. | Старинная народная игра «Кто с нами?» | ||||||||
27 | 5 | Масленица. (Суть праздника, символы. Посещение родственников в масленичную неделю). | По Плотникову «Мир наших прадедов.». («Морянка», выборочное чтение). Заклички (разучивание). | |||||||||
28 | б | Масленица. Развлечения в масленичную неделю. | Изготовление соломенной куклы «Маслены» | Игры «Зазываем масленицу», «Поймай», блин». «Птицы летят», «Снежки». | ||||||||
Тема 4 .«Весна пришла» (6 часов). Задачи:- познакомить с христианскими праздниками весны - Вербным воскресеньем, Пасхой, Троицей, с их символами, смысловым содержанием: - продолжить знакомство с обычаями и традициями северного народа, праздником выгона скота на пастбище. «Егорьев день»; | ||||||||||||
29 | 1 | Вербное | Приговорка «Верба, | Рисование | Приметы по этому дню судили о погоде, о будущем урожае) | |||||||
30 | 2 | Пасха. | Роспись пасхального | Открытка из «Верба», по | Игры с -бой яйцами, -чье яйцо дольше прокрутится | |||||||
31 | 3 | Егорьев день. | Д. Григорович | Игра «Пастух | Домашние | |||||||
32 | 4 | Русская березка. | Загадки о березе. | Игра «Кресты» | Лечебные свойства | |||||||
33 | 5 | Обобщающий урок. Викторина «Край наш северный» | ||||||||||
34 | 6 | Праздник «Как на Севере у нас. . . » |
Факультативный интегрированный курс «Родничок»
Тематическое планирование с учетом межпредметных связей
4 класс
Автор: Тихомирова И.А.
№ | Тема урока | Задачи урока | Произведения для чтения | Межпредметные связи | |
окружающий мир география природоведение | история | ||||
Тема 1. «Двинская земля» (7 часов) | |||||
1-2 | Двинская Земля. | 1. Познакомить учащихся с географическим положением Архангельской области, ее климатом, водоемами, разнообразием флоры и фауны . 2. Показать красоту таких явлений северного края, как белые ночи, полярное сияние. 3. Учить детей работать с картой Архангельской области. 4. Воспитывать любовь к родному краю. | Б. Шергин «Двинская земля». («Морянка») , «Первый порт России» («Морянка») | карта Архангельской обл., природа Архангельской обл. (растительный и животный мир, климат, белые ночи, северное сияние, ледоход, тундра). | г. Архангельск Пётр I |
3-4 | «Как не любить свой край северный» (М.Крюкова) | 1. Познакомить учащихся с творчеством северной сказительницы М Крюковой. 2. Продолжить знакомство с природой Архангельской области. 3. Продолжить работу по карте Архангельской области. 4. Познакомить учащихся с промышленностью края; ролью нашего края в развитии страны. 5. Воспитывать чувство гордости за свой край. | М. Крюкова «Здравствуй, морюшко Белое» | Белое море, Северная Двина, карта Архангельской обл., промышленность, животный и растительный мир области, подводный мир Белого моря, роль природы в жизни человека |
5-6 | Жемчуг - дар природы.
| 1.Познакомить учащихся с историей промысла речного жемчуга, а также показать значение этого камня в жизни людей. | В. Бахревский «Жемчужина окатная» | карта Архангельской обл., р. Онега, промысел жемчуга | |
7 | «Возвеличивать Северную...» | 1 .Выявить знания детей о нашем крае. | Обобщающий урок. | ||
Тема 2. «Природа и люди Поморья». (7 часов) | |||||
8/1 | «Заветная мечта поморов». | 1. Познакомить учащихся с тем, как описывает северный писатель М. Попов жителей Поморья. отличительных качеств характера поморов, населявших северный край в старину. | М. Попов «Иванова кочка»; «Жить надо не начерно, а | Белое море Баренцево море
| История флота, парусные корабли, |
9/2 | «Сказ о Северной | 1. Продолжить работу с картой Архангельской обл. черт характера поморов | М Попов «Как | карта Архангельской обл., р. Северная Двина | |
