Программа внеурочной деятельности Где родился, там и пригодился
методическая разработка
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению
«ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirgalieva_vd_gde_rodilsya_tam_i_prigodilsya.docx | 44.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению
«ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»
Класс: 2
Ф.И.О. учителя: Миргалиева Ольга Николаевна
2018– 2019 учебный год
г. Нижневартовск
Паспорт программы
«Где родился, там и пригодился»
Тип программы | Программа общеобразовательного учреждения |
Статус программы | Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению |
Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. |
Категория обучающихся | Обучающиеся 2 класса |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 34 часа |
Форма организации учебной деятельности | Внеурочная деятельность |
Режим занятий | 1 час в неделю |
Пояснительная записка
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, своего региона, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру. В нашей стране идет процесс становления гражданского общества и правового государства и возрастает роль патриотического воспитания. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Ведущая идея программы - патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирования национального самосознания подрастающего поколения.
Цель программы - создать условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края, формирования его профессиональных интересов.
Обучающие задачи:
- формировать умения использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- формировать знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа, закрепление этих знаний на практике;
- формировать навыки исследовательской работы.
Воспитательные задачи:
Способствовать
- формированию уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитанию уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
- умению анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях;
- воспитанию чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
- воспитанию учащихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, пониманию ценности и значимости каждой человеческой жизни;
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к истории своей семьи, улицы, города, области, страны;
- создать оптимальные условия для творческого развития ребенка, и гражданского становления;
- способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.);
- способствовать развитию кругозора воспитанников, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
- развивать способность к овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания.
Программа включает в себя 34 занятия и рассчитана на 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Где родился, там и пригодился»
К концу обучения учащиеся
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свой родной край; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию.
- Формирование личностных представлений о целостности природы Ханты-Мансийского округа, Нижневартовского района; осознание значимости и общности проблем края и региона.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Формирование семейных ценностей; усвоение правил индивидуального и коллективного поведения.
Метапредметные результаты:
- Умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющийся ситуацией.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Смысловое чтение.
- Компетенции в области использования ИКТ.
Предметные результаты.
- Первичные представления о малой Родине, осознание её роли. Малая родина-часть России;
- Основополагающие знания о происхождении своей школы, семьи, школьных и семейных реликвиях, традициях и ценностях, о единстве судеб семей и судьбы страны;
- Осознание личной сопричастности к истории школы, гордости за её достижения
- Особенности географического положения и истории возникновения г. Нижневартовска.
- Личности знаменитых земляков, достижения культуры.
Учащийся должен уметь.
- Находить, использовать и представлять информацию.
- Использовать знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
- Анализировать события прошлого и настоящего, применять теоретические знания на практике.
- Работать с документами, с картами, с литературой.
- Соотносить события Отечественной и региональной истории.
- Давать описание исторических событий и памятников культуры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия:
- гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные универсальные учебные действия:
- ставить и формулировать проблемы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Предметные результаты:
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- приведение примеров достопримечательностей родного края.
Формы контроля: творческие работы, конкурсы, викторины, защита проектов, представление портфолио.
Теоретико-методологическое обоснование программы:
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
При изучении материала для достижения высоких результатов рекомендуется использовать следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (предъявление информации учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно);
- репродуктивный (воспроизведение знаний и способов действий по образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий);
- исследовательский (самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его завершение, непроизвольное запоминание, воспроизведение и мотивирование результата);
- частично-поисковый (восприятие, осмысление, актуализация, самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов, непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель ставит проблему и корректирует пути решения задачи);
- конструктивный (применение знаний в знакомой ситуации);
- метод творческих заданий (применение знаний в измененной и новой ситуации)
Формы организации занятий
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия: беседы, диалоги, дискуссии; встречи с интересными людьми; литературно-музыкальные композиции; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии.
