"Использование активных методов обучения в системе урока"
статья по теме

Якименко Наталья Ивановна

В данной статье описываются активные методы обучения, которые учитель применяет в системе урока. Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amo.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование активных методов обучения в системе урока»

(из опыта работы)

Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

К активным методам относятся методы, которые используются внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие наиболее эффективно решать конкретные задачи этапа.

В своей работе я использую ряд методов, описание которых приведу ниже.

Цель, которую я ставлю перед собой на уроке: заинтересовать обучающихся, удивить, разобраться, дойти до истины. Это составные компоненты проблемно-развивающего  обучения.

На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью,

запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – "пришел,

услышал, заучил” – называется репродуктивной. А при построении

проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний.

Использование АМО на  уроке позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Описание активных методов.

Психологическая поддержка

Учащиеся становятся в круг, держась за руки, учитель произносит слова шёпотом, а учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

 Мы отлично учимся и всё у нас получится!

Психологический настрой.

«Дерево настроений» - ребята показывают в начале и в конце урока листики соответствующего цвета: зелёный –всё хорошо, жёлтый – не очень хорошее настроение, фиолетовый – плохое;

Дети объясняют своё настроение, особенно в конце урока если оно изменилось.

 АМ начала образовательного мероприятия

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Метод «Фруктовый сад»

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

АМ презентации учебного материала

Пример АМ презентации учебного материала

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение:

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

АМ организации самостоятельной работы над темой

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

АМ подведения итогов урока

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

АМ Дерево мудрости

Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.
(Учащимся дается время на чтение текста.)
Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.
(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)
Пожалуйста, прикрепите листок скрепкой к «дереву».
Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, снимет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.


АМ «Занимательные карточки» предназначены для работы учащихся небольшими группами (2-6 человека). На каждой карточке записан вопрос и краткий ответ на него.
Правила игры
В игре участвует 2-6 человек.
В основу игры положен принцип «Веришь — не веришь». Предложения строятся таким образом, чтобы на них можно было ответить: «верю» или «не верю». Если следует правильный ответ «верю», то карточка откладывается в сторону, если «не верю», то отвечавший берет карточку себе. Правильные утверждения можно сочетать с заведомо неверными.
учителя получать карточки любого желающего.

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы:

Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

 по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах  для каждого ученика.

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Упражнение «Мостик дружбы»

Цель: ощутить свою принадлежность к группе, вырабатывать доброжелательное отношение  друг к  другу, создать положительный эмоциональный настрой на работу

Участники: все педагоги.

Время проведения: 5  минут

Проведение: Ведущий просит педагогов по желанию образовать пары, придумать и показать  мостик  дружбы, счастья, радости, мечты (при помощи рук, ног, туловища, соприкоснувшись головами, ладошками и т.д.). Затем он предлагает «построить» мостик втроем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

Метод «Волшебный круг»

Цель: выяснить мнение о прошедшем мероприятии, отследить соответствие результатов занятия с ожидаемыми предположениями.

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы: магнитофон и кассета с записью спокойной музыки, большой круг, выложенный из каната, внутри которого клубочки из ленточек зеленого, красного и желтого цвета.  

Проведение: Звучит спокойная музыка, группа подходит к кругу.  Ведущий предлагает всем педагогам оценить свой вклад в работу группы: выложить из клубочка красный лепесток – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Полученный цветок сравнивается с цветком



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»

Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск          «Повышение мотивации учащихся  путем использования активных методов обучения на уроках ...

Использование активных методов обучения на уроках технологии в начальной школе.

     Данная презентация раскрывает использование активных методов обучения на уроке технологии в 1 кл....

"Использование активных методов обучения в системе урока"

В данной статье описываются активные методы обучения, которые используются учителем на уроке. Активные методы обучения– это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаи...

Использование активных методов обучения на уроках в 1 классе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД Урок обучения грамоте по  образовательной системе  УМК «Перспективная начальная школа» организован в соответствии с тре...

Современный урок с использованием активных методов обучения

Современный  урок с использованием активных методов обучения...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, ...