Игры с мячами для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного и школьного возраста.
учебно-методический материал

Комплекс упражнений с мячами для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного и школьного возраста. Выполняется от простого к сложному. Будет полезен родителям и педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ДОНМ

Игры с мячами для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного и школьного возраста.

Рекомендации родителям и педагогам

                                                   

                                    Учитель-логопед: Лесько Татьяна Александровна

                                    Педагог-психолог: Титова Мария Сергеевна

Москва 2025

Игры с мячами для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного и школьного возраста.

Развитие головного мозга начинается еще во внутриутробный период и активно продолжается формироваться после рождения.

При рождении ребенка запускаются механизмы, которые активизируют стволовые структуры мозга и запускают работу межполушарных связей. Исследования доказывают, что одной из причин трудностей в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста является несформированность межполушарного взаимодействия, то есть дисгармоничная работа полушарий мозга. Это связано с тем, что не происходит полноценного обмена информацией между левым и правым полушарием. Каждое полушарие воспринимает, анализирует полученную информацию по-своему, тем самым, обеспечивается полноценный анализ и синтез полученной информации [3].

Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий, которые связаны между собой системой нервных волокон, соединяющих их - мозолистым телом. При нарушении взаимодействия полушарий искажается познавательная деятельность: возникают сложности с пространственной ориентацией, координацией работы зрительного и слухового восприятия, что может привести к возникновению трудностей с овладением навыка чтения и письма.

Слабость развития межполушарных связей у ребенка мы можем распознать по характерным признакам:

- трудности в описании ситуации/сюжета по картинке;

- невозможность адекватно оценивать эмоции других людей;

- нарушения речи; часто говорит сбивчиво и нечетко;

- сложности в письме под диктовку и при переписывании текста;

- написание букв зеркально.

Поэтому очень важна скоординированная работа левого и правого полушария, которая является основой для интеллектуального развития ребенка, что обеспечивает в дальнейшем успешное обучение в школе. А также является профилактикой дислексии и дисграфии.

Чтобы ребёнок улучшил память, письмо, чтение, счёт, повысил концентрацию внимания и скорость выполнения мыслительных процессов, ему необходимо развивать не одно, ведущее полушарие головного мозга, а оба [2].

Вашему вниманию представляется индивидуальный комплекс упражнений с мячами. Выполняется по мере освоения от простого к сложному. 

1) Бросать большой мяч двумя руками о пол и ловить двумя руками не менее 10 раз, стоя на одном месте;

2) Бросать мяч вверх (не выше головы) следить только глазами, голову не поднимая, и ловить его двумя руками не менее 10 раз, стоя на одном месте;

3) Бросать мяч о пол правой рукой и поймать его правой, а затем повторить левой рукой. Выполняется не менее 10 раз, стоя на одном месте;

4) Бросить мяч о пол левой рукой и поймать его правой, а затем бросить левой рукой, а поймать правой рукой. Выполняется не менее 10 раз, стоя на одном месте;

5) Отбивать мяч о пол сначала правой рукой, затем левой рукой не менее 10 раз, стоя на одном месте;

6) Отбивать мяч о пол сначала двумя руками одновременно, потом попеременно, то правой, то левой рукой не менее 10 раз, стоя на одном месте. (Усложняем, называя фрукты, овощи, животных и т.д.);

7) Отбивать мяч о пол двумя руками одновременно, считая вслух до 30,  при этом пропуская цифру 3 и числа, содержащие эту цифру;

8) Бросаем теннисные мячи о пол ладонями вверх и ловим. Сначала 10 раз правой рукой бросили и поймали, потом столько же левой левой рукой, а затем одновременно двумя руками;

9)Бросаем теннисные мячи о пол ладонями вниз и ловим. Сначала 10 раз правой рукой бросили и поймали, потом столько же левой рукой, а затем одновременно двумя руками;

10) Бросаем теннисные мячи о пол ладонями вверх и ловим попеременно то правой, то левой рукой.

11) Бросаем мяч о пол, ждем пока он ударится о пол второй раз и ловим его правой рукой, а затем повторяем левой рукой; 

12) Бросаем мячи о пол двумя руками одновременно, ждем пока они ударятся о пол второй раз и ловим одновременно двумя руками, ладонями вверх; 

13) Бросаем мяч о пол в центр правой рукой и ловим его левой рукой 10 раз, затем повторяем, бросая левой рукой, ловим правой;

14) Бросаем мяч о пол в центр правой рукой и ловим его левой рукой, затем перекладываем мяч в правую руку (усложняем с перекладыванием мяча за спиной); Все тоже самое повторяем, бросая мяч левой рукой, ловим правой, перекладывая в левую руку. 