Практические занятия: конкурсы; выставки декоративно-прикладного искусства; коллективные творческие дела; соревнования; показательные выступления; праздники; викторины; интеллектуально-познавательные игры; трудовые дела; заочные путешествия; акции благотворительности, милосердия; творческие проекты, презентации; сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
Тематическое планирование
Материал каждого занятия рассчитан на 35 - 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
№ п⁄п | Раздел | Всего часов | Из них | |
Теоретические | Практические | |||
1 | История моей школы начинается с меня | 6 | 3 | 3 |
2 | История моей семьи | 6 | 3 | 3 |
3 | Мой город | 11 | 5 | 6 |
4 | Вниз по Оби | 3 | 1 | 2 |
5 | Природа Югры | 8 | 4 | 4 |
Всего: | 34 | 16 | 18 |
Содержание программы
№ | Тема занятия | Количество часов | Теоретические | Практические | |
История моей школы начинается с меня – 6ч | |||||
Задачи: учиться вести себя достойно в общественных местах, придерживаться «золотого правила» в общении с другими, быть доброжелательными, придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома и в школе, быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради, не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию. Практическая работа. Экскурсия в школьный музей. Устный журнал «Листая школьные страницы» (групповая проектно-исследовательская работа). Составление книжки – раскладушки «Правила жизни в школьном государстве». Конкурс рисунков о школе. | |||||
1 | История школы | 1 | 1 | ||
2 | Школьный музей | 1 | 1 | ||
3 | Законы школы | 1 | 1 | ||
4 | Права и обязанности школьников | 1 | 1 | ||
5 | Правила жизни в школьном коллективе | 1 | 1 | ||
6 | Традиции моей школы | 1 | 1 | ||
История моей семьи – 6ч | |||||
Задачи: пробудить интерес к своей родословной; расширить представления о связи времен; углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении; пробудить чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому и настоящему нашей Родины. Практическая работа. Составление родословного древа. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…». Проектно-исследовательская работа «История имени». Выставка творческих семейных работ. Семейная презентация «Фамильный герб». Выставка семейных реликвий и памятных вещей. | |||||
7 | Мой мир - моя семья | 1 | 1 | ||
8 | О чем говорит мое имя | 1 | 1 | ||
9 | Традиции моей семьи | 2 | 1 | 1 | |
10 | Древо жизни | 2 | 1 | 1 | |
Мой город - 11 ч | |||||
Задачи: обогатить понятие «город» историко-культурным содержанием; создать условия для практической ориентации в окружающем пространстве – городе, микрорайоне. Практическая работа. Работа с картой города Нижневартовска. Конкурс декоративно-прикладного творчества «Герб города». Виртуальная экскурсия по городу. Экскурсия в Музей русского быта, в Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева. Работа в школьной библиотеке. Презентация «Памятники нашего города». Изготовление проекта «Замечательные люди нашего города» | |||||
11 | Нижневартовск - лучший город, что я знал | 1 | 1 | ||
12 | История возникновения города | 2 | 1 | 1 | |
13 | Герб города – гордость людей | 1 | 1 | ||
14 | Музей русского быта | 1 | 1 | ||
15 | Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева | 1 | 1 | ||
16 | Памятники нашего города | 2 | 1 | 1 | |
17 | Жизнь замечательных людей | 3 | 1 | 2 | |
Вниз по Оби – 3ч | |||||
Практическая работа. Экскурсия на реку. Конкурс рисунков «Водоёмы нашего города». Коллективного проекта «Животный и растительный мир» | |||||
18 | Нижневартовская Обь | 2 | 1 | 1 | |
19 | Конкурс рисунков «Водоёмы нашего города» | 1 | 1 | ||
Природа Югры – 8 ч | |||||
Практическая работа. Игра-путешествие «Сквозь тайгу и болото». Работа с гербарием. Игра-лото «Животные Югры». Проектно-исследовательская групповая деятельность «Красная книга ХМАО-Югры». Фотографирование и описание наиболее интересных объектов природы и истории края. | |||||
20 | Основные формы рельефа и полезные ископаемые. | 2 | 1 | 1 | |
21 | Животные Югры | 2 | 1 | 1 | |
22 | Зелёный мир. | 2 | 1 | 1 | |
23 | Красная книга ХМАО - Югры | 2 | 1 | 1 |
Для определения уровня достижения результатов использовались диагностические методики и оценка портфолио учеников.
Диагностика нравственной воспитанности
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
1 | Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми | 4 | 3 | 2 | |
2 | Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду | 4 | 3 | 2 | |
3 | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми | 4 | 3 | 2 | |
4 | Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку | 4 | 3 | 2 | |
5 | Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей | 4 | 3 | 2 | |
6 | Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес | 4 | 3 | 2 | |
7 | Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню | 4 | 3 | 2 | |
8 | Мне приятно доставлять людям радость | 4 | 3 | 2 | |
9 | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки | 4 | 3 | 2 | |
10 | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы | 4 | 3 | 2 |
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
№ п/п | Список желаний | № ответов |
1. | Быть человеком, которого любят. | |
2. | Иметь много денег. | |
3. | Иметь самый современный компьютер. | |
4. | Иметь верного друга. | |
5. | Мне важно здоровье родителей. | |
6. | Иметь возможность многими командовать. | |
7. | Иметь много слуг и ими распоряжаться. | |
8. | Иметь доброе сердце. | |
9. | Уметь сочувствовать и помогать другим людям. | |
10. | Иметь то, чего у других никогда не будет. |
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Дидактическое обеспечение:
- картографический материал (карты, схемы );
- плакаты;
- наглядный иллюстративный материал;
- дидактические карточки для контроля знаний, умений, навыков;
- таблицы по краеведению;
- игровой материал (кубики, карточки, кроссворды, конверты с заданиями );
Условия проведения (место проведения, аудиторный фонд) | Средства технического оснащения |
кабинет | Мультимедийный проектор Документ – камера |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Откуда мы родом"
К концу обучения по данной программе учащиеся научатся:— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;— рассказывать об особеннос...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Программа внеурочной деятельности "Грамоте учиться всегда пригодится"
Содержание программы: пояснительная записка, тематическое планирование....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....