ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (окружающий мир, 1 класс) по теме

Полетаева Людмила Александровна

МАТЕРИАЛ РАССКАЗЫВАЕТ О РАЗНЫХ ВИДАХ ПРОЕКТОВ. А ТАКЖЕ О МЕТОДЕ ПРОЕКТОВ. ПРИВОДЯТСЯ ПРИМЕРЫ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ С ПРОЕКТАМИ.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация и развитие  проектной деятельности в начальной школе.

                                                                          «Человек рождён для мысли и

                                                                           действия», - говорили мудрецы.

Среди острых проблем, стоящих в настоящее время перед  российской системой образования на мой взгляд, видное место занимают две: совершенствование форм и методов работы с одарёнными детьми и технологическое соответствие учебного процесса реалиями информационного общества.

Реализация на практике развивающего обучения помогает мне и моим ученикам постоянно находиться в творческом поиске. Одной из приоритетных задач этой программы является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка, предметно – пространственной здоровьесберегающей среды, которая стимулирует коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребёнка, организует в зависимости от возрастной специфики его развития.

Общение – одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание, которое невозможно без ориентировки на другого человека. В последнее время виды общения сильно изменились. Куда – то исчезает тёплый доверительный тон, доброжелательность сменяется раздражением. Отсутствие настоящего эмоционального общения делает человека ( а особенно ребёнка) неуверенным в себе, формирует у него чувство ущербности, даже озлобленности. Исчезает обаяние личности, располагающее к общению. Всем нам хорошо известно: детей необходимо учить думать, размышлять, высказывать и отстаивать своё мнение. Но к чужому мнению надо уметь прислушиваться, что ещё может быть актуальнее, чем проектная деятельность.

Что же такое проектная деятельность? Проект – это самостоятельная, творческая, завершённая работа, выполняемая под руководством учителя.

Проектирование  - это деятельность под которой понимается « промысливание» того, что должно быть.

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершится вполне реальным осязаемым практическим результатом.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Которую учащиеся выполняют в намеченный отрезок времени. Для продуктивной проектной деятельности и положительной мотивации необходима особая готовность:

- формирование коммуникативных умений( умение сравнивать, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

-  интеллектуальная зрелость, которая включает в себя: развитие аналитико – синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа, умение вычленять существенный признак;

- накопление опыта содержательной самооценки и оценочной деятельности – умение оценивать свою работу и работу одноклассников; обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;  выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания.

В проектной деятельности использую творческие, приключенческо – игровые, информационные, исследовательские  и практикоориентировочные проекты.

Исследовательский – предполагает актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотезе и вытекающие из них задачи исследования, выводы, рекомендации.

 Творческий: не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями – это может быть стенная газета. Сценарий праздника, видеофильм.

Приключенческо – игровой – требует большой подготовительной работы. Участники выбирают себе определённые роли. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.

Информационный – направлен на сбор информации о каком – либо объекте, явлении, её анализ и обобщение фактов.

Практикоориентировочный – чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. В своей работе использую: исследовательский, творческий. Работа над любым проектом должна быть организованна.

Этапы проектной деятельности:

- мотивационный  (учитель: заявляет общий замысел, создаёт положительный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи)

- планирующий – подготовительный (определяется тема и цели, формируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности.

- информационно – операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, выполняют проект.)

- рефлексивно – оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результат и процесс работы, осуществляют устную и письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё –таки это возможно с целью обучения детей такому виду деятельности стоит разрабатывать специальные циклы уроков. Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

В ходе разработки проектов  следует учитывать отсутствие у 1 – классников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы.  В связи с этим, начиная с 1 класса уроки желательно составить с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышение их творческой активности. Все уроки строятся примерно одинаково.

I этап – организационный  (распределение детей на группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели). Состав групп следует продумывать с учётом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы « аналитиков» и «испытателей». А остальные в группы  «иллюстраторов» и « экспериментаторов».

II этап – формирование темы и целей деятельности.

III этап –подготовительный.

IV этап – этап проектной деятельности.

V этап – практическое применение разработки проекта.

VI этап – самоанализ проектной деятельности.

VII этап – подведение итогов всей работы в целом.

А вот во 2 классе и последующих просматривается увеличение информационной нагрузки. Поэтому в ходе разработки проектов особое внимание уделяется способу получения информации (на уроке литературного чтения:

- текстовая ( выборочное чтение),

- аудио ( прослушивание кассеты),

- визуальная (изучение репродукции),

- комбинированная( анализ инсценирования отрывка из произведения),

 Так как во 2 классе дети уже обладают некоторыми навыками проектной деятельности. В цикл уроков можно включать частично – поисковую деятельность, создавать определённый продукт, использовать результаты своего труда на практике. Возьмём например урок русского языка во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости согласных на письме.