10/3 | «Наш край летом | 1. Продолжить работу с картой Архангельской обл.. природном явлении - белые ночи. | М Попов «Жить надо не начерно, а набело»(«Морянка») | карта Архангельской обл., |
|
11/4 | «Соли хотели, гостюшки, так хлебайте». | 1. Познакомить с историей развития солеварения в северном крае. 2. Познакомить с ролью края в истории развития промышленности страны. 3. Продолжить работу над составлением характеристики поморов. | М. Попов «Хитриянов капкан» | карта Архангельской обл., с. Койда | развитие торговли на Руси
|
12/5
| «Светлый ум и умелые руки - главное богатство человека». | 1 . Продолжить работу с картой Архангельской обл. 2. Познакомить с научным объяснением природного явления - северное сияние. 3. Продолжить знакомство с фауной северного края. 4. Воспитывать у учащихся лучшие качества характера - силу, выносливость, терпение, храбрость, смекалку, мудрость и др. на примере главного героя сказки. | М. Попов «Золотой ларец» | карта Архангельской обл.. с. Койда, северное сияние, животный и растительный мир Крайнего Севера | |
13/6 | «Много в краю нашем чудностей, много прелестей» (М.Крюкова). | 1. Познакомить учащихся с бытом и обычаями северян в прошлом. 2. Познакомить с исторической справкой о г. Каргополе. 3. Продолжить работу над диалектной речью. 4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | М. Попов «Жемчужина для Любавы»; «Каргополь» по А. Коковкиной ( «Морянка», выборочно) | карта Архангельской обл., р. Онега, г Каргополь, промыслы Севера, экология |
|
14/7 | «Были бы руки способные, да сердце доброе, а родная земля не подведет». | 1. Углубить знания учащихся о Соловецком монастыре. 2. Обобщить работу предыдущих занятий по составлению характеристики помора. 3. Воспитывать у учащихся лучшие качества характера на примере героев сказок М. Попова | М. Попов «Волшебные яблоки»; «На Соловецком подворье» («Морянка») | Соловецкие о-ва
|
|
Тема 3. «Не любо - не слушай». (4 часа) |
15/1 | Северный | 1. Познакомить учащихся с биографией С. Писахова. 2. Провести обзор книг с произведениями С. Писахова | Библиографический урок. Обзор книг с произведениями С. Писахова. Экскурсия в библиотеку. | ||||
16/2 | «У доброго | 1. Познакомить с обычаями Русского Севера - гостеприимством, чаевничанием. 2. Познакомить, как описывает С.Писахов обычай чаёвничания. 3. Воспитывать культуру поведения за столом. | С.Писахов «Самоварова семья» («Морянка») | история северных традиций и обычаев (гостеприимство, чаёвничание) | |||
17/3 | «Сам знаешь, что ни говорю - верно» | 1. Учиться находить в сказках гиперболу (преувеличение). 2. Воспитывать любовь и уважение к родному краю, его традициям. | С.Писахов «Сахарна редька», «Апельсин» | растительный мир Архангельской обл. | |||
18/4 | «Не любо - не | 1. Работа по развитию речи учащихся. 2. Учить детей фантазировать, развивать воображение, связно и последовательно излагать свои мысли. | Обобщающий урок. Творческая работа. Сочинение сказки о природе нашего края. | ||||
Тема 4. «Слово о великом поморе». Жизнь и творчество М.В.Ломоносова. (3 часа) | |||||||
19/1 | «Ум веселится, ( Б. Шергин) | 1. Познакомить с биографией М.В.Ломоносова, проследить его основные этапы жизни по произведению «Слово о Ломоносове». 2. Воспитывать уважение и чувство гордости за великих людей края. 3. Продолжить работу с картой Архангельской обл. | Б.Шергин «Слово о Ломоносове» («Морянка»); «Холмогоры» по Гнездовскому («Морянка») | карта Арх. обл., с. Холмогоры, (д. Денисовка).
