Программа курса "Шахматы 1-4 класс"
рабочая программа (1 класс)

Глухих Татьяна Владимировна

Программа курса «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы – школе» под редакцией И.Г.Сухина в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебные пособия, методические рекомендации для учителя (авт. И.Г.Сухин).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty_1-4_kl.docx75.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ШАХМАТЫ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4-Х КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по шахматам на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС НОО и федеральной рабочей программе воспитания.

Программа курса «Шахматы» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы – школе» под редакцией И.Г.Сухина в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебные пособия, методические рекомендации для учителя (авт. И.Г.Сухин).

Программа «Шахматы» позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

Шахматы являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.

Изучение шахмат соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:

  • создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры младших школьников;
  • поэтапное, нефорсированное развитие у детей фундаментальной способности действовать «в уме» с помощью здоровьесберегающей «Шахматно-задачной технологии»;
  • обучение правилам игры в шахматы;
  • формирование умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  • формирование и развитие ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  • формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно- логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни;
  • становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности;

Особенности программы заключаются в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Второй-четвертый годы обучения предполагают обучению решения шахматных задач. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях.

Место курса:

программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ

«ШАХМАТЫ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы по курсу «Шахматы» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения курса «шахматы» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:

  1. гражданско-патриотического воспитания:

  • ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию;
  1. духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
  • оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
  1. ценности научного познания:

  • знание истории развития представлений о шахматах и игре человека в шахматы в российской культурно-педагогической традиции;
  • познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по курсу, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек;
  • познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
  • интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
  1. формирование культуры здоровья:

  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
  • понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
  • ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях,

угрожающих здоровью и жизни людей;

  1. экологическое воспитание:

  • экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях,
  • экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса «шахматы» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические и исследовательские действия, работа с информацией:

  • ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в шахматах (в пределах изученного), применять изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
  • структурировать полученные сведения, касающиеся того или иного учебного материала;
  • обосновывать и всесторонне продумывать речевое высказывание, касающееся той или иной шахматной головоломки;
  • находить оптимальные способы решения разных типов шахматных задач;
  • осознавать, ставить и формулировать проблему;
  • разрабатывать алгоритмы решения проблем творческого и поискового характера; модели, адекватные конкретным задачам, а также преобразовывать указанные модели;
  • анализировать объекты для выделения существенных и несущественных признаков при решении шахматных задач;
  • осуществлять операции синтеза с целью выбора оптимального хода в том или ином положении на шахматной доске;
  • выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, шахматных фигур по росту, силе фигур, положению белых и черных фигур, влияющих на решение той или иной задачи;
  • распознавать объекты, обнаруживать их существенные признаки и выполнять операции синтеза);
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • конструировать цепочки рассуждений, как тренинг внутреннего плана действий – способности действовать «в уме»;
  • обобщать; обнаруживать аналогии; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с конкретной задачей;
  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, в том числе для целей эффективного развития качеств и способностей в соответствии с сенситивными периодами развития, способности конструктивно находить решение и действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия Общение:

  • вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
  • строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил шахматной игры и выполнения игровых заданий;
  • организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно) игры, конкурсы, соревнования в коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности, распределение ролей, выполнение функциональных обязанностей, осуществление действий для достижения результата;
  • проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
  • продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач, выполнения игровых заданий и игр на уроках, во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • планировать продуктивное взаимодействие с педагогом и другими учащимися, способы взаимодействия с ними, обеспечивающие качественное решение тех или иных задач;
  • проявлять инициативу в сотрудничестве в процессе поиска и сбора информации;
  • уважительно и доброжелательно относиться к сопернику при проведении дидактических игр в паре;
  • уметь ясно и аргументировано выражать свои мысли, правильно применять шахматную терминологию;
  • уметь слышать, не перебивая собеседника вести диалог и принимать участие в коллективном обсуждении задачи;
  • не демонстрировать свое превосходство над другими учащимися;
  • уметь признать свои ошибки в корректной форме;
  • понимать причины успеха или неуспеха при решении той или иной задачи.

Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация и самоконтроль:

  • проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных планов организации своей жизнедеятельности, проявлять стремление к успешной образовательной деятельности, анализировать свои ошибки;
  • осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
  • осуществлять целеполагание при решении шахматных задач, соотносить тот учебный материал, который уже известен и качественно усвоен, с тем, который еще неизвестен;
  • планировать свою деятельность при решении авторских занимательных задач и головоломок, составляющих основу курса, намечать промежуточные цели, вырабатывать оптимальный план действий и их последовательность
  • прогнозировать;

поскольку каждая задача курса имеет определенную цель и условия, то происходит тренинг

  • контролировать свою деятельность, неудачи и успехи в решении тех или иных задач и головоломок, соотносить выбранный способ действий и их результат;
  • при решении задач вносить коррективы в выбранный способ и план действий;
  • осознавать качество и уровень освоения учебного материала;

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1 класс (33 ч

Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

2 класс (34 ч)

Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу.

Чемпионы мира по шахматам.

Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

Запись начального положения.

Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.

Способы защиты.

Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля.

Король и ладья против короля.

Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

3-4 классы (68ч)

Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него.

Принципы игры в дебюте.

Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”.

Борьба за центр. Безопасная позиция короля.

Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Раздел №2. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др.

Комбинации для достижения ничьей.

Раздел № 3. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя).

Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля.

Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:

  • различать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • использовать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • применять правила хода и взятия каждой фигуры.
  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

К концу второго года обучения у обучающегося будут сформированы следующие умения:

  • осуществлять обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

  • распознавать ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.

К концу третьего-четвёртого годов у обучающегося будут сформированы следующие умения:

  • различать принципы игры в дебюте;
  • применять основные тактические приемы;
  • раскрывать значение термина «дебют»;
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.
  • раскрывать принципы игры в дебюте;
  • применять основные тактические приемы;
  • различать и применять термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • применять тактические приемы игры в середине шахматной партии;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

учебного предмета

Количе- ство часов

Программное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

1

Шахматная доска

3

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Находить белые и черные поля, белые и черные диагонали на шахматной доске. Правильно располагать шахматную доску.

Распознавать горизонталь, вертикаль, диагональ.

Считать количество полей в шахматных

«дорожках»: горизонталях, вертикалях, диагоналях.

Определять количество горизонталей и вертикалей на шахматной доске.

Выявлять сходство и различие горизонтали, вертикали и диагонали.

Находить на шахматной доске горизонтали, вертикали, диагонали и центр.

Сравнивать диагонали по количеству полей.

Делать вывод о том, в каких шахматных «дорожках» полей больше, чем в других.

2

Шахматные фигуры

1

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Различать шахматные фигуры по цвету, форме и размеру.

Рисовать шахматные фигуры. Предлагать варианты развития сюжета в презентациях-сказках.

Играть в дидактические игры по теме. Решать занимательные задания по теме.

3

Начальная расстановка фигур

1

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и

начальной расстановкой фигур.

Расставлять начальное положение. Находить ошибки в неправильно расставленной начальной позиции.

Выявлять связь между «дорожками» шахматной доски и начальным положением.

Предлагать варианты развития сюжета в презентациях-сказках.

Разучивать рифмовку о начальном положении.

Играть в дидактические игры по теме. Решать занимательные задания по теме.

4

Ходы и взятие фигур

16

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Воспроизводить на своей шахматной доске мало фигурные позиции из учебных пособий.

Выполнять ход и взятие каждой из шахматных фигур.

Разменивать при необходимости однотипные фигуры.

Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной

доске, но и «в уме» — во внутреннем плане.

Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске.

Устанавливать общее и различия между дидактическими заданиями.

Анализировать простейшие положения, возникающие в ходе дидактических игр.

Ставить себя на место партнера при обдумывании хода — преодолевать эгоцентризм.

Налаживать простейшие связи между своими шахматными фигурами.

Нарушать взаимодействие неприятельских фигур.

Выявлять главный фактор в той или иной позиции — тот, который помогает выбрать лучший ход.

Находить алгоритм решения той или иной головоломки.

Выявлять атакующие и защитительные ходы.

Обосновывать выбор своего хода при решении задач.

Замечать простейшие связи между фигурами – преодолевать синкретизм.

Находить парадоксальные ходы, которые позволяют решать занимательные задачи.

Выбирать сильнейший ход из

нескольких возможных.

