«Активные методы обучения на современном уроке в начальной школе»
консультация

«Активные методы обучения на современном уроке в начальной школе», мастер-класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс23.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный урок в объективе требований ФГОС.

Активные формы обучения» мастер –класс

Шубина О.Е., учитель начальных классов,

МБОУ «Боханская СОШ№1»

Аннотация. Статья посвящена изучению организации урока в условиях реализации ФГОС. Использование активных форм обучения на уроках в начальной школе.

Понятие «современный урок» является в наше время одной из самых обсуждаемых тем в нашем педагогическом сообществе. Урок — это мастерство учителя, это самое главное в учебном процессе. Хороший урок включает в себя: методы, формы работы и, конечно, профессионализм и мастерство самого преподавателя. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. 

          Притча о Мудром Старике и Текущей Реке Знаний

Монах даосского храма преподавал урок юному ученику, который недавно присоединился к обители. Сидя на берегу реки, монах начал рассказывать притчу.

"В древние времена, в горах жил мудрый старик по имени Лао. Он обладал бесценными знаниями и открытиями, которые собирал на протяжении своей жизни. Однако, Лао никогда не делался этими открытиями со своими учениками.

С течением времени, старик заметил, что его знания тяготеют его душу, и не приносят больше радости, как раньше. Он решил поделиться своими открытиями с молодым учеником, которому доверял.

Очень скоро, Лао заметил, что его душа стала легче, и он снова стал радоваться жизни. Он понял, что, делаясь знаниями, он открывал себя для новых открытий и вдохновения.

Однажды, ученик спросил Лао: 'Мастер, почему вы раньше не делались своими знаниями?'

Старик улыбнулся и ответил: 'Потому что я не понимал, что знания, как вода, нуждаются в движении. Если вода стоит, она становится болотом. Так же и знания, если они не двигаются, становятся тяжелыми и бесполезными.'"

Монах обратился к юному ученику: "Помни, что делиться знаниями – это не только дарить другим свет, но и открывать новые горизонты для себя. Как река, знания должны течь, чтобы оставаться живыми."

Задумываемся ли мы над тем, какой он, путь совершенствования знаний, мышления, путь обогащения духовного мира? Как помочь ученику интересно и плодотворно пройти по этому пути?

А для этого я предлагаю вам по-иному посмотреть на современный урок.

Современный урок – это урок, который имеет следующие признаки:

- цель урока – развитие каждой личности в процессе обучения и воспитания;

- реализуется личностно-ориентированный подход к обучению;

-деятельностный подход;

-организация урока – динамична и вариативна;

-во время урока используются современные педагогические технологии, методы обучения.

По мнению Л. А. Жалниной и Т. Н. Жалниной, активные методы обучения – это «методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося, при которых эта деятельность носит продуктивный, творческий, поисковый характер» [2, с. 19].

Э.Д. Валиева считает, что активные методы обучения позволяют организовать процесс усвоения знаний так, чтобы в ходе этого процесса ребенок постоянно был вынужден тренировать не только и не столько память, сколько способность самостоятельно решать задачи, мыслить, высказывать суждения, обобщать и делать выводы [1, с. 790].

И поэтому тема мастер – класса «Активные методы обучения на современном уроке в начальной школе»

Метод «Разминка» 

-Первый понедельник, пятый -…

-Девочка – женщина, мальчик - …

-День – обед, утро - …

-Бабушкина дочь – это …

-Кого подковал русский умелец Левша?

-Яблоко – фрукт, огурец - …

-Наименьшее однозначное число.

-Она, судя по поговорке, не волк, в лес не убежит.

-Сколько гласных звуков в русском языке?

Упражнение «Поздоровайся локтями» [3].

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

На листочках записать свои ассоциации со словом ФГОС (1 группа), со словом ЛИЧНОСТЬ (2 группа).

Важным отличием современного подхода к урокам является направленность на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии.  Так почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? Ведь можно вводить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная необходимость в этом давно уже существует. Поэтому предлагаю вспомнить, освежить в своей памяти, что такое - Активные методы обучения.

Начну с методов «Инфо-угадай-ка» и «Bus stop». [3].

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.

Для каждой группы раздаются листы, на которых написано «Активные методы обучения». На листе имеются 4 круга.

1 круг - «понятие»

2 круг – этапы урока

3 круг – виды активных методов обучения

4 круг – цели и применения активных методов обучения

Работа нашего мастер класса должна помочь разрешению этих вопросов.

На уроке учитель управляет процессом обучения, а не передает знания. Функции ученика – активный деятель, т.е. учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Метод «Фруктовый сад» [3].

Каждому участнику раздаются шаблон яблока и лимона. На яблоке надо записать свои ожидания, а на лимоне – свои опасения от данного урока (тема «Уравнения»). Яблоки и груши прикрепляются к соответствующему дереву. В конце урока мы возвращаемся к яблочкам и лимонам и смотрим, подтвердились

ли опасения или ученикам  было уютно и комфортно.
          Метод Кубик Блума. Приемы смыслового чтения. [3].

Создатель техники «Кубик Блума» — Бенджамин Блум, американский психолог, педагог. Суть этого педагогического приема заключается в следующем: после прочтения материала нужно бросить кубик. На каждой грани написан свой вопрос. Всего их 6: почему; придумай; поделись; назови; предложи; объясни.

          К вопросам нужно придумать продолжение. После ответить на них. Другой вариант – составить задание и выполнить его.

Активные методы релаксации.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода». [3].

Если я скажу «земля» - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если я скажу «воздух» - поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу «огонь» - вы вращаете руками в локтевых суставах.

Сегодня я показала только часть тех активных форм обучения, которые применяю на своих уроках.

Считаю, что успешность современного урока зависит от личности учителя, его профессионализма, применяемых им современных методик, индивидуального подхода к ученикам.

Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

Список литературы:

1. Валиева Э. Д., Мухамадиев Г. Д. Проблемное обучение как активный метод обучения // Материалы Международной научно-практической конференции. 2018. С. 789-792.

2. Жалнина Л. А., Жалнина Т. Н. Использование активных и интерактивных методов и приемов обучения по математике на различных этапах организации процесса обучения // Концепт: электрон. журн. 2016. Т. 15. С. 1261-1265.

3. Селямиева Э. А. Использование активных методов обучения (АМО) на уроках литературного чтения // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: сб. научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ. Симферополь: Ареал, 2018. С. 387-391.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование активных методов обучения в системе урока"

В данной статье описываются активные методы обучения, которые используются учителем на уроке. Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаи...

"Использование активных методов обучения в системе урока"

В данной статье описываются активные методы обучения, которые учитель применяет в системе урока. Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся в...

Современный урок в начальной школе. Метод проектов.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Он поможет раскрыть сущность и возможность использования проектно-исследовательской технологии во внеурочной деятельности с обучающим...

Доклад «Опыты, эксперименты – как активные методы обучения учащихся на уроках в начальной школе с точки зрения формирования УУД»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...

Активные методы и приёмы для уроков в начальной школе

Данная учебно-методическая разработка содержит методические рекомендации по теме "Активные методы и приёмы для уроков в начальной школе"...