| Биография М.В.Ломоносова | ||
20/2 | «Много было людей ученых, а наш северянин Ломоносов мудрее всех» (А. Гладкобородова). | 1. Продолжить знакомство с биографией М.В.Ломоносова. 2. Познакомить учащихся с великими открытиями ученого. 3. Познакомить с народным промыслом с. Холмогоры – резьбой по кости. | А.Гладкобородова «О мудром поморе северянине Ломоносове» («Морянка») | Белое море; резьба по кости (народный промысел Севера) | Императрица; оды; МГУ им.М.В.Ломоносова; открытия М.В.Ломоносова |
21/3 | «Прославился умом-разумом» | 1.Познакомить учащихся с | М.В.Ломоносов умолк...» | |||
Тема 5. «Живое слово Бориса Шергина» (6 часов) | ||||||
22/1 | Писания Бориса | 1.Познакомить с биографией Б.Шергина | Библиографический урок. Обзор книг с произведениями Б. Шергина. | |||
23/2 | Б.Шергин «Зеркальце» | 1. .Познакомиться со сказкой «Зеркальце». Выявить юмор в данной сказке, черты характера, которые высмеивает писатель. | Б. Шергин | |||
24/25 3-4 | «Наш пострел (Б.Шергин) | 1 .Продолжить знакомство с творчеством Б. Шергина. 2.Составить характеристику главного | Б. Шергин | |||
«Плотник думает Топором». (Б.Шергин) | 1. Продолжить знакомство с творчеством писателя. 2.Учить детей выявлять главную мысль произведения, подбирать пословицы для выражения главной мысли. 3.Учить детей правильно объяснять смысл пословиц, развивать речь учащегося, учить рассуждать, доказывать. |
Б.Шергин «Шей да пори – не будет пустой поры» («Морянка») | ||||
27/6 | «Одно дело делаешь – другого не порть». (Б.Шергин) | 1.Развивать речь учащихся - умение | Обобщающий урок. Творческая работа. Сочинение по пословице, по выбору учащегося. |
Тема 6. «Земли моей живые родники». ( 7 ч) | |||||
28/1 | «Нёнокса - (А.Трапезников) | 1. Познакомить учащихся с с.Нёнокса,
| А. Трапезников | Карта Северодвинска, карта Архангельской обл. промышленность (солеварение) | Нёнокса (история села) |
29/2 | «Зовут меня на Севере (А.Трапезников) | 1 .Обобщить знания детей о значении природы в жизни человека.
Воспитывать бережное отношение к | Л. Трапезников | карта г.Северодвинска и его окрестностей, источник урочища Куртяево, экология, исторические памятники природы, охрана природы | История Куртяевского источника |
30/3 | «Рождение города». Экскурсия в краеведческий музей. | 1.Познакомить учащихся с историей строительства г.Северодвинска | история возникновения города | ||
31/4 | «Город наш наш молодой». (В.Шелыгин) | 1. Познакомить учащихся с ролью города в годы Великой Отечественной войны. 2. Воспитывать у учащихся любовь и уважение к своему городу. | В. Шелыгин «Город наш деревянный» | карта Архангельской обл. Белое море, Северная Двина
| Северодвинск в годы Великой Отечественной войны, Николо-Корельский монастырь |
32/5 | Северодвинск в годы Великой Отечественной войны. | 1. Познакомить учащихся с памятными местами Северодвинска, посвященными Великой Отечественной войне. Заочная экскурсия по памятным местам города. | |||
33/6 | Музей под открытым небом. | 1. Познакомить учащихся с музеем деревянного зодчества в Малых Карелах - памятником северной архитектуры русской старины Архангельской области. | Малые Карелы, карта Архангельской обл. | история русского деревянного зодчества | |
34/7 | «Люби и знай свой | 1. Выявить знания учащихся по курсу факультатива. 2. Провести анкетирование с целью выявления отношения учащихся к данному факультативу. | Обобщающий урок. Викторина по произведениям писателей и поэтов Севера. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
Факультативный интегрированный курс «Родничок»
Авторы: Тихомирова И.А., учитель начальных классов
Карабут И.Н., учитель музыки
г.Северодвинск
Факультативный интегрированный курс «Родничок»
( история, культура, природа Русского Севера)
Пояснительная записка
В народе правильно говорят, что нет дерева без корней, дома - без фундамента. Трудно построить будущее, не познав исторических корней.
К сожалению, приходится признать, что обычаи старины забыты, и только бабушки еще чтят и помнят престольные праздники, постятся, знают, как выгнать скот на пастбище по старинному обычаю, как зайти в дом. Отрадно, что вновь начинает «оживать» эта старина, народ пытается возродить былые традиции, обряды, праздники. Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа.
Факультативный интегрированный курс «Родничок» представляет собой межпредметную интеграцию дисциплин: краеведения, знакомства с окружающим миром, музыки, литературного чтения, ИЗО, трудового обучения и физического воспитания.
Цель курса не в том, чтобы научить детей исполнять или мастерить конкретные произведения народного творчества, а в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию; взаимосвязь дисциплин должна способствовать целостному восприятию народной культуры как выработанному веками устойчивому и развивающемуся во времени способу миропонимания. Отобранный материал отражает исторические этапы жизни народа нашего края, их своеобразие и требует показать учащемуся самобытность и неповторимость северной русской народной культуры; научить понимать художественный язык, с помощью которого в обряде, хороводе, костюме, утвари, архитектуре воплощен смысл народного творчества.
Из курса дети в доступной форме узнают, как представления народа о мире, явлениях природы проявляются через систему загадок, сказок, пословиц, поговорок, закличек, прибауток, хороводных и обрядовых песен; в ходе изучения календарно - обрядового цикла познакомятся с важнейшими годовыми христианскими праздниками, с их духовным смыслом; познакомятся с историей возникновения (и названия) географических мест нашего края, историко-архитектурными памятниками Русского Севера; узнают роль нашего края в истории развития страны. На занятиях предполагается чтение произведений писателей и поэтов Севера как дополнительный источник к изучаемому материалу, а также с целью расширения кругозора учащегося о мире художественной литературы.