15) Одновременно бросаем о пол мяч двумя руками, а ловим руками наперекрест и наоборот; 

16)Попеременно бросаем мяч о пол руками наперекрест; 

17) Бросаем теннисные мячи вверх ладонями вверх и ловим. Сначала 10 раз правой рукой бросили, поймали, потом столько же левой рукой, а затем одновременно двумя руками, (следим только глазами, голова не работает); 

18) Бросаем теннисные мячи вверх ладонями вверх и ловим. Сначала 10 раз правой рукой бросили, поймали, потом столько же левой рукой, а затем попеременно двумя руками, (следим только глазами, голова не работает); 

Со временем упражнение можно усложнять регулированием высоты отскока мяча (до пояса, груди, выше головы), громкостью «цоканья» (тише/громче) и физическими действиями (хлопок, приседания, прыжок, шаг и т.п), играми на развитие речи (скажи наоборот, продолжи словарный ряд, назови ласково, скажи по-другому, придумай слово, определи место звука в слове и многое другое).

Регулярное выполнение упражнений с мячами способствует активизации межполушарного взаимодействия, способствует эмоциональному настрою, улучшает работу полушарий головного мозга, снижает утомляемость на занятиях, улучшает самоконтроль, что влияет на работу высших психических функций. [1]. 

Решаются такие проблемы, как: 

- Мышечные: формирует правильную осанку, снижает гипертонус, укрепляет мышцы рук, ног, глаз и мышечный корсет. 

 - Когнитивные: совершенствует речь, память, мышление, восприятие.  

- Сенсомоторные: стимулирует межполушарное развитие, развивает координацию, укрепляет вестибулярный аппарат, формирует автоматизм моторных программ, увеличивает скорость обработки сенсорной информации, помогает критично оценить правильность движений.  

- Регуляторные: увеличивает концентрацию и удержание внимания, формирует программу действий и контроль над её удержанием на длительный период.  

- Зрительные: формирует устойчивый навык фиксации предмета и прослеживающих движений, пространственного мышления, укрепляет глазные мышцы, расширяет поле зрения.  

- Слуховые: развивает чувство внутреннего и внешнего ритма, улучшает восприятие и обработку не речевых шумов, помогает оценить темпо-ритмическую сторону речи.  

Предложенные игровые приёмы окажутся полезными всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны и способствовали разностороннему развитию детей. Рекомендуемый игровой материал педагоги могут включать в работу с детьми, как в дошкольном учреждении, так и в работу с детьми и родителями воспитанников в домашних условиях для закрепления полученных навыков. 

Библиографический список 

1. Деннисон П. Гимнастика мозга. — СПб, — 2015. 

2. Кочнева А.А. Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия — Хабаровск, — 2018. 

3. Кошмина Н.Г. Развитие межполушарного взаимодействия. — Самара, — 2017. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через применение игротренингов су джок»

В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для имеющихся у них нарушений, укрепления психического...

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НО".

Темы выступления на промблемном очно-заочном семинаре-практикуме: "Игровые приемы в познавательном  и эмоционально-волевом развитии детей младшего школьного возраста"....

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Социальное развитие детей дошкольного и школьного. возраста через разнообразие совместной деятельности субъектов образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО о НО".

Темы выступления на проблемном очно-заочном семинаре-пректикуме: «Актуальные аспекты интегрирования при обучении младших школьников с нарушениями речевого развития». Создание комфортн...

«Система упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием мячей»

Одним из составляющих элементов комплексной коррекционной работы является кинезиологическая коррекция. Применение данных методик позволяет улучшить у учащихся память, внимание, речь, пространств...

Развитие слоговой структуры у детей дошкольного и школьного возраста.

Коррекция слоговой структуры слова является важным направлением в работе учителя-логопеда, так как от неё зависит успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, пись...

Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ с помощью подвижных игр

Внимание – важная сторона познавательной деятельности. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ...

"Приемы развития внимания у детей дошкольного и школьного возраста, детей с ОВЗ"

В данной статье, представлены роль дидактической игры для развития внимания младших школьников с ОВЗ....