Развитие слоговой структуры у детей дошкольного и школьного возраста.
статья по логопедии (1 класс)

Рязанова Олеся Николаевна

Коррекция слоговой структуры слова является важным направлением в работе учителя-логопеда, так как от неё зависит 

успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

В статье рассмотрены основные направления в работе над слоговой структурой слова и приведены примеры упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slogovoy_struktury_u_detey_doshkolnogo_i.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слоговой структуры у детей дошкольного и

школьного возраста.

             Коррекция слоговой структуры слова является важным направлением в работе учителя-логопеда наравне с коррекцией звукопроизношения, развитием лексико-грамматической стороны речи и работой над связной речью. Так как формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

            А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:

1. Нарушение количества слогов:

  • ​Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
  • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;

3. Искажение структуры отдельного слога:

  • Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
  • Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;

4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;

5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;

7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.

            В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:

1. Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
  • развитие временно-пространственной ориентировки;
  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Для работы над первыми двумя направлениями в литературе описано много упражнений. В работе с младшими школьниками интересным является прием для развития динамической и темпо-ритмической организации движений, предложенный Пятибратовой Н. В. Автор предлагает отхлопывать сильные и слабые доли в вальсах. Сначала ребенок выполняет вместе с учителем, затем самостоятельно.

2. Коррекционный этап проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;
  • уровень слогов;
  • уровень слов;
  • уровень коротких предложений;
  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.

Вот некоторые приемы и упражнения:

  • Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
  • Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко). 

Работа над словом должна проходить последовательно с постепенным усложнением слоговой структуры.

А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:

  • Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
  • Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
  • Односложные (дом, мак).
  • Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
  • Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
  • Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
  • Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
  • Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
  • Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
  • Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
  • Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
  • Односложные со стечением в конце слова (зонт).
  • Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
  • Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Для данной работы существует множество пособий. Я использую пособия, предложенные автором группы VK "Логопедические настолки".

Важно не останавливаться на данном этапе, а продолжить развитие слоговой структуры слова на уровне словосочетаний, предложений и текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...

Развитие способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста

Цель семинара: знакомство с психической функцией воображения, способами его развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников на базе активизации фантазии....

«Интегрированный подход к развитию экологической культуры у детей дошкольного возраста»

«Интегрированный подход к развитию экологическойкультуры у детей дошкольного возраста»...

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования".

В данной работе предоставлен материал поэтапного обучения детей связной речи....

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...