Все темы курса сориентированы на региональную основу, учитывают местные особенности народного творчества. Это особенно важно для формирования уважительного отношения и любви к родному краю, его истории и культуре.
Задачи курса:
- формирование исторической памяти через знакомство учащегося с историей развития своего края, города;
- формирование экологической памяти на основе знаний о природной среде региона, на основе бережного отношения к окружающей природе;
- формирование культурной, нравственно-эстетической памяти на основе знакомства с произведениями писателей и поэтов Севера, особенностью северной речи, изучения народных ремесел, традиций, обычаев, обрядов;
- воспитание черт русского национального характера, привитие любви, уважения к народным ценностям своего региона.
Программа рассчитана на 3 года для изучения во 2, 3 и 4 классах. На занятия отводится один час в неделю.
Основными формами и приемами организации занятий являются рассказы учителя, чтение художественных и научно-познавательных текстов, беседы, экскурсии, подвижные игры, практические и исследовательские работы, разучивание музыкальных произведений, создание проектов. Итоговые занятия по темам проводятся в форме творческих работ, уроков - викторин, праздников, организуются выставки работ учащихся.
Введение в систему школьных дисциплин курса как самостоятельного предмета необходимо потому, что особенности родного края, его культура должны предстать перед детьми в своей целостности, а не в качестве разрозненных знаний на отдельных предметах.
В первый год обучения (2 класс) включен фольклорный материал малых жанров: считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, а также детские хороводные и обрядовые песни. В этом разделе вводится понятие «фольклор», учащиеся знакомятся с историей возникновения закличек и приговорок, с особенностями чтения и пения скороговорок, со считалками как частью игры и их значением в жизни народа, обучаются сочинению считалок, инсценированию и выразительному исполнению прибауток. В разделе «Осенины» учащиеся знакомятся с традициями и обычаями северного народа во время уборки урожая, с народным праздником «Осенины». В следующем разделе происходит знакомство учащихся с зимними народными приметами, разучиваются заклички, стихи о зиме, инсценируются зимние пейзажи, дети изготавливают маски колядовщиков, обрядовое печенье козули. Так идет подготовка к знакомству с праздниками «Зимних святок», обрядом колядования. В разделе «В гостях у сказки» происходит не только знакомство с содержанием северных народных сказок, но и с их особенностями, языком, дети учатся сравнивать, анализировать, работать над характерами героев, идеей сказок, инсценировкой сказок с музыкальным оформлением. В разделе «Встреча весны» изучаются обряды встречи весны.
Заключительным разделом первого года обучения, в котором закрепляются знания о малых фольклорных жанрах, связанных с трудом и отдыхом русского народа, является большая тема «Делу время - потехе час». На итоговом в данной теме празднике «Посиделки» учащиеся покажут знания по фольклору, приобретенные в течение всего года.
Содержание программы второго года обучения ( 3 класс) раскрывается в двух больших разделах: «Природа нашего края» и «Календарно-обрядовая культура как форма взаимоотношения человека и природы». Второй раздел разбит на 4 темы: «Осень в гости просим», «Путешествие в северный дом. Наша старина», «Старинные русские обычаи. Взаимоотношения людей», «Весна пришла».
При изучении этих тем учащиеся познакомятся с климатическими особенностями нашего края, географическим положением на карте Родины, природными ресурсами Архангельской области, флорой и фауной Севера. Изучая второй раздел курса, дети познакомятся с бытом поморов, традициями и обычаями их повседневной жизни, углубят знания о календарно-обрядовых праздниках, декоративно-прикладном творчестве северного народа.
Задача курса третьего года обучения ( 4 класс) состоит в том, чтобы углубить знания учащихся о животном и растительном мире, природных явлениях, традициях и обычаях жителей Архангельской области. Также учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью людей, прославившими наш край; с историко-архитектурными памятниками Севера; продолжат работу над особенностями диалектной речи.
Таким образом, построение материала интегрированного курса «Родничок» обеспечивает усвоение комплекса знаний в определенной последовательности и взаимосвязи и формирование на этой основе практических умений.
