Развитие слоговой структуры у детей дошкольного и школьного возраста.
статья по логопедии (1 класс)
Коррекция слоговой структуры слова является важным направлением в работе учителя-логопеда, так как от неё зависит
успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
В статье рассмотрены основные направления в работе над слоговой структурой слова и приведены примеры упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slogovoy_struktury_u_detey_doshkolnogo_i.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие слоговой структуры у детей дошкольного и
школьного возраста.
Коррекция слоговой структуры слова является важным направлением в работе учителя-логопеда наравне с коррекцией звукопроизношения, развитием лексико-грамматической стороны речи и работой над связной речью. Так как формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
- Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
- Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
- Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
- Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
- Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
- Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.
В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
1. Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
- формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
- развитие временно-пространственной ориентировки;
- развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
Для работы над первыми двумя направлениями в литературе описано много упражнений. В работе с младшими школьниками интересным является прием для развития динамической и темпо-ритмической организации движений, предложенный Пятибратовой Н. В. Автор предлагает отхлопывать сильные и слабые доли в вальсах. Сначала ребенок выполняет вместе с учителем, затем самостоятельно.
2. Коррекционный этап проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
- уровень гласных звуков;
- уровень слогов;
- уровень слов;
- уровень коротких предложений;
- уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.
Вот некоторые приемы и упражнения:
- Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
- Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).
Работа над словом должна проходить последовательно с постепенным усложнением слоговой структуры.
А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
- Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
- Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
- Односложные (дом, мак).
- Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
- Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
- Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
- Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
- Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
- Односложные со стечением в конце слова (зонт).
- Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Для данной работы существует множество пособий. Я использую пособия, предложенные автором группы VK "Логопедические настолки".
Важно не останавливаться на данном этапе, а продолжить развитие слоговой структуры слова на уровне словосочетаний, предложений и текстов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)
Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...
Развитие способности воображения у детей дошкольного и начального школьного возраста
Цель семинара: знакомство с психической функцией воображения, способами его развития и оптимизации обучения дошкольников, младших школьников на базе активизации фантазии....
«Интегрированный подход к развитию экологической культуры у детей дошкольного возраста»
«Интегрированный подход к развитию экологическойкультуры у детей дошкольного возраста»...
программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста
программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки звукового ряда. В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...
"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования".
В данной работе предоставлен материал поэтапного обучения детей связной речи....
Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения
Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста как основной способ развития личности».
Выступление на муниципальном семинаре....