программа внеурочной деятельности "Откуда мы родом"
рабочая программа (1 класс) по теме

шведова инна владимировна

     К концу обучения по данной программе учащиеся научатся:

— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_otkuda_my_rodom_1_kl.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа №1»

Красноармейский район Челябинская область село Миасское

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Откуда мы родом»

1 –ый год обучения

Учитель: Шведова И.В.

2013-2014г

Пояснительная записка

Счастье человека - иметь Родину…

Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

 Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.Чтобы уч-ся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития будут в дальнейшем решаться современными детьми.и успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Чем сознательнее ребёнок усвоит определённый минимум историко-обществоведческих знаний( на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Актуальность программы.

            В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного  общества. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

  Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

  Мною был проведён  опрос учащихся, который  показал, что дети плохо знают события героического прошлого нашей Родины, не интересуются жизнью своего села и его историей.  Однако, реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

  1. Цель программы: формирование патриотического сознания младших школьников.
  2. Задачи программы
  • Воспитывать уважение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • Сформировать представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, школы, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;
  • формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых через взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся;
  1. Количество часов:

1 класс  33  учебных недели -  33 ч

Темы занятий из года в год будут расширяться,   углубляется  материал, усложняются формы работы.

Во втором классе основное внимание будет уделено изучению истории и развития нашего края. Темы первого класса также будут  продолжены и во втором классе.

В третьем и четвёртом классах курс базируется на факультативном курсе системы Л.В. Занкова, разработанном Н.Я. Чутко «Я – гражданин России».

  1. Формы организации

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения села, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.  

  • беседы, чтение и обсуждение книг;
  • просмотр видеофильмов, передач, презентаций;
  • проведение экскурсий по школе, улице, району, селу;
  • посещение выставочного зала районного краеведческого музея;
  • экскурсии в областной краеведческий музей г. Челябинска;
  • посещение районной библиотеки;
  • встречи с интересными людьми;
  • утренники, викторины на историко-краеведческие темы;
  • проектная деятельность
  1. Формы контроля
  • индивидуальная беседа
  • наблюдение
  • анкетирование
  • тестирование
  • диагностика
  • учебное исследование
  • защита проектов
  1. Ожидаемые результаты
  • сформированные конкретные пространственно-временные представления учащихся;
  • знание учащимися фактов прошлого своей семьи, родного села в тесной связи с историей  своей области, края;
  • умение различать понятия страны в целом, ее части, отдельного населенного пункта.
  1. Участники программы

учащиеся 1 класса.

  1. Особенности набора детей:

          свободный.

  1.   Время существования программы:

  программа рассчитана на 1 год обучения.

  1.  Основные направления содержания деятельности.

Для решения поставленных в программе задач используются следующие    

       технологии:

     - информационно-коммуникативные технологии;

     - здоровьесберегающие технологии;

- технология развивающего обучения.

12. Принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и селаы;

-  доступность

- личностно-ориентированный подход

- практическая направленность и деятельностный подход через применение проектных технологий.

Личностныерезультаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  •  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения своих односельчан;
  • воспитание уважительного отношения к своему селу, его истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатовестественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий.

Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции на основе краеведческого материала.

Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Предполагаемые результаты реализации программы.

К концу обучения по данной программе учащиеся научатся:

— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

К концу обучения  учащиеся могут научиться:

- самостоятельно выбирать тему для проекта;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дата

тема

содержание

05.09

1

Космос. Вселенная

видеофильм

12.09

2

Наша Галактика. Млечный путь

презентация «Мы во вселенной»

19.09

3

Звезда по имени Солнце

экскурсия в библиотеку

26.09

4

Земля – наш общий дом

авт презентация

03.10

5

Куда ушли мамонты

экскурсия в музей

Знакомство с элементами археологии, палеонтологии

10.10

6

Наша Родина – Россия. Главные исторические особенности России. Россия  и ее соседи

работа с географической картойавт презентация «Россия -многонациональное гос-во»

17.10

7

Законы, по которым мы живем.