Учебный план факультативного интегрированного курса «Родничок»
2 класс (34 часа, из расчета 1 час в неделю)
№№ п/п | Разделы программы | Количество часов по программе |
1. | Фольклор - народная мудрость. | 5 ч. |
2. | Осенины. | 4 ч. |
3. | Зимние Святки. | 6 ч. |
4. | В гостях у сказки. | 6 ч. |
5. | Встреча весны. | 6 ч. |
6. | Делу - время, потехе - час. | 7 ч. |
Итого: | 34 ч. |
Содержание программы
2 класс
1. Тема: « Фольклор – народная мудрость ».
Знакомство с произведениями устного народного творчества: закличками «Дождик, дождик, пуще», «Дождик, дождик, лей, лей, лей», «Радуга-дуга», «Солнышко»; приговорками «Бабка- коробочка», «Божья коровка», «Улитка - улитка», «Мышка - мышка», «Петушок»; скороговорками «Шли три попа», «На горе у пригорка», «Сшит колпак не по-колпаковски», «Веники», «Андрей - воробей», «Четыре черненьких чертенка», «Бык тупогуб», «Мышонку шепчет мышь»; считалками «Я скакала», «Начинается считалка», «Заяц белый», «Чики-брики, где была?», «Заяц белый», «Шла коза по мостику», «Вот лягушка по дорожке»; играми «Бабка - Ёжка», «У медведя во бору», «Колокольцы - бубенцы», «Каравай», «Пахарь и жнецы», «Огородник»; прибаутками «Как у нашего Данилы», «Стучит, бренчит по улице», «Как у наших у ворот», «Чики - чикалочки», «Скок - поскок».
2. Тема: «Осенины».
Знакомство с народными приметами осени, со стихотворениями северных поэтов В.Шелыгина «Рябина», Г.Аушева «Брусничное море»; с малыми фольклорными жанрами - осенними закличками «Осень, осень», «Восёнушка-осень»; считалками «Зайчишка-трусишка», «Яблочко катится», «На зеленом на лугу»; песнями, хороводами «Калина», «Урожай собирай», «Осень», «Листопад», «Падают листья», «Осенние листья».
3. Тема: «Зимние святки».
Знакомство с обрядами Зимних Святок, колядованием, значением слов «коляда», «колядка»; с малыми фольклорными жанрами колядками «Пришла коляда накануне Рождества», «Коляда ты, коляда», «Сею, вею, посеваю», «Таусень», «Овсень», «Винограды», «Северная колядка»; играми «Баба - Яга», «Цыган и медведь»; с народными приметами о зиме.
4. Тема: «В гостях у сказки».
Знакомство с произведениями устного народного творчества: северными народными сказками «Репка», «Лиса и волк», «Старик и волк», сказками народов России «Лисичка - сестричка и волк», «Старик со старухой и волк», современной авторской сказкой «Репка», с музыкальными партиями к сказкам.
5. Тема : «Встреча весны».
Знакомство с народными приметами весны; с малыми фольклорными жанрами - весенними закличками «Солнышко», «Нам весну гукать», «Весна красна», «Ой кулики - жаворонушки», «Жаворонки, прилетите»; подвижной игрой «Родничок»; песнями «Перед весной», «Веснянка», «Благослови мати», «Блины»; сказкой «Как Машенька весну искала»; с содержанием рассказа Беднова «Снеговик».
6. Тема: «Делу – время, потехе - час».
Обобщение знаний об изученных произведениях устного народного творчества; знакомство с пословицами о труде «Рукам работа - душе праздник», «Труд - дело чести, будь всегда на первом месте»; прибаутками «Уля, иди за дровами», «Что делаешь?», «Пойдем в поле пахать», «Федул», «Заказчик и мастер», «Здравствуй, кум», «Где ты бы?», «Иванушка», «Кисонька мурлысенька», «Скок - поскок», «Патока с имбирём», «Чики-чикалочки»; с прибаутками - перевертышами «Сказка - помазка», «Как у нашего Данилы», «Аи чу-чу, я горошек молочу»; играми, считалками «В медведя», «Плетень», «За стеклянными дверями», частушками; русской народной сказкой «Колосок»; знакомство со сказками северных писателей С.Писахова «Как поп работницу нанимал», Чуркина «Зайка - зазнайка»; разучивание на музыкальных инструментах произведений «Ах, вы, сени», «Скок - поскок», «Во поле береза стояла», «Чики-чикалочки»; знакомство с северной одеждой, её изготовлением в старые времена.
К концу первого года изучения интегрированного курса «Родничок» у учащихся будут сформированы понятия и представление:
- что такое фольклор, его малые жанры: заклички, приговорки, считалки, прибаутки и их особенности;
- о традициях и обычаях северного народа в Зимние Святки, Сороки;
- об особенностях северных русских народных сказок;
- о народных приметах различных времен года: осени, зимы, весны.