Играть в дидактические игры по теме. Решать занимательные задания по теме.

5

Цель шахматной партии

7

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Воспроизводить на своей шахматной доске мало фигурные позиции из учебных пособий.

Объявлять шах, открытый шах, двойной шах.

Освоить способы защиты от шаха. Находить лучшую защиту от шаха. Ставить мат различными фигурами и их сочетаниями.

Освоить способы, которые могут спасти худшую партию: пат и вечный шах.

Различать шах, мат и пат.

Проводить короткую и длинную рокировку.

Выбирать правильный ход из нескольких возможных.

Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении.

Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» — во внутреннем плане.

Предлагать варианты развития сюжета в презентациях-сказках.

Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске.

Моделировать ситуации постановки мата.

Играть в дидактические игры по теме. Решать занимательные задания по теме.

6

Игра всеми фигурами из начального положения

3

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Выявлять главный фактор в той или иной позиции, который помогает объявить мат в один ход на первых ходах партии.

Находить мат в один ход в коротких партиях.

Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске.

Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении.

Выбирать правильный ход из нескольких возможных.

Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» — во внутреннем плане.

Играть в дидактические игры по теме. Решать занимательные задания по теме.

7

Повторение программного материала

2

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур, ходы шахматных фигур, белопольные и чернопольные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры. Шах, открытый шах, двойной шах, мат, ничья, пат, рокировка,

шахматная партия, короткие партии.

Проговорить основные термины шахмат: шахматная доска, белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальная позиция, королевский фланг, ферзевый фланг, ход, взятие, нападение, шах, открытый шах, двойной шах, вечный шах, защита от шаха, мат, пат, рокировка, выигрыш, проигрыш, ничья, качество, легкая фигура, тяжелая фигура.

Повторить названия всех шахматных фигур и основные правила шахмат: ходы и взятия каждой из фигур (в томчисле взятие на проходе, превращение пешки, проведение

короткой и длинной рокировки).

Общее количество

часов по программе

33

2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

учебного предмета

Коли че- ство часов

Программное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

1

Повторение программного материала

2

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, названия шахматных фигур, ходы шахматных фигур, белопольные и чернопольные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры. Шах,

открытый шах, двойной шах, мат, ничья, пат,

рокировка, шахматная партия, короткие партии.

Проговорить основные термины шахмат: шахматная доска, белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальная позиция, королевский фланг, ферзевый фланг, ход, взятие, нападение, шах, открытый шах, двойной шах, вечный шах, защита от шаха, мат, пат, рокировка, выигрыш, проигрыш, ничья, качество, легкая фигура, тяжелая фигура.

Повторить названия всех шахматных фигур и основные правила шахмат: ходы и взятия каждой из фигур (в том числе взятие на проходе, превращение пешки, проведение короткой и длинной рокировки).

Предлагать варианты развития сюжета в презентациях-сказках.

2

Краткая история шахмат

1

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу.

Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам

Получить первое представление об истории шахмат.

Оценить поступки раджи и мудреца — изобретателя шахмат в «Легенде о радже и мудреце».

Предлагать варианты развития сюжета в презентациях-сказках.

3

Шахматная нотация

2

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

Запись начального положения.

Находить на шахматной доске каждую горизонталь, вертикаль, диагональ и конкретное шахматное поле в соответствии с шахматной нотацией. Называть цвет того или иного поля: глядя на шахматную доску и не глядя на нее — совершая необходимые операции «в уме».

Отличать краткую и полную шахматную нотацию.

Записывать начальное положение и ходы шахматной партии.

4

Ценность шахматных фигур

4

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Оценивать соотношение сил на шахматной доске в мало фигурной учебной позиции.

Находить атакующие и защитительные ходы в том или ином учебном

положении.

Выбирать правильный ход из нескольких возможных.

Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске.

Выявлять прием, с помощью которого можно достичь материального перевеса: ограничение подвижности, нападение, шах, открытый шах, двойной шах, двойной удар, превращение пешки, связка, открытое нападение, взятие на проходе и т. п.

Определять способ защиты, с помощью которого можно сохранить материальное равенство: уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя, защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака.

Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении.

Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» — во внутреннем плане. Решать дидактические задания по теме.

5

Техника матования одинокого короля

4

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля.