Конституция – главный закон РФ.  Конвенция о правах ребенка

24.10

8

Государственные символы России.

авт. презентация «Что мы знаем о своей стране...»

31.10

9

История возникновения письменности на Руси.

экскурсия в библиотеку

14.11

10

Былины о русских богатырях.

Исторические события в жизни народа

авт презентация

21.11

11

Одежда славян

экскурсия в музей «Из бабушкиного сундука»

28.11

12

Урал-батюшка. Путешествие в далекое прошлое

экскурсия в областной краеведческий музей

05.12

13

Южный Урал. Наш уголок на карте России

Расширение знаний о месте проживания

12.12

14

Символика Челябинской области

 (Герб, гимн, флаг)

экскурсия в библиотеку

19.12

15

История образования Красноармейского района

Самое, самое о нашем районе... (по следам статей районной газеты «Маяк»)

26.12

16

«Геральдика района»

Понятие о малой родине  

16.01

17

Люди, жившие по берегам рек. Жилище народов

экскурсия в музей

23.01

18

«Родное гнездо»

История возникновения Миасской крепости

30.01

19

«Село Миасское: прошлое и настоящее»

Улицы и памятные места

06.02

20

Станица сегодня. Где работают родители

Экскурсия на предприятие

тв работа «Мой папа!»

13.02

21

«Самовар кипит, уходить не велит»

Знакомство с народными традициями

27.02

22

Православная станица

Храмы станицы

Зеленые святки – троица

Православная Пасха

экскурсия в церковь

Расширение знаний о предметах крестьянского быта, об укладе семьи

06.03

23

Уклад крестьянской семьи

«Печка – каменное сердечко»

праздник для мам «Хранительницы семейного очага»

13.03

24

Встреча весны на Руси«Масленица, Сороки» - игровая программа

экскурсия в музей

Знакомство с народными праздниками, обычаями и традициями.

20.03

25

Моя семья

Герб моей семьи

творческие работы детей

03.04

26

Семьи бывают разные. Кем был твой прадед на Руси?

творческие работы детей: «Моя родословная»

10.04

27

Мы и наши имена. Секрет моего имени История происхождения имен отчеств и фамилий

работа с доп литературой

экскурсия в библиотеку

17.04

28

Школа – мой дом родной

Символика

  авторская презентация

24.04

29

Традиции родной школы.

01.05

30

Что такое героизм. Защитники земли русской

 экскурсия в музей

08.05

31

Час памяти, посвященный победе над фашизмом.

встречи с ветеранами

15.05

32

Люди, прославившие свой район, свое село

Почетные жители района

 Народные умельцы, художники, поэты и писатели района, села

22.05

33

Прогулки по родному селу.

Экскурсия к памятным местам и достопримечательностям села

Мониторинг внеурочной деятельности

«Откуда мы родом»

Наименование  тем

проекты, конкурсы, исследования

Космос

Групповая творческая работы «Планета Земля». Экскурсионные занятия

Наша Родина - Россия

Викторина «Символика страны»

Южный Урал на карте страны

проектная работа «Символика Чел области»

мини- конференция

Красноармейский район

Участие в районном конкурсе-викторине «День рождение нашего района» (на базе краеведческого музея) (фотовыставка)

Моя семья

 Проектная работа «Родословная» (начальная стадия)

-«Герб моей семьи» (рисунки) Выставка гербов с комментариями учащихся

- «Секрет моего имени»

-«Происхождение фамилии»

- «Мои мама и папа» (сочинения)

Сообщения «Профессии в нашей семье», выставка рисунков, фотовыставка

Наша школа

Участие обл. конкурсе «Наследие»

Станица – родина моя

Групповой проект «Спешите делать добро»

(о ветеранах) Интервью, составление стенгазеты

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

Программа внеурочной деятельности Где родился, там и пригодился

Рабочая программа внеурочной деятельностипо  духовно – нравственному направлению«ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»...