Обучающийся получит возможность научиться:
- исполнять малые жанры с музыкальным сопровождением и инсценированием;
- исполнять песни, хороводы в народном стиле, инсценировать изученные обряды;
- инсценировать русские народные сказки с музыкальным сопровождением;
-уметь пользоваться изученным материалом в повседневной жизни.
Учебный план факультативного интегрированного курса «Родничок»
3 класс (34 часа, из расчета 1 час в неделю)
№ п/п | Разделы программы | Количество часов по программе |
1. | Край, в котором мы живем. Природа нашего края. | 5 ч. |
2. | Календарно – обрядовая культура как форма взаимоотношения человека и природы. | 29 ч. |
Тема 1. Осень в гости просим. | 4 ч. | |
Тема 2. Путешествие в северный дом. Наша старина. | 13 ч. | |
Тема 3. Старинные русские обычаи. Взаимоотношения людей. | 6 ч. | |
Тема 4. Весна пришла. | 6 ч. | |
Итого: | 34 ч. |
Содержание программы
3 класс
1. «Край, в котором мы живем. Природа нашего края».
Географическое расположение Архангельской области, водоемы, реки, озера, моря (омывающие область), климатические условия. Растительный мир края. Животный мир края.
Город Северодвинск. Его место на карте области, история возникновения города. Роль города в развитии страны.
Что дает наш край стране?
Экскурсия в городской краеведческий музей на выставку «Растительный и животный мир Архангельской области» является обобщающим уроком темы.
2. «Календарно-обрядовая культура как форма взаимоотношения человека и природы».
Тема 1. «Осень в гости просим».
Старинные народные приметы, поверья, предсказания погоды. Как люди в старину судили о природе, окружающем мире.
Старинный праздник «Капустки». Суть праздника, обычаи, традиции. Подбор загадок, поговорок о капусте. Лечебные свойства капусты.
Главный христианский праздник октября - Покров день. Суть праздника, приметы, связанные с Покровом.
Творческая работа – сочинение и инсценирование сказки «Разговор двух кочанов капусты».
«Праздник с огорода» - обобщающий урок темы.
Тема 2. «Путешествие в северный дом. Наша старина».
Северный деревянный дом, особенности его возведения. Материал для строительства дома. Место расположения дома. Украшение резьбой. Внутреннее убранство дома - мебель, домашняя утварь. Расположение в доме - изба, Красный угол, закуток, полати.
Хозяйственные постройки. Двор. Сени. Хлев Поветь. Мост. Взвоз. Баня. Амбар.
Музей деревянного зодчества в Малых Карелах.
Северная прялка. Ее устройство, предназначение; материал, из которого делали. Традиции и обычаи, связанные с прялкой. Северная роспись на прялке. Приспособление для прядения - веретено, кудель, лучина. Посиделки.
Старинная русская одежда. Северный костюм. Северная вышивка как украшение и как символ взаимоотношений с природой. Значение пояса как оберега от нечистой силы.
Варежки. Северный орнамент. Символы - обереги в орнаменте. Как в старину использовали растительный краситель для шерсти.
Народные промыслы Севера - плетение из бересты, резьба по кости, резьба по дереву, вышивка, глиняная игрушка, щепная птица, лоскутное шитье.
Каргопольская игрушка. История возникновения игрушки. Символы, цвет в каргопольской росписи.
Практические занятия: рисование орнамента для одежды; создание своего орнамента для варежки; лепка и роспись каргопольской игрушки; коллективная работа - проект «Модель северной деревни».
Экскурсия в городской краеведческий музей на выставку «Северный дом. Наша старина» проводится как обобщающий урок по разделу.
Экскурсия в ДЮЦ (детско-юношеский центр) на тему «Народные промыслы Севера» проводится с целью наглядного показа изделий народного творчества.
Тема 3. «Старинные русские обычаи. Взаимоотношения людей».
Как в старину на севере величали членов семьи, родственников. Северные частушки. Колыбельные песни.
Северный диалект (оканье, особое название предметов).
Старинные русские обычаи - чаевничание, гостеприимство, встреча хлебом-солью, добрые дела, помочи.
Великий Пост. Северная кухня. Особенности питания на севере во время Поста.
Масленица. Суть праздника. Символы, традиции, обряды, развлечения, посещение родственников в масленичную неделю.
Практическая работа: изготовление соломенной куклы «Маслены».
Исследовательская работа по выбору.
Тема 4. «Весна пришла».
Вербное воскресенье. Пасха. Символ Пасхи - верба, яйцо (символ жизни). Благовещенье, приметы этого дня, по которым судили о будущем урожае.
