программа внеурочной деятельности "Откуда мы родом"
рабочая программа (1 класс) по теме
К концу обучения по данной программе учащиеся научатся:
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_otkuda_my_rodom_1_kl.docx | 38.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа №1»
Красноармейский район Челябинская область село Миасское
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Откуда мы родом»
1 –ый год обучения
Учитель: Шведова И.В.
2013-2014г
Пояснительная записка
Счастье человека - иметь Родину…
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.Чтобы уч-ся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития будут в дальнейшем решаться современными детьми.и успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённый минимум историко-обществоведческих знаний( на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальность программы.
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Мною был проведён опрос учащихся, который показал, что дети плохо знают события героического прошлого нашей Родины, не интересуются жизнью своего села и его историей. Однако, реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.
- Цель программы: формирование патриотического сознания младших школьников.
- Задачи программы
- Воспитывать уважение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- Сформировать представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
- формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых через взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся;
- Количество часов:
1 класс 33 учебных недели - 33 ч
Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы.
Во втором классе основное внимание будет уделено изучению истории и развития нашего края. Темы первого класса также будут продолжены и во втором классе.
В третьем и четвёртом классах курс базируется на факультативном курсе системы Л.В. Занкова, разработанном Н.Я. Чутко «Я – гражданин России».
- Формы организации
Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
- беседы, чтение и обсуждение книг;
- просмотр видеофильмов, передач, презентаций;
- проведение экскурсий по школе, улице, району, селу;
- посещение выставочного зала районного краеведческого музея;
- экскурсии в областной краеведческий музей г. Челябинска;
- посещение районной библиотеки;
- встречи с интересными людьми;
- утренники, викторины на историко-краеведческие темы;
- проектная деятельность
- Формы контроля
- индивидуальная беседа
- наблюдение
- анкетирование
- тестирование
- диагностика
- учебное исследование
- защита проектов
- Ожидаемые результаты
- сформированные конкретные пространственно-временные представления учащихся;
- знание учащимися фактов прошлого своей семьи, родного села в тесной связи с историей своей области, края;
- умение различать понятия страны в целом, ее части, отдельного населенного пункта.
- Участники программы
учащиеся 1 класса.
- Особенности набора детей:
свободный.
- Время существования программы:
программа рассчитана на 1 год обучения.
- Основные направления содержания деятельности.
Для решения поставленных в программе задач используются следующие
технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология развивающего обучения.
12. Принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и селаы;
- доступность
- личностно-ориентированный подход
- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.
Личностныерезультаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своему селу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатовестественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий.
Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции на основе краеведческого материала.
Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Предполагаемые результаты реализации программы.
К концу обучения по данной программе учащиеся научатся:
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
К концу обучения учащиеся могут научиться:
- самостоятельно выбирать тему для проекта;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дата | № | тема | содержание |
05.09 | 1 | Космос. Вселенная | видеофильм |
12.09 | 2 | Наша Галактика. Млечный путь | презентация «Мы во вселенной» |
19.09 | 3 | Звезда по имени Солнце | экскурсия в библиотеку |
26.09 | 4 | Земля – наш общий дом | авт презентация |
03.10 | 5 | Куда ушли мамонты | экскурсия в музей Знакомство с элементами археологии, палеонтологии |
10.10 | 6 | Наша Родина – Россия. Главные исторические особенности России. Россия и ее соседи | работа с географической картойавт презентация «Россия -многонациональное гос-во» |
17.10 | 7 | Законы, по которым мы живем. | Конституция – главный закон РФ. Конвенция о правах ребенка |
24.10 | 8 | Государственные символы России. | авт. презентация «Что мы знаем о своей стране...» |
31.10 | 9 | История возникновения письменности на Руси. | экскурсия в библиотеку |
14.11 | 10 | Былины о русских богатырях. Исторические события в жизни народа | авт презентация |
21.11 | 11 | Одежда славян | экскурсия в музей «Из бабушкиного сундука» |
28.11 | 12 | Урал-батюшка. Путешествие в далекое прошлое | экскурсия в областной краеведческий музей |
05.12 | 13 | Южный Урал. Наш уголок на карте России | Расширение знаний о месте проживания |
12.12 | 14 | Символика Челябинской области (Герб, гимн, флаг) | экскурсия в библиотеку |
19.12 | 15 | История образования Красноармейского района | Самое, самое о нашем районе... (по следам статей районной газеты «Маяк») |
26.12 | 16 | «Геральдика района» | Понятие о малой родине |
16.01 | 17 | Люди, жившие по берегам рек. Жилище народов | экскурсия в музей |
23.01 | 18 | «Родное гнездо» | История возникновения Миасской крепости |
30.01 | 19 | «Село Миасское: прошлое и настоящее» | Улицы и памятные места |
06.02 | 20 | Станица сегодня. Где работают родители | Экскурсия на предприятие тв работа «Мой папа!» |
13.02 | 21 | «Самовар кипит, уходить не велит» | Знакомство с народными традициями |
27.02 | 22 | Православная станица Храмы станицы Зеленые святки – троица Православная Пасха | экскурсия в церковь Расширение знаний о предметах крестьянского быта, об укладе семьи |
06.03 | 23 | Уклад крестьянской семьи «Печка – каменное сердечко» | праздник для мам «Хранительницы семейного очага» |
13.03 | 24 | Встреча весны на Руси«Масленица, Сороки» - игровая программа | экскурсия в музей Знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями. |
20.03 | 25 | Моя семья Герб моей семьи | творческие работы детей |
03.04 | 26 | Семьи бывают разные. Кем был твой прадед на Руси? | творческие работы детей: «Моя родословная» |
10.04 | 27 | Мы и наши имена. Секрет моего имени История происхождения имен отчеств и фамилий | работа с доп литературой экскурсия в библиотеку |
17.04 | 28 | Школа – мой дом родной Символика | авторская презентация |
24.04 | 29 | Традиции родной школы. | |
01.05 | 30 | Что такое героизм. Защитники земли русской | экскурсия в музей |
08.05 | 31 | Час памяти, посвященный победе над фашизмом. | встречи с ветеранами |
15.05 | 32 | Люди, прославившие свой район, свое село Почетные жители района | Народные умельцы, художники, поэты и писатели района, села |
22.05 | 33 | Прогулки по родному селу. | Экскурсия к памятным местам и достопримечательностям села |
Мониторинг внеурочной деятельности
«Откуда мы родом»
Наименование тем | проекты, конкурсы, исследования |
Космос | Групповая творческая работы «Планета Земля». Экскурсионные занятия |
Наша Родина - Россия | Викторина «Символика страны» |
Южный Урал на карте страны | проектная работа «Символика Чел области» мини- конференция |
Красноармейский район | Участие в районном конкурсе-викторине «День рождение нашего района» (на базе краеведческого музея) (фотовыставка) |
Моя семья | Проектная работа «Родословная» (начальная стадия) -«Герб моей семьи» (рисунки) Выставка гербов с комментариями учащихся - «Секрет моего имени» -«Происхождение фамилии» - «Мои мама и папа» (сочинения) Сообщения «Профессии в нашей семье», выставка рисунков, фотовыставка |
Наша школа | Участие обл. конкурсе «Наследие» |
Станица – родина моя | Групповой проект «Спешите делать добро» (о ветеранах) Интервью, составление стенгазеты |
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.
Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...
Программа внеурочной деятельности Где родился, там и пригодился
Рабочая программа внеурочной деятельностипо духовно – нравственному направлению«ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»...