Король и ладья против короля.

Выявлять, какая ситуация создалась на шахматной доске: шах, пат или мат. Объявлять мат в один ход. Оттеснять неприятельского короля на крайнюю линию.

Вынуждать короля противника отступить на угловое поле.

Моделировать ситуации постановки мата.

Ставить мат в два хода.

Сводить позиции на шахматной доске к известным положениям, в которых достигается мат в один ход.

Выбирать правильный ход из нескольких возможных.

Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении.

Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске.

Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» — во внутреннем плане.

Решать дидактические задания по теме.

6

Достижение мата без жертвы материала

3

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата

Объявлять мат в два хода неприятельскому королю в эндшпиле, миттельшпиле и дебюте.

Использовать прием «Ограничение подвижности» для создания ситуации цугцванга.

Находить защиту от мата в один ход в эндшпиле, миттельшпиле и дебюте.

Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске.

Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении.

Моделировать ситуации постановки мата.

7

Шахматная комбинация

15

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к

достижению

Проводить несложные шахматные комбинации.

Объявлять мат в два хода, используя приемы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, уничтожения защиты,

«рентгена», освобождения пространства, батареи, связки, пассивной жертвы, перекрытия и сочетание тематических приемов.

Получать материальный перевес с использованием приемов отвлечения, завлечения, уничтожения защиты, связки, освобождения пространства, перекрытия, превращения пешки и сочетания тактических приемов.

Достигать ничьей в худших положениях применением комбинаций на пат и вечный шах.

Проводить простейшие комбинации в дебюте.

материального перевеса.

Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Выбирать правильный ход из нескольких возможных.

Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске.

Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении.

Моделировать ситуации постановки мата.

Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» — во внутреннем плане. Решать дидактические задания по теме.

8

Повторение программного материала

3

Сравнительная ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты. Постановка мата одинокому королю. Достижение мата без жертвы материала.

Шахматные комбинации. Матовые комбинации. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

Комбинации для достижения ничьей. Типичные комбинации в

дебюте

Оценивать соотношение сил на шахматной доске в малофигурной учебной позиции.

Находить атакующие и защитительные ходы в том или ином учебном положении.

Объявлять мат в один и в два хода. Проводить простейшие комбинации в дебюте.

Выбирать правильный ход из нескольких возможных.

Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении.

Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме» — во внутреннем плане. Решать дидактические задания

Общее количество часов по программе

34

3-4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количе- ство часов

Программное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

1

Повторение программного материала

4

Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

Сравнительная ценность шахматных фигур.

Проговорить основные термины шахмат.

Повторить основные правила шахмат.

Решать шуточные задачи. Моделировать ситуации, когда объявлен мат или можно

Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Постановка мата одинокому королю. Шахматные комбинации. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения.

Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы

материала и с жертвой материала

поставить мат в один ход. Оценивать соотношение сил на шахматной доске в малофигурной учебной позиции.

Находить атакующие и защитительные ходы в том или ином учебном положении. Объявлять мат в один и в два хода.

Проводить простейшие комбинации в дебюте. Выбирать правильный ход из нескольких возможных.

Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении.

Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной

доске, но и «в уме» — во внутреннем плане.

Решать дидактические задания.

2

Основы дебюта

24

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов.

Детский мат и защита от него.

Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте.

Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля.

Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Находить мат в один ход на втором-третьем ходах шахматной партии.

Выявлять ошибочные ходы противника, которые привели к мату.

Выигрывать ферзя или ладью за менее ценные фигуры на первых ходах партии.

Ставить детский мат. Защищаться от детского мата. Ставить мат противнику, если он в дебюте выводит вперед короля.

Объявлять мат противнику, который повторяет твои ходы. Выполнять ходы, соблюдая дебютные принципы: 1) быстрейшего развития фигур,

2) борьбы за центр, 3) обеспечения безопасного положения своего короля, 4) гармоничного расположения пешек.

Ставить мат не рокировавшемуся королю.

Делать рокировку без нарушения шахматных правил

и с учетом угроз противника. Захватывать центр. Опережать соперника в развитии фигур. Видеть ситуации, когда можно путем размена сдвоить противнику пешки, так как сдвоенные пешки обладают меньшей подвижностью (с учетом, что не в каждой позиции выгодно сдваивать противнику пешки).

