Конспект коррекционного занятия по курсу: "Развитие осязания и мелкой моторики".
план-конспект

Мартьянова Галина Николаевна

Цель занятия: развитие навыков осязательного восприятия предметов, тактильной чувствительности и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_korrektsionnogo_zanyatiya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся»

Конспект коррекционного занятия по курсу

 «Развитие осязания и мелкой моторики»

(для слепых и слабовидящих обучающихся начального общего образования)

2 класс/2 год обучения

Автор: Мартьянова Г.Н.

Учитель - дефектолог

г. Троицк

Тема занятия: Игры и упражнения на развитие осязания и мелкой моторики

Продолжительность: 30 минут

Тип занятия: систематизация знаний (общеметодологическая направленность)

Вид занятия: игры и упражнения

Цель занятия: Развитие навыков осязательного восприятия предметов, тактильной чувствительности и мелкой моторики.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • совершенствование умения самостоятельно выполнять комплекс упражнений для кистей и пальцев рук;
  • расширение представлений об осязательных признаках и фактуре предметов; 
  • совершенствование навыков осязательного обследования сенсорных эталонов;
  • совершенствование умения составлять целое из частей.

Коррекционно - развивающие:

  • развитие мелких точных скоординированных движений кистей и пальцев рук;
  • развитие тактильно-осязательного восприятия;
  • развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
  • развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление).

Коррекционно - воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать инструкции педагога и действовать согласно им.

Современные образовательные технологии: технологии сенсомоторного развития; игровые технологии

Формы и методы обучения: подгрупповая форма организации занятия; словесный и практический методы обучения

Оборудование и дидактические материалы:

- Тактильный куб «Парочки», парные фишки с различными фактурными поверхностями;

- набор геометрических фигур и тел;

- рамки-вкладыши «Чудо соты»;

- карточки со схематичным изображением фигурок из частей сот (животные, машины и т.д.).

Планируемые результаты:

  • личностные:
  • личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта предметно-практической деятельности;
  • установка на деловое общение, социальное взаимодействие в учебной деятельности;
  • метопредметные:

- регулятивные:

  • выбор наиболее эффективных и оптимальных способов решения осязательной задачи;
  • контроль и оценка результатов тактильно-осязательного восприятия;

- познавательные:

  • актуализация знаний по теме занятия;
  • умение выявлять существенное;

-коммуникативные:

  • умение слушать педагога;
  • умение вступать в диалог с педагогом;
  • умение отвечать на вопросы;
  • предметные:
  • самостоятельное выполнение комплекса упражнений для кистей и пальцев рук;
  • определение отличительных признаков предметов с помощью осязания;
  • составление целого из частей.

Ход занятия:

  1. Вводная часть
  1.  Мотивационный этап
  • Приветствие, эмоциональный настрой на работу

1.2. Этап актуализации знаний и фиксирования затруднений

  • Выполнение комплекса упражнений для кистей и пальцев рук:

- массаж (упражнения с мячиком – ёжиком);

- комплекс упражнений;

- фигуры из пальцев (чередование «заяц» - «коза»);

- упражнения: «колечко», «пальцы здороваются».

  1. Основная часть
  1. Этап постановки учебной задачи

Введение в тему занятия.

  1. Этап реализации учебной задачи

Игры и упражнения:

- «Найди пару» (предложить обучающимся обследовать фишки с различными фактурными поверхностями, определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, шершавые и т.д.) и найти им пару на ощупь в кубе).

- «Чудесный мешочек» (предложить обучающимся на ощупь достать из мешочка нужную геометрическую фигуру или геометрическое тело).

- Динамическая пауза «Бабочка» (дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения)

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

2.3. Этап самостоятельной работы и проверки по эталонному образцу

- Практическая работа «Составь из частей целое» (работа с рамкой-вкладышем «Чудо соты»: слепые обучающиеся составляют соты из частей в игровом поле, слабовидящие обучающиеся составляют из частей сот предметные силуэты по карточкам со схематичным изображением фигурок из частей сот).

  1. Заключительная часть

- Рефлексия деятельности

Педагог предлагает обучающимся ответить на вопросы:

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Интересным ли было занятие?

Приложение

Технологическая карта

Структура

(этапы)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Регламент времени

Мотивационный этап

Приветствие, эмоциональный настрой на работу.

Выполнение ритуала приветствия

2

Этап актуализации знаний и фиксирования затруднений

Проведение разминки для рук

Выполнение комплекса упражнений для кистей и пальцев рук

5

Этап постановки учебной задачи

Введение в тему занятия

Ответы на вопросы педагога

2

Этап реализации учебной задачи

Игры и упражнения:

- «Найди пару»

- «Чудесный мешочек»

- Динамическая пауза «Бабочка»

Выполнение заданий

8

Этап самостоятельной работы

- Практическая работа «Составь из частей целое»

Выполнение заданий

10

Рефлексия деятельности

Подведение итогов занятия

Ответы на вопросы педагога

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики "Зимние забавы".

Данный материал рассчитан на обучающихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, способствует развитию и коррекции мелкой моторики. На занятии используются различные по фактуре ...

Конспект открытого коррекционного занятия по курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс «Веселое путешествие».

Цель: Закрепление знаний учащихся о форме предметов и основных цветах.Задачи: 1. Обобщить знания учащихся об основных геометрических фигурах и основных цветах;2. Развивать у учащихся пространств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Развитие осязания и мелкой моторики (базовый уровень)

Рабочая программа курса " Развитие осязания и мелкой моторики"...

Пособие "РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ"

В пособии подготовлена подборка методического материала по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, а также развитию  умений и навыков осязательного восприятия предметов и...

Консультация для родителей незрячего ребенка "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения"

Консультация для родителей незрячего ребенка "Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения"  представлена в форме буклета, в котором кратко рассмотрены педагогические приёмы р...

Консультация для родителей и педагогов «Основные направления формирования осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения»

Консультация для родителей и педагогов  «Основные направления формирования осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения» представлена в форме буклета, в котором кратко рассмотрены формы...

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.  Тема: «Дополнение изображения на плоскости пластилиновыми элементами. Транспорт».Цели: учить ...