Программа внеурочной деятельности Где родился, там и пригодился
методическая разработка

Миргалиева Ольга Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности

по  духовно – нравственному направлению

«ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mirgalieva_vd_gde_rodilsya_tam_i_prigodilsya.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

по  духовно – нравственному направлению

«ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»

Класс:  2

Ф.И.О. учителя: Миргалиева Ольга Николаевна

     

 

 2018– 2019 учебный год

г. Нижневартовск

Паспорт  программы 

«Где родился, там и пригодился»

Тип программы

Программа общеобразовательного учреждения

Статус программы

Рабочая программа внеурочной деятельности по  духовно – нравственному направлению

Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Категория обучающихся

Обучающиеся 2 класса

Сроки освоения программы

1 год

Объём учебного времени

34 часа

Форма организации  учебной  деятельности

Внеурочная деятельность

Режим занятий

1 час в неделю

                                                                                                                                                                                           

Пояснительная записка

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, своего региона, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру. В нашей стране идет процесс становления гражданского общества и правового государства и возрастает роль патриотического воспитания. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Ведущая идея программы - патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирования национального самосознания подрастающего поколения.

Цель программы -  создать условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края, формирования его профессиональных интересов.

Обучающие задачи: 

  • формировать умения использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • формировать знания о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа, закрепление этих знаний на практике;
  • формировать навыки исследовательской работы.

Воспитательные задачи:

Способствовать

  • формированию уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • воспитанию уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
  • умению анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях;
  • воспитанию чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
  • воспитанию учащихся на положительном примере  жизни  и  деятельности   земляков, пониманию ценности и значимости каждой человеческой жизни;

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес к истории своей семьи, улицы, города, области, страны;
  • создать оптимальные условия для творческого развития ребенка, и гражданского становления;
  • способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.);
  • способствовать развитию кругозора воспитанников, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  • развивать способность к овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания.

Программа включает в себя 34 занятия и рассчитана на 1 час в неделю.

Планируемые результаты  освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Где родился, там и пригодился»

К концу  обучения учащиеся

Личностные результаты:

  1. Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свой родной край; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной.
  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.
  3. Формирование личностных представлений о целостности природы Ханты-Мансийского округа, Нижневартовского района; осознание значимости и общности проблем края и региона.
  4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  5. Формирование семейных ценностей; усвоение правил индивидуального и коллективного   поведения.

Метапредметные результаты:

  1. Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющийся ситуацией.
  3. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  4. Смысловое чтение.
  5. Компетенции в области использования ИКТ.

Предметные результаты.

  1. Первичные представления о малой Родине, осознание её роли. Малая родина-часть России;
  2. Основополагающие знания о происхождении своей школы, семьи, школьных и семейных реликвиях, традициях и ценностях,   о единстве  судеб семей и судьбы страны;
  3. Осознание личной сопричастности к истории школы, гордости за её достижения
  4. Особенности географического положения и  истории возникновения г. Нижневартовска.
  5. Личности знаменитых земляков, достижения культуры.

Учащийся должен уметь.        

  1. Находить, использовать и представлять  информацию.
  2. Использовать знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
  3. Анализировать события прошлого и настоящего, применять теоретические знания на практике.
  4. Работать с документами, с картами, с литературой.
  5. Соотносить события Отечественной и региональной истории.
  6. Давать описание исторических событий и памятников культуры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия:

  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  •  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  •  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  •  строить сообщения в устной и письменной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Предметные результаты:

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

- приведение примеров достопримечательностей родного края.

Формы контроля: творческие работы, конкурсы, викторины, защита проектов, представление портфолио.

Теоретико-методологическое обоснование программы:

Программа составлена на основе  следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.

Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный (предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно);
  • репродуктивный (воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий);
  • исследовательский (самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата);
  • частично-поисковый (восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов,  непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи);
  • конструктивный (применение знаний в знакомой ситуации);
  • метод творческих заданий (применение знаний в измененной и новой ситуации)

Формы организации занятий

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия: беседы, диалоги, дискуссии; встречи с интересными людьми; литературно-музыкальные композиции; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии.

 Практические занятия: конкурсы; выставки декоративно-прикладного искусства; коллективные творческие дела; соревнования; показательные выступления;  праздники; викторины; интеллектуально-познавательные игры; трудовые дела; заочные путешествия;  акции благотворительности, милосердия; творческие проекты, презентации; сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.

Тематическое планирование

Материал каждого занятия рассчитан на 35 - 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. 