Учиться не отдавать без необходимости более ценную фигуру за менее ценную.

Выбирать правильный ход из нескольких возможных.

Выявлять главный фактор в той или иной позиции, который помогает решить задачу.

Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске.

Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении.

Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме»

— во внутреннем плане. Решать дидактические задания по теме.

3

Основы миттельшпиля

18

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства,

Изучать примеры тактических операций в миттельшпиле, которые приводят к выигрышу материала.

Обнаруживать связку в положениях на шахматной доске.

Ставить мат в один ход, используя связку.

Выигрывать легкую или тяжелую фигуру, используя связку.

Находить возможность сохранить материальное равенство, если противник применяет связку (развязывание): 1) используя шах, 2) контрнападая на такую же фигуру, 3) создавая угрозу объявить мат в один ход, 4)

уходя связанной фигурой из-

уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др.

Комбинации для достижения ничьей.

под удара и одновременно защищая ею фигуру, располагающуюся за ней. Добиваться выигрыша материала, используя для этой цели двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной шах.

Объявлять мат в три хода, используя приемы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, «рентгена», перекрытия, батареи и сочетание тематических приемов.

Достигать ничьей в худших положениях применением комбинаций на

пат и вечный шах.

Выбирать правильный ход из нескольких возможных.

Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении.

Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске.

Моделировать ситуации постановки мата.

Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме»

— во внутреннем плане. Решать дидактические задания по теме.

4

Основы эндшпиля

19

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи).

Матование двумя слонами (простые случаи).

Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля.

Находить мат в один и в два хода в простейших эндшпильных положениях. Объявлять мат в два и в три хода неприятельскому одинокому королю с помощью своего короля и: 1) двух слонов, 2) слона и коня.

Замечать возможность выигрыша фигуры в эндшпиле.

Выявлять парадоксальные ходы, которые способны привести к неожиданному

выигрышу в учебных положениях.

Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.

Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля.

Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).

Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Выбирать правильный ход из нескольких возможных.

Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении.

Определять главный фактор в той или иной позиции, который помогает решить задачу.

Сравнивать положение белых и черных фигур на шахматной доске.

Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме»

— во внутреннем плане.

Решать дидактические задания по теме.

5

Повторение программного материала

3

Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей, ферзя и короля. Детский мат.

Защита. Вариации на тему детского мата.

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Борьба за центр.

Безопасное положение короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте.

Успешное развязывание. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

Основы миттельшпиля. Комбинации на мат в три хода. Комбинации для достижения ничьей.

Основы эндшпиля. Тяжелые фигуры против тяжелых фигур. Тяжелые фигуры против легких фигур. Мат двумя слонами. Мат слоном и конем.

Король и пешка против короля. Удивительные ничейные положения. Удивительные

выигрышные положения

Оценивать соотношение сил на шахматной доске в малофигурной учебной позиции.

Находить атакующие и защитительные ходы в том или ином учебном положении. Объявлять мат в два и в три хода в простейших учебных положениях.

Проводить несложные комбинации.

Разыгрывать без большого количества ошибок простейшие эндшпильные позиции.

Выбирать правильный ход из нескольких возможных.

Моделировать ситуации постановки мата.

Обосновывать выбор своего хода в том или ином положении.

Совершать передвижения шахматных фигур не только на шахматной доске, но и «в уме»

— во внутреннем плане. Решать дидактические задания.

Общее количество часов по программе

68

Учебно-методическое обеспечение

  1. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 40 с.
  2. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2021.
  3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – Обнинск: Духовное возрождение, 2022.
  4. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. – Обнинск: Духовное возрождение, 2022.
  5. Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2022.
  6. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. – Обнинск: Духовное возрождение, 2021.
  7. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 2022.