«Егорьев день» - праздник первого выгона скота на пастбище. Содержание животных. Значение коровы в жизни крестьянина.
Народные музыкальные инструменты - жалейка, рожок, дудочка, шаркунок.
Троица. Символ Троицы - русская березка, ее практическое применение человеком. Проект: создание книжки-малышки с загадками, стихами, песнями о березе.
Практическая работа: изготовление пасхальной открытки, роспись пасхального яйца.
Обобщающий урок по теме проводится в форме викторины.
Праздник «Как на Севере у нас...» проводится как итоговое занятие по всему курсу с применением теоретических знаний на практике, выставкой детских работ.
К концу второго года изучения интегрированного курса «Родничок» у учащихся будут сформированы понятия и представление:
- о географических названиях: Архангельская область, г. Северодвинск, р. Северная Двина, Белое море, г. Каргополь;
- о растениях, произрастающих в Архангельской обл.: ели, сосне, березе, морошке, голубике, чернике, клюкве, бруснике;
- о животных, обитающих в Архангельской области: волке, лосе, зайце, лисе, белке, медведе, северном олене, тюлене;
-о северных росписях – Мезенской росписи, Борецкой росписи, Пермогорской росписи;
- о названиях частей северного дома - дворе, сенях, хлеве, повети, избе, Красном угле;
-об элементах северного костюма - сарафане, рубахе, поясе, кокошнике; предназначении пояса на рубахе, сарафане;
- о народных промыслах Севера – резьбе по кости, резьбе по дереву, плетению из бересты, каргопольской глиняной игрушке.
-о старинных традициях и обычаях народа - чаевничании, гостеприимстве, встрече хлебом - солью, помочах.
Обучающийся получит возможность научиться:
-находить данные названия на карте Архангельской области;
-различать и рисовать элементы названных росписей;
-отличать северный русский костюм от костюмов других народов;
-отличать каргопольскую игрушку от других глиняных игрушек;
-применять игры на практике в свободное время.
Учебный план интегрированного курса «Родничок»
4 класс ( 34 часа, из расчета 1 час в неделю)
№ п/п | Разделы программы | Количество часов по программе |
1. | Двинская земля. | 7 ч. |
2. | Природа Природа и люди Поморья. | 7 ч. |
3. | «Не любо – не слушай». (Творчество С. Писахова). | 4 ч. |
4. | Слово о великом поморе. (Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова). | 3 ч. |
5. | Живое слово Б.Шергина. | 6 ч. |
6. | Земли моей живые родники. | 7 ч. |
Итого: | 34 ч. |
Содержание программы
4 класс
1. Тема: «Двинская земля».
Водоемы Архангельской области (озёра, Белое море, Северная Двина). Природные явления - северное сияние, белые ночи.
Растительный и животный мир северного края.
Лес - главное богатство края. Что дает наш край стране.
Река Онега. Добыча жемчуга на Севере.
Творческая работа - мини-сочинение «Письмо далекому другу» с целью выявления знаний учащегося о нашем крае.
2.Тема: «Природа и люди Поморья».
Соловецкий монастырь. История возникновения. Историко-архитектурный памятник. Роль монастыря в истории развития страны.
История развития русского флота от истоков (поморский коч), освоение земель поморами.
Развитие солеварения в северном крае. Обычаи, традиции, быт поморов
Отличительные качества поморского человека - трудолюбие, выносливость, ум, смекалка, доброта, патриотизм.
3. Тема: «Не любо - не слушай».
Биография и творчество С.Г. Писахова.
Особенности диалектной речи, устаревшие слова.
Особенности сказок С.Г.Писахова - гипербола (преувеличение).
Творческая работа - сочинение сказки о природе нашего края. Цель - развитие мышления, воображения, фантазии, связной речи.
4. Тема: «Слово о великом поморе».
Биография М.В. Ломоносова. Основные этапы жизни. Великие открытия ученого. Поэтическое творчество М.В.Ломоносова. Стихи. Оды.
Резьба по кости - народный промысел поморов на родине М.В.Ломоносова (с. Ломоносове).
5. Тема: « Живое слово Бориса Шергина».
Биография и творчество Б. Шергина. Сказки. Очерки. Рассказы по пословицам.
Творческая работа - сочинение по пословице. Цель - развитие воображения, мышления, связной речи, умения применять пословицу на практике.
6. Тема: « Земли моей живые родники».
Село Нёнокса. Географическое расположение на карте Архангельской области. Историко-архитектурный памятник села. Роль Нёноксы в истории, в развитии страны.
Урочище Куртяево. Целебные свойства родника. История возникновения. Традиции, обряды в ур. Куртяево.
История г. Северодвинска. Строительство города. Роль Северодвинска в годы Великой Отечественной войны.
Стихи северных поэтов, посвященных с. Нёнокса, ур. Куртяево, г. Северодвинску.
Урок - викторина «Люби и знай свой край» является итоговым и обобщающим занятием по всем темам третьего года обучения по курсу «Родничок». Использование вопросов, ребусов, кроссвордов. Цель - выявление знаний учащихся по изученному материалу.
К концу третьего года изучения интегрированного курса «Родничок» у учащихся будут сформированы понятия и представление:
- о географических названиях: р. Онега , Белое море, с.Холмогоры, с. Нёнокса;
- об основных этапах жизни М.В. Ломоносова, его великих научных открытиях;
- о биографии и творчестве писателей и поэтов Севера: С. Писахова, Б.Шергина, М.Крюковой, А.Трапезникова, В. Шелыгина, М.Попова.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить изученные географические названия на карте Архангельской области;
- называть фамилии и произведения писателей и поэтов Севера;
- рассказывать связным текстом о нашем крае, его природе, достопримечательностях, знаменитых людях.
Литература
Работа по факультативному интегрированному курсу «Родничок» обеспечивается учебно-методическим комплексом:
1. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. (Репринтное издание 1866—1869). — М., 1994
2. Белсвинский Л. В. История русской материальной культуры. - М., 1995
3. Богуславская И.Я. Северные сокровища.- г.Архангельск, 1980
4. Григорьев В. М. Народные игры и традиции в России. — М., 1991
5. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент). Учебное пособие для учителей начальных классов. Авторы-составители: Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П., -Архангельск, 1997
5. Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. — М., 1991
6. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост. А. Ф. Некрылова. — М., 1991
7. Латышева Д.И. Живая Русь/книга 1,2/.- Москва, 1995
8. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. — М., 1987
9 . Младшим школьникам о М.В. Ломоносове. Методический материал для учителя. /науч.ред. Николаева Э.И., сост. Полякова И.Ф./- Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2001
10. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / науч.ред. Николаева Э.И.; сост., отв.ред. Полякова И.Ф./ 4-е изд., переработанное – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2011.
11. Национально-региональный компонент содержания образования в начальной школе. Программа «Морянка». Методический материал для учителя.Часть1. Часть 2./науч.ред. Николаева Э.И., сост. Полякова И.Ф./- Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 1999.
12. Науменко Г. М. Этнография детства. — М., 1998.
13. Пармон Ф. М. Русский народный костюм. - М., 1994.
14. Поморская энциклопедия. Том 1. История Архангельского Севера.- Архангельск, ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2001
15. Потешки. Считалки. Небылицы / Сост. А. Н. Мартынова. — М., 1997.
16. Русские народные пословицы и поговорки / Сост. Ю. Круглов. - М., 1990
17. Степанов В.К. Народные праздники на Святой Руси.- Москва,1992
18. Танкеев И. От крестин и до поминок /обычаи, обряды, предания русского народа/.- Москва,1997
Репертуарные сборники:
1. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. — М., 1996
2. Детство: Репертуарно-методический сборник / Сост. И. А. Силаева, А. И. Яковлева./ - М., 1994
3. Куприянова Л. Л. Русский фольклор. Уроки в 1 классе: Пособие для учителя музыки общеобразовательной школы. — М., 1998
4. Науменко Г. М. Дождик, дождик, перестань!: Русское народное детское музыкальное творчество. — М., 1988
5. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе, -М., 2000
6. Хоровод - круглый год: Народные праздники и обряды / Сост. Г. М. Науменко/ - М., 1999
7. Фольклор в школе. Вып. Г—3 / Сост. Л. Куприянова. — М., 1991-1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")
Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...
Презентация к интегрированному уроку по ИЗО, литературному чтению, музыке. Тема:"Весна идёт!"
Урок способствует совершенствованию навыков работы с поэтическим текстом, обогащению словарного запаса, развивает эмоциональные чувства, воображение, творческую активность обучающихся, основываясь на ...
Интегрированный урок русского и английского языка по теме:"Удвоенные согласные в корне слова"
Урок проведен на конкурсе "Учитель года России2008" и заслужил победу в номинации "Первый учитель" и годовую подписку в журнале "Начальная школа", где и был опубликован....
Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края"
Интегрированный урок (краеведение+ ИЗО) "Птицы Алтайского края" можно провести в любом классе начальной школы....
Интегрированный урок с презентацией
На уроке на доступном уровне раскрываются понятия экономика, цена, прибыль. Дети учатся выявлять связи между составными частями экономики....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ
В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...