Урок начинается с распределения по группам. Стараются все определить проблему урока: на доске стихотворение:

Если мы хотим узнать,

Мягкий ли согласный,

Надо нам на помощь звать

Букву не напрасно.

Лишь соседка рассказать может очень ясно,

Как мы будем величать

Нужный нам согласный.

Дети определяют тему урока: обозначение мягкости согласных на письме. Цель: решить проблему обозначения мягкости согласных на письме. Затем идёт обдумывание проекта и составление плана в виде» мозгового штурма». На месте предполагаемого проекта появляется таблица, которую к концу урока дети заполняют продуктами своей деятельности.

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ.

1) проблема                     2) правило в стихах и схемах         3) звуки, которые всегда мягкие

4) «ь» - фокусник                                 5)  Кроссворды

На доске появляются слова: шесть, пеньки, пила, майка, печь – группа « экспериментаторы» определяет мягкие согласные. «Аналитики» составляют схемы по  и по эксперименту определяют, что звуки [й], [x], [щ] – всегда мягкие. Затем иллюстраторы восстанавливают деформированное стихотворение и отражают проблему урока. Разработка и апробирование тренажёра:  лента, речка, лейка, коньки, конь, слон (находят мягкий звук и способ обозначения мягкости. Дети самостоятельно делают вывод: «ь» - фокусник.

Эта работа для испытателей.. Они выполняют подписи под парными картинками: шесть – шест; угол – уголь; банка – банька; хор – хорь. С кроссвордом работают «экспериментаторы» ( придумать слова и загадать их). Отгадывают все. В ходе работы всех групп к концу урока проект готов.

 ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА ПИСЬМЕ.

  1. Проблема
  1. Правило в стихах и схемах.

Звуки, которые всегда мягкие й ч, щ.

 Как обозначить мягкость согласного на письме?      

Ь –фокусник

Рисунки с подписями                  

Мягкий знак, ь,-

Без него нельзя никак!

Без него не написать:

30,20.10.5.

Вместо « шесть»

Получим «шест»

Вместо «есть»

Напишем «ест»,

Станут пенками пеньки,

Уголками – угольки,

Банька в банку превратиться

Вот что может получиться

Если будем забывать

Ь знак в словах писать.

Точный, срочный,

Личный, вечный.

Скучный, шуточный, сердечный,

И ручной, и речной,

И обычный, и ночной

  Никогда в таких словах

Не пишите ь знак.

Кроссворды

ь

ь

ь

Испытание проекта:

- составление « научного» доклада с опорой на выполненное пособие( выполняют испытатели).

- самоанализ проектной деятельности ( дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились).В итоге урока дети подводят общий итог проектной деятельности. Определяют значение проекта:  создание опорной таблицы по теме на уроках литературного чтения, создание дидактической игры на уроке русского языка и т. д.

 Приведу пример: проект «Зимушка – зима». Этот проект творческий, информационный, при активном участии родителей.

Цель проекта:

Проект проходит в 3 этапа:

- подготовительный (готовим и подбираем соответствующую литературу),

- сбор информации (по группам),

- заключительный (подведение итогов конкурса),

Конкурсы в ходе проекта:

- самый лучший снеговик,

- моя кормушка – настоящая столовая для птиц,

- стихи и загадки о зиме ( книжки – малышки),

- скользкий лёд – острые коньки ( соревнования)

- танец на льду

Критерии успеха:

- достигнут конечный результат,

- созданы активные команды,

- дети узнали много нового и интересного, многому научились,

- получили удовольствие от своей деятельности.

Время проекта – 1 месяц, возраст – 7 – 9 лет.

Исследование на тему «Столовая для птиц» приурочено к данному проекту. Работа выполнила ученица 2 класса Тимошина Валя( с презентацией).

- приобщение ребёнка к миру природы,

-  создание условий для познания, новых открытий и созидания при поддержке взрослых,

- сближение детей и родителей,

- выход на новые партнёрские отношения  с родителями воспитанников.

Совместные педагогические проекты сближают детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Особенности организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Особое значение проектно- исследовательской деятельности в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным услов...

Помощь в организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

В последнее время очень часто в начальной школе говорят о проектной деятельности, проводятся различные конкурсы исследовательских работ, многие из них сейчас проводятся дистанционно. В дистанционном ф...