Список литературы по программе

  1. Сухин, И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране (занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ.и проф. обр. РФ. М.: ПОМАТУР. – 2000.
  2. Сухин, И.Г. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. – М. АСТРЕЛЬ. ACT, 2017.
  3. Френе, С. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Хенкин, В. Куда идет король. – М.: Молодая гвардия, 1979 .
  5. Петрушина, Н.М. Шахматный учебник для детей. Серия «Шахматы». – Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002. – 224 с.
  6. Шахматный словарь. – М. ФиС. – 1968.
  7. Шахматы детям. – Санкт-Петербург. – 1994. – М. Детгиз, 1960.
  8. Шахматы. Энциклопедический словарь. – Советская энциклопедия. – М. – 1990.
  9. Шахматы – школе. – М.: Педагогика, 1990.
  10. Костров, В., Давлетов, Д. – Шахматы. – Санкт-Петербург, 2001.
  11. Хенкин, В. Шахматы для начинающих – М.: «Астрель», 2002.
  12. Подгаец, О. Прогулки по черным и белым полям. – МП «Каисса плюс». – Днепропетровск. – 1996.
  13. Бареев, И.А. Гроссмейстеры детского сада. – Москва. – 1995.
  14. Юдович, М. Занимательные шахматы. – М. – ФиС, 1966.

Список дополнительной литературы

  1. Авербах, Ю. Что нужно знать об эндшпиле / Ю. Авербах – М.: ФиС, 1979.
  2. Авербах, Ю., Бейлин, М. Путешествие в шахматное королевство / Ю. Авебах, М. Бейлин. – М.: ФиС, 1972.
  3. Весела, И., Веселы, И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Голенищев, В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов / В. Голенищев. – М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.
  5. Гончаров, В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре / В. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  6. Гришин, В. Малыши играют в шахматы / В. Гришин. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Гришин, В., Ильин, Е. Шахматная азбука / В. Гришин, Е. Ильин. – М.: Детская литература, 1980.
  8. Журавлев, Н. Шаг за шагом / Н. Журавлев. – М.: ФиС, 1986.

#1047;ак, В., Длуголенский, Я. Я играю в шахматы / В. Зак, Я. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985.

#1047;лотник, Б., Кузьмина, С. Курс-минимум по шахматам / Б. Злотник, С. Кузьмина. – М.: ГЦОЛИФК, 1990.

#1048;ващенко, С. Сборник шахматных комбинаций / С. Иващенко. – Киев: Радяньска школа,1986.

#1050;апабланка, Х.Р. Учебник шахматной игры / Х.Р. Капабланка. – М.: ФиС, 1983.

#1050;нязева, В. Азбука шахматиста / В. Князева. – Ангрен, 1990.

#1050;нязева, В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: 1992.

15Князева, В. Уроки шахмат вобщеобразовательнойшколе

(методические рекомендации) / В. Князева. – Ташкент: 1987.

#1050;остьев, А. Уроки шахмат / А. Костьев. – М: ФиС, 1984.

#1050;остьев, А. Учителю о шахматах / А. Костьев. –М.: Просвещение, 1986.

#1051;аскер, Э. Учебник шахматной игры / Э. Ласкер. –М.: ФиС, 1980.

#1052;айзелис, И. Шахматы / И. Майзелис. – М.: Детгиз, 1960.

#1053;имцович, А. Моя система / А. Нимцович. – М: ФиС, 1984.

#1057;ухин, И. Волшебные фигуры / И. Сухин. – М.: Новая школа, 1994.

#1057;ухин, И. Приключения в шахматной стране / И. Сухин. – М.: Педагогика, 1991.

#1064;ахматы – школе. Сост. Б. Гершунский, А. Костьев / М.: Педагогика, 1991.

#1057;уэтин, А. Как играть дебют / А. Суэтин. – М: ФиС, 1981.

#1061;енкин, Б. Последний шах / Б. Хенкин. – М: ФиС, 1979.

26Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности / М.: ГЦОЛИФК, 1986.

#1064;ахматы. Энциклопедический словарь / М: Советская энциклопедия, 1990.

#1070;дович, М. Занимательные шахматы / М. Юдович. – М: ФиС, 1976.

29Уманская, Э. Э., Волкова, Е. И., Прудникова, Е. А. Шахматы в школе. 1-ый, 2-ой, 3- й, 4-ый год обучения / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – Москва: Просвещение, 2016 – 2019 гг.

#1055;рудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. Методическое пособие / 1-ый, 2- й, 3-й, 4-ый годы обучения. Москва: Просвещение, 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИЗО 2 класс на основе Программы для ОУ «Изобразительное искусство 1-4 классов» Б.М. Неменского– М.Дрофа, 2010

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...