п⁄п

Раздел

Всего часов

Из них

Теоретические

Практические

1

История моей школы начинается с меня

6

3

3

2

История моей семьи

6

3

3

3

Мой город

11

5

6

4

Вниз по Оби

3

1

2

5

Природа Югры

8

4

4

Всего:

34

16

18

Содержание программы

Тема занятия

Количество часов

Теоретические

Практические

История моей школы начинается с меня – 6ч

Задачи: учиться вести себя достойно в общественных местах, придерживаться «золотого правила» в общении с другими, быть доброжелательными, придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома и в школе, быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради, не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

Практическая работа. Экскурсия в школьный музей. Устный журнал «Листая школьные страницы» (групповая проектно-исследовательская работа). Составление книжки – раскладушки «Правила жизни в школьном государстве».  Конкурс рисунков  о школе.

1

История школы

1

1

2

Школьный музей

1

1

3

Законы школы

1

1

4

Права и обязанности школьников

1

1

5

Правила жизни в школьном коллективе

1

1

6

Традиции  моей школы

1

1

История моей семьи – 6ч

Задачи: пробудить интерес к своей родословной; расширить представления о связи времен; углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении; пробудить чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому и настоящему нашей Родины. Практическая работа. Составление  родословного древа. Творческий  конкурс  «Старая фотография рассказала…». Проектно-исследовательская работа «История имени». Выставка творческих семейных работ. Семейная презентация «Фамильный герб». Выставка семейных реликвий и памятных вещей. 

7

Мой мир - моя семья

1

1

8

О чем говорит мое имя

1

1

9

Традиции моей семьи

2

1

1

10

Древо жизни

2

1

1

Мой город - 11 ч

Задачи: обогатить понятие «город» историко-культурным содержанием; создать условия для практической ориентации в окружающем пространстве – городе, микрорайоне. Практическая работа. Работа с картой города Нижневартовска.  Конкурс декоративно-прикладного творчества «Герб города». Виртуальная экскурсия по городу. Экскурсия в Музей русского быта, в Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева. Работа в школьной библиотеке. Презентация «Памятники нашего города». Изготовление проекта «Замечательные люди нашего города»

11

Нижневартовск - лучший город, что я знал

1

1

12

История возникновения города

2

1

1

13

Герб города – гордость людей

1

1

14

Музей русского быта

1

1

15

Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева

1

1

16

Памятники нашего города

2

1

1

17

Жизнь замечательных людей

3

1

2

Вниз по Оби – 3ч

Практическая работа. Экскурсия на реку. Конкурс рисунков «Водоёмы нашего города». Коллективного проекта «Животный и растительный мир»

18

Нижневартовская Обь

2

1

1

19

Конкурс рисунков «Водоёмы нашего города»

1

1

Природа Югры – 8 ч

Практическая работа. Игра-путешествие «Сквозь тайгу и болото». Работа с гербарием. Игра-лото «Животные Югры». Проектно-исследовательская групповая деятельность «Красная книга ХМАО-Югры». Фотографирование и описание наиболее интересных объектов природы и истории края.

20

Основные формы рельефа и полезные ископаемые.

2

1

1

21

Животные Югры

2

1

1

22

Зелёный мир.

2

1

1

23

Красная книга ХМАО - Югры

2

1

1

Для определения уровня достижения результатов использовались диагностические методики и оценка портфолио учеников.

Диагностика нравственной воспитанности

Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2

6

Я  думаю,   что  можно   выругаться   на  несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2

7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2

9

Мне   кажется,   что   нужно   уметь   прощать  людям   их отрицательные поступки

4

3

2

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика № 2. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.

п/п

Список желаний

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.

2.

Иметь много денег.

3.

Иметь самый современный компьютер.

4.

Иметь верного друга.

5.

Мне важно здоровье родителей.

6.

Иметь возможность многими командовать.

7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.

Иметь доброе сердце.

9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

1, 0 – низкий уровень.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА:

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Дидактическое обеспечение:

  • картографический материал (карты, схемы );
  • плакаты;
  • наглядный иллюстративный материал;
  • дидактические карточки для контроля знаний, умений, навыков;
  • таблицы по краеведению;
  • игровой материал (кубики, карточки, кроссворды, конверты с заданиями );

Условия проведения

(место проведения, аудиторный фонд)

Средства технического оснащения

кабинет

Мультимедийный проектор

Документ – камера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Откуда мы родом"

   К концу обучения по данной программе учащиеся научатся:— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;— рассказывать об особеннос...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Программа внеурочной деятельности "Грамоте учиться всегда пригодится"

Содержание  программы: пояснительная записка, тематическое планирование....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....