Статья на тему "Современный школьник"
статья

 Бурнакова Екатерина Александровна

Современный школьник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_shkolnik.docx14.04 КБ

Предварительный просмотр:

Современный школьник: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации в начальной школе

 

Начальная школа - важный этап социальной жизни человека, и от того, будет ли он успешным, во многом зависит дальнейшая жизнь маленького человека.

В годы начальной школы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, окружающей природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет.

Достигнув возраста 7-8 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – школьное учреждение. Посещение школы требует от ребенка  приспособления к совершенно новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, провоцируя тем самым его стрессовое состояние. Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности иконечно же, эмоциональной зависимости ребенка от матери.

Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников, в новую социальную группу; принятие норм, правил поведения, приспособление к условиям пребывания, в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери. Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – например, холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.

Есть факторы, которые затрудняют социальную адаптацию детей к школьному учреждению такие, как: Эмоциональная неадекватность; Социальная некомпетентность; Несоциализированная агрессия; Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях; Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам; Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался: хороший аппетит; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение педагога; стабильное  эмоциональное состояние.

Для облегчения социальной адаптации детей родители играют очень важную роль, они должны с ранних лет учить детей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня.

С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

При адаптации к школе, особенно на начальном ее этапе, очень важную роль играет и учитель, который должен заранее уточнить у родителей особенности своего нового подопечного и, согласовав с ними свои действия, подобрать к нему индивидуализированный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая учителем в классе, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту. В целом, социальная адаптация является сложным процессом, как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работники школьных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Современный урок по ФГОС"

В данной статье содержится характеристика современного урока, его особенности....

Статья на тему: "Современный урок в начальной школе"

Каким должен быть современный урок в начальной школе...

Статья на тему "Младший школьник в современном цифровом обществе"

Статья на тему "Младший школьник в современном цифровом обществе"...

Статья на тему "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе".

Данная статья содержит описание современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе....

Статья на тему : «Современные формы работы классного руководителя»

Статья  содержит  материал о современных формах работы классного руководителя....

Статья на тему :"Современное воспитание детей младшего школьного возраста"

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого – изменения в